Часть 1.
Пришло время сказать ещё раз о том, насколько важна битва духовная и непроста.
Много ли тех, кто вступил в неё? Немало. Много ли победителей? Почти нет. А значит, приступающему к своей битве важно знать, что битва та не может быть выиграна лишь натиском или желанием.
Пришло время сказать ещё раз о том, насколько важна битва духовная и непроста.
Много ли тех, кто вступил в неё? Немало. Много ли победителей? Почти нет. А значит, приступающему к своей битве важно знать, что битва та не может быть выиграна лишь натиском или желанием.
Многие полагали свои меры для завершения, но каждый разбивался о скалы, как корабль, когда кормчий не опытен, а команда не представляет себе опасностей.
Так в чём же опасности этого пути, и каковы могут быть следствия, если победа не будет одержана?
Говоря о возможных вариантах, можно выделить три самых распространённых.
Первый исход
Мягкий вариант, когда воин сражался, но не победил, и выигранные им схватки станут частью его опыта, и в будущем своём воплощении он продолжит сражаться, и опыт прошлого будет ему подмогой.
Книга Золотых Правил так говорит об этом:
«Ни единый Архат не становится таковым в той же жизни, когда душа впервые изведала тоску по конечному освобождению. И все же ни один воин, добровольно стремящийся в жестокую битву между «живым» и «мёртвым», ни один новобранец не может быть лишен права вступить на Путь, ведущий к полю Брани.
Ибо он должен или победить, или пасть.
Если победит – воистину он достигнет Нирваны. Но ранее чем сбросит он свою тень, бренную оболочку свою, чреватую страданиями и скорбью беспредельной, люди признают в нем великого и святого Будду.
Если же падет он в бою, и тогда он падет не бесплодно; враги, сокрушенные им в последней битве, уже не вернутся к жизни в последующем воплощении его».
«Враги, сокрушённые им» – ключевая фраза для понимания того, что бои те настоящие и, как и во всякой битве, можно победить, а можно и пасть.
Второй исход
То, как это происходит обычно.
В Письмах Махатм описывается такой вариант, и очень подробно:
«Затем опять, в сентябре 1875г., он ничего не знал о Братьях Тьмы, наших величайших, наиболее жестоких и (почему бы не признать этого) наших наиболее могущественных врагах. В этом году он действительно спросил Старую Леди, наелся ли Бульвер недожаренных свиных котлет или видел сон, когда он описывал «отвратительного обитателя порога». «Приготовьтесь, – ответила она ему, – приблизительно через двенадцать месяцев вы встретитесь с ними лицом к лицу и будете с ними сражаться». В октябре 1876 г. они начали свою работу над ним. «Я сражаюсь, – писал он, – врукопашную с легионами бесов в течение трех недель; мои ночи стали страшными муками, соблазнами и грязными намеками. Я вижу, как они свирепо вперяют в меня взоры, без умолку бормочут, завывают и скалятся. Все виды грязных предложений, смущающих сомнений и содрогающего страха обрушиваются на меня, и теперь я понимаю “обитателя порога” из “Занони”; я еще непоколеблен, их искушения становятся слабее, присутствие менее близко, ужаса меньше...»
Одну ночь она простерлась перед своим Высшим, это одна из немногих вещей, которых они боятся, умоляя Его совершить мановение руки через океан, чтобы С.М. не умер и чтобы Теософ. Общество не лишилось своего лучшего сотрудника. «Он должен быть испытан», – был ответ. Он воображает, что Император послал искусителей, потому что С.М. явился одним из тех неверующих, которые должны видеть; он не поверил бы, что Император не мог предотвратить их появление. Он наблюдал за ним, но не мог прогнать их, если жертва, неофит сам, не окажется более сильным. Но подготовили ли эти человеческие бесы в союзе с элементариями его к новой жизни, как он хотел? Будучи воплощениями тех враждебных влияний, которые осаждают внутреннее Я, борющееся за свою свободу и продвижение, они бы никогда не вернулись, если бы он успешно победил их утверждением своей собственной независимой воли, отказом от своего медиумизма, от своей пассивной воли. Все же они вернулись».
Они вернулись – и как повернулась жизнь этого человека?
Из истории мы знаем, что он порвал с Теософским обществом и Блаватской, и в последствие даже примкнул к стану врагов.
Каковы последствия для него, для его Кармы, для его духовности?
Последствия действительно ужасны.
Эта выдержка начинается с упоминания о братьях тьмы. Тот, кто проиграл в битве, скорее всего станет марионеткой в их руках, одержимым или сотрудником этих злобных разумов. С точки зрения духовности, это – падение и смерть. И раз так, то деяния такого человека значительно отяготят карму его, и в будущей жизни (если она будет, ведь есть ещё и полное уничтожение индивидуальности вследствие тяжести примыкания к братьям тьмы) эта индивидуальность понесёт страшное наказание за те преступления, что совершал человек этот, находясь в стане братьев тьмы. Одержание, духовная смерть, совершение ужасных духовных преступлений, главное из которых – распространение духовных заблуждений – всё это ложится тяжким камнем, который может утопить индивидуальность. Именно здесь проходит грань, когда личная битва, которую ведёт человек со своими пороками, становится не только его битвой, но превращается в часть космической битвы, в которую он оказывается вовлечён.
Агни Йога так говорит об этом:
«Каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах одновременно.
Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях этих начал.
Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком.
Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о невидимых мирах. Нужно привыкать к таким мыслям. Только они сделают человека сознательным участником сил беспредельных».
О том, как же велись эти битвы в миру, в чём состояла эта война, очень хорошо объяснил Махатма Мория в Письмах Махатм:
«Только будьте настороже: Дуг-па и Гелуг-па (представители черной и белой магии. Ред.) сражаются не только в одном Тибете, посмотрите на их мерзкую работу в Англии среди «оккультистов и провидцев»! Слышите, как ваш знакомый Уоллес проповедует, подобно истинному «иерофанту» «левой руки», брак «души с духом» и, показав правильное определение шиворот-навыворот, пытается доказать, что каждый практикующий Иерофант должен по крайней мере быть духовно женатым, если он по некоторым причинам не может этого сделать физически, иначе велика опасность смешения Бога с Дьяволом! Я говорю вам, шаммары уже там, и их вредоносная работа встречается всюду на нашем пути. Не смотрите на это как на нечто метафорическое, но как на реальный факт, который возможно и будет когда-нибудь продемонстрирован вам».
