Лабиринты софизмов и парадоксов

Часто считают, что целью софизмов является выдать ложь за истину. На самом деле софисты утверждали относительность, а то и невозможность истины вообще: существуют только мнения и задача философов (и особенно политиков) заключается в том, чтобы выдавать свои мнения за истину и убеждать в этом окружающих.
Лабиринты софизмов и парадоксов
Данная принципиальная позиция софистов звучит в знаменитом высказывании Протагора: "Человек - это мера всех вещей", т.е. каждый человек меряет вещи своей меркой и таким образом становится обладателем своей личной истины. О том же говорит триединое высказывание софиста Горгия, которое гласит, что: 1) ничего нет; 2)если что-нибудь и есть, то мы об этом не узнаем; 3)а если узнаем, то не сможем рассказать другим. И действительно, сложно доказать, что хотя бы что-нибудь есть.

Немаловажно, что софизмы, как и парадоксы, призваны освободить разум от интеллектуальных и обыденных стереотипов, поэтому подобные высказывания, как правило, остроумны, ироничны, и часто намеренно противоречат здравому смыслу:

-"Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит", (Согласно Леви-Брюллю, первобытное дологическое мышление предполагает возможность нахождения одного и того же предмета одновременно в разных позициях. В каком-то отношении сидящий действительно может стоять, особенно, если он, как герой оперетты "Летучая мышь", сидит в тюрьме).

-"Сократ — человек; человек — не то же самое, что Сократ; значит, Сократ — это нечто иное, чем Сократ".(Каждая человеческая личность дискретна, преемственность жизненного опыта достаточно условна. Каждый человек более близок к своим сверстникам, чем к самому себе тридцатилетней давности. Можно даже сказать, что, подобно реке Гераклита, в которую нельзя войти дважды, каждое мгновение человек становится иным. В этом отношении Сократ действительно одновременно не является Сократом).

-"Этот пес твой; он является отцом; значит, он твой отец"? (Игра словами).

-"Для того чтобы видеть, нет необходимости иметь глаза, так как без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет, поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения» (Так же, как ноги для хождения. Однако, существует и так называемое "внутренне зрение", для которого действительно не обязательны глаза - пример слепой прорицательницы Ванги)

-"Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога".(В чём-то похожий по смыслу софизм встречаем в сказке А.Линдгрен про Карлсона. Фрекен Бок утверждает, что на любой вопрос можно ответить строго "да" или "нет", на что Карлсон озадачил её вопросом, перестала ли она пить коньяк по утрам?)

К софизмам примыкают апории Зенона, хотя сам Зенон Элейский принадлежал к другой философской школе(к элеатам). Самый известный софизм Зенона, построенный, как и остальные, на идее бесконечного ряда бесконечно малых величин, утверждает, что быстроногий Ахиллес никогда не настигнет медлительную черепаху. Пока Ахиллес добежит до черепахи, она продвинется немного вперед. Он быстро преодолеет и это расстояние, но черепаха уйдет еще чуточку вперед. И так до бесконечности. Наиболее интересное решение этого софизма дала одна студентка, которая заявила, что Ахиллес обязательно догонит черепаху. Потому что она первая устанет и остановится.

-Ещё один пример софизма - "Вопросы". — Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить?— Нет.— Неужели вы не знаете, что лгать — нехорошо?— Конечно, знаю.— Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете.

В отличие от софизмов парадоксы формулируются весьма серьёзно, ведь присутствие в теории парадокса говорит о сомнительности допущений, которые лежат в её основе. В широком смысле парадокс — это положение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися, ортодоксальными мнениями. "Общепризнанные мнения и то, что считают делом давно решенным, чаще всего заслуживают исследования" (Г.Лихтенберг). Обычно парадокс представляет собой начало такого исследования, некое нарушение конвенции. Парадокс в более узком значении — это два противоположных, несовместимых утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы. Наиболее острая форма парадокса — антиномия, рассуждение, доказывающее приемлемость двух утверждений, одно из которых является отрицанием другого. Ниже приводятся некоторые примеры известных парадоксов:

-"Лжец". Житель остова Крит утверждает, что все критяне - лжецы. Или, если проще, любой человек произносит фразу: "Я лгу". Существует легенда, согласно которой некий Филит Косский, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой. Говорят также, что один из известных древнегреческих логиков, Диодор Кронос, уже на склоне лет дал обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение "Лжеца", и вскоре умер, так ничего и не добившись.

-Парадокс Тертуллиана: "Верю, потому что нелепо".(Очень актуален для современной телевизионной аудитории и так называемого "электората").

-Средневековый парадокс, который был предметом схоластических споров: может ли Бог сделать падшую женщину снова девственницей? (вариант: создать камень, который сам не сможет поднять?). Ответ дал философ и богослов П.Дамиани: может, но не хочет, чтобы не нарушать законы, установленные им самим. В противном случае Он перестанет быть совершенным существом).

