Охота в ущелье тигровой реки
Апрельским днем 1819 года группа британских офицеров пробиралась сквозь тропические джунгли в поисках тигров. В диком ущелье реки Вагхоры охотники рассчитывали найти хорошую добычу. Один из них раздвинул буйные заросли — и высокий каменный Будда, благословляя непрошенных гостей, открылся их изумленным взорам.
Апрельским днем 1819 года группа британских офицеров пробиралась сквозь тропические джунгли в поисках тигров. В диком ущелье реки Вагхоры охотники рассчитывали найти хорошую добычу. Один из них раздвинул буйные заросли — и высокий каменный Будда, благословляя непрошенных гостей, открылся их изумленным взорам.
Оглядевшись, англичане нашли на склоне множество ходов, ведущих в глубь горы.
Так случайно был открыт пещерный монастырь, забытый людьми почти на тысячелетие...
Экзотической добычей англичан стали 29 пещер, на 500 м протянувшихся вдоль скалистого берега подковообразного залива Вагхоры, неподалеку от селения Аджанта.
Когда-то давно здесь располагался буддийский монастырь. Пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи) снаружи и внутри были украшены скульптурами, тонкой резьбой по камню и удивительными фресками, покрывавшими все свободное пространство — потолки, стены, колонны.
Монахи начали осваивать эти места во II веке до н.э. и покинули в IX веке, после угасания буддизма в Индии. Долгие столетия монастырское поселение пребывало в забвении, храмы остались без всякого присмотра и постепенно разрушились. Пещеры заросли диким плющом, и тигры, обезьяны, медведи нашли в них приют и убежище.
Все пещеры Аджанты украшены резьбой, скульптурами и росписями. Особенно ценны ее фрески, полностью покрывающие стены, потолки и колонны. Только в одном из подземных залов живопись занимает более 1000 м2!
Первый исследователь
Индийские власти не торопились с изучением этого сокровища. За следующие 25 лет пещеры привлекли внимание лишь нескольких ученых да немногих групп туристов.
Первым исследователем храмов Аджанты стал английский археолог Джеймс Фергюссон. В 1843 году, потрясенный увиденным, он представил в Королевское Азиатское общество научный отчет с описанием пещер: 24 из них оказались монастырями, а 5 — храмами.
Какой неимоверный труд и какое мастерство потребовались для сооружения грандиозного комплекса в твердейшем базальте! Ученый считал, что на его создание ушло больше сил, чем на возведение пирамиды Хеопса. Великолепные росписи сохранились в 16 пещерах из 29. Но бесценный памятник разрушался под воздействием климата и по вине многочисленных «любителей» старины — и Фергюссон забил тревогу.
После доклада ученого Восточно-Индийская компания направила в Аджанту капитана Британской армии художника Роберта Гилла — для исследования и зарисовки росписей.
«Все великое и малое здесь начертано»
«В этом монастыре есть большой храм, в котором находится каменное изображение Будды. На стенах нарисованы события из жизни Будды от просветления до его конечного ухода; все великое и малое здесь начертано», — писал китайский паломник-буддист Сюань Цзан, посетивший Аджанту в VII веке.
В ее настенной живописи перемешались образы реальной и легендарной истории. Картины из жизни великого учителя Будды соседствуют с сюжетами из джатак — историй о его прошлых воплощениях, — c эпизодами из повседневной жизни, что протекала во дворцах и хижинах, в городах, селах, а также со сценками веселых празднеств.
Живопись Аджанты — своеобразная энциклопедия, в которой дано представление обо всех социальных слоях индийского общества (от правителя до нищего), о многочисленных народах, населявших Индию, о событиях ее истории. Люди, боги, цветы, животные смотрят изо всех уголков пещер, рассказывают что-то, поучают, поют и танцуют, и зовут присоединиться к празднику, и увлекают в небесные сферы под звуки музыки, которую исполняют гении небесных сфер — апсары и гандхарвы. Таково это красочное послание древних мастеров, словно говорящих: жизнь священна, и все в мире связано — небо и земля, люди, боги, животные.
Проклятие богов
И Роберт Гилл взялся донести это послание до своих современников. В 1844 году он начал копировать уцелевшие росписи и почти все время проводил в пещерах, даже жил там. Гилл копировал фрески на полотне, а затем прорисовывал и раскрашивал их. Этому непрерывному титаническому труду он отдал 20 лет жизни!