Конечно же, дуг-па воздействуют на людей, вступающих в духовную битву, и нельзя сказать, что воздействие это люди не чувствуют. Как раз наоборот, очень даже чувствуют. Агни Йога так описывает его:
«Современным дуг-па не очень трудна работа. Стоит лишь сказать: "Как ты прекрасен!" – и плод упадет. Но если замедлит, то дуг-па нежно посоветует: "Отложи". И так найдет минуту, когда человек отложит и силу, и возможности. Конечно, всегда остается третье излюбленное средство, а именно, золото.
Мы оберегаем лишь на правильном пути. Когда во тьме кто-то шатается, он выпадает из Луча».
Здесь, в этом мире битва индивидуальная очень переплетена с битвой пространственной, с битвой за умы и души людей, и не должно быть безответственного отношения: «это моя битва: хочу выиграю - хочу проиграю».
Великий Ригден Джа По так охарактеризовал следствия всех битв для коллективного человечества:
«Мыслящая часть человечества, похоже, быстро движется в направлении разделения на два класса: один, не осознавая, уготавливает самому себе длительные периоды временного уничтожения или состояния несознательности вследствие того, что их интеллект сдаётся, будучи заключён в узкую колею фанатизма и суеверия, что не может не привести к полной деформации мыслящего начала; другой необузданно потворствует своим животным пристрастиям, умышленно стремясь подвергнуться в случае неудачи полному и простому уничтожению, и обречен на тысячелетия вырождения после своего физического разложения. Эти классы "интеллектуалов" вызывают соответствующую реакцию у невежественных масс, для которых они обладают притягательностью, и которые смотрят на них как на благородные и подходящие образцы для подражания. Так они ведут к деградации и нравственно губят тех, кому они должны покровительствовать и быть руководителями. Среди предрассудков, ведущих к деградации, и грубого материализма, ведущего к ней ещё более, для белого голубя истины едва ли найдется место, где бы дать отдых своим утомленным нежеланным крылышкам».
А Кут Хуми со своей стороны заметил следующее:
«Мы должны допустить немногих избранных к великой Тайне или предоставить бесчисленным гнусным шаммарам увлечь лучшие европейские умы в наиболее безумные и губительные предрассудки – спиритуализм; и мы чувствуем, как будто мы передаем целый груз динамита в руки тех, которых мы стремимся видеть защищающими себя от Братьев Тьмы».
Но если кто-то подумает, что, не вступая в Битву, можно избежать её и тем самым избегнуть всех этих страшных столкновений с дуг-па, которые грозят смертью не только личности, но индивидуальности – он ошибается: не вступающие в битву погибнут однозначно, и достаточно быстро.
В Письмах Махатм Кут Хуми так описывает эту доктрину в комментариях к статье Элифаса Леви:
«…но после того, как он стал ее сотрудником на разрушение, она не может извергнуть его (К.Х. – В течение эона, если только они знают, как заставить ее. Но это жизнь мучений и вечной ненависти. Если вы не верите в нас, как вы можете не верить в них.). Существуют полностью испорченные и порочные люди, однако столь же высокоинтеллектуальные и выражено духовные на зло, как те, кто духовны на благо (К.Х. – Братья тени). Эго их может избежать конечного разрушения или уничтожения на многие века (К.Х. – Большинство должно уходить с этой планеты на восьмую, как она называет это. Но высочайшие будут жить до самого порога конечной Нирваны.). Это то, что Элифас Леви подразумевает под становлением «бессмертным во зле» путем отождествления с Сатаною. «О, если бы ты был холоден или горяч», – говорит видение «Откровения» св. Иоанну (III, 15-16). «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». «Откровение» является чисто каббалистической книгой. Жара и холод суть два «полюса», то есть добро и зло, дух и материя. Природа извергает «теплого» или «непригодную часть человечества» из уст своих, то есть уничтожает их. Мнение, что значительная часть человечества может, в конце концов, и не иметь бессмертные души, не будет ново даже для европейских читателей. Сам Кольридж сравнивал это с дубом, имеющим, поистине, миллионы желудей, но из которых при номинальных (К.Х. – нормальных) обстоятельствах меньше одного из тысячи когда-либо развивается в дерево, и наводил на мысль, что как большинству желудей не удается развиться в новое живое дерево, так и, возможно, большинству людей не удается развиться в новое живое существо после этой земной смерти».
Эта статья очень важна для понимания того, что каждый будет принимать участие в Битве и не удастся избегнуть её.
В другом месте Кут Хуми говорит, что эго погибают миллионами в этом беге:
«Именно здесь отсталые эго погибают миллионами. Это торжественный момент выживания наиболее приспособленного и уничтожения непригодных. Только материя (или материальный человек) вынуждена своей же собственной тяжестью опускаться до самого дна «цикла необходимости», чтобы принять там животную форму. Что же касается победителя этого бега по всем мирам, духовного эго, оно будет подниматься от звезды к звезде, от одного мира к другому, вращаясь прогрессивно вверх, чтобы вновь стать тем же когда-то чистым Планетным Духом, а затем еще выше, чтобы наконец достичь первоначальной точки и оттуда погрузиться в Тайну».
Но ведь тоже самое утверждал и Христос в притче о смоковнице.
Эта доктрина уничтожения непригодных и дальнейшего развития лишь прошедших все битвы победителями была изложена во всех философских и религиозных системах, а значит она верна.
И нет того, кто мог бы обмануть Закон или избежать его.
Махатма Мория говорил Елене Ивановне Рерих, что дальние Миры совсем не так заселены, как перенаселённая планета Земля со всеми её надземными обителями. Наверное, так потому, что жители Дальних Миров уже прошли свои Битвы в поворотном моменте, нам же это всё ещё предстоит.
А потому каждый человек Разума должен озаботиться прежде всего тем, чтобы подготовиться к духовной Битве и в день Правды выступить во всеоружии, дабы Исходом битвы было не поражение, но Победа.
Часть 2.
