Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или о группе в 30 зорь, то ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии, в году должен быть и долгий день...
114
Многие строфы Ригведы говорят о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры, и которых он должен уничтожить, борясь с демонами-дасами...
115—116
Ведические барды часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в Ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2 и др.)... И не только люди, но и боги жили тоже в условиях долгого мрака — так говорится о боге Агни (X, 124, I; II, 2, 2).
117
В Ригведе и в Атхарваведе мы видим гимн, в котором молящиеся просят "Да достигнем мы благополучно другого края ночи" и "того края, который даже не виден"...
118
Почему так? Потому ли, что это была ночь зимних суток или долгая арктическая ночь? К счастью, — "Тайттирийя Самхита" сохранила для нас самый древний традиционный ответ, и мы можем не зависеть от рассуждений современных комментаторов. Там сказано: "О Читравасу, дай мне достичь твоего окончания", и дальше: "Читравасу — это ночь древних времен, когда жрецы-брахманы боялись, что за ночью не наступит заря" (I, 5, 5,4; I, 5, 7,7).
119
Ведь ночи зимнего сезона в тропической или среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, даже самые не знающие (Веды) люди не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь...
120
Значит, это были не просто зимние ночи, которых боялись ведические барды в древности. Это было нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же эта продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета...
126
Мы видим, что в Ригведе дни и ночи описываются как две различные по своему типу пары — "ушас-накта" и "ахани"... Обычные дни и ночи следуют друг за другом, вплотную сменяя друг друга, и эту пару не описывают раздельно... Но и долгая ночь и долгий день, даже будучи разными по длительности, не вплотную следуют все время друг за другом... Долгая ночь бывает в то время, когда происходит зимнее солнцестояние, а долгий день — при летнем солнцестоянии, и эти положения солнца различаются на 180°, находясь на противоположных точках эклиптики. В период создания (книг) Араньяк это было известно по традиции как "ахани".Так, в "Тайттирийя Араньяке" (1, 2, 3) при описании персонифицированного года впервые сказано, что у года одна голова и два различных рта...
127
"Правая и левая сторона бога-года — это дни света и мрака"... И дальше говорится, что эта темная и светлая формы у "ахани" составляют противоположные стороны бога-года... будучи размещены на диаметрально противоположных его сторонах... Этим подтверждается объяснение сути "ахани". В Ригведе (V, 54, 5) говорится, что у ветров-Марутов сила и величие простираются так, как у солнца, на долгие йоджаны...
128
В Ригведе (X, 138, 3) говорится, что солнце распрягло своих коней на середине неба, т.е, как бы остановилось на отдых. Это ясно, но комментаторы находят, что трудно объяснить такое поведение солнца посреди неба...
130
В Ригведе (VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что "он создал себе золотое качание солнца, как качели". Это говорит о кружении солнца на небесах, видимое непрерывно. И это там же повторяется (88, 3). Здесь отражен тот факт, что только в арктических областях солнце подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые 24 часа...
Многие строфы Ригведы говорят о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры, и которых он должен уничтожить, борясь с демонами-дасами...
115—116
Ведические барды часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в Ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2 и др.)... И не только люди, но и боги жили тоже в условиях долгого мрака — так говорится о боге Агни (X, 124, I; II, 2, 2).
117
В Ригведе и в Атхарваведе мы видим гимн, в котором молящиеся просят "Да достигнем мы благополучно другого края ночи" и "того края, который даже не виден"...
118
Почему так? Потому ли, что это была ночь зимних суток или долгая арктическая ночь? К счастью, — "Тайттирийя Самхита" сохранила для нас самый древний традиционный ответ, и мы можем не зависеть от рассуждений современных комментаторов. Там сказано: "О Читравасу, дай мне достичь твоего окончания", и дальше: "Читравасу — это ночь древних времен, когда жрецы-брахманы боялись, что за ночью не наступит заря" (I, 5, 5,4; I, 5, 7,7).
119
Ведь ночи зимнего сезона в тропической или среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, даже самые не знающие (Веды) люди не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь...
120
Значит, это были не просто зимние ночи, которых боялись ведические барды в древности. Это было нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же эта продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета...
126
Мы видим, что в Ригведе дни и ночи описываются как две различные по своему типу пары — "ушас-накта" и "ахани"... Обычные дни и ночи следуют друг за другом, вплотную сменяя друг друга, и эту пару не описывают раздельно... Но и долгая ночь и долгий день, даже будучи разными по длительности, не вплотную следуют все время друг за другом... Долгая ночь бывает в то время, когда происходит зимнее солнцестояние, а долгий день — при летнем солнцестоянии, и эти положения солнца различаются на 180°, находясь на противоположных точках эклиптики. В период создания (книг) Араньяк это было известно по традиции как "ахани".Так, в "Тайттирийя Араньяке" (1, 2, 3) при описании персонифицированного года впервые сказано, что у года одна голова и два различных рта...
127
"Правая и левая сторона бога-года — это дни света и мрака"... И дальше говорится, что эта темная и светлая формы у "ахани" составляют противоположные стороны бога-года... будучи размещены на диаметрально противоположных его сторонах... Этим подтверждается объяснение сути "ахани". В Ригведе (V, 54, 5) говорится, что у ветров-Марутов сила и величие простираются так, как у солнца, на долгие йоджаны...
128
В Ригведе (X, 138, 3) говорится, что солнце распрягло своих коней на середине неба, т.е, как бы остановилось на отдых. Это ясно, но комментаторы находят, что трудно объяснить такое поведение солнца посреди неба...
130
В Ригведе (VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что "он создал себе золотое качание солнца, как качели". Это говорит о кружении солнца на небесах, видимое непрерывно. И это там же повторяется (88, 3). Здесь отражен тот факт, что только в арктических областях солнце подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые 24 часа...
Обсуждения Ведическая литература
Солнце не заходит, а лишь то выше или ниже стоит над горизонтом.
"В Ригведе (VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что "он создал себе золотое качание солнца, как качели". Это говорит о кружении солнца на небесах, видимое непрерывно. И это там же повторяется (88, 3). Здесь отражен тот факт, что только в арктических областях солнце подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые 24 часа... "
Почему Солнце не заходит за горизонт. Как это можно вообразить в физической картине Солнце - Земля?
Однако, ученые не поддержали эту гипотезу, поскольку древних поселений у полярного круга не обнаружено, да и незачем было людям там мерзнуть, когда места на Земле хватало. Впрочем, гипотеза все равно осталась, и каждый волен ее обсуждать.