О гениях, пророках и простых обывателях

О ГЕНИЯХ, ПРОРОКАХ И ПРОСТЫХ ОБЫВАТЕЛЯХ

Странные мы всё же люди! Когда кого-нибудь цитируешь, будь то в простой беседе или публично, проблем не возникает. Чужими словами - можно. Можно цитировать Платона, Вольтера, Шекспира, Пушкина, а теперь уже и Жванецкого, Задорного.
О гениях, пророках и простых обывателях
Конечно же, если ты ни тот и ни другой. Но, когда начинаешь говорить своими словами, в собеседнике почему-то возникает напряжение. Почему?!

Однажды во время одного семинара был проведён следующий эксперимент.

Для нескольких групп людей, изолированных друг от друга, я провела несколько занятий. Правда, в конце семинара предполагалось объединение всех этих разрозненных групп в одну.

1. «Гении и пророки». Так назвалась тема занятий с одной из групп данного семинара. Занятие я целиком и полностью построила на крылатых фразах, использовала много цитат известных, авторитетнейших людей разных времён и народов, зачитывала фрагменты из библии, приводила в пример притчи древних мудрецов. Занятие прошло на едином дыхании. И проблем на этом занятии, конечно же, не возникало.

2. Другой группе людей просто была предложена встреча со мной, как с автором книги и разработчиком многочисленных методик по работе с актёрами, развитию интуиции и творческих способностей в человеке. С этой группой людей тоже проблем не возникло.

3. Следующая группа людей попала на занятие по теме «Творчество, как способ самовыражения». Это занятие я тоже построила на цитатах великих людей. Правда и цитаты, и произведения подобрала мало известные широкой аудитории. Но! Всё сказанное мною, выдавала за собственные мысли и своё творчество. Даже нарочито подчёркивала, что это именно мои взгляды, мои мысли, мои стихи и моя проза! А после просьбы высказать свои комментарии по поводу прочитанного и высказанного мною, попала просто под шквальный огонь критики. Помню, как кто-то даже Пушкина покритиковал, будучи уверенным, что указывает мне на мои шероховатости.

4. Для четвёртой группы я провела занятие по той же теме, что и для предыдущей группы, а именно «Творчество, как способ самовыражения», но построила занятие, пользуясь только цитатами из собственных произведений, читала собственные стихи и сыпала собственными же афоризмами! Однако теперь я приписывала собственное творчество перу великих людей, то Пушкину, то Сенеке, то Завадскому, то Кастанеде и тем же, моим любимым, Жванецкому и Задорнову! Критики, как я и ожидала, не последовало. Зато, как выяснилось, многие оказались прекрасными эрудитами МОЕГО творчества! Кто-то даже умудрился, некоторые из моих стихотворений, прочесть ещё в школе, когда их, по сути дела, в природе не было. На этом занятии я могла гордиться собою! Только что памятника мне не поставили.

На заключительном занятии, когда вместе были собраны все группы, я попросила желающих поделиться своими впечатлениями о занятиях, проведённых с моим участием.

Уже через пятнадцать минут никто ничего не понимал! Те, кто были в восторге от моей авторской программы, как и те, кто побывал на моих лекциях «Гении и пророки» и «Творчество, как способ самовыражения», никак не могли понять, почему так равнодушны ко мне люди второй группы людей, а кое-кто из них в мой адрес выражал даже откровенное раздражение.

Вот тогда-то я и задала людям вопрос. Почему же все встречи со мной в разных аудиториях оказались такими разными? И напомнила ещё раз о том, что одной из главных тем семинара была тема «Гении, пророки и простые обыватели», и этой же теме посвящено общее, заключительное занятие.

А потом призналась, что двум группам, можно сказать, повезло. Людям, такой-то группы, предложено было знакомство с моим творчеством и во время этой встречи никаких перевёртышей не было. Другая группа получила возможность побывать на лекции о жизни и творчестве великих людей. На этом занятии также не было никаких перевёртышей. А вот две остальные группы оказались участниками запланированного эксперимента. Одна из них, третья группа, негативных эмоций в ходе занятия не испытала, так как всё своё творчество я выдала за творчество известных поэтов, писателей и философов. С авторитетами не спорят, а потому и проблем никаких не возникло. И, пожалуй, самым интересным занятием оказалось то, на котором я труды великих людей выдала за собственное творчество. Ох, и досталось же тогда нашим любимым классикам да философам от наших педагогов! Как, собственно говоря, и происходило это когда-то, при их жизни….

Когда я раскрыла людям карты по поводу первых двух занятий, честно говоря, и объяснять ничего не пришлось. Сами всё поняли.