У индусов существует легенда о проклятии пещер Аджанты. Тень этого проклятия, казалось, коснулась и Гилла, осмелившегося нарушить покой богов. На него сыпались неприятности разных мастей: он переболел дизентерией, ломал ногу, пережил политические перевороты. Наконец, в 1866 году копии основных фресок были собраны в лондонском Хрустальном дворце для выставки. Но дворец вместе со всеми полотнами Гилла сгорел во время пожара. Эта трагедия чуть не убила и самого художника. Он пытался начать все сначала, но после пяти лет работы заболел и вскоре умер. Его похоронили рядом с пещерами.
Последовали новые попытки сделать копии фресок, однако сохранить их почти никогда не удавалось. Хорошо известна еще одна драматическая история: группа бомбейских художников четыре сезона подряд перерисовывала росписи, потом картины отправили в Лондон, теперь уже в Музей Виктории и Альберта. На этот раз огонь уничтожил только копии фресок Аджанты.
Мировое наследие
В конце 20-х годов XX века итальянские ученые опубликовали фотографии пещерных росписей. И Запад, потрясенный искусством древних мастеров, признал Аджанту «самым выдающимся художественным достижением Азии».
Пещеры Аджанты уникальны, они — образец редкой красоты и мастерства, подлинный шедевр индийского искусства, достояние мировой культуры. ЮНЕСКО включило их в список памятников мирового наследия. Сегодня там находится музей буддийского искусства.
Изучение пещер Аджанты продолжается и в наше время, но в их истории до сих пор много «белых пятен». Например, не ясно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыт и секрет светящихся красок.
Неофициальная история
Помимо известной и всеми признанной истории пещер Аджанты существует другая — легендарная. Если верить ей, то пещеры были здесь с незапамятных, доисторических времен, когда на территории Азии шумело обширное внутреннее море, а посреди него находился прекрасный священный Остров. На нем жили «Сыны Божьи», передавшие людям знания о природе и мире. Но до Острова невозможно было добраться по морю.
В те далекие мифические времена в Индии существовали школы Мистерий, и верховные жрецы, посвященные этих школ, знали о подземных ходах, по которым можно было попасть на несравненный Остров. Эти тайные ходы соединяли Остров со всеми землями вокруг, и один из них вел в Аджанту, где также находилась школа Мистерий.
Правда это или вымысел? Никто не знает. Но, быть может, новые открытия покажут, что богообитаемый Остров — не сказка?..
Так случайно был открыт пещерный монастырь, забытый людьми почти на тысячелетие...
Экзотической добычей англичан стали 29 пещер, на 500 м протянувшихся вдоль скалистого берега подковообразного залива Вагхоры, неподалеку от селения Аджанта.
Когда-то давно здесь располагался буддийский монастырь. Пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи) снаружи и внутри были украшены скульптурами, тонкой резьбой по камню и удивительными фресками, покрывавшими все свободное пространство — потолки, стены, колонны.
Монахи начали осваивать эти места во II веке до н.э. и покинули в IX веке, после угасания буддизма в Индии. Долгие столетия монастырское поселение пребывало в забвении, храмы остались без всякого присмотра и постепенно разрушились. Пещеры заросли диким плющом, и тигры, обезьяны, медведи нашли в них приют и убежище.
Все пещеры Аджанты украшены резьбой, скульптурами и росписями. Особенно ценны ее фрески, полностью покрывающие стены, потолки и колонны. Только в одном из подземных залов живопись занимает более 1000 м2!
Первый исследователь
Индийские власти не торопились с изучением этого сокровища. За следующие 25 лет пещеры привлекли внимание лишь нескольких ученых да немногих групп туристов.
Первым исследователем храмов Аджанты стал английский археолог Джеймс Фергюссон. В 1843 году, потрясенный увиденным, он представил в Королевское Азиатское общество научный отчет с описанием пещер: 24 из них оказались монастырями, а 5 — храмами.
Какой неимоверный труд и какое мастерство потребовались для сооружения грандиозного комплекса в твердейшем базальте! Ученый считал, что на его создание ушло больше сил, чем на возведение пирамиды Хеопса. Великолепные росписи сохранились в 16 пещерах из 29. Но бесценный памятник разрушался под воздействием климата и по вине многочисленных «любителей» старины — и Фергюссон забил тревогу.