Исход третий — Сражение и Победа
«Воины, воины, так зовем мы себя, о, ученики, ибо мы сражаемся.
Мы сражаемся за благородную доблесть,
за высокие стремления, за высшую мудрость.
Потому зовем мы себя воинами».
«Велик воин, победивший тысячу воинов. Но гораздо более велик, победивший самого себя», - говорит древняя мудрость.
О чем она? Конечно же, о битве - той внутренней битве, победителем в которой стало так мало людей. Если спросить кого-нибудь, кто слышал об этой битве: желаешь ли ты в нее вступить? Тот с жаром ответит: «конечно, да». Так что же это за битва? Где это поле сражения? Как найти его? Где те враги?
Пророк Мухаммед сказал как-то об этой битве, что одержать в ней победу это самое достойное из всего, что может сделать человек. Он называл это «священная война», джихад: «Величайший Джихад, в котором сражается человек - Джихад с самим собой». С чего начиналась эта война? С объявления ее. Человек объявлял войну сам себе - своим несовершенствам.
Но разве только мусульманская традиция говорит о войне? Об этой внутренней битве и условиях победы в ней очень хорошо рассказано в книге Свет на Пути:
«Повинуйся Воину, но не как полководцу, а как если бы он был ты сам, и его веления были выражением твоих сокровенных желаний; ибо он – поистине ты сам, но бесконечно мудрее и сильнее тебя. Ищи его, дабы в пылу и громе битвы не пройти мимо него: он не признает тебя, пока ты сам не узнаешь его. Если твой крик о помощи коснется его слуха, он начнет бороться в тебе и заполнит глухую пустоту внутри тебя. И когда это совершится, тогда только ты выдержишь битву, спокойный и неутомимый, стоя в стороне и предоставив ему сражаться за тебя. И тогда ты не сделаешь ни единого промаха. Но если ты не будешь искать его, если пройдешь мимо, не будет защиты для тебя. Мысль твоя затуманится, сердце потеряет уверенность, и в пыли взметаемого на поле сражения праха чувство и зрение изменят тебе, и ты не различишь друзей от врагов своих.
Воин этот – ты сам, но ты – преходящий и подлежишь заблуждениям, а он – вечен и верен. Он есть вечная истина. Если он раз проник в тебя и стал твоим Воином, никогда уже не покинет он тебя вполне, а в день великого мира он сольется с тобой воедино».
В этом параграфе говорится о неизбежности битвы: о том, что она происходит и о том, что трудно усмотреть, где враги, а где друзья твои. Также и древнейшая индусская традиция Книга Золотых Правил говорит о той же битве, сравнивая человека со слоном, бредущим сквозь чащу леса, и ненахождение этого Воина приводит к тому, что слон начинает принимать деревья за врагов своих и, в бесплотной битве сражаясь, погибает.
Но поистине самым величайшим произведением на эту тему является Махабхарата. Особенно беседы Кришны с Арджуной о том, как надо вести битву:
«Думающий, что Он может убить, и думающий, что Он может быть убитым, оба одинаково заблуждаются. Человек не может ни убивать, ни быть убитым.
Он не рождается и не умирает; раз получив бытие, Он не перестает существовать. Нерожденный, постоянный, вечный и древний. Он не убит, когда тело его убивают.
Признав равными радость и скорбь, достижение и неудачу, победу и поражение, вступи в битву; так ты избегнешь греха».
Все исследователи сходятся в том, что это - внутренняя битва. Таким образом, поле битвы есть внутреннее поле нашего самопознания. Отсюда можно понять, что, приступая к самопознанию, мы вступаем в битву. Начиная самопознание, мы начинаем битву.
Каково же первое, самое первое, самое главное условие начала этой битвы? Его очень хорошо описала Е.П.Блаватская:
«Но совсем другое дело в случае человека, который связан обещанием ВЫСШЕМУ Я. Вы не можете призывать этого Божественного Свидетеля без последствий, и раз вы поставили себя под его наставничество, то тем самым вы просите Сияющий Свет освещать и просвещать все темные углы вашего существования; сознательно вы призвали Божественную Справедливость Кармы замечать ваши побуждения, тщательно просматривать ваши действия и все заносить на ваш счет. Этот шаг настолько же необратим, как рождение ребенка. Никогда больше вы не сможете заставить себя вернуться обратно в состояние Авидьи и безответственности. Даже если вы убежите на край земли, спрячетесь от людских взоров или будете искать забвения в буйстве социального вихря, тот Свет будет находить вас и освещать каждую вашу мысль, слово и деяние. Все, что Е. П. Б. может сделать, это послать каждому серьезно устремленному среди вас свое самое искреннее братское сочувствие и надежду на благой результат ваших усилий.
Тем не менее, не падайте духом, но дерзайте, всегда дерзайте, двадцать неудач исправимы, если за ними следует столько же несокрушимых устремлений ввысь. Разве не то же бывает, когда совершается восхождение на гору?
Далее знайте, что если Карма безжалостно заносит в счет эзотерика такие плохие деяния, какие она у невежественного человека оставила бы без внимания, то все же равносильно правильно и то, что каждое из его добрых деяний, по причине его связи с Высшим Я, стократно усиливается как потенциальность добра.
Наконец, всегда держите в сознании уверенность, что хотя вы не видите никакого Учителя около вашей кровати и не слышите уловимого шепота в ночной тишине, все же эта Святая Сила около вас, Святой Свет светит в час духовной нужды и устремлений, и будет не вина УЧИТЕЛЕЙ или их смиренного рупора и слуги, если вследствие порочности или нравственной неустойчивости некоторые из вас отрежут себя от этих высших сил и вступят на ту наклонность, которая ведет к Авичи».
("Тайная Доктрина", Том 3)
Эта выдержка наводит на глубокие размышления, а так же на то, что дуг-па рождаются преимущественно, а точнее – только! - из эзотериков.
