Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Всеобщая декларация прав человека, статья 1
Права человека
Всеобщая декларация прав человека, статья 1
Права человека
Философско-правовая концепция прав человека заключает два основополагающих элемента. Первый состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права "первого поколения" - право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни - присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддержать в человеке чувство собственного достоинства. Ко "второму поколению" прав человека относятся права, устанавливаемые в соответствии с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровне (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные). Философско-правовой основой прав "второго поколения" является согласие тех, на кого они распространяются, т.е. согласие субъектов права, тогда как основу "первого поколения" прав составляет естественный порядок вещей.
В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства.
Современная цивилизация сформулировала доктрину прав человека во «Всеобщей декларации прав человека», принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Преамбула Декларации констатирует:
«Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…
Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».
Зарождение и развитие концепции прав человека
В истории возникало много различных идей, теорий, концепций, рассуждений о справедливости, общем благе, свободе и других элементарных нормах нравственности. Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека. С этими идеями тесно связана мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого государства.
Первоначальные представления о гражданстве и правах человека формировались в общем русле философско-правовых концепций, отстаивающих высокую ценность закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель). Последующее развитие философско-правовой мысли подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, которые свидетельствовали о великом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма.
Развитие философских идей и доктрин правового государства неотделимо от становления представлений о правах и свободах человека, которые в конечном счете и явились тем центральным звеном, вокруг которого развивались и выстраивались философско-юридические принципы и нормы правового государства. В разработку концепции значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс. Их философско-правовые взгляды опирались на теоретические построения античных мыслителей относительно подчинения закону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации государства. Для них характерна неотделимость прав человека от принципов построения правового государства - господство закона, свобода и справедливость.
Используя идею естественного закона (на основании исследования учений Аристотеля), Джон Локк (1632 - 1704) первым дал глубокое обоснование личных и гражданских свобод. К ним относится прежде всего свобода совести из-за невозможности воздействовать на внутренние убеждения извне. Природа человека такова, что его нельзя принудить к вере во что-либо с помощью внешней силы. Естественная свобода человека "заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы". В государстве свобода не уничтожается, а конкретизируется в гражданских законах: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека".
Бенедикт Спиноза (1632 - 1677), развивая идеи естественного права, одним из первых дал философское обоснование демократии, гражданских прав и свобод. Он считал, что в ситуации разъединения индивидов их естественное право обеспечено плохо, практически неосуществимо. Требуемые гарантии достигаются только в государстве, где каждый из объединяющихся субъектов переносит на него свою мощь, свое естественное право. Государство после такого объединения является гарантом обеспечения естественного права, но права не отдельных лиц, а всей совокупности граждан. Действие естественного права не прекращается, а принимает иную модификацию. По мнению Спинозы, сколь ни могущественна верховная власть, она не в состоянии всегда править так, как хочется. Она не в силах игнорировать то, что необходимо следует из законов природы. Индивид же таков, что не может полностью отказаться от принадлежащих ему естественных прав. К ним относятся право на жизнь и безопасность, свобода совести и мысли ("Каждый по величайшему праву природы господин своих мыслей").
Идея свободы индивида, раннее выдвинутая философами-просветителями, была развита в философских работах Иммануила Канта (1724 - 1804) и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Идея свободы как прирожденного естественного права человека и права в целом как результат добровольного согласия на ограничение собственного произвола определяет понимание государства как объединения множества людей, подчиненного общим правовым законам. В философском учении Канта прослеживается мысль о связи естественного права человека на свободу и господства в государстве правовых законов - "право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины и нельзя измышлять среднее прагматически обусловленного права (нечто среднее между правом и пользой); всей политике следует преклонять колени перед правом".
Исторические научные картины демонстрируют общее расширение понятия прав человека. Классическая модель ограничивается лишь юридическим представлением прав. Неклассическая рисует сосуществование двух ветвей прав: прав, имеющих правовую природу и подлежащих защите судебной процедурой, и группу социальных прав, являющихся результатом взаимопомощи людей и соответствующей деятельности государства.
