Все СМИ заполонила реклама, построенная на жестком, прямом аппелировании к низким инстинктам: сексу, агрессии, контролю над другими людьми. Реклама использует все социальные пороки, являясь рассадником социальных вирусов.
Реклама, которая рекламирует очевидно вредные для физического и психологического здоровья человека товары и услуги. Перечень можно продолжать. Так почему общество или те, кто по долгу службы или по праву силы поставлены следить и управлять им, это терпят?
В своей книге "Одномерный человек" социальный психолог и политолог Герберт Маркузе пишет: "…культ потребления является одной из форм общественного контроля. В этом он ничем не лучше коммунизма. Внешне система, в которой мы живем (капитализм), претендует на то, что основана на демократических принципах, но на самом деле она является авторитарной в том, что несколько человек диктуют наши представления о свободе посредством рекламы. Они оставляют нам только один способ быть счастливыми - покупать. В этом обществе люди несвободны в том, что работают больше, чем им необходимо для обеспечения реальных основных потребностей. Оно разрушительно в том, что материальные предметы или деньги становятся средством социальной связи".
Здесь кроется ключ к разгадке того упорства, с которым государство защищает разрушительно действующую рекламу. Реклама - не двигатель торговли. На самом деле реклама несет социально-организующую функцию.
Вдумайтесь в это. О чем могут сегодня говорить современные люди? Любой разговор крутится вокруг того, кто что купил, куда съездил в отпуск, как потратил свои деньги. Люди объединяются только для двух основных целей, чтобы заработать деньги, или чтобы их потратить, получив взамен больший социальный статус. Это держит людей в общественной игре, заставляя принимать на себя социальные роли.
Это работало какое-то время. Ведь это аппелировало к основному инстинкту не животного, а человека - быть в обществе себе подобных. Социализм же предлагал в качестве замены этой связи абстрактную идею, не имея средств к изменению природы человека. Капитализм победил, потому что система связи между людьми, построенная на потреблении, укоренена в природе человека, основа которой - получение.
Однако капитализм тоже конечен. Мы вступили в эру, когда люди уже пресыщаются простым потреблением. Предвестником этого является то, что консьюмеризм уже перестает выполнять функцию связи. Люди не хотят больше потреблять. Так о чем говорить? Что заставит их действовать, входить в общество с себе подобными, иметь семью и детей? Стимул, который давало общество для того, чтобы связываться с другими людьми, перестает действовать. Мы видим эту тенденцию в обществах развитых стран. Люди запираются дома, не хотят выходить. Для чего? Чтобы мне рассказали о том, кто что купил и куда съездил? Не хочу, тошно. Так постепенно расползается социальная ткань.
Таким образом, необходимо найти новую модель связи между людьми, построенную на других принципах. Каковы эти принципы? Коммунизм как идеология аппелировал к моральной основе человека. И в целом, основная идея "от каждого по способностям каждому по потребностям" действительно справедливее и человечнее, чем идея равных возможностей. Ведь как могут помочь мне равные возможности, если я от природы слабее и глупее других, успешных? И почему это дает им право эксплуатировать меня, ставя в зависимость от их желаний?
Но как прийти к этой связи, построенной на приоритете желаний другого человека и общества в целом над своими желаниями, - связи, к которой мы интуитивно стремимся, но которая кажется такой недостижимой? Почему же она недостижима? Проблема в том, что моральная основа сама по себе, без изменения самой природы человека, слаба. Доказательство этому - фашизм в Германии. Потому, что моя природа на сегодня - полностью противоположна этому принципу.
Это все равно, что требовать от машины, чтобы она поехала на воде. Но с другой стороны, мы обязаны что-то сделать, пока не окажемся в ситуации, когда прошлые "палки и морковки" перестанут действовать, когда деньги перестанут быть социально-организующим фактором. Нам надо выстроить в себе социальную природу другого плана. Выйти в другое измерение связи между людьми. Нам нужна методика исправления нашего эгоизма, его замены на свою противоположность. Время этого изменения уже пришло, чему свидетельство - демонтаж общества потребления, свидетелями которого мы являемся.
В своей книге "Одномерный человек" социальный психолог и политолог Герберт Маркузе пишет: "…культ потребления является одной из форм общественного контроля. В этом он ничем не лучше коммунизма. Внешне система, в которой мы живем (капитализм), претендует на то, что основана на демократических принципах, но на самом деле она является авторитарной в том, что несколько человек диктуют наши представления о свободе посредством рекламы. Они оставляют нам только один способ быть счастливыми - покупать. В этом обществе люди несвободны в том, что работают больше, чем им необходимо для обеспечения реальных основных потребностей. Оно разрушительно в том, что материальные предметы или деньги становятся средством социальной связи".
Здесь кроется ключ к разгадке того упорства, с которым государство защищает разрушительно действующую рекламу. Реклама - не двигатель торговли. На самом деле реклама несет социально-организующую функцию.
Вдумайтесь в это. О чем могут сегодня говорить современные люди? Любой разговор крутится вокруг того, кто что купил, куда съездил в отпуск, как потратил свои деньги. Люди объединяются только для двух основных целей, чтобы заработать деньги, или чтобы их потратить, получив взамен больший социальный статус. Это держит людей в общественной игре, заставляя принимать на себя социальные роли.
Это работало какое-то время. Ведь это аппелировало к основному инстинкту не животного, а человека - быть в обществе себе подобных. Социализм же предлагал в качестве замены этой связи абстрактную идею, не имея средств к изменению природы человека. Капитализм победил, потому что система связи между людьми, построенная на потреблении, укоренена в природе человека, основа которой - получение.
Однако капитализм тоже конечен. Мы вступили в эру, когда люди уже пресыщаются простым потреблением. Предвестником этого является то, что консьюмеризм уже перестает выполнять функцию связи. Люди не хотят больше потреблять. Так о чем говорить? Что заставит их действовать, входить в общество с себе подобными, иметь семью и детей? Стимул, который давало общество для того, чтобы связываться с другими людьми, перестает действовать. Мы видим эту тенденцию в обществах развитых стран. Люди запираются дома, не хотят выходить. Для чего? Чтобы мне рассказали о том, кто что купил и куда съездил? Не хочу, тошно. Так постепенно расползается социальная ткань.
Таким образом, необходимо найти новую модель связи между людьми, построенную на других принципах. Каковы эти принципы? Коммунизм как идеология аппелировал к моральной основе человека. И в целом, основная идея "от каждого по способностям каждому по потребностям" действительно справедливее и человечнее, чем идея равных возможностей. Ведь как могут помочь мне равные возможности, если я от природы слабее и глупее других, успешных? И почему это дает им право эксплуатировать меня, ставя в зависимость от их желаний?
Но как прийти к этой связи, построенной на приоритете желаний другого человека и общества в целом над своими желаниями, - связи, к которой мы интуитивно стремимся, но которая кажется такой недостижимой? Почему же она недостижима? Проблема в том, что моральная основа сама по себе, без изменения самой природы человека, слаба. Доказательство этому - фашизм в Германии. Потому, что моя природа на сегодня - полностью противоположна этому принципу.
Это все равно, что требовать от машины, чтобы она поехала на воде. Но с другой стороны, мы обязаны что-то сделать, пока не окажемся в ситуации, когда прошлые "палки и морковки" перестанут действовать, когда деньги перестанут быть социально-организующим фактором. Нам надо выстроить в себе социальную природу другого плана. Выйти в другое измерение связи между людьми. Нам нужна методика исправления нашего эгоизма, его замены на свою противоположность. Время этого изменения уже пришло, чему свидетельство - демонтаж общества потребления, свидетелями которого мы являемся.
Обсуждения Общество для многомерного человека
Понравился мне Ваш вариант: > разум это технический инструмент желаний Но какая разница между желаниями и намерениями? Желаю ли я что-то или намереваюсь это создать, сделать - это не одно и то же, по-вашему?
По поводу вопроса - "почему общество или те, кто по долгу службы или по праву силы поставлены следить и управлять им, это терпят?" - ясно что вопрос чисто риторический. Конечно же от самих власть имущих ничего не зависит - они продукт общества, продукт той же рекламы, тем не менее задать такой вопрос - это уже мысль в правильном направлении.
Во всех народах и во все времена (кроме разве что коротких промежутков дикости типа нацизма) возвышали идеалы любви, альтруизма, добра. Разве не так? Значит человечество таки стремится к этому, сознательно или подсознательно. Другое дело, что в реальности мы хотим чтобы другие были альтруистами, а не мы - и это назвается "не можем". Так что всё правильно в статье.
И я не согласен с вами, что желания это лишь творческий инстремунт разума. Скорее наоборот - разум это технический инструмент желаний. Что же касается каббалы, то она учит вообще не заниматься своими желаниями, не реализовывать их и не ограничивать их. У человечества достаточно систем ограничения и реализации желаний и ещё одна абсолютна не нужна. Каббала действует в совершенно другой плоскости, не с желаниями, а с намерениями человека. Не выяснять, а чего же это я хочу, копаясь в себе любимом, а искать причину - почему и в чём точка приложения силы - свобода воли - способность изменить что-то.
На уровне общества это что-то - это реклама. Её необходимо менять. Всю систему. И больше ничего. Не силой менять, но когда она окажется в кризисе, к тому времени (а оно не за горами) создать альтернативу - рекламу, просвещение и СМИ на принципах любви к ближнему.
И вы правы это не совсем внятно отражено в статье - кто такой этот ближний, что такое любовь. Но невозможно же всю человеческую культуру впихнуть в одну статью.
Честно говоря, не совсем понимаю, как это духовный учитель может предъявлять такое обвинение:
> ...почему общество или те, кто по долгу службы или по праву силы поставлены следить и управлять им, это терпят?
Неужели он не знает - почему терпят? Потому, что те, кто по долгу службы или по праву силы управляют этими процессами, САМИ "страдают" от низких инстинктов и ошибочных представлений о сексе контроле над людьми. Причём это не обвинение, а просто констатация факта.
И когда автор употребляет слово "НАМ" в такой фразе, > Нам нужна методика исправления нашего эгоизма, его замены на свою противоположность. разве он не включает в это самое "МЫ" - нас всех, и тех, кто управляет, и тех, кто подчиняется:
> ...как прийти к этой связи, построенной на приоритете желаний другого человека и общества в целом над своими желаниями, - связи, к которой мы интуитивно стремимся, но которая кажется такой недостижимой?
Неужели кто-то стремится к приоритету желаний другого человека и общества над своими? Разве каббала не учит понимать и реализовывать СВОИ желания, которые есть не более, чем творческий инструмент СВОЕГО разума? Однако, частью которого является и другой человек, и общество в целом. И только именно поэтому становится возможной гармония "я = общество"?
> Нам надо выстроить в себе социальную природу другого плана. > ...необходимо найти новую модель связи между людьми, построенную на других принципах. Другого плана.. других принципов.. - КАКИХ именно?
Я хочу сказать, что подобная невнятность в статьях М.Лайтмана работает, увы, как антиреклама в его, тем не менее, достойном деле учителя каббалы.