Также об условиях битвы говорит Владыка Илларион в Наставлении №153 Учения Храма:
«Как в Поучениях Храма, так и в более ранних эзотерических учениях неоднократно говорилось о неизбежных следствиях произносимого обета, даваемого учеником оккультизма. Однако к предостережениям, которые всегда даются всеми истинными наставниками эзотерических школ тем, кто вступил под их руководство и наблюдение, довольно часто относятся несерьезно и, в конце концов, пренебрегают ими. Вследствие этого ученик остается без той защиты, которую могли бы дать ревностное внимание и послушание, что, в конце концов, доводит его до состояния, сравнимого с положением птицы с ощипанными перьями, чья незащищенная кожа подвергается порывам ледяных ветров Царя Бурь и палящему зною солнца.
Когда ученику говорят, что при взятии на себя ручательства перед Великой Белой Ложей любые – и добродетельные, и порочные – до тех пор дремлющие, а подчас даже и не предполагаемые склонности его природы становятся активными, то в его неизменных интересах быть на страже и наблюдать за их проявлением. Если он тщеславный, чувственный или честолюбивый – эти пороки все равно выявятся, как бы успешно ни скрывал он их в прошлом. Если он благороден, сострадателен и готов прийти на помощь, то и эти качества также усилятся».
Таким образом, битва начинается с внутренней клятвы самому себе. Вернее, своему предполагаемому высшему Я. Предполагаемому потому, что ты его не знаешь, но уже предчувствуешь. Важно понимать, что каждое искреннее действо, идущее из глубины сердца, совершенное во всей серьезности, конечно же, будет иметь следствия. Клятва же Высшему бесспорно будет иметь действие несравненной силы, но даже в древних греческих текстах находим гимны богам, содержащие в себе клятвы: таким образом, человечество всегда знало, как начать приближаться к Высшему. Воззвания, гимны богам, клятвы богам и наступающие после этого битвы с горгонами, кентаврами и другими чудищами - все это неотделимая часть древнего эпоса. Мы можем собрать многие легенды, притчи различных народов, но везде найдется один и тот же сюжет, хотя бы и представленный различными образами. Из этого можно сделать вывод, что на всем протяжении истории человечества начало битвы, сама внутренняя битва и исход ее были известны как самое важное, самое главное из всего, что могло бы с человеком произойти. Герои - так называли тех, кто вступали в эту битву. Полубоги - так венчали тех, кто выходил из нее победителем. Как вступить в битву, мы уже знаем. Искренняя, глубокая, чистая, горячая клятва своему высшему Я выводит человека на поле этой битвы.
Но если есть битва, значит - есть и враги. Кто же они, эти предполагаемые враги? Конечно же, это не какие то внешние враги, хотя в жизни неофита могут сгущаться тучи по причине ускорения кармы, но – враги внутренние. Откуда они произошли? Как будущие деревья живут в семенах, так и грядущие враги сосредоточены в зернах, принесенных из прошлой жизни. Если бы люди знали, что каждая частица гнева, несправедливости, злобы или раздражения порождает врагов, которых им нужно будет победить, то насколько разумнее стало бы человечество, насколько терпимее бы люди стали друг к другу. Все до единого негармоничные, разрушительные чувства, мысли и деяния накапливают армию тех, кто составляет этого внутреннего безжалостного врага. С другой стороны, все проявления милосердия, сострадания, бескорыстия, все глубокие мысли, озаренные пониманием, – все они составляют армию друзей: все это в совокупности и есть карма человека. А потому мудрые советовали выступать на поле битвы лишь тем, чья карма подходит к завершению, в ком сила друзей больше силы врагов изначально, но как определить?
Существует несколько удивительно простых критериев, которые позволяют дать точный ответ.
Первый критерий – отношение к Истине.
Если на зов Истины сердце человека начинает пламенеть – он уже близок. Если же отворачивается тупо и не отличает Истину от не Истины, то карма его далека от завершения, а потому лишь служители Истины могут вступить в эту битву, надеясь на успех. Каждому можем сказать: «друг, люби Истину», – и в этих словах будет поток эволюции.
В Агни Йоге Великий Владыка Махатма Мория так описал этот критерий:
«Теперь встречаете в жизни четыре рода людей:
Одни бьются под Нашим щитом,
Другие бьются без защиты, но уже кончают течение кармы,
Третьи бредут, ослепленные темной завесой судьбы,
и четвертые – враги Света.
Первые поймут ваш призыв,
Вторые затрепещут ожиданием,
Третьи отвратят голову тупо,
И четвертые встретят стрелою вашу стрелу».
Из этих слов явно видно, что именно завершенная карма, или завершающаяся карма, есть то, что открывает его глаза.
Вторым критерием завершающейся кармы будет чуткость к красоте.
Если человек умеет трепетать от присутствия красоты, значит, дух его уже не спит.
Махатма Кут Хуми так описал значение красоты в жизни человека:
«До тех пор, пока конечное освобождение не поглощает Эго, оно должно осознавать чистейшие симпатии, вызванные эстетическими воздействиями высокого Искусства; его наиболее нежные струны должны отвечать на призыв наиболее святых и благородных человеческих привязанностей».
А потому каждому можно сказать: «Учись полюбить Красоту», - и это будет лучший совет.
Третьим критерием завершения кармы будет нежелание ссор и всяческих распрей.
Книга Золотых Правил так говорит об этом:
«Дух распрей удаляет архата их долин в горы».
Также и отцы Христианства утверждают, что прикоснувшийся к правде Горних Домов, будет избегать ссор всеми силами, а потому можем сказать: «Друг, избегай распрей», - так укажем на лучший вход.
Четвертым критерием назовем искания.
Ищущий есть тот, кто не довольствуется условиями существования, кто ищет правды нездешней.
И Чайка Джонатан Ливингстон из произведения «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» понял, что жизнь не исчерпывается борьбой за существование, но есть нечто большее – то, чего не знаешь, но уже предчувствуешь. Когда предчувствие правды нездешней неумолимо волнует душу, значит, завершение кармы близко. Можем сказать: «Друг, если ты начал искать, ты найдешь», - и в этом братском пожелании отразится звездный свет, ведь даже звезды когда-то были людьми и искали.
Те, чья карма близка к завершению и кто, бесстрашием одетый, поклялся Высшему в верности, те могут рассчитывать на успех.
Но каковы же условия успеха?
Кто-то скажет, что надо храбро сражаться, но совет этот хорош для тех, кто видит своих врагов. Значит, их нужно увидеть?
Кто-то скажет, что нужен лучший доспех. Но где взять его и в чем он?