-Довольно запутанный парадокс Греллига - является или не является самоубийцей тот, кто убивает каждого несамоубийцу и не убивает ни одного самоубийцу?

-"Дом". Этот дом — красный. Красное — это цвет. Цвет — это оптическое явление. Дом - это оптическое явление. (В каком-то смысле это действительно так. Как говорил Беркли: "Быть - это быть воспринимаемым").

-Миссионер попал на обед к дикарям. Они разрешили ему выбрать, зажарят его или сварят. Для этого ему необходимо что-нибудь сказать с условием, что, если это высказывание окажется истинным, они его сварят, а если оно окажется ложным, его зажарят. Что же сказать бедняге? Видимо, он должен сказать: "Вы зажарите меня". Если его на самом деле зажарят, окажется, что он высказал истину, и значит, его надо сварить. А если его сварят, его высказывание будет ложным, и его нужно будет зажарить. Выхода у людоедов не будет: из "зажарить" вытекает "сварить", и наоборот. (Думаю, что единственный выход для дикарей - вначале сварить его, а потом зажарить, опять же и блюдо получится съедобнее).

И в заключение ещё пара парадоксов собственного изготовления: я люблю одиночество и поэтому мне нужны окружающие. Ведь среди них я наиболее одинок. Помимо этого, я парадоксально убеждён: единственная истина заключается в том, что истин вообще нет. А с другой стороны, если истина не существует, то утверждение "истина не существует" верно, что доказывает его неверность.
×

Обсуждения Лабиринты софизмов и парадоксов

  • У первых и у последних крыша едет и едет читайте подробнее http://www.sunhome.ru/psychology/110538
     
  • Это да. Как говорил Высоцкий: "все тогда с ума свихнулись - даже кто безумен был". Просто эти последние - особенно явно.
     
  • > 90-е годы на митингах.
    Вы имеете в виду развал Союза? Тогда все сошли с ума от гласности, демократии, либерализма и незалежности.
     
  • Да нет. так оно и есть. Почти как в 90-е годы на митингах. :)
     
  • Я думаю, что ВЫ переоцениваете.
     
  • На этом сайте, к сожалению, количество "городских сумасшедших" зашкаливает. Наверно, из-за специфики содержания. :)
     
  • Вот так и я. Сочиню что-то, а потом мне доказывают, что до меня уже это сочинено, мною прочтено и забыто, кто, когда и где писал. А всплыло в памяти как своё. А остальные обвинили меня в плагиате. Одно вот только хорошо, не спрашивают откуда я это взял.
     
  • Я бы с радостью их присвоил, так же как многое другое. Например, стихотворение Гумилева "Заблудившийся трамвай". Но, увы, сейчас поискал в сети и обнаружил, что это Сартр. Помню, что у кого-то читал эту мысль и решил, что она в духе Шопенгауэра - именно он культивировал одиночество.
     
  • > Шопенгауэр говорил, что, если вам скучно наедине с собой, значит вы попали в дурную компанию.
    Признайтесь честно, что это Ваши слова.
     
  • Шопенгауэр говорил, что, если вам скучно наедине с собой, значит вы попали в дурную компанию. То же самое и об одиночестве.
     
  • Истинную правду глаголите. Так же как и масло может быть жирным и постным. Наедине с собой одиночество перестаёт быть одиноким или я ошибаюсь?
     
  • 1/ Это возможно, но не обязательно.
    2) Это зависит от того, наедине с кем.
    3) Истина бывает истинной и не истинной. А понятие "правда" работает только в области этики, которая истинами не оперирует.
     
  • Правда ли, что быстроногий Ахиллес никогда не настигнет медлительную черепаху в том случае, если они бегут навстречу? Можно ли быть одиноким наедине? Истина бывает правдивой и ложной, правдиво ли это утверждение?
     

По теме Лабиринты софизмов и парадоксов

Лабиринты разума

Каждый день мы погружаемся в Сон. Между бодрствованием и сном проходим краткую...
Журнал

Лабиринты самообмана

Видение реальности своего существования позволяет сохранить единство разума и...
Психология

Лабиринт, выводящий в Небо

Давайте вслушаемся в древнегреческие слова, напоённые Солнцем. Остров Крит...
Магия

Лабиринт Шартра

Если, посещая знаменитый построенный в 13м веке Шартрский собор, вы войдете в...
Религия

Парадоксы йоги

Проблемы, возникающие в умах большинства жителей Европы, Африки и двух Америк...
Религия

Лабиринты подсознания

Сила подсознания очень велика-оно имеет доступ ко всему пережитому опыту. Ведь...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы