Сегодня нам угрожает не экономический кризис и даже не третья мировая война. Сегодня главная опасность обществу исходит от бездуховности и безнравственности, которые становятся нормой жизни. Об этом говорили участники городской конференции «Духовно-нравственное воспитание в Волгодонске. О состоянии и перспективах».
Главный редактор газеты «ПРАВДА, ЧТО?», руководитель информационного сектора Общественной палаты города Валентина Варцаба начала свое выступление цитатой известной доктрины Даллеса: «...Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа... Из литературы, из искусства, например, мы вытравим его социальную сущность... всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство и национализм, вражду народов, прежде всего к народу русскому – всё это мы будем ловко и незаметно культивировать... Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности...».
Страну, которую не удалось уничтожить силой, было решено уничтожить изнутри. Неужели это получается? Мы будем ждать, когда бездуховность и безнравственность окончательно заполонят наше общество или намерены этому противостоять?
Виктор СТАДНИКОВ, председатель Общественной палаты Волгодонска:
– За последние годы мы очень изменились. Мы стали жёстче, злее, лицемернее, чванливей. Мы поменяли духовные ценности на стремление к материальному обогащению. От нас ушли человеческая теплота, чуткость, отзывчивость, вера в соседа, друга, в город, страну, в завтрашний день.
Одна из основных, на мой взгляд, причин – смена общественной формации. Началась эпоха беспредельного стяжательства. Мы имеем то, что хотел получить от нас Запад, – безыдейное космополитическое общество. Нужны годы и серьёзные усилия для его оздоровления.
Валентина ЛАБУНСКАЯ, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Волгодонского института экономики, управления и права:
– Почему так важна духовно-нравственная доминанта воспитания? В современном обществе личность должна быть готова к противостоянию экспансии ценностей массовой культуры.
Теодору Рузвельту приписывают такие слова: «Дать образование и не внушить моральных принципов – значит, воспитать ещё одну угрозу обществу». Именно от образования зависит, сформируется ли в российском обществе значительный слой людей, не просто заинтересованных в модернизации страны, но и рассматривающих данный процесс с точки зрения его ценностной составляющей.
Данные опроса студентов вузов Сибири показал, что 72 процента молодых людей полагают, что развитие демократии в России привело к неоправданному разрушению системы воспитания молодёжи, более половины – что она должна существовать и в настоящее время, а часть студентов готова работать в организациях типа ВЛКСМ. Думается, что такие установки нельзя не учитывать в разработке стратегий воспитания.
Марина ПОСТОЛ, преподаватель физики гимназии «Юридическая», руководитель городского методического объединения преподавателей физики:
– Законы природы, в отличие от законов человеческого общества, выполняются всегда. «Чтобы следовать эволюционному пути, человеку нужно с детства прививать знания о вечных законах Природы, – говорил Дарио Салас Соммэр, – и это должно основываться на научных постулатах, которые покажут: быть плохим и действовать против Природы – крайне губительно, а поступать согласно принципам Гармонии – естественно правильный путь, ведущий к процветанию».
Изучая законы Природы, человек изучает свой собственный внутренний мир. И чем дальше мы углубляемся мыслью во Вселенную, тем глубже познаём себя.
Провозглашённый не так давно принцип гуманизации образования привёл к постепенному «вымыванию» из школьной программы предметов естественно-научного цикла, их замене на общественные дисциплины. Это создаёт перевес в сторону формирования моральных качеств человека в ущерб духовным. Это нужно менять.
Валентина ВАРЦАБА, главный редактор газеты «Правда,что?», председатель правления Волгодонского отделения «МедиаСоюза»:
– СМИ несут ответственность за то, что сегодня происходит с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием молодёжи...
В нашем городе право на свободу слова реализуют 3 телекомпании, 12 региональных и федеральных телеканалов, 17 радиостанций, 5 общественно-политических газет, 2 глянцевых журнала, 6 рекламно-информационных изданий, газета Благочиния , бюллетень администрации города, а также 4 СМИ-сайта в Интернете. Среди них нет ни одного муниципального издания, то есть «рупора власти». Сплошь «свободная пресса».
А дальше начинается рыночная экономика. Заработать деньги медиаресурсы могут, лишь рекламируя товары и услуги. Отсюда необходимость обеспечить массовые тиражи, которые, в свою очередь, обеспечиваются в том числе публикациями «ниже пояса». Получается, обществу не нужна порядочная, умная журналистика.
В связи с уходом СМИ в интерактивное пространство и учитывая то, что молодёжь газет практически не читает, предлагаю создать в городе молодёжный интернет-портал. Его финансирование должно быть заложено в городском бюджете.