Кто-то скажет, что каждая битва нуждается в тактике и стратегии. Но кто научит? И, наконец, мы знаем, что лишь опытный, искусный воин победит. Но где познать это искусство и где обрести этот опыт? Воистину битва должна быть выиграна. А раз так, то к ней надо готовиться.
Так в чём же опасности этого пути, и каковы могут быть следствия, если победа не будет одержана?
Говоря о возможных вариантах, можно выделить три самых распространённых.
Первый исход
Мягкий вариант, когда воин сражался, но не победил, и выигранные им схватки станут частью его опыта, и в будущем своём воплощении он продолжит сражаться, и опыт прошлого будет ему подмогой.
Книга Золотых Правил так говорит об этом:
«Ни единый Архат не становится таковым в той же жизни, когда душа впервые изведала тоску по конечному освобождению. И все же ни один воин, добровольно стремящийся в жестокую битву между «живым» и «мёртвым», ни один новобранец не может быть лишен права вступить на Путь, ведущий к полю Брани.
Ибо он должен или победить, или пасть.
Если победит – воистину он достигнет Нирваны. Но ранее чем сбросит он свою тень, бренную оболочку свою, чреватую страданиями и скорбью беспредельной, люди признают в нем великого и святого Будду.
Если же падет он в бою, и тогда он падет не бесплодно; враги, сокрушенные им в последней битве, уже не вернутся к жизни в последующем воплощении его».
«Враги, сокрушённые им» – ключевая фраза для понимания того, что бои те настоящие и, как и во всякой битве, можно победить, а можно и пасть.
Второй исход
То, как это происходит обычно.
В Письмах Махатм описывается такой вариант, и очень подробно:
«Затем опять, в сентябре 1875г., он ничего не знал о Братьях Тьмы, наших величайших, наиболее жестоких и (почему бы не признать этого) наших наиболее могущественных врагах. В этом году он действительно спросил Старую Леди, наелся ли Бульвер недожаренных свиных котлет или видел сон, когда он описывал «отвратительного обитателя порога». «Приготовьтесь, – ответила она ему, – приблизительно через двенадцать месяцев вы встретитесь с ними лицом к лицу и будете с ними сражаться». В октябре 1876 г. они начали свою работу над ним. «Я сражаюсь, – писал он, – врукопашную с легионами бесов в течение трех недель; мои ночи стали страшными муками, соблазнами и грязными намеками. Я вижу, как они свирепо вперяют в меня взоры, без умолку бормочут, завывают и скалятся. Все виды грязных предложений, смущающих сомнений и содрогающего страха обрушиваются на меня, и теперь я понимаю “обитателя порога” из “Занони”; я еще непоколеблен, их искушения становятся слабее, присутствие менее близко, ужаса меньше...»
Одну ночь она простерлась перед своим Высшим, это одна из немногих вещей, которых они боятся, умоляя Его совершить мановение руки через океан, чтобы С.М. не умер и чтобы Теософ. Общество не лишилось своего лучшего сотрудника. «Он должен быть испытан», – был ответ. Он воображает, что Император послал искусителей, потому что С.М. явился одним из тех неверующих, которые должны видеть; он не поверил бы, что Император не мог предотвратить их появление. Он наблюдал за ним, но не мог прогнать их, если жертва, неофит сам, не окажется более сильным. Но подготовили ли эти человеческие бесы в союзе с элементариями его к новой жизни, как он хотел? Будучи воплощениями тех враждебных влияний, которые осаждают внутреннее Я, борющееся за свою свободу и продвижение, они бы никогда не вернулись, если бы он успешно победил их утверждением своей собственной независимой воли, отказом от своего медиумизма, от своей пассивной воли. Все же они вернулись».
Они вернулись – и как повернулась жизнь этого человека?
Из истории мы знаем, что он порвал с Теософским обществом и Блаватской, и в последствие даже примкнул к стану врагов.
Каковы последствия для него, для его Кармы, для его духовности?
Последствия действительно ужасны.
Эта выдержка начинается с упоминания о братьях тьмы. Тот, кто проиграл в битве, скорее всего станет марионеткой в их руках, одержимым или сотрудником этих злобных разумов. С точки зрения духовности, это – падение и смерть. И раз так, то деяния такого человека значительно отяготят карму его, и в будущей жизни (если она будет, ведь есть ещё и полное уничтожение индивидуальности вследствие тяжести примыкания к братьям тьмы) эта индивидуальность понесёт страшное наказание за те преступления, что совершал человек этот, находясь в стане братьев тьмы. Одержание, духовная смерть, совершение ужасных духовных преступлений, главное из которых – распространение духовных заблуждений – всё это ложится тяжким камнем, который может утопить индивидуальность. Именно здесь проходит грань, когда личная битва, которую ведёт человек со своими пороками, становится не только его битвой, но превращается в часть космической битвы, в которую он оказывается вовлечён.
Агни Йога так говорит об этом:
«Каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах одновременно.
Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях этих начал.
Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком.
Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о невидимых мирах. Нужно привыкать к таким мыслям. Только они сделают человека сознательным участником сил беспредельных».
О том, как же велись эти битвы в миру, в чём состояла эта война, очень хорошо объяснил Махатма Мория в Письмах Махатм:
«Только будьте настороже: Дуг-па и Гелуг-па (представители черной и белой магии. Ред.) сражаются не только в одном Тибете, посмотрите на их мерзкую работу в Англии среди «оккультистов и провидцев»! Слышите, как ваш знакомый Уоллес проповедует, подобно истинному «иерофанту» «левой руки», брак «души с духом» и, показав правильное определение шиворот-навыворот, пытается доказать, что каждый практикующий Иерофант должен по крайней мере быть духовно женатым, если он по некоторым причинам не может этого сделать физически, иначе велика опасность смешения Бога с Дьяволом! Я говорю вам, шаммары уже там, и их вредоносная работа встречается всюду на нашем пути. Не смотрите на это как на нечто метафорическое, но как на реальный факт, который возможно и будет когда-нибудь продемонстрирован вам».