После доклада ученого Восточно-Индийская компания направила в Аджанту капитана Британской армии художника Роберта Гилла — для исследования и зарисовки росписей.
«Все великое и малое здесь начертано»
«В этом монастыре есть большой храм, в котором находится каменное изображение Будды. На стенах нарисованы события из жизни Будды от просветления до его конечного ухода; все великое и малое здесь начертано», — писал китайский паломник-буддист Сюань Цзан, посетивший Аджанту в VII веке.
В ее настенной живописи перемешались образы реальной и легендарной истории. Картины из жизни великого учителя Будды соседствуют с сюжетами из джатак — историй о его прошлых воплощениях, — c эпизодами из повседневной жизни, что протекала во дворцах и хижинах, в городах, селах, а также со сценками веселых празднеств.
Живопись Аджанты — своеобразная энциклопедия, в которой дано представление обо всех социальных слоях индийского общества (от правителя до нищего), о многочисленных народах, населявших Индию, о событиях ее истории. Люди, боги, цветы, животные смотрят изо всех уголков пещер, рассказывают что-то, поучают, поют и танцуют, и зовут присоединиться к празднику, и увлекают в небесные сферы под звуки музыки, которую исполняют гении небесных сфер — апсары и гандхарвы. Таково это красочное послание древних мастеров, словно говорящих: жизнь священна, и все в мире связано — небо и земля, люди, боги, животные.
Проклятие богов
И Роберт Гилл взялся донести это послание до своих современников. В 1844 году он начал копировать уцелевшие росписи и почти все время проводил в пещерах, даже жил там. Гилл копировал фрески на полотне, а затем прорисовывал и раскрашивал их. Этому непрерывному титаническому труду он отдал 20 лет жизни!
У индусов существует легенда о проклятии пещер Аджанты. Тень этого проклятия, казалось, коснулась и Гилла, осмелившегося нарушить покой богов. На него сыпались неприятности разных мастей: он переболел дизентерией, ломал ногу, пережил политические перевороты. Наконец, в 1866 году копии основных фресок были собраны в лондонском Хрустальном дворце для выставки. Но дворец вместе со всеми полотнами Гилла сгорел во время пожара. Эта трагедия чуть не убила и самого художника. Он пытался начать все сначала, но после пяти лет работы заболел и вскоре умер. Его похоронили рядом с пещерами.
Последовали новые попытки сделать копии фресок, однако сохранить их почти никогда не удавалось. Хорошо известна еще одна драматическая история: группа бомбейских художников четыре сезона подряд перерисовывала росписи, потом картины отправили в Лондон, теперь уже в Музей Виктории и Альберта. На этот раз огонь уничтожил только копии фресок Аджанты.
Мировое наследие
В конце 20-х годов XX века итальянские ученые опубликовали фотографии пещерных росписей. И Запад, потрясенный искусством древних мастеров, признал Аджанту «самым выдающимся художественным достижением Азии».
Пещеры Аджанты уникальны, они — образец редкой красоты и мастерства, подлинный шедевр индийского искусства, достояние мировой культуры. ЮНЕСКО включило их в список памятников мирового наследия. Сегодня там находится музей буддийского искусства.
Изучение пещер Аджанты продолжается и в наше время, но в их истории до сих пор много «белых пятен». Например, не ясно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыт и секрет светящихся красок.
Неофициальная история
Помимо известной и всеми признанной истории пещер Аджанты существует другая — легендарная. Если верить ей, то пещеры были здесь с незапамятных, доисторических времен, когда на территории Азии шумело обширное внутреннее море, а посреди него находился прекрасный священный Остров. На нем жили «Сыны Божьи», передавшие людям знания о природе и мире. Но до Острова невозможно было добраться по морю.
В те далекие мифические времена в Индии существовали школы Мистерий, и верховные жрецы, посвященные этих школ, знали о подземных ходах, по которым можно было попасть на несравненный Остров. Эти тайные ходы соединяли Остров со всеми землями вокруг, и один из них вел в Аджанту, где также находилась школа Мистерий.
Правда это или вымысел? Никто не знает. Но, быть может, новые открытия покажут, что богообитаемый Остров — не сказка?..
Обсуждения Пищеры Аджанты