Испорченная картина
Когда Франсиско Гойя назвал свой офорт "Сон разума рождает чудовищ", история уж занесла ногу, чтобы ступить в 19 век.
Еще не зашло солнце эпохи Просвещения, а передовые страны уже вовсю катили в зенит светило технического прогресса. Было очень красиво.
Когда Франсиско Гойя назвал свой офорт "Сон разума рождает чудовищ", история уж занесла ногу, чтобы ступить в 19 век.
Еще не зашло солнце эпохи Просвещения, а передовые страны уже вовсю катили в зенит светило технического прогресса. Было очень красиво.
Вот-вот, еще немного, - и просвещенные правители отменят рабство в России и в Америке, - то есть включат всех своих граждан в общество равного потребления. И рухнут последние препятствия перед достижением идеального союза человека и общества, когда общество сможет обеспечить человеку удовлетворение всех его желаний, а человек все силы и помыслы будет отдавать процветанию общества.
А тех, кто плохо воспитан или невосприимчив к идеалам, общество сможет перевоспитать, и они снова вольются в круг равного потребления.
Чезаре Ломброзо подпортил картину, поставив на этом светлом пути далеко не первую черную точку. Затем психология, занявшись вплотную природой человека, просто зачастила ставить точки, и весь светлый путь, будто мухи засидели.
Что было потом, мы все прекрасно знаем. Такого масштаба зверств и преступлений против людей, против человечности, которое совершило и пережило просвещенное человечество в 20 веке, мир еще не видел.
Тогда же была поставлена на поток практика использования света человеческого разума. В отношении любых серьезных изобретений и достижений правом "первой ночи" стали пользоваться специалисты по убийству людей - военно-промышленный комплекс и спецслужбы.
Но человек ведь способен осознать и это, разумом он способен объять все, - а значит, и изменить все. Почему же он не ликвидирует зло? Тем более, когда уже даже известны все его проявления.
Путь человека
Потому что таков обычный и обидный путь человека: он всегда живет внутри своих желаний, и поэтому каждый кажется себе правым, а иногда даже праведным. Внушенные с детства комплексы часто опускают его с вершин праведности, и даже правоты, но дела это не меняет.
Если не понять это, все споры о природе человека сводятся к той же словесной чехарде: "с одной стороны …, но с другой стороны …". К тому же старому бесконечному спору между Жанной Д-Арк и инквизиторами, который периодически решается сожжением одной из сторон.
И все-таки, почему свет не ликвидирует зло?
И дело даже не в том, что ученые и изобретатели, светлые головы, с одинаковой охотой создавали как новые технологии для улучшения жизни человека, так и более совершенные орудия убийства. Леонардо да Винчи разработал чертежи автомобиля, вертолета, водолазного костюма и колесцовый замок для пистолета. Альфред Нобель изобрел искусственные кожу и шелк, а также динамит и детонатор. Обуянные жаждой знаний и подогретые патриотизмом, а то и просто приличным грантом, ученые готовы разработать для вас как идею мирного атома, так и оружие массового уничтожения.
Причина в другом
Свет рождает тьму, пока человек живет в своих желаниях, и они, свет и тьма, не существуют друг без друга. Для самих же желаний нет ни добра, ни зла. Потому что человек живет внутри своих желаний, они правят им и его "светлым разумом". И если даже кажется ему, что он может подавлять свои желания, управлять ими, ставить им хорошие или плохие оценки, это просто потому, что так действуют новые, появившиеся в нем желания, - или же желания тех, кому он захотел подчинить себя.
Желания растут и развиваются, подчиняясь им, человек создает цивилизацию, и развитие всех ее членов и сфер жизни так же бесконтрольно и дискретно, как жизнь каждого из человеческих желаний.
И порождение нашего разума, - линия просвещения, положительного развития, всегда чревата (то есть беременна) новыми неразрешимыми и неразрубаемыми узлами, кризисами, которые чем дальше, тем больше приобретают всеобщий характер.
Именно поэтому не помогут нам ни законы об окружающей среде, ни контроль над экономикой, ни "фарширование" школ новыми технологиями. Потому что мы не знаем, что ожидает нас на следующем витке развития желаний.
Что же можно изменить?
Изменить можно только намерение. Что это означает?
Рост и становление глобальной мировой экономики, в которой каждый, желает он этого или нет, работает на весь мир и пользуется плодами труда всех остальных, что сделает из нас, рода человеческого, единый организм.
Мы же, работая фактически для других, но живя при этом внутри своих желаний, даже не видим реальности, желания терпеливо подергивают перед нашим носом блесну, в отблесках которой нам кажется, что каждый из нас работает и принимает решения для себя.