Конечно же, дуг-па воздействуют на людей, вступающих в духовную битву, и нельзя сказать, что воздействие это люди не чувствуют. Как раз наоборот, очень даже чувствуют. Агни Йога так описывает его:
«Современным дуг-па не очень трудна работа. Стоит лишь сказать: "Как ты прекрасен!" – и плод упадет. Но если замедлит, то дуг-па нежно посоветует: "Отложи". И так найдет минуту, когда человек отложит и силу, и возможности. Конечно, всегда остается третье излюбленное средство, а именно, золото.
Мы оберегаем лишь на правильном пути. Когда во тьме кто-то шатается, он выпадает из Луча».
Здесь, в этом мире битва индивидуальная очень переплетена с битвой пространственной, с битвой за умы и души людей, и не должно быть безответственного отношения: «это моя битва: хочу выиграю - хочу проиграю».
Великий Ригден Джа По так охарактеризовал следствия всех битв для коллективного человечества:
«Мыслящая часть человечества, похоже, быстро движется в направлении разделения на два класса: один, не осознавая, уготавливает самому себе длительные периоды временного уничтожения или состояния несознательности вследствие того, что их интеллект сдаётся, будучи заключён в узкую колею фанатизма и суеверия, что не может не привести к полной деформации мыслящего начала; другой необузданно потворствует своим животным пристрастиям, умышленно стремясь подвергнуться в случае неудачи полному и простому уничтожению, и обречен на тысячелетия вырождения после своего физического разложения. Эти классы "интеллектуалов" вызывают соответствующую реакцию у невежественных масс, для которых они обладают притягательностью, и которые смотрят на них как на благородные и подходящие образцы для подражания. Так они ведут к деградации и нравственно губят тех, кому они должны покровительствовать и быть руководителями. Среди предрассудков, ведущих к деградации, и грубого материализма, ведущего к ней ещё более, для белого голубя истины едва ли найдется место, где бы дать отдых своим утомленным нежеланным крылышкам».
А Кут Хуми со своей стороны заметил следующее:
«Мы должны допустить немногих избранных к великой Тайне или предоставить бесчисленным гнусным шаммарам увлечь лучшие европейские умы в наиболее безумные и губительные предрассудки – спиритуализм; и мы чувствуем, как будто мы передаем целый груз динамита в руки тех, которых мы стремимся видеть защищающими себя от Братьев Тьмы».
Но если кто-то подумает, что, не вступая в Битву, можно избежать её и тем самым избегнуть всех этих страшных столкновений с дуг-па, которые грозят смертью не только личности, но индивидуальности – он ошибается: не вступающие в битву погибнут однозначно, и достаточно быстро.
В Письмах Махатм Кут Хуми так описывает эту доктрину в комментариях к статье Элифаса Леви:
«…но после того, как он стал ее сотрудником на разрушение, она не может извергнуть его (К.Х. – В течение эона, если только они знают, как заставить ее. Но это жизнь мучений и вечной ненависти. Если вы не верите в нас, как вы можете не верить в них.). Существуют полностью испорченные и порочные люди, однако столь же высокоинтеллектуальные и выражено духовные на зло, как те, кто духовны на благо (К.Х. – Братья тени). Эго их может избежать конечного разрушения или уничтожения на многие века (К.Х. – Большинство должно уходить с этой планеты на восьмую, как она называет это. Но высочайшие будут жить до самого порога конечной Нирваны.). Это то, что Элифас Леви подразумевает под становлением «бессмертным во зле» путем отождествления с Сатаною. «О, если бы ты был холоден или горяч», – говорит видение «Откровения» св. Иоанну (III, 15-16). «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». «Откровение» является чисто каббалистической книгой. Жара и холод суть два «полюса», то есть добро и зло, дух и материя. Природа извергает «теплого» или «непригодную часть человечества» из уст своих, то есть уничтожает их. Мнение, что значительная часть человечества может, в конце концов, и не иметь бессмертные души, не будет ново даже для европейских читателей. Сам Кольридж сравнивал это с дубом, имеющим, поистине, миллионы желудей, но из которых при номинальных (К.Х. – нормальных) обстоятельствах меньше одного из тысячи когда-либо развивается в дерево, и наводил на мысль, что как большинству желудей не удается развиться в новое живое дерево, так и, возможно, большинству людей не удается развиться в новое живое существо после этой земной смерти».
Эта статья очень важна для понимания того, что каждый будет принимать участие в Битве и не удастся избегнуть её.
В другом месте Кут Хуми говорит, что эго погибают миллионами в этом беге:
«Именно здесь отсталые эго погибают миллионами. Это торжественный момент выживания наиболее приспособленного и уничтожения непригодных. Только материя (или материальный человек) вынуждена своей же собственной тяжестью опускаться до самого дна «цикла необходимости», чтобы принять там животную форму. Что же касается победителя этого бега по всем мирам, духовного эго, оно будет подниматься от звезды к звезде, от одного мира к другому, вращаясь прогрессивно вверх, чтобы вновь стать тем же когда-то чистым Планетным Духом, а затем еще выше, чтобы наконец достичь первоначальной точки и оттуда погрузиться в Тайну».
Но ведь тоже самое утверждал и Христос в притче о смоковнице.
Эта доктрина уничтожения непригодных и дальнейшего развития лишь прошедших все битвы победителями была изложена во всех философских и религиозных системах, а значит она верна.
И нет того, кто мог бы обмануть Закон или избежать его.
Махатма Мория говорил Елене Ивановне Рерих, что дальние Миры совсем не так заселены, как перенаселённая планета Земля со всеми её надземными обителями. Наверное, так потому, что жители Дальних Миров уже прошли свои Битвы в поворотном моменте, нам же это всё ещё предстоит.
А потому каждый человек Разума должен озаботиться прежде всего тем, чтобы подготовиться к духовной Битве и в день Правды выступить во всеоружии, дабы Исходом битвы было не поражение, но Победа.
Часть 2.
Исход третий — Сражение и Победа
«Воины, воины, так зовем мы себя, о, ученики, ибо мы сражаемся.
Мы сражаемся за благородную доблесть,
за высокие стремления, за высшую мудрость.
Потому зовем мы себя воинами».
«Велик воин, победивший тысячу воинов. Но гораздо более велик, победивший самого себя», - говорит древняя мудрость.