В классическом знании права человека предполагаются естественными, неотчуждаемыми и священными, они существуют объективно как следствие факта рождения человека, отражают его конститутивные признаки и социоприродные условия бытия. Законодательная фиксация прав создает систему гарантий и обеспечивает беспрепятственное действие прав. Все, что не запрещено законом, то дозволено. Законодательное признание государством прав человека способствовало свертыванию традиционного общества и становлению общества гражданского, в котором государственная власть была вынуждена встать на путь упорядочения своих отношений с гражданами на правовой основе.
Альтернативное, неклассическое представление о правах человека появилось под влиянием процессов социализации, нараставших в обществе на рубеже XIX - XX вв. Общество потребовало, чтобы государство взяло на себя значительную часть социальных функций и оказывало услуги социально незащищенным слоям населения. Социально-экономические права были определены в качестве средства получения индивидом помощи от государства. К примеру, если гражданские и политические права связывались с требованиями условий свободной самореализации личности, то социально-экономические права отождествляются с возможностями обладания индивидом социальными благами, которые могли обеспечить ему существование, отвечающее человеческому достоинству в рамках достигнутого обществом уровня материального благосостояния.
Учения европейских мыслителей Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье оказали большое влияние в разработке проблем демократии и конституционного устройства в Северной Америке. В Декларации независимости равенство, свобода, право на восстание признаются неотчуждаемыми. При этом естественные права выше законов, издаваемых государственной властью. В Декларации говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью". Автор Декларации независимости США Томас Джефферсон (1743 - 1826).идеал государственного устройства видел в демократической республике, в которой народ будет участвовать через своих представителей в управлении государством.
Учения западных философов и мыслителей способствовали формированию теории правового государства, где в основе правовых взглядов лежит ограничение всевластия государства конституционным (правовым) механизмом, исключающим государственный произвол, нарушения прав и свобод человека и гражданина. И решающим фактором формирования правового государства является создание гражданского общества, вне которого правовое государство невозможно.
Россия и права человека
Значительную роль в обосновании прав человека наряду с выдающимися философами-гуманистами Запада сыграли русские правоведы - приверженцы либеральных ориентаций в правопонимании. Русские правоведы Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, И.А. Ильин, придали естественно-правовой концепции фундаментальную основу построения правовой системы, соответствующей потребностям современного гражданского общества. Они пропагандировали либеральное правопонимание, нацеленное на утверждение в социальном бытии неотъемлемых прирожденных прав человека.
Павел Иванович Новгородцев (1886 - 1924) был основателем теории естественного права с изменяющимся содержанием. Ее иногда называют новой теорией естественного права. Именно она получила широкое распространение во второй половине XIX в. Воплощение нравственного идеала Новгородцев усматривал в концепции естественного права, понятие которого определялось через противопоставление праву позитивному (воплощенному в законах). Оно воспринималось, с одной стороны, как совершенная (идеальная) норма, а с другой - как норма, неизменная, обусловленная самой природой. Особенности естественного права Новгородцев видел в стремлении к философскому осмыслению сущности права и нравственных критериев его оценки. На этом он обосновывал неотчуждаемые права личности, призывал "к усовершенствованию реформ во имя нравственных целей".
Суть этой теории заключается в том, что ее сторонники признают сам факт наличия естественного права как совокупности неотъемлемых прав личности, которые не могут быть ограничены, а тем более отняты у нее никакой властью, но считают, что конкретный объем этих прав не одинаков в разные эпохи. Естественные права личности - это, выражаясь современным языком, общечеловеческие ценности, закрепленные в праве. Их нарушение пагубно для общества и государства. Правовое государство способно обеспечивать юридически и охранять интересы каждого члена общества. Все это осуществить правовое государство может, потому что не только граждане, но и само государство в лице своих органов следует высшим нравственным принципам, в равной мере распространяя их на всех без исключения.
Новгородцев уделял основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом базируется нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права, как части нравственной субстанции. Общественно-политический идеал в конце XIX - начале XX в. выражался согласно его учению в требовании социально-правового государства. В работе "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных прав неспособны к существованию за счет собственных материальных средств. Он призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права. Правовое государство - это тип организации государства, при котором власть строго ограничена рамками права, а само право разумно и справедливо. Оно представляет собой некий идеал, к которому стремятся демократические общества.
Иван Александрович Ильин (1883 - 1954), сторонник концепции естественного права, последователь П.И. Новгородцева, полагал, что естественное право лежит в основе положительного права (тех норм, которые устанавливаются правовой властью и подлежат применению), присутствует в нем. А правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью, т.е. право, соответствующее самому "естеству" человека как духовно-нравственного существа, не что иное, как естественное право. Ильин вводит понятие правосознания, считая, что чем более развито правосознание, тем совершеннее будет и "положительное право", и руководимая им внешняя жизнь людей.
От тоталитаризма к признанию приоритета прав человека
Октябрьский переворот 1917 года полностью уничтожил в России само понятие прав и достоинства человека. Советский тоталитарный режим воспринимал граждан СССР как биомассу для удовлетворения извращенных потребностей партийно-хозяйственной номенклатуры. В Законе РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» было заявлено: «За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека…».
Российский Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" положил начало в осознании российским обществом трагических последствий преступлений советского режима и его античеловеческой идеологии. Так, через двадцать лет действия Закона о реабилитации, российской общественности была предложена Общенациональная государственно - общественная программа «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Авторы документа - рабочая группа по исторической памяти Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека определили цели программы как: «Первая и главная – модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима. Содействие созданию в обществе чувства ответственности за себя, за страну… Вторая – обеспечение поддержки программе модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения… Третья – укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего «соцлагеря» - через осознание общности трагического прошлого. Программа должна носить общий для этих стран характер… Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец, Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и ее культуры».
«Отмечая, что в двадцатом веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества», - Парламентская ассамблея ОБСЕ в Резолюции 2009 г. «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» призывает государства-участники «продолжать изучение тоталитарного наследия и повышать осведомленность общественности, разрабатывать и совершенствовать учебные пособия, программы и мероприятия, особенно для молодых поколений, о тоталитарной истории, человеческом достоинстве, правах и основных свободах человека, плюрализме, демократии и терпимости, поощрять и поддерживать деятельность неправительственных организаций, проводящих исследовательскую и просветительскую работу о преступлениях тоталитарных режимов; просит также правительства и парламенты государств-участников полностью избавиться от всех структур и моделей поведения, в основу которых было изначально заложено нарушение прав человека…»
Взаимозависимость
Естественное право составляет основу юридических норм, но как таковое не может быть нормативно-ценностной основой регулирования поведения людей, требующей определенности и обеспеченности критериев поведения, таких, которые дают конкретизированные социальные нормы, в первую очередь формализованные принципы и нормы позитивного права. Естественные права порождены природной закономерностью и человеческим разумом, осознавшим ценность и предназначение человека. Позитивные же права - это юридические нормы, в которых выражена воля властей, а следовательно, их перечень, содержание, объем и механизм функционирования подвержены политической конъюнктуре. Между естественными и позитивными правами существуют принципиальные различия, однако в системе прав человека в современном глобальном мире эти различия следует рассматривать в режиме объективной взаимозависимости.
В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства.
Современная цивилизация сформулировала доктрину прав человека во «Всеобщей декларации прав человека», принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Преамбула Декларации констатирует:
«Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…
Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».
Зарождение и развитие концепции прав человека
В истории возникало много различных идей, теорий, концепций, рассуждений о справедливости, общем благе, свободе и других элементарных нормах нравственности. Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека. С этими идеями тесно связана мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого государства.
Первоначальные представления о гражданстве и правах человека формировались в общем русле философско-правовых концепций, отстаивающих высокую ценность закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель). Последующее развитие философско-правовой мысли подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, которые свидетельствовали о великом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма.
Развитие философских идей и доктрин правового государства неотделимо от становления представлений о правах и свободах человека, которые в конечном счете и явились тем центральным звеном, вокруг которого развивались и выстраивались философско-юридические принципы и нормы правового государства. В разработку концепции значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс. Их философско-правовые взгляды опирались на теоретические построения античных мыслителей относительно подчинения закону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации государства. Для них характерна неотделимость прав человека от принципов построения правового государства - господство закона, свобода и справедливость.
Используя идею естественного закона (на основании исследования учений Аристотеля), Джон Локк (1632 - 1704) первым дал глубокое обоснование личных и гражданских свобод. К ним относится прежде всего свобода совести из-за невозможности воздействовать на внутренние убеждения извне. Природа человека такова, что его нельзя принудить к вере во что-либо с помощью внешней силы. Естественная свобода человека "заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы". В государстве свобода не уничтожается, а конкретизируется в гражданских законах: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека".
Бенедикт Спиноза (1632 - 1677), развивая идеи естественного права, одним из первых дал философское обоснование демократии, гражданских прав и свобод. Он считал, что в ситуации разъединения индивидов их естественное право обеспечено плохо, практически неосуществимо. Требуемые гарантии достигаются только в государстве, где каждый из объединяющихся субъектов переносит на него свою мощь, свое естественное право. Государство после такого объединения является гарантом обеспечения естественного права, но права не отдельных лиц, а всей совокупности граждан. Действие естественного права не прекращается, а принимает иную модификацию. По мнению Спинозы, сколь ни могущественна верховная власть, она не в состоянии всегда править так, как хочется. Она не в силах игнорировать то, что необходимо следует из законов природы. Индивид же таков, что не может полностью отказаться от принадлежащих ему естественных прав. К ним относятся право на жизнь и безопасность, свобода совести и мысли ("Каждый по величайшему праву природы господин своих мыслей").
Идея свободы индивида, раннее выдвинутая философами-просветителями, была развита в философских работах Иммануила Канта (1724 - 1804) и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Идея свободы как прирожденного естественного права человека и права в целом как результат добровольного согласия на ограничение собственного произвола определяет понимание государства как объединения множества людей, подчиненного общим правовым законам. В философском учении Канта прослеживается мысль о связи естественного права человека на свободу и господства в государстве правовых законов - "право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины и нельзя измышлять среднее прагматически обусловленного права (нечто среднее между правом и пользой); всей политике следует преклонять колени перед правом".
Исторические научные картины демонстрируют общее расширение понятия прав человека. Классическая модель ограничивается лишь юридическим представлением прав. Неклассическая рисует сосуществование двух ветвей прав: прав, имеющих правовую природу и подлежащих защите судебной процедурой, и группу социальных прав, являющихся результатом взаимопомощи людей и соответствующей деятельности государства.
В классическом знании права человека предполагаются естественными, неотчуждаемыми и священными, они существуют объективно как следствие факта рождения человека, отражают его конститутивные признаки и социоприродные условия бытия. Законодательная фиксация прав создает систему гарантий и обеспечивает беспрепятственное действие прав. Все, что не запрещено законом, то дозволено. Законодательное признание государством прав человека способствовало свертыванию традиционного общества и становлению общества гражданского, в котором государственная власть была вынуждена встать на путь упорядочения своих отношений с гражданами на правовой основе.
Альтернативное, неклассическое представление о правах человека появилось под влиянием процессов социализации, нараставших в обществе на рубеже XIX - XX вв. Общество потребовало, чтобы государство взяло на себя значительную часть социальных функций и оказывало услуги социально незащищенным слоям населения. Социально-экономические права были определены в качестве средства получения индивидом помощи от государства. К примеру, если гражданские и политические права связывались с требованиями условий свободной самореализации личности, то социально-экономические права отождествляются с возможностями обладания индивидом социальными благами, которые могли обеспечить ему существование, отвечающее человеческому достоинству в рамках достигнутого обществом уровня материального благосостояния.
Учения европейских мыслителей Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье оказали большое влияние в разработке проблем демократии и конституционного устройства в Северной Америке. В Декларации независимости равенство, свобода, право на восстание признаются неотчуждаемыми. При этом естественные права выше законов, издаваемых государственной властью. В Декларации говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью". Автор Декларации независимости США Томас Джефферсон (1743 - 1826).идеал государственного устройства видел в демократической республике, в которой народ будет участвовать через своих представителей в управлении государством.
Учения западных философов и мыслителей способствовали формированию теории правового государства, где в основе правовых взглядов лежит ограничение всевластия государства конституционным (правовым) механизмом, исключающим государственный произвол, нарушения прав и свобод человека и гражданина. И решающим фактором формирования правового государства является создание гражданского общества, вне которого правовое государство невозможно.
Россия и права человека
Значительную роль в обосновании прав человека наряду с выдающимися философами-гуманистами Запада сыграли русские правоведы - приверженцы либеральных ориентаций в правопонимании. Русские правоведы Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, И.А. Ильин, придали естественно-правовой концепции фундаментальную основу построения правовой системы, соответствующей потребностям современного гражданского общества. Они пропагандировали либеральное правопонимание, нацеленное на утверждение в социальном бытии неотъемлемых прирожденных прав человека.
Павел Иванович Новгородцев (1886 - 1924) был основателем теории естественного права с изменяющимся содержанием. Ее иногда называют новой теорией естественного права. Именно она получила широкое распространение во второй половине XIX в. Воплощение нравственного идеала Новгородцев усматривал в концепции естественного права, понятие которого определялось через противопоставление праву позитивному (воплощенному в законах). Оно воспринималось, с одной стороны, как совершенная (идеальная) норма, а с другой - как норма, неизменная, обусловленная самой природой. Особенности естественного права Новгородцев видел в стремлении к философскому осмыслению сущности права и нравственных критериев его оценки. На этом он обосновывал неотчуждаемые права личности, призывал "к усовершенствованию реформ во имя нравственных целей".
Суть этой теории заключается в том, что ее сторонники признают сам факт наличия естественного права как совокупности неотъемлемых прав личности, которые не могут быть ограничены, а тем более отняты у нее никакой властью, но считают, что конкретный объем этих прав не одинаков в разные эпохи. Естественные права личности - это, выражаясь современным языком, общечеловеческие ценности, закрепленные в праве. Их нарушение пагубно для общества и государства. Правовое государство способно обеспечивать юридически и охранять интересы каждого члена общества. Все это осуществить правовое государство может, потому что не только граждане, но и само государство в лице своих органов следует высшим нравственным принципам, в равной мере распространяя их на всех без исключения.
Новгородцев уделял основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом базируется нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права, как части нравственной субстанции. Общественно-политический идеал в конце XIX - начале XX в. выражался согласно его учению в требовании социально-правового государства. В работе "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных прав неспособны к существованию за счет собственных материальных средств. Он призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права. Правовое государство - это тип организации государства, при котором власть строго ограничена рамками права, а само право разумно и справедливо. Оно представляет собой некий идеал, к которому стремятся демократические общества.
Иван Александрович Ильин (1883 - 1954), сторонник концепции естественного права, последователь П.И. Новгородцева, полагал, что естественное право лежит в основе положительного права (тех норм, которые устанавливаются правовой властью и подлежат применению), присутствует в нем. А правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью, т.е. право, соответствующее самому "естеству" человека как духовно-нравственного существа, не что иное, как естественное право. Ильин вводит понятие правосознания, считая, что чем более развито правосознание, тем совершеннее будет и "положительное право", и руководимая им внешняя жизнь людей.
От тоталитаризма к признанию приоритета прав человека
Октябрьский переворот 1917 года полностью уничтожил в России само понятие прав и достоинства человека. Советский тоталитарный режим воспринимал граждан СССР как биомассу для удовлетворения извращенных потребностей партийно-хозяйственной номенклатуры. В Законе РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» было заявлено: «За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека…».
Российский Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" положил начало в осознании российским обществом трагических последствий преступлений советского режима и его античеловеческой идеологии. Так, через двадцать лет действия Закона о реабилитации, российской общественности была предложена Общенациональная государственно - общественная программа «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Авторы документа - рабочая группа по исторической памяти Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека определили цели программы как: «Первая и главная – модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима. Содействие созданию в обществе чувства ответственности за себя, за страну… Вторая – обеспечение поддержки программе модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения… Третья – укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего «соцлагеря» - через осознание общности трагического прошлого. Программа должна носить общий для этих стран характер… Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец, Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и ее культуры».
«Отмечая, что в двадцатом веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества», - Парламентская ассамблея ОБСЕ в Резолюции 2009 г. «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» призывает государства-участники «продолжать изучение тоталитарного наследия и повышать осведомленность общественности, разрабатывать и совершенствовать учебные пособия, программы и мероприятия, особенно для молодых поколений, о тоталитарной истории, человеческом достоинстве, правах и основных свободах человека, плюрализме, демократии и терпимости, поощрять и поддерживать деятельность неправительственных организаций, проводящих исследовательскую и просветительскую работу о преступлениях тоталитарных режимов; просит также правительства и парламенты государств-участников полностью избавиться от всех структур и моделей поведения, в основу которых было изначально заложено нарушение прав человека…»
Взаимозависимость
Естественное право составляет основу юридических норм, но как таковое не может быть нормативно-ценностной основой регулирования поведения людей, требующей определенности и обеспеченности критериев поведения, таких, которые дают конкретизированные социальные нормы, в первую очередь формализованные принципы и нормы позитивного права. Естественные права порождены природной закономерностью и человеческим разумом, осознавшим ценность и предназначение человека. Позитивные же права - это юридические нормы, в которых выражена воля властей, а следовательно, их перечень, содержание, объем и механизм функционирования подвержены политической конъюнктуре. Между естественными и позитивными правами существуют принципиальные различия, однако в системе прав человека в современном глобальном мире эти различия следует рассматривать в режиме объективной взаимозависимости.
Обсуждения Права человека и философско-правовая концепция
1. Паранойя тоталитарно-чекистского коллективизма. Паранойя (греч. безумие) - психическое расстройство, рассматриваемое в синдромологическом аспекте как паранойяльное симптомообразование в виде формирования систематизированного интерпретативного бреда в рамках различных психических нозологий. Данное психическое расстройство характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, повышенной восприимчивостью, а также подозрительностью и хорошо обоснованной системой так называемых сверхценных идей, приобретающих при чрезмерной выраженности характер бреда. Эта система была бы логична, если бы, в данном изложении понятий, исходные патологические идеи "исторических деятелей-людоедов" не были бы чудовищно преступны. Систематическое осмысленное уничтожение десятков миллионов людей нацистским (Германия) и сталинским (СССР) режимами - есть проявление параноидального сатанинского коллективизма по уничтожению индивидуальности.
2. Смысл - сущность явления, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. Смысл оправдывает существование явления, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности. Смыслом называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может подразумеваться целеполагание, результат какого-либо действия. Смысл - понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из нее пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом. В незнакомом языке отдельные фразы на нем кажутся бессмысленными, в то время как естественные носители языка автоматически различают осмысленный или бессмысленный характер произнесенных слов и предложений. Термин бессмысленность введен для того, чтобы зафиксировать тот факт, что многие из наших поведенческих актов выполняются "бессмысленно", то есть без сознательного отражения того, что мы делаем.
3. Заблуждение как уклонение от истины и принимаемое за истинное суждение основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его следует отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих конкретное значение в определенных обстоятельствах. Источник заблуждения усматривается либо в природном несовершенстве познавательных способностей, в ограниченности чувственного знания, либо в недостатке образованности индивида, либо в совместном действии этих факторов. Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движущимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области. А если мы попытаемся применять эту противоположность вне пределов конкретной области как абсолютную, то мы уже совсем потерпим фиаско - оба полюса противоположности превратятся каждый в свою противоположность. Истина станет заблуждением, а заблуждение - истиной
Во первых, изначально человек существо сугубо общественное. Без общества он или погибнет или превратится в подобие зверя. Только в обществе при взаимодействии, при обогащении друг друга знаниями, при коллективном труде, где каждый имеет специализацию, возможно его развитие и рост интеллекта. В индивидуальной берлоге интеллект нужен только на уровне примитивного зверя, достаточного для выживания. Вектор истории ведет по пути объединения племен, государств, формируя таким образом из отдельных людей, как из клеток единый интеллектуальный в высшей степени организованный организм, в котором благополучие и дальнейшее развитие каждого зависит от слаженности работы всего организма. Мириады одиночек индивидуалистов, закуклинных в свою собственность, никакого организма не сформируют и только будут бесконечно грызться каждый со всеми. Уровень останется на изначальном примитиве.
Теперь насчет смысла и бессмысленности.
Ваша позиция, действительно, бессмысленна, потому и мысли такие безнадежные.
На самом деле в мире ничего бессмысленного нет. Разве Вам ни о чем не говорит необратимо летящее время? Не видите в нем движения к определенной цели? И оно летит с самого зарождения вселенной. Вопрос - что это за цель?