Евгений КИРИЧЕНКО, студент исторического факультета ВИЭУП, филиал ЮФУ:
– В школах мало молодёжи! Сегодня школа не в состоянии закрепить молодого учителя, большинство уходит из школы максимум через год. Среднемесячная зарплата в сфере образования в Ростовской области – 3,5-4 тыс. рублей.
Есть регионы, в которых реализуются программы поддержки молодых учителей. Они уже доказали свою эффективность в Нижегородской, Орловской, Курской областях: это система надбавок, безвозмездные ссуды на приобретение жилья и прочее. Необходима разработка подобной программы в нашей области.
Я окончил Зимовниковский педагогический колледж, заканчиваю Волгодонский филиал ЮФУ. Я хотел бы остаться учителем...
Владимир СКОКОВ, учащийся гимназии «Юридическая»:
– Сегодня нас окружают всевозможные источники информации – пресса, телевидение, радио, Интернет и пр. В этом непрерывном потоке информации мы порой не видим грань между истинным и ложным..
Представители культуры стали лихорадочно зарабатывать деньги и проповедовать безнравственность, и оказалось, что в стране нет никого, кто мог бы напомнить, что утрата духовных ценностей ведёт к деградации общества.
На мой взгляд, нужно оградить молодёжь от пагубного информационного воздействия. Сделать это запретами нельзя – необходимо воспитать понимание, что такое хорошо, а что плохо. Важно открыть экономический простор для духовной культуры, для деятелей настоящего искусства. В моду должны войти честность, альтруизм, взаимовыручка, уважение к окружащим, любовь.
Ирина ЖОВНЕРЧУК, руководитель молодёжного сектора Общественной палаты Волгодонска:
– Изначально моральные качества человека закладываются в семье. К этому вновь создаваемую ячейку общества нужно готовить. В ЗАГСе не расписывают сразу – дают время на осознание предпринимаемого шага. Почему бы в это время не «проработать» головы молодых на предмет психологии семейной жизни, профилактики возможных проблем в воспитании детей?
Владимир БАРДАКОВ, атаман Волгодонского городского казачьего общества:
– Казачество – это братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали. Сохранение и изучение традиций казачества необходимо, так как они доказали своё право на существование.
Одной из старых традиций казачества на Дону, связанной с подготовкой юношей к воинской службе, является проведение военных игр. Торжественно проходили проводы в армию. Самым важным на этой церемонии считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал новобранца иконой, а мать вешала на шею сыну образок и мешочек с родной землёй.
Сохранилось много ярких традиций, связанных с воспитанием девочек в семье, с празднованием церковных праздников. Особое место в бытовой обрядности казаков занимают свадьбы, утверждающие святость брака.
Анатолий ГЛУШКО, учитель высшей категории, преподаватель МОУ СОШ № 22:
– Сегодняшнее общество, брошенное в мутные потоки рынка, преступно халатно относится к обеспечению комплексного воздействия на ребёнка с целью воспитания настоящего человека.
В школе мы учим детей могучему, красивому русскому языку, правильному выражению своих мыслей. А что они слышат на улице, по радио, телевидению!
Говорят, нравственное воспитание начинается в семье. Но где она – семья? В последние годы вдвое увеличилось число разводов. Дети остаются в неполных семьях.
А где наши кумиры высокой нравственности? Да, её воспитанию препятствуют природные инстинкты. Но человечество с древности понимало это и устанавливало особые правила поведения. Теряя нравственность, человек низводит себя до уровня животного.
Любовь СТРЕЛЬЦОВА, руководитель Волгодонского центра духовно-нравственного развития «Русь», член протокольной группы конференции:
— После конференции участники сдали предложенные им анкеты. Их анализ показал: практически все, кто был на этом мероприятии, удовлетворены состоявшимся разговором. Плохо, что в работе не участвовали служители церкви. Возможно, они бы дали разговору более широкий спектр.
Высказаны конкретные предложения: ввести в школах уроки этики и психологии семейной жизни, православной культуры; провести семинар, на котором продемонстрировать положительные примеры ответственности бизнеса за состояние духовности и нравственности в обществе; подобные конференции сделать ежегодными и др.
Досталось средствам массовой информации. Некоторые участники были столь категоричны, что потребовали создать специальную структуру по контролю над СМИ. Было высказано пожелание видеть в СМИ больше информации, показывающей положительные примеры человеческих взаимоотношений, патритизма, здорового образа жизни. Требуются, отметили участники конференции, специальное издание или сайт, где каждый горожанин мог бы узнать о действующих цетрах дополнительного образования, кружках, секциях, досуговых учреждениях.