О чем она? Конечно же, о битве - той внутренней битве, победителем в которой стало так мало людей. Если спросить кого-нибудь, кто слышал об этой битве: желаешь ли ты в нее вступить? Тот с жаром ответит: «конечно, да». Так что же это за битва? Где это поле сражения? Как найти его? Где те враги?
Пророк Мухаммед сказал как-то об этой битве, что одержать в ней победу это самое достойное из всего, что может сделать человек. Он называл это «священная война», джихад: «Величайший Джихад, в котором сражается человек - Джихад с самим собой». С чего начиналась эта война? С объявления ее. Человек объявлял войну сам себе - своим несовершенствам.
Но разве только мусульманская традиция говорит о войне? Об этой внутренней битве и условиях победы в ней очень хорошо рассказано в книге Свет на Пути:
«Повинуйся Воину, но не как полководцу, а как если бы он был ты сам, и его веления были выражением твоих сокровенных желаний; ибо он – поистине ты сам, но бесконечно мудрее и сильнее тебя. Ищи его, дабы в пылу и громе битвы не пройти мимо него: он не признает тебя, пока ты сам не узнаешь его. Если твой крик о помощи коснется его слуха, он начнет бороться в тебе и заполнит глухую пустоту внутри тебя. И когда это совершится, тогда только ты выдержишь битву, спокойный и неутомимый, стоя в стороне и предоставив ему сражаться за тебя. И тогда ты не сделаешь ни единого промаха. Но если ты не будешь искать его, если пройдешь мимо, не будет защиты для тебя. Мысль твоя затуманится, сердце потеряет уверенность, и в пыли взметаемого на поле сражения праха чувство и зрение изменят тебе, и ты не различишь друзей от врагов своих.
Воин этот – ты сам, но ты – преходящий и подлежишь заблуждениям, а он – вечен и верен. Он есть вечная истина. Если он раз проник в тебя и стал твоим Воином, никогда уже не покинет он тебя вполне, а в день великого мира он сольется с тобой воедино».
В этом параграфе говорится о неизбежности битвы: о том, что она происходит и о том, что трудно усмотреть, где враги, а где друзья твои. Также и древнейшая индусская традиция Книга Золотых Правил говорит о той же битве, сравнивая человека со слоном, бредущим сквозь чащу леса, и ненахождение этого Воина приводит к тому, что слон начинает принимать деревья за врагов своих и, в бесплотной битве сражаясь, погибает.
Но поистине самым величайшим произведением на эту тему является Махабхарата. Особенно беседы Кришны с Арджуной о том, как надо вести битву:
«Думающий, что Он может убить, и думающий, что Он может быть убитым, оба одинаково заблуждаются. Человек не может ни убивать, ни быть убитым.
Он не рождается и не умирает; раз получив бытие, Он не перестает существовать. Нерожденный, постоянный, вечный и древний. Он не убит, когда тело его убивают.
Признав равными радость и скорбь, достижение и неудачу, победу и поражение, вступи в битву; так ты избегнешь греха».
Все исследователи сходятся в том, что это - внутренняя битва. Таким образом, поле битвы есть внутреннее поле нашего самопознания. Отсюда можно понять, что, приступая к самопознанию, мы вступаем в битву. Начиная самопознание, мы начинаем битву.
Каково же первое, самое первое, самое главное условие начала этой битвы? Его очень хорошо описала Е.П.Блаватская:
«Но совсем другое дело в случае человека, который связан обещанием ВЫСШЕМУ Я. Вы не можете призывать этого Божественного Свидетеля без последствий, и раз вы поставили себя под его наставничество, то тем самым вы просите Сияющий Свет освещать и просвещать все темные углы вашего существования; сознательно вы призвали Божественную Справедливость Кармы замечать ваши побуждения, тщательно просматривать ваши действия и все заносить на ваш счет. Этот шаг настолько же необратим, как рождение ребенка. Никогда больше вы не сможете заставить себя вернуться обратно в состояние Авидьи и безответственности. Даже если вы убежите на край земли, спрячетесь от людских взоров или будете искать забвения в буйстве социального вихря, тот Свет будет находить вас и освещать каждую вашу мысль, слово и деяние. Все, что Е. П. Б. может сделать, это послать каждому серьезно устремленному среди вас свое самое искреннее братское сочувствие и надежду на благой результат ваших усилий.
Тем не менее, не падайте духом, но дерзайте, всегда дерзайте, двадцать неудач исправимы, если за ними следует столько же несокрушимых устремлений ввысь. Разве не то же бывает, когда совершается восхождение на гору?
Далее знайте, что если Карма безжалостно заносит в счет эзотерика такие плохие деяния, какие она у невежественного человека оставила бы без внимания, то все же равносильно правильно и то, что каждое из его добрых деяний, по причине его связи с Высшим Я, стократно усиливается как потенциальность добра.
Наконец, всегда держите в сознании уверенность, что хотя вы не видите никакого Учителя около вашей кровати и не слышите уловимого шепота в ночной тишине, все же эта Святая Сила около вас, Святой Свет светит в час духовной нужды и устремлений, и будет не вина УЧИТЕЛЕЙ или их смиренного рупора и слуги, если вследствие порочности или нравственной неустойчивости некоторые из вас отрежут себя от этих высших сил и вступят на ту наклонность, которая ведет к Авичи».
("Тайная Доктрина", Том 3)
Эта выдержка наводит на глубокие размышления, а так же на то, что дуг-па рождаются преимущественно, а точнее – только! - из эзотериков.
Также об условиях битвы говорит Владыка Илларион в Наставлении №153 Учения Храма:
«Как в Поучениях Храма, так и в более ранних эзотерических учениях неоднократно говорилось о неизбежных следствиях произносимого обета, даваемого учеником оккультизма. Однако к предостережениям, которые всегда даются всеми истинными наставниками эзотерических школ тем, кто вступил под их руководство и наблюдение, довольно часто относятся несерьезно и, в конце концов, пренебрегают ими. Вследствие этого ученик остается без той защиты, которую могли бы дать ревностное внимание и послушание, что, в конце концов, доводит его до состояния, сравнимого с положением птицы с ощипанными перьями, чья незащищенная кожа подвергается порывам ледяных ветров Царя Бурь и палящему зною солнца.