И вот только теперь мы попытались разобраться, почему же, в большинстве случаев многих талантливых людей мир начинает воспринимать лишь после их смерти? Это уже после смерти их смело называют гениями, пророками, талантами от бога…. А вот самим гениям, в большинстве случаев, так и вовсе не достаются ни лавры славы, ни материальные блага для нормального человеческого существования. Их дивиденды между собой делят, как правило, другие, те, кто и не пахал, и не сеял.

С одной стороны это понятно. Для чего-то большого и яркого, по-настоящему революционного, необходима соответствующая отстранённость, некая пространственно-временная отдалённость. С другой стороны, несмотря на то, что все мы знаем об этой распространённой ошибке, продолжаем неистово судить и требовать от каждого живущего ныне человека, чтобы тот собственного рта лишний раз не раскрывал. Ведь на то, чтобы сказать что-то умное - авторитеты имеются.

Но, в конце концов, бог с ними: с этой самой славой, деньгами, почитанием. Без всего этого прожить-то можно. Порой, даже намного спокойнее. Но зачем рот-то затыкать, отнимать инструменты творчества, травить до инфаркта, инсульта, зачем?

Я о том, как мы, люди, в большинстве случаев, общаемся.

Но ведь если не обижаться на того, кто игнорируют пока наш мир, а в момент представившейся возможности, самим не игнорировать мир другого человека или общности людей (соглашаться или не соглашаться, это уже другой вопрос), то, вместо духовного оскудения, в нас происходит духовная наполненность.

Кстати, самой мне не обязательно, чтобы ко мне люди проявляли только чувства симпатии, считая это вполне нормальным явлением. И, безусловно, не все, кого люблю я или кому симпатизирую, отвечают мне тем же. Ведь нередко случается так, что даже в тех людях, которым я искренне симпатизирую, по отношению ко мне рождаются чувства противоположного свойства. Когда - негодование, когда – раздражение, а когда – и вовсе ненависть. Что поделаешь, такова жизнь.

К примеру, я обожаю тигров! Особенно после того, как имела возможность с ними пообщаться и даже погладить. Но это вовсе не означает, что они будут счастливы моему появлению на их территории, разве только в том случае, когда будут очень голодны. Но это уже другие чувства и другие отношения. Другое дело, что мне не столь важно, кто кого любит, кто кого – нет, сколько то, почему мы оказались на одной тропе…. (?!).

Обычно своим ученикам я советую не наделять людей ярлыками, не подходить к ним с какими-то мерками, не искать интересных людей, а интенсивно интересоваться людьми!

Однако есть в нас, людях, ещё одна странность. Кого-то готовы заклевать, словно гадкого утёнка из известной сказки! А кого-то, с таким же неистовством, вознести до небес.

А ведь порой мы даже не подозреваем, что когда говорим кому-то: «Я тебя сейчас с ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ, С ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ познакомлю!», мы невольно говорим тому, кто нас слушает «Тот человек великий и умный, а ты никчемный и глупый». Я об этом парадоксе!

Через каждые два-три года в мире начинает мелькать чьё-то очередное имя и о нём опять кто-то начинает говорить он «самый-самый»! И если бы говорили: «Этот человек мне интересен», «Я поражён его мышлением», «Он предлагает невероятные, по крайней мере, для меня (для нас), интересные идеи!», было бы всё в порядке.

Однако вместо раскрутки сути идеи, чаще всего, идёт раскрутка самого пророка, что невольно заставляет людей вместо желания понять «что делать?», судорожно искать ответ на, возникающий каждый раз в их умах, вопрос: «кому верить?»

Ведь теперь всё внимание в очередной раз переведено не на то, что пророки в большинстве своём едины в своих высказываниях, а на ту иерархическую лестницу, по которой сами же люди, к сожалению, поднимают и опускают пророков.

В конце концов, народ начинает сникать, а однажды и вовсе перестаёт кому-либо верить. И только лишь по той причине, что слишком часто в жизни звучит это самое - «самый-самый!».

Да и сами пророки, к сожалению, слишком часто звездят и страдают этим же - «я самый-самый, а вы пока все бараны да неучи». Вот так и меняются имена, ранги, рейтинги….

А уж когда начинаются разборки по поводу того, кто там святее, кто праведнее, кто гигант, а кто мелкая сошка, то тут уж точно и не до эволюции, и не до духовного просветления.

Вот и получается, что, говоря об истине, и говоря, чаще всего, действительно истину, из-за этого самого - «я самый-самый» людей от истины и отвращаем!

Правда, не стоит путать пышные, ложные дифирамбы с искренней признательностью и неподдельным восторгом.

Ведь первое всегда фальшиво, а второе искренне и неподдельно.

При неверной подаче знаний, знания гниют, не успев прорасти. А пренебрежительное отношение к тому, кто рядом или где-то и нетерпимость к инакомыслию, не прибавляет обладателям этих качеств ни ума, ни величия.

Неплохо бы помнить! Тем, кто так любит, с чувством праведного гнева (на самом же деле такие люди испытывают наслаждение от собственного негодования), указывать другим на их глупость, невежество, грехи и недостатки, суждено всегда жить в обществе идиотов, дураков и невежд. А если таким людям и будут доставаться пышные дифирамбы, то они будут всегда такими же ложными, как их самомнение о самих себе.

ТАК-ТАК
×

Обсуждения О гениях, пророках и простых обывателях

  • Здравствуйте Татьяна! Отвечает Вам тот самый мессия, который уж очень не хотел быть Мессией. Это не жест, это правда. Никогда не было особого желания быть почитаемым и уважаемым духовным учителем. Но сколько уж я прочитал всевозможных "Святых писаний" и Учений, сколько всяких философских изысканий не "перелопатил"! И психоанализом немного увлекался (особенно - Юнгом). А начинал не с них. Я по своей натуре - точный мыслитель. Люблю физику, математику, инженерное дело, а так же - биологию. Но, рано или поздно, а о смысле жизни приходится задумываться. И вот тут-то философы слишком мало помощи оказали. Отточенный (как скальпель) логический ум натыкается на этот философский и религиозный бред и буквально "вязнет" в нем.
    Но я не буду отвлекаться от Вашей темы. Я просто приведу в пример две личности. Одна личность - Иммануил Кант. Далеко не многие люди читали его работы (его всевозможные "Критики" и "чистого", и "грязного" разума). Но зато это имя цитировалось и цитируется бесчисленное множество раз. Иммануил Кант у всех на слуху. Зато другая личность, появившаяся в конце 19 века, мало кому известна. Это - основатель Антропософского общества Рудольф Штайнер. Человек энциклопедических знаний. Он прекрасно знал и точные науки своего времени (математику, физику, астрономию), и геологию, и биологию, и мн. другое. Однако, он не меньше знал и философию. Просто досконально изучил и Гегеля, и Канта, и тех, кто был до них и после них. Он мог легко зарабатывать на жизнь тем, что писал диссертации для соискателей по разным темам и любого ранга. Но главной его работой является его фундаментальное произведение "Философия свободы". Он вскрывает основные ошибки, которые допустили в своих главных работах Гегель и Кант, а за ними - основная плеяда философов нового времени. Он показывает - точно, ясно, взвешенно - те места в их рассуждениях, где они сделали необоснованные предположения, а после этого показывает ошибочность всех остальных умозаключений. Фактически он дает программу новой философии жизни - философию свободы творчества и деятельности человека.
    Именно вследствие очень большой тщательности и скрупулезности в рассуждениях его книга достаточно трудна для восприятия. Написано-то просто, но там нет "воды" и каждая фраза имеет точный и прямой смысл. А люди уже давно разучились мыслить точно и прямо. Все привыкли лгать себе и покупаться на всякие "красивости". Я трижды перечитал книгу и начал по настоящему вникать лишь с третьего раза. И понял - перед нами был выдающийся философ и мыслитель всех времен и народов. А толку! Ни в одном философском сайте никто его не цитирует, никто в институтах его работ не читает. Да и вообще - кто он такой? Зато плеяда "неокантианцев" "поет" на все голоса, будто огромная стая птиц на птичьем базаре. Я иногда вклинивался, говоря по некоторым вопросам: "да вот же почитайте! Еще сто лет назад человек по этому поводу настолько исчерпывающе дал ответ!" А меня спрашивают: "Штайнер? А кто это?".
    Кстати, и в "Доме солнца" я приводил его главы по поводу смысла жизни и стимулов деятельности. Но создается впечатление, что обитают тут, в основном, глухие и слепые.
    Так что надо исходить не из того, что хочется (здравый смысл - так сказать), а из реальности, что нас окружает.
    С уважением, Юрий Петрович.
     
  • Татьяна, на одном дыхании прочитала. Оригинальность отмечаю в каждом твоем произведении,но здесь ещё пример творческого подхода для выявления закономерностей человеческой психики.
    Больше ничего не скажу, оставляя место для других читателей.
    С уважением, Ирина.
     

По теме О гениях, пророках и простых обывателях

Мифы о гениях

Гении рождаются от старых отцов и очень юных матерей В подтверждение этого...
Журнал

Заметки о гениях

Гений живет минимум в двух измерениях бытия – субъективно-личностном и...
Журнал

Стресс и нервная система простых организмов

Ученые доказали, что стресс из-за недостатка кислорода активизирует скрытые...
Журнал

Философия простых вещей

1. Немного о философии простых вещей Формулировка «философия простых вещей...
Журнал

Метафизика простых вещей

Ностальгия по простым вещам. Даже самый «простой человек» не прост, причем не...
Журнал

5 простых упражнений, которые помогут вам стать счастливее

Чем позитивнее человек, тем чаще с ним случаются небольшие чудеса. Чтобы...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы