Не правда ли, хорошо, когда нужные нам вещи происходят сами собой? Вот захотелось кому-то выздороветь, и здоровье вернулось само. Вот захотелось кому-то сбросить лишний вес, и стройность сформировалась сама. Вот захотелось кому-то сына…
умного…, и стал сын умным, как-то сам… Вот захотелось кому-то денег много, и стал он богатым, не прилагая особых усилий, буквально само собой возникло богатство.
Вы скажете: «Сказки!»
Вы скажете: «Утопия!»
Вы скажете, что для того, чтобы стать здоровым, надо лечиться, чтобы быть стройным, надо воздерживаться от чревоугодия, чтобы быть богатым, надо много работать. Хе-хе. Воля ваша, но…
Мне кажется, что секрет в точке приложения усилий. Вот прав был чертяка Архимед, когда сказал: “Дайте мне точку опоры, и я переверну мир”. Дело не в желании, не в мотивации, не в усилии.
Дело в точке опоры, дело в точке фокуса, в месте приложения усилия.
Тут целая философия. Только посмотрите…
Мой любимый пример с птичкой. Сидит в клетке на жердочке птичка. Живая. Раз живая, то вскоре под птичкой начинает образовываться кучка. Эта кучка –– побочный результат жизнедеятельности. Она (кучка) получается сама собой.
Подчеркну: кучка под птичкой есть побочный и естественный результат нормальной жизнедеятельности здоровой птички. Давайте еще раз скажу то же самое другими словами: богами было так задумано, чтобы кучка под птичкой формировалась, если только птичка жива и здорова. Птичка зернышки клюет для того, чтобы жить и размножаться. И для одного и для другого птичка прилагает порой героические усилия, но если она здорова, то кучка возникает сама, без усилий… Что тут скажешь - побочный и неизбежный эффект.
В известном смысле кучка под птичкой и прибыль компании - одно и то же. Так как и то, и другое - естественные результаты жизнедеятельности.
«Э, нет! - скажете вы. - Кучка, может, и побочный результат, но деньги и прибыль - совсем иное дело. Нам несладко приходится, в поте лица нам дается каждый рубль». Правильно, что несладко, на секундочку задумайтесь, что будет за жизнь у птички, если размер кучки станет для нее важной ценностью, смыслом жизни. А еще больше бед, если размер кучки станет важным для хозяина птички. Он же станет ее тискать, выжимать и выкручивать, давать слабительное. Другими словами, он будет с птичкой делать то, что компании, для которых прибыль есть цель деятельности, делают со своими клиентами при помощи маркетинговых уловок, скидок и дополнительных продаж.
Согласны ли вы с тем, что прибыль коммерческой компании задумана (богами, кем еще) и должна была бы быть неизбежным и естественным побочным результатом правильной и здоровой компании? Почему прибыль не является таковой - мы еще поговорим, сейчас вопрос: согласны или нет. Или нет? Тогда дальше вам будет совсем не интересно.
Согласны? Тогда мы с вами - единомышленники. Посмотрите на происходящее вокруг. Вдруг выяснилось, что компании, на примере которых было основано всё обучение МВА, жили на допинге. Тем, кто получил МВА, впору кричать: “Верните деньги!” Ещё бы: лживые тезисы выдавались за азбуку бизнеса!
Компании, испытывающие влияние кризиса, были глубоко больны еще до его наступления. Просто лекарство было доступным. Когда больных стало много, и лекарства на всех перестало хватать, - тут их лихорадка и затрясла. Не могла не затрясти, ибо они были больны. Если компания не получает прибыли, то виноват не кризис, а то, что сама компании нездорова. И тот факт, что еще вчера нездоровая компания была прибыльной, ничего не значит. В тепличных условиях многие способны выжить. Условия перестали быть тепличными, и болячки полезли на свет божий.
Вы скажете: «Разве возможно, чтобы так много компаний были больными?» Их ровно столько, сколько ставило прибыль своим главным приоритетом. То есть существует прямая связь: если компания ставила прибыль главным приоритетом, целью компании, то кризис ее не минует.
Почему?
Прибыль - это не цель деятельности компании.
Прибыль - это побочный результат деятельности компании.
Цель и побочный результат не одно и то же?
Не-а! Цель находится в будущем, и мы движемся к ней. Побочный результат возникает сам, без специальных усилий для его достижения.
Всё ещё трудно поверить? Это просто привычка думать о прибыли определенным образом. Ничего больше.
Если нам нужен хороший мясной фарш, то концентрировать свое внимание на выходных отверстиях мясорубки глупо. Если для нас важен результат “хороший фарш”, то мы понимаем, что должны уделить внимание исходным продуктам и мясорубке.
Если мы выберем хорошее мясо и правильную мясорубку, то хороший фарш появится неизбежно. Куда ж ему деться?
Почему мы все умны, когда дело касается фарша или кучки под птичкой, но ум отказывает нам, когда дело доходит до бизнеса?
Куда уж проще: хочешь большую кучку от птички - пойми, чем и когда ее надо кормить для наилучшего результата, и корми! Это же элементарно!
Хочешь получить хороший фарш - возьми хорошее мясо и правильную мясорубку. Это же очевидно!
Хочешь получать прибыль, сконцентрируйся на ожиданиях и потребностях клиента, если ты сделал благо для клиента, он оплатит твои усилия, и тогда прибыль будет неизбежным и побочным результатом.
Неужели большинство может так сильно ошибаться? Почему, если все так просто и очевидно, компании по-прежнему ставят прибыть своим главным приоритетом?
Причин как всегда несколько:
1) Все вокруг выжимают птичек, а не кормят их.
2) Не хотим быть глупыми: «мы вложимся в птичку, а она улетит, ее украдут, она помрет от старости. Зачем нам это нужно?»
3) Не будем вкладываться в птичку, потому что кто-то ушлый может украсть кучку, пока мы кормим птичку и ухаживаем за ней.
И этих трех причин многим достаточно, чтобы не инвестировать в птичку, а нещадно эксплуатировать ее. Не правда ли, это похоже на то, как многие компании вокруг умело выжимают и выкручивают своих клиентов?
Считаю, что метафора про “птичку и кучку” точно описывает модель российского бизнеса. Наша проблема - неверная точка приложения усилий. Сейчас точка приложения усилий коммерческих компаний - объем продаж, доход, прибыль. К этим параметрам надо научиться относиться как к естественным и побочным результатам деятельности компании.
А приоритетом должны стать приоритеты птички, тьфу ты! … клиента!
Мне интересно: случалось ли с вами что-то само собой, без особых усилий? Если да - скажите, что было для вас в тот момент важным.
Как всегда - начну с себя. В 1984 году я на спор поступил в Университет на факультет психологии и позже успешно закончил его. Важным было выиграть спор, а поступление… ну, это случилось как-то само. При этом особая пикантность ситуации в том, что школу закончил в 1980 году, потом пару лет - в Советской Армии. Я к тому, что уровень подготовки был, мягко говоря, для ПТУ. О психологии как науке и о факультете психологии узнал за пять минут до спора. Вот и говорите потом, что чудес не бывает.
А ваши примеры?
Вы скажете: «Сказки!»
Вы скажете: «Утопия!»
Вы скажете, что для того, чтобы стать здоровым, надо лечиться, чтобы быть стройным, надо воздерживаться от чревоугодия, чтобы быть богатым, надо много работать. Хе-хе. Воля ваша, но…
Мне кажется, что секрет в точке приложения усилий. Вот прав был чертяка Архимед, когда сказал: “Дайте мне точку опоры, и я переверну мир”. Дело не в желании, не в мотивации, не в усилии.
Дело в точке опоры, дело в точке фокуса, в месте приложения усилия.
Тут целая философия. Только посмотрите…
Мой любимый пример с птичкой. Сидит в клетке на жердочке птичка. Живая. Раз живая, то вскоре под птичкой начинает образовываться кучка. Эта кучка –– побочный результат жизнедеятельности. Она (кучка) получается сама собой.
Подчеркну: кучка под птичкой есть побочный и естественный результат нормальной жизнедеятельности здоровой птички. Давайте еще раз скажу то же самое другими словами: богами было так задумано, чтобы кучка под птичкой формировалась, если только птичка жива и здорова. Птичка зернышки клюет для того, чтобы жить и размножаться. И для одного и для другого птичка прилагает порой героические усилия, но если она здорова, то кучка возникает сама, без усилий… Что тут скажешь - побочный и неизбежный эффект.
В известном смысле кучка под птичкой и прибыль компании - одно и то же. Так как и то, и другое - естественные результаты жизнедеятельности.
«Э, нет! - скажете вы. - Кучка, может, и побочный результат, но деньги и прибыль - совсем иное дело. Нам несладко приходится, в поте лица нам дается каждый рубль». Правильно, что несладко, на секундочку задумайтесь, что будет за жизнь у птички, если размер кучки станет для нее важной ценностью, смыслом жизни. А еще больше бед, если размер кучки станет важным для хозяина птички. Он же станет ее тискать, выжимать и выкручивать, давать слабительное. Другими словами, он будет с птичкой делать то, что компании, для которых прибыль есть цель деятельности, делают со своими клиентами при помощи маркетинговых уловок, скидок и дополнительных продаж.