Когда ученику говорят, что при взятии на себя ручательства перед Великой Белой Ложей любые – и добродетельные, и порочные – до тех пор дремлющие, а подчас даже и не предполагаемые склонности его природы становятся активными, то в его неизменных интересах быть на страже и наблюдать за их проявлением. Если он тщеславный, чувственный или честолюбивый – эти пороки все равно выявятся, как бы успешно ни скрывал он их в прошлом. Если он благороден, сострадателен и готов прийти на помощь, то и эти качества также усилятся».
Таким образом, битва начинается с внутренней клятвы самому себе. Вернее, своему предполагаемому высшему Я. Предполагаемому потому, что ты его не знаешь, но уже предчувствуешь. Важно понимать, что каждое искреннее действо, идущее из глубины сердца, совершенное во всей серьезности, конечно же, будет иметь следствия. Клятва же Высшему бесспорно будет иметь действие несравненной силы, но даже в древних греческих текстах находим гимны богам, содержащие в себе клятвы: таким образом, человечество всегда знало, как начать приближаться к Высшему. Воззвания, гимны богам, клятвы богам и наступающие после этого битвы с горгонами, кентаврами и другими чудищами - все это неотделимая часть древнего эпоса. Мы можем собрать многие легенды, притчи различных народов, но везде найдется один и тот же сюжет, хотя бы и представленный различными образами. Из этого можно сделать вывод, что на всем протяжении истории человечества начало битвы, сама внутренняя битва и исход ее были известны как самое важное, самое главное из всего, что могло бы с человеком произойти. Герои - так называли тех, кто вступали в эту битву. Полубоги - так венчали тех, кто выходил из нее победителем. Как вступить в битву, мы уже знаем. Искренняя, глубокая, чистая, горячая клятва своему высшему Я выводит человека на поле этой битвы.
Но если есть битва, значит - есть и враги. Кто же они, эти предполагаемые враги? Конечно же, это не какие то внешние враги, хотя в жизни неофита могут сгущаться тучи по причине ускорения кармы, но – враги внутренние. Откуда они произошли? Как будущие деревья живут в семенах, так и грядущие враги сосредоточены в зернах, принесенных из прошлой жизни. Если бы люди знали, что каждая частица гнева, несправедливости, злобы или раздражения порождает врагов, которых им нужно будет победить, то насколько разумнее стало бы человечество, насколько терпимее бы люди стали друг к другу. Все до единого негармоничные, разрушительные чувства, мысли и деяния накапливают армию тех, кто составляет этого внутреннего безжалостного врага. С другой стороны, все проявления милосердия, сострадания, бескорыстия, все глубокие мысли, озаренные пониманием, – все они составляют армию друзей: все это в совокупности и есть карма человека. А потому мудрые советовали выступать на поле битвы лишь тем, чья карма подходит к завершению, в ком сила друзей больше силы врагов изначально, но как определить?
Существует несколько удивительно простых критериев, которые позволяют дать точный ответ.
Первый критерий – отношение к Истине.
Если на зов Истины сердце человека начинает пламенеть – он уже близок. Если же отворачивается тупо и не отличает Истину от не Истины, то карма его далека от завершения, а потому лишь служители Истины могут вступить в эту битву, надеясь на успех. Каждому можем сказать: «друг, люби Истину», – и в этих словах будет поток эволюции.
В Агни Йоге Великий Владыка Махатма Мория так описал этот критерий:
«Теперь встречаете в жизни четыре рода людей:
Одни бьются под Нашим щитом,
Другие бьются без защиты, но уже кончают течение кармы,
Третьи бредут, ослепленные темной завесой судьбы,
и четвертые – враги Света.
Первые поймут ваш призыв,
Вторые затрепещут ожиданием,
Третьи отвратят голову тупо,
И четвертые встретят стрелою вашу стрелу».
Из этих слов явно видно, что именно завершенная карма, или завершающаяся карма, есть то, что открывает его глаза.
Вторым критерием завершающейся кармы будет чуткость к красоте.
Если человек умеет трепетать от присутствия красоты, значит, дух его уже не спит.
Махатма Кут Хуми так описал значение красоты в жизни человека:
«До тех пор, пока конечное освобождение не поглощает Эго, оно должно осознавать чистейшие симпатии, вызванные эстетическими воздействиями высокого Искусства; его наиболее нежные струны должны отвечать на призыв наиболее святых и благородных человеческих привязанностей».
А потому каждому можно сказать: «Учись полюбить Красоту», - и это будет лучший совет.
Третьим критерием завершения кармы будет нежелание ссор и всяческих распрей.
Книга Золотых Правил так говорит об этом:
«Дух распрей удаляет архата их долин в горы».
Также и отцы Христианства утверждают, что прикоснувшийся к правде Горних Домов, будет избегать ссор всеми силами, а потому можем сказать: «Друг, избегай распрей», - так укажем на лучший вход.
Четвертым критерием назовем искания.
Ищущий есть тот, кто не довольствуется условиями существования, кто ищет правды нездешней.
И Чайка Джонатан Ливингстон из произведения «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» понял, что жизнь не исчерпывается борьбой за существование, но есть нечто большее – то, чего не знаешь, но уже предчувствуешь. Когда предчувствие правды нездешней неумолимо волнует душу, значит, завершение кармы близко. Можем сказать: «Друг, если ты начал искать, ты найдешь», - и в этом братском пожелании отразится звездный свет, ведь даже звезды когда-то были людьми и искали.
Те, чья карма близка к завершению и кто, бесстрашием одетый, поклялся Высшему в верности, те могут рассчитывать на успех.
Но каковы же условия успеха?
Кто-то скажет, что надо храбро сражаться, но совет этот хорош для тех, кто видит своих врагов. Значит, их нужно увидеть?
Кто-то скажет, что нужен лучший доспех. Но где взять его и в чем он?
Кто-то скажет, что каждая битва нуждается в тактике и стратегии. Но кто научит? И, наконец, мы знаем, что лишь опытный, искусный воин победит. Но где познать это искусство и где обрести этот опыт? Воистину битва должна быть выиграна. А раз так, то к ней надо готовиться.
Обсуждения Георгий Победоносец. О битвах духовных