Станет всё понятнее, если допустить, что наряду с физической реальностью, есть реальность метафизическая, из которой и вырвалась взрывом наша вселенная и начала развиваться по определенной программе, реализуя физическую реальность. Осмысленность этой программы видна хотя бы по разумности устройства нашей природы. В ней предусмотрено выделение разумной составляющей в отдельный орган, вначале в орган, опекаемый мозгом, под названием душа, а далее в объединенный метафизический внеземной орган, укладывающий все души умерших в единую структуру. Именно для выращивания в каждом человеке этой души и предусмотрено рождение младенцев и смерть, когда материал уже созреет. Выражением души служит мораль. Общество сливается в единый организм для того, чтоб выработались те правила слияния, которые и нужны в том метафизическом организме.
Теперь, для чего тот метафизический организм нужен?
Очевидно, что способность планеты кормить и носить людей на себе истекает, подходит конец физической жизни на земле, и таким образом жизнь продолжится вне земли. И сейчас тот орган живет, в нем души всех умерших и нам надо готовиться к переходу туда.
Вот в этом и смысл нашей жизни, и дальнейшие перспективы. Ну а обсуждать вопрос, а зачем и этот орган во вселенной нужен здесь не стоит, слишком объемный.
Вы заблудились в потемках. И других вводите в заблуждение.
Понимаю, что если в Вас душа уже в какой-то мере созрела, то Вы меня поймете, но если осталась на уровне ребенка с хватательным и сосательным инстинктом, то всё это назовете сказкой или бредом. Тогда душа Ваша лишена перспектив. Остальные и далее войдут в дальнейшую жизнь, только Вас в ней не будет.
«Всё бессмысленно... На этом можно было и остановиться, ибо нет смысла в словах, которые не несут смысла. Бессмысленность Ваших действий и ожиданий. Нескончаемая погоня за реализацией сумрачных надежд юности и черная тоска разочарований старости. Полжизни Вы гоняетесь за счастьем - благополучной пустотой, тратя время и здоровье, остаток дней залечиваете подорванное здоровье, с тоской вспоминая былую молодость. Замкнутый круг или неизбежная трагедия жизни..?
Муки рождения, первый крик боли, зачем Вы пришли в этот мир, где Вас никто не ждет? Живая материя, возникнувшая вопреки всем непонятым Вами законам космоса, на больной, чахоточной планете, зараженной бактерией человеческого эмбриона. Безмерный холод великой пустоты, равнодушно взирает на Вас из глубин космоса. Кому нужна истерзанная Вами Планета, на захолустной окраине галактического хаоса, населенная трехмерной живой материей с парадоксальными примитивными мыслительными способностями?
Все бессмысленно. И юношеское ожидание, и осознание Вашего существования, и мудрость старости, открывающее завесу всемирной печали. Зачем Вам дали жизнь? Чтобы в приступах звериной ярости, изо дня в день, из года в год, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Вы и Ваши ничтожества - правители, на трон Вами воздвигнутые, убивали друг друга, изощряясь в способах уничтожения самих себя?
Есть ли во всем этом хоть какой то смысл или все бессмысленно? Этого Вы никогда не узнаете. А догадки строятся на фактах, коих здесь нет. Так что, любое Ваше предположение может быть истиной. А раз так, то Ваша жизнь всего лишь дело случая. Повезет - не повезет... Всё бессмысленно...»
Всё Бессмысленно..?
По другой концепции никто из людей не свободен от общества, он подчинен общепринятым правилам, его личные свободы ограничены ими . Он обязан их соблюдать. Вы правильно упомянули в преамбуле пункт Декларации "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
Обращаю внимание - наделены совестью, а значит им должно быть стыдно ущемлять права других, реализуя свою свободу при обеспечении личного благополучия. Они обязаны вести себя в "духе братства". А это предполагает обеспечение некой справедливости при делении земель, прочих ресурсов на частную собственность, Они обязаны иметь мораль участника коллектива, предполагающего гуманность, честность, порядочность. Высшей ценностью для человека становится не его личное благополучие, а благополучие общества. И это оправдано, потому что при деградации общества погибнет и он сам, как бы ни замыкался в свою скорлупу. А в необходимых случаях, когда надо сконцентрировать все ресурсы для преодоления обществом возникших затруднений, часть своей собственности он может отдать на благо общего дела. В том и различие в морали мелкого эгоиста и морали государственника. И чувством собственного достоинства будет гордость за свою страну, гордость за себя, как участника великих дел, гордость за свой народ.
Так какая Вам концепция ближе?