Согласны ли вы с тем, что прибыль коммерческой компании задумана (богами, кем еще) и должна была бы быть неизбежным и естественным побочным результатом правильной и здоровой компании? Почему прибыль не является таковой - мы еще поговорим, сейчас вопрос: согласны или нет. Или нет? Тогда дальше вам будет совсем не интересно.
Согласны? Тогда мы с вами - единомышленники. Посмотрите на происходящее вокруг. Вдруг выяснилось, что компании, на примере которых было основано всё обучение МВА, жили на допинге. Тем, кто получил МВА, впору кричать: “Верните деньги!” Ещё бы: лживые тезисы выдавались за азбуку бизнеса!
Компании, испытывающие влияние кризиса, были глубоко больны еще до его наступления. Просто лекарство было доступным. Когда больных стало много, и лекарства на всех перестало хватать, - тут их лихорадка и затрясла. Не могла не затрясти, ибо они были больны. Если компания не получает прибыли, то виноват не кризис, а то, что сама компании нездорова. И тот факт, что еще вчера нездоровая компания была прибыльной, ничего не значит. В тепличных условиях многие способны выжить. Условия перестали быть тепличными, и болячки полезли на свет божий.
Вы скажете: «Разве возможно, чтобы так много компаний были больными?» Их ровно столько, сколько ставило прибыль своим главным приоритетом. То есть существует прямая связь: если компания ставила прибыль главным приоритетом, целью компании, то кризис ее не минует.
Почему?
Прибыль - это не цель деятельности компании.
Прибыль - это побочный результат деятельности компании.
Цель и побочный результат не одно и то же?
Не-а! Цель находится в будущем, и мы движемся к ней. Побочный результат возникает сам, без специальных усилий для его достижения.
Всё ещё трудно поверить? Это просто привычка думать о прибыли определенным образом. Ничего больше.
Если нам нужен хороший мясной фарш, то концентрировать свое внимание на выходных отверстиях мясорубки глупо. Если для нас важен результат “хороший фарш”, то мы понимаем, что должны уделить внимание исходным продуктам и мясорубке.
Если мы выберем хорошее мясо и правильную мясорубку, то хороший фарш появится неизбежно. Куда ж ему деться?
Почему мы все умны, когда дело касается фарша или кучки под птичкой, но ум отказывает нам, когда дело доходит до бизнеса?
Куда уж проще: хочешь большую кучку от птички - пойми, чем и когда ее надо кормить для наилучшего результата, и корми! Это же элементарно!
Хочешь получить хороший фарш - возьми хорошее мясо и правильную мясорубку. Это же очевидно!
Хочешь получать прибыль, сконцентрируйся на ожиданиях и потребностях клиента, если ты сделал благо для клиента, он оплатит твои усилия, и тогда прибыль будет неизбежным и побочным результатом.
Неужели большинство может так сильно ошибаться? Почему, если все так просто и очевидно, компании по-прежнему ставят прибыть своим главным приоритетом?
Причин как всегда несколько:
1) Все вокруг выжимают птичек, а не кормят их.
2) Не хотим быть глупыми: «мы вложимся в птичку, а она улетит, ее украдут, она помрет от старости. Зачем нам это нужно?»
3) Не будем вкладываться в птичку, потому что кто-то ушлый может украсть кучку, пока мы кормим птичку и ухаживаем за ней.
И этих трех причин многим достаточно, чтобы не инвестировать в птичку, а нещадно эксплуатировать ее. Не правда ли, это похоже на то, как многие компании вокруг умело выжимают и выкручивают своих клиентов?
Считаю, что метафора про “птичку и кучку” точно описывает модель российского бизнеса. Наша проблема - неверная точка приложения усилий. Сейчас точка приложения усилий коммерческих компаний - объем продаж, доход, прибыль. К этим параметрам надо научиться относиться как к естественным и побочным результатам деятельности компании.
А приоритетом должны стать приоритеты птички, тьфу ты! … клиента!
Мне интересно: случалось ли с вами что-то само собой, без особых усилий? Если да - скажите, что было для вас в тот момент важным.
Как всегда - начну с себя. В 1984 году я на спор поступил в Университет на факультет психологии и позже успешно закончил его. Важным было выиграть спор, а поступление… ну, это случилось как-то само. При этом особая пикантность ситуации в том, что школу закончил в 1980 году, потом пару лет - в Советской Армии. Я к тому, что уровень подготовки был, мягко говоря, для ПТУ. О психологии как науке и о факультете психологии узнал за пять минут до спора. Вот и говорите потом, что чудес не бывает.
А ваши примеры?
Обсуждения Когда все происходит само собой
Автору можно лишь пожелать, чтобы такое понимание становилось всеобщим!
ТАК-ТАК