Поэтому изменить намерение означает: мы и так работаем друг на друга, - надо это увидеть и начать делать это сознательно. Сначала просто так - потому что иначе все мы погибнем. А потом - потому что это хорошо.
Тогда и появится, родится у нас другой разум, человеческий, а пока он обслуживает наши желания, до тех пор "свет" его будет рождать тьму.
Человек станет человеком, когда поймет, что он больше, чем его разум. Потому что, изменив намерение, он способен стать больше, чем его желания, которые этот разум обслуживает.
А тех, кто плохо воспитан или невосприимчив к идеалам, общество сможет перевоспитать, и они снова вольются в круг равного потребления.
Чезаре Ломброзо подпортил картину, поставив на этом светлом пути далеко не первую черную точку. Затем психология, занявшись вплотную природой человека, просто зачастила ставить точки, и весь светлый путь, будто мухи засидели.
Что было потом, мы все прекрасно знаем. Такого масштаба зверств и преступлений против людей, против человечности, которое совершило и пережило просвещенное человечество в 20 веке, мир еще не видел.
Тогда же была поставлена на поток практика использования света человеческого разума. В отношении любых серьезных изобретений и достижений правом "первой ночи" стали пользоваться специалисты по убийству людей - военно-промышленный комплекс и спецслужбы.
Но человек ведь способен осознать и это, разумом он способен объять все, - а значит, и изменить все. Почему же он не ликвидирует зло? Тем более, когда уже даже известны все его проявления.
Путь человека
Потому что таков обычный и обидный путь человека: он всегда живет внутри своих желаний, и поэтому каждый кажется себе правым, а иногда даже праведным. Внушенные с детства комплексы часто опускают его с вершин праведности, и даже правоты, но дела это не меняет.
Если не понять это, все споры о природе человека сводятся к той же словесной чехарде: "с одной стороны …, но с другой стороны …". К тому же старому бесконечному спору между Жанной Д-Арк и инквизиторами, который периодически решается сожжением одной из сторон.
И все-таки, почему свет не ликвидирует зло?
И дело даже не в том, что ученые и изобретатели, светлые головы, с одинаковой охотой создавали как новые технологии для улучшения жизни человека, так и более совершенные орудия убийства. Леонардо да Винчи разработал чертежи автомобиля, вертолета, водолазного костюма и колесцовый замок для пистолета. Альфред Нобель изобрел искусственные кожу и шелк, а также динамит и детонатор. Обуянные жаждой знаний и подогретые патриотизмом, а то и просто приличным грантом, ученые готовы разработать для вас как идею мирного атома, так и оружие массового уничтожения.
Причина в другом
Свет рождает тьму, пока человек живет в своих желаниях, и они, свет и тьма, не существуют друг без друга. Для самих же желаний нет ни добра, ни зла. Потому что человек живет внутри своих желаний, они правят им и его "светлым разумом". И если даже кажется ему, что он может подавлять свои желания, управлять ими, ставить им хорошие или плохие оценки, это просто потому, что так действуют новые, появившиеся в нем желания, - или же желания тех, кому он захотел подчинить себя.
Желания растут и развиваются, подчиняясь им, человек создает цивилизацию, и развитие всех ее членов и сфер жизни так же бесконтрольно и дискретно, как жизнь каждого из человеческих желаний.
И порождение нашего разума, - линия просвещения, положительного развития, всегда чревата (то есть беременна) новыми неразрешимыми и неразрубаемыми узлами, кризисами, которые чем дальше, тем больше приобретают всеобщий характер.
Именно поэтому не помогут нам ни законы об окружающей среде, ни контроль над экономикой, ни "фарширование" школ новыми технологиями. Потому что мы не знаем, что ожидает нас на следующем витке развития желаний.
Что же можно изменить?
Изменить можно только намерение. Что это означает?
Рост и становление глобальной мировой экономики, в которой каждый, желает он этого или нет, работает на весь мир и пользуется плодами труда всех остальных, что сделает из нас, рода человеческого, единый организм.
Мы же, работая фактически для других, но живя при этом внутри своих желаний, даже не видим реальности, желания терпеливо подергивают перед нашим носом блесну, в отблесках которой нам кажется, что каждый из нас работает и принимает решения для себя.
Поэтому изменить намерение означает: мы и так работаем друг на друга, - надо это увидеть и начать делать это сознательно. Сначала просто так - потому что иначе все мы погибнем. А потом - потому что это хорошо.
Тогда и появится, родится у нас другой разум, человеческий, а пока он обслуживает наши желания, до тех пор "свет" его будет рождать тьму.
Человек станет человеком, когда поймет, что он больше, чем его разум. Потому что, изменив намерение, он способен стать больше, чем его желания, которые этот разум обслуживает.
Обсуждения Свет разума рождает тьму