Своеобразным подведением итога разговору и постановкой решительных задач стало выступление 86-летнего Дмитрия Карповича Козырева. Нельзя, по словам ветерана, мириться с тем, что народ превращают в массы, электорат, поглотитель духовных суррогатов. И выступить против этого должны не правители государства, а простые люди – студенты, учителя, рабочие, бизнесмены. Чтобы защитить себя и свою страну. Выступление ветерана прозвучало как артподготовка к борьбе за духовность и нравственность. Ну, ударим?!
Страну, которую не удалось уничтожить силой, было решено уничтожить изнутри. Неужели это получается? Мы будем ждать, когда бездуховность и безнравственность окончательно заполонят наше общество или намерены этому противостоять?
Виктор СТАДНИКОВ, председатель Общественной палаты Волгодонска:
– За последние годы мы очень изменились. Мы стали жёстче, злее, лицемернее, чванливей. Мы поменяли духовные ценности на стремление к материальному обогащению. От нас ушли человеческая теплота, чуткость, отзывчивость, вера в соседа, друга, в город, страну, в завтрашний день.
Одна из основных, на мой взгляд, причин – смена общественной формации. Началась эпоха беспредельного стяжательства. Мы имеем то, что хотел получить от нас Запад, – безыдейное космополитическое общество. Нужны годы и серьёзные усилия для его оздоровления.
Валентина ЛАБУНСКАЯ, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Волгодонского института экономики, управления и права:
– Почему так важна духовно-нравственная доминанта воспитания? В современном обществе личность должна быть готова к противостоянию экспансии ценностей массовой культуры.
Теодору Рузвельту приписывают такие слова: «Дать образование и не внушить моральных принципов – значит, воспитать ещё одну угрозу обществу». Именно от образования зависит, сформируется ли в российском обществе значительный слой людей, не просто заинтересованных в модернизации страны, но и рассматривающих данный процесс с точки зрения его ценностной составляющей.
Данные опроса студентов вузов Сибири показал, что 72 процента молодых людей полагают, что развитие демократии в России привело к неоправданному разрушению системы воспитания молодёжи, более половины – что она должна существовать и в настоящее время, а часть студентов готова работать в организациях типа ВЛКСМ. Думается, что такие установки нельзя не учитывать в разработке стратегий воспитания.
Марина ПОСТОЛ, преподаватель физики гимназии «Юридическая», руководитель городского методического объединения преподавателей физики:
– Законы природы, в отличие от законов человеческого общества, выполняются всегда. «Чтобы следовать эволюционному пути, человеку нужно с детства прививать знания о вечных законах Природы, – говорил Дарио Салас Соммэр, – и это должно основываться на научных постулатах, которые покажут: быть плохим и действовать против Природы – крайне губительно, а поступать согласно принципам Гармонии – естественно правильный путь, ведущий к процветанию».
Изучая законы Природы, человек изучает свой собственный внутренний мир. И чем дальше мы углубляемся мыслью во Вселенную, тем глубже познаём себя.
Провозглашённый не так давно принцип гуманизации образования привёл к постепенному «вымыванию» из школьной программы предметов естественно-научного цикла, их замене на общественные дисциплины. Это создаёт перевес в сторону формирования моральных качеств человека в ущерб духовным. Это нужно менять.
Валентина ВАРЦАБА, главный редактор газеты «Правда,что?», председатель правления Волгодонского отделения «МедиаСоюза»:
– СМИ несут ответственность за то, что сегодня происходит с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием молодёжи...
В нашем городе право на свободу слова реализуют 3 телекомпании, 12 региональных и федеральных телеканалов, 17 радиостанций, 5 общественно-политических газет, 2 глянцевых журнала, 6 рекламно-информационных изданий, газета Благочиния , бюллетень администрации города, а также 4 СМИ-сайта в Интернете. Среди них нет ни одного муниципального издания, то есть «рупора власти». Сплошь «свободная пресса».
А дальше начинается рыночная экономика. Заработать деньги медиаресурсы могут, лишь рекламируя товары и услуги. Отсюда необходимость обеспечить массовые тиражи, которые, в свою очередь, обеспечиваются в том числе публикациями «ниже пояса». Получается, обществу не нужна порядочная, умная журналистика.
В связи с уходом СМИ в интерактивное пространство и учитывая то, что молодёжь газет практически не читает, предлагаю создать в городе молодёжный интернет-портал. Его финансирование должно быть заложено в городском бюджете.
Евгений КИРИЧЕНКО, студент исторического факультета ВИЭУП, филиал ЮФУ:
– В школах мало молодёжи! Сегодня школа не в состоянии закрепить молодого учителя, большинство уходит из школы максимум через год. Среднемесячная зарплата в сфере образования в Ростовской области – 3,5-4 тыс. рублей.
Есть регионы, в которых реализуются программы поддержки молодых учителей. Они уже доказали свою эффективность в Нижегородской, Орловской, Курской областях: это система надбавок, безвозмездные ссуды на приобретение жилья и прочее. Необходима разработка подобной программы в нашей области.
Я окончил Зимовниковский педагогический колледж, заканчиваю Волгодонский филиал ЮФУ. Я хотел бы остаться учителем...
Владимир СКОКОВ, учащийся гимназии «Юридическая»:
– Сегодня нас окружают всевозможные источники информации – пресса, телевидение, радио, Интернет и пр. В этом непрерывном потоке информации мы порой не видим грань между истинным и ложным..
Представители культуры стали лихорадочно зарабатывать деньги и проповедовать безнравственность, и оказалось, что в стране нет никого, кто мог бы напомнить, что утрата духовных ценностей ведёт к деградации общества.
На мой взгляд, нужно оградить молодёжь от пагубного информационного воздействия. Сделать это запретами нельзя – необходимо воспитать понимание, что такое хорошо, а что плохо. Важно открыть экономический простор для духовной культуры, для деятелей настоящего искусства. В моду должны войти честность, альтруизм, взаимовыручка, уважение к окружащим, любовь.
Ирина ЖОВНЕРЧУК, руководитель молодёжного сектора Общественной палаты Волгодонска:
– Изначально моральные качества человека закладываются в семье. К этому вновь создаваемую ячейку общества нужно готовить. В ЗАГСе не расписывают сразу – дают время на осознание предпринимаемого шага. Почему бы в это время не «проработать» головы молодых на предмет психологии семейной жизни, профилактики возможных проблем в воспитании детей?
Владимир БАРДАКОВ, атаман Волгодонского городского казачьего общества:
– Казачество – это братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали. Сохранение и изучение традиций казачества необходимо, так как они доказали своё право на существование.
Одной из старых традиций казачества на Дону, связанной с подготовкой юношей к воинской службе, является проведение военных игр. Торжественно проходили проводы в армию. Самым важным на этой церемонии считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал новобранца иконой, а мать вешала на шею сыну образок и мешочек с родной землёй.
Сохранилось много ярких традиций, связанных с воспитанием девочек в семье, с празднованием церковных праздников. Особое место в бытовой обрядности казаков занимают свадьбы, утверждающие святость брака.
Анатолий ГЛУШКО, учитель высшей категории, преподаватель МОУ СОШ № 22:
– Сегодняшнее общество, брошенное в мутные потоки рынка, преступно халатно относится к обеспечению комплексного воздействия на ребёнка с целью воспитания настоящего человека.
В школе мы учим детей могучему, красивому русскому языку, правильному выражению своих мыслей. А что они слышат на улице, по радио, телевидению!
Говорят, нравственное воспитание начинается в семье. Но где она – семья? В последние годы вдвое увеличилось число разводов. Дети остаются в неполных семьях.
А где наши кумиры высокой нравственности? Да, её воспитанию препятствуют природные инстинкты. Но человечество с древности понимало это и устанавливало особые правила поведения. Теряя нравственность, человек низводит себя до уровня животного.
Любовь СТРЕЛЬЦОВА, руководитель Волгодонского центра духовно-нравственного развития «Русь», член протокольной группы конференции:
— После конференции участники сдали предложенные им анкеты. Их анализ показал: практически все, кто был на этом мероприятии, удовлетворены состоявшимся разговором. Плохо, что в работе не участвовали служители церкви. Возможно, они бы дали разговору более широкий спектр.
Высказаны конкретные предложения: ввести в школах уроки этики и психологии семейной жизни, православной культуры; провести семинар, на котором продемонстрировать положительные примеры ответственности бизнеса за состояние духовности и нравственности в обществе; подобные конференции сделать ежегодными и др.
Досталось средствам массовой информации. Некоторые участники были столь категоричны, что потребовали создать специальную структуру по контролю над СМИ. Было высказано пожелание видеть в СМИ больше информации, показывающей положительные примеры человеческих взаимоотношений, патритизма, здорового образа жизни. Требуются, отметили участники конференции, специальное издание или сайт, где каждый горожанин мог бы узнать о действующих цетрах дополнительного образования, кружках, секциях, досуговых учреждениях.
Своеобразным подведением итога разговору и постановкой решительных задач стало выступление 86-летнего Дмитрия Карповича Козырева. Нельзя, по словам ветерана, мириться с тем, что народ превращают в массы, электорат, поглотитель духовных суррогатов. И выступить против этого должны не правители государства, а простые люди – студенты, учителя, рабочие, бизнесмены. Чтобы защитить себя и свою страну. Выступление ветерана прозвучало как артподготовка к борьбе за духовность и нравственность. Ну, ударим?!
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-43185.
Обсуждения Что делать? Наступать!