Другими словами, логических, метафизических, онтологических, гносеологических обоснований диалектики не существует. Если мы проследуем за европейской традицией со времен Гераклита до марксизма, то увидим множество примеров, иллюстрирующих действие перехода количества в качество, единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания, но нигде не найдем ни вразумительной статистики таких фактов, ни теоретического обоснования.
То есть, оставаясь в рамках рационального мировоззрения, мы либо должны согласиться с логическими опровержениями диалектики, либо принять ее законы на веру.
При этом именно диалектика придает любому тексту силу глубокомыслия. Даже простая публицистическая фраза «здесь мы не найдем однозначного ответа» и расхожее выражение «истина где-то посередине» говорят о том, что мыслящее человечество питает особое почти религиозное пристрастие к диалектическим формулам.
На основании этого пристрастия мы можем предположить, что основы диалектики кроются не в природе вещей, а в природе души. То есть существует всеобщая психологическая предрасположенность к диалектическому мышлению. Это, конечно, всего лишь рабочая гипотеза, но она имеет серьезные научные предпосылки.
Здесь же мы пока покажем основные предпосылки психологического обоснования диалектики.
1) История текста, включая историю философии и науки, показывает длительное часто неосознанное пристрастие к диалектическим идеям.
2) Психоанализ и дальнейшее развитие глубинной психологии показали наличие бессознательных комплексов, как эмпирического факта, которые имеют диалектическую структуру…
3) Естествознание и прежде всего этология дали возможность объяснения комплексов бессознательного на основе природных закономерностей, не прибегая к метафизике сексуальности, агрессии, власти или Бога…
При этом именно диалектика придает любому тексту силу глубокомыслия. Даже простая публицистическая фраза «здесь мы не найдем однозначного ответа» и расхожее выражение «истина где-то посередине» говорят о том, что мыслящее человечество питает особое почти религиозное пристрастие к диалектическим формулам.
На основании этого пристрастия мы можем предположить, что основы диалектики кроются не в природе вещей, а в природе души. То есть существует всеобщая психологическая предрасположенность к диалектическому мышлению. Это, конечно, всего лишь рабочая гипотеза, но она имеет серьезные научные предпосылки.
Здесь же мы пока покажем основные предпосылки психологического обоснования диалектики.
1) История текста, включая историю философии и науки, показывает длительное часто неосознанное пристрастие к диалектическим идеям.
2) Психоанализ и дальнейшее развитие глубинной психологии показали наличие бессознательных комплексов, как эмпирического факта, которые имеют диалектическую структуру…
3) Естествознание и прежде всего этология дали возможность объяснения комплексов бессознательного на основе природных закономерностей, не прибегая к метафизике сексуальности, агрессии, власти или Бога…
Обсуждения Доказательство законов диалектики