Существует ли абсолютное зло, если мы рассматриваем проблему с точки зрения монотеизма?
Попробуем логически поразмышлять.
1. Если Бог есть абсолютное добро и носитель этого абсолютного добра, то говоря о том, что существует абсолютное зло, мы должны предположить, что есть его абсолютный носитель, чаще всего он ассоциируется с дьяволом.
2. Если это так, то, следуя дальше этой логике, можно сказать, что абсолютный носитель зла должен быть абсолютной антитезой Богу.
3. Т.е. если Бог всемогущ как носитель добра, то носитель абсолютного зла должен быть также всемогущ прямо пропорционально могуществу Богу.
4. С позиции монотеизма, принятие подобного тезиса не допустимо, так как ведет к манихейскому дуализму и умалению Бога.
5. Таким образом, Божественное добро монотеизма должно быть выше простой оппозиции злу, оно вне оппозиции и дуализма, оно чистое бытие.
6. Если дуализм не возможен, то тогда следует вывод, что зло не бывает абсолютным и дьявол не может быть равен Богу как прямо пропорциональный оппозит.
7. Коль скоро абсолютного зла не бывает и оно невозможно, то то зло, которое мы знаем, должно быть относительным и его бытие относительным, а следовательно, в нем всегда должна существовать даже на относительно максимальном уровне его проявления потенция добра.
8. В этой связи, если зло, с которым мы имеем дело, относительно, то в человеческом мире оно должно уравновешиваться подобным же типом относительного добра, которое также должно содержать в себе хотя бы минимальную потенцию зла.
9. И здесь встает вопрос о двух критериях – критерии Бога и критерии человеческого разума.
10. Бог, являясь абсолютным существом, является критерием абсолютного добра, а также относительного добра и зла.
11. Человеческий разум, являясь ограниченным феноменом, выступает, следовательно, критерием относительного добра и зла, которые он зачастую пытается вывести на уровень, ошибочно принимаемый им за абсолютный.
12. Бог, как всемогущее существо видит всю цепочку причинно-следственных связей, начиная с самого первого момента бытия, и поэтому только он может определить истинную точную природу того, что человеком определяется как добро и зло. Истинная природа добра и зла определяется не только в привязке к ситуации, но и в зависимости от конечного замысла Творца в отношении мира и человека.
13. Человек, как ограниченное существо, не видит всей цепи причинно-следственных связей, а только их часть и в большинстве случаев оценивает что-либо как добро или зло в привязке к отдельно взятой ситуации. При этом человеческий разум не может абсолютно точно оценить добро это или зло сквозь призму конечного замысла, аналогично Творцу.
14. И в данной связи по-настоящему мудрые люди делают разницу в оценке события – они делят оценку на относительную (явно видную, ситуативную) и оценку в замысле Творца (не видимую для разума, объект веры).
Попробуем логически поразмышлять.
1. Если Бог есть абсолютное добро и носитель этого абсолютного добра, то говоря о том, что существует абсолютное зло, мы должны предположить, что есть его абсолютный носитель, чаще всего он ассоциируется с дьяволом.
2. Если это так, то, следуя дальше этой логике, можно сказать, что абсолютный носитель зла должен быть абсолютной антитезой Богу.
3. Т.е. если Бог всемогущ как носитель добра, то носитель абсолютного зла должен быть также всемогущ прямо пропорционально могуществу Богу.
4. С позиции монотеизма, принятие подобного тезиса не допустимо, так как ведет к манихейскому дуализму и умалению Бога.
5. Таким образом, Божественное добро монотеизма должно быть выше простой оппозиции злу, оно вне оппозиции и дуализма, оно чистое бытие.
6. Если дуализм не возможен, то тогда следует вывод, что зло не бывает абсолютным и дьявол не может быть равен Богу как прямо пропорциональный оппозит.
7. Коль скоро абсолютного зла не бывает и оно невозможно, то то зло, которое мы знаем, должно быть относительным и его бытие относительным, а следовательно, в нем всегда должна существовать даже на относительно максимальном уровне его проявления потенция добра.
8. В этой связи, если зло, с которым мы имеем дело, относительно, то в человеческом мире оно должно уравновешиваться подобным же типом относительного добра, которое также должно содержать в себе хотя бы минимальную потенцию зла.
9. И здесь встает вопрос о двух критериях – критерии Бога и критерии человеческого разума.
10. Бог, являясь абсолютным существом, является критерием абсолютного добра, а также относительного добра и зла.
11. Человеческий разум, являясь ограниченным феноменом, выступает, следовательно, критерием относительного добра и зла, которые он зачастую пытается вывести на уровень, ошибочно принимаемый им за абсолютный.
12. Бог, как всемогущее существо видит всю цепочку причинно-следственных связей, начиная с самого первого момента бытия, и поэтому только он может определить истинную точную природу того, что человеком определяется как добро и зло. Истинная природа добра и зла определяется не только в привязке к ситуации, но и в зависимости от конечного замысла Творца в отношении мира и человека.
13. Человек, как ограниченное существо, не видит всей цепи причинно-следственных связей, а только их часть и в большинстве случаев оценивает что-либо как добро или зло в привязке к отдельно взятой ситуации. При этом человеческий разум не может абсолютно точно оценить добро это или зло сквозь призму конечного замысла, аналогично Творцу.
14. И в данной связи по-настоящему мудрые люди делают разницу в оценке события – они делят оценку на относительную (явно видную, ситуативную) и оценку в замысле Творца (не видимую для разума, объект веры).
Обсуждения Существует ли абсолютное зло?