Казалось бы, совершенно противоположны друг другу эти понятия - церковь и аномальные явления. Но при внимательном рассмотрении религиозных знаний можно заметить, как много в них описаний событий и явлений, которые изучаются аномалистикой.
Зыбка грань между их объяснениями с точки зрения религии и науки. Ведь религия - это не только вера в Бога, но и знания о человеческой душе и ее безграничных возможностях. Причем спектр религиозного знания очень широк, он дает немалые возможности для реализации духовного, творческого, научного потенциала личности.
Соприкосновение с феноменом НЛО порождало не только религиозные представления, но и воздействовало на психику индивидов и всего человечества в гораздо большей степени, чем принято считать. Ведь с одной стороны, проблема НЛО подтверждается всем нынешним умозрительным опытом человечества, а с другой, - сами НЛО наблюдались с незапамятных времен.
Феномен НЛО, тесно смыкаясь во многих проявлениях с явлениями паранормальными, часто «показывал» людям разнообразные «картины», принимавшиеся за разного рода демонстрации чужого, ирреального мира. С этим, в частности, связано древнее убеждение в существовании здесь, на планете, рядом с нами какого-то другого, параллельного мира, жители которого по своему желанию могут появляться перед нашими глазами и оказывать воздействия на нашу повседневную жизнь.
Характерно, что большинство религиозных деятелей решительно отрицает любую возможность даже отдаленной связи аномалистики с религией. Большую известность в свое время получили широко публикуемые статьи иеромонаха С.Роуза, направленные как против различных аспектов аномального, так и против людей, занимающихся этими вопросами (например, см. «Знаки явления бесов» в журнале «Наука и религия» N2, 1991). Не буду обсуждать те или иные положения таких статей, однако отмечу, что в них нет главного - терпимости. Священнослужитель, не обладающий столь необходимым качеством для любого человека, как терпимость к инакомыслящим, в лучшем случае вызывает недоумение.
Хотелось бы в связи с этим привести небольшой отрывок из вышедшей в издательстве «Интербук» (Москва, 1991) прекрасной книги митрополита Сурожского Антония «Бесы в вере и Церкви». Надо сказать, что ее автор - доктор богословия, на протяжении тридцати лет возглавлявший епархию Русской Православной Церкви в Великобритании.
«Я глубоко убежден, - пишет Антоний, - что терпимость - одно из свойств, которые должны были бы отличать верующих. Вы мне на это скажете, что это всречается редко; но, в сущности, терпимость - АБСОЛЮТНО (выделено в тексте – А.П.) необходимое свойства верующего. Нетерпимость происходит от того, что человек не уверен в себе... И это - ПРЕСТУПЛЕНИЕ; человек, который хочет насильственно внедрить в другого какую бы то ни было идеологию, какие бы то ни было убеждения, какую бы то ни было веру - это человек, который НЕ ВЕРИТ в конечном итоге в убедительность той истины, о которой он говорит. Это есть преступление религиозное.
Еще одна причина нетерпимости заключается в том, что каждая церковь, каждая религия уверена, что у нее ВСЯ ИСТИНА, вся АБСОЛЮТНАЯ истина. Тоталитарные государства по своему характеру нетерпимы по этой причине. В конечном итоге, тоталитарное государство и тоталитарная Церковь одинаково безнравственно относятся к этой теме истины, которая никому в частности не принадлежит, а ВСЕМ принадлежит».
Давайте задумаемся. Мы никогда не устроим нашу жизнь ни в экономическом, ни в социальном, ни в духовном отношении, если противопоставим принципу взаимопонимания и открытого, честного сотрудничества позицию эгоцентризма и фанатичной монополии на истину. Думаю, такой подход целесообразен и единственно правилен и для служителей Веры, и для научных работников.
Современная цивилизация живет преходящими интересами. Там, где такие интересы доминируют, нравственной ответственности за природу как таковой нет. Нет одухотворенного отношения к миру и того служения высшему, без которого невозможно положительное решение вопроса о назначении человека на Земле. Поэтому важно перейти от преходящих интересов к непреходящим ценностям - тому, что одинаково важно в любое время.
Для религиозного человека равно важны такие понятия как Вера, Совесть, Святость, чувство общности, планетарной и космической связи всего со всем. Религиозность человека, достигшего достаточно зрелой стадии своего духовного развития, бесконечно многогранна, богата меняющимися по форме и содержанию оттенками. Она никак не может быть умещена в прокрустово ложе наукообразных абстракций или в догматы сухих церковных формул.
Главным содержанием проблемы, обозначенной как отношение Церкви к аномальным явлениям, на наш взгляд, является становление и утверждение той достаточно распространенной в мире культуры религиозности, которую называют НЕКОНФЕССИАЛЬНОЙ, т.е. такой, которая не связана с конкретным религиозным направлением, конфессией, свободной от исполнения соответствующей обрядности. Вот как представлял эту новую религию русский философ Н.Бердяев:
«В мире нарождается новая религиозная душа. Душа эта глубоко связана с самой старой, - с тем, что было вечного в старой душе, - но в ней открываются новые горизонты. Для нового религиозного настроения и сознания, пережившего весь опыт новой истории, всю глубину сомнений и отрицаний, вопрос о церкви становится иначе, чем для «обветшалого» христианского сознания. Мы ищем церковь, в которую вошла бы вся полнота жизни, весь мировой опыт, все ценное в миру, все, что было подлинным бытием в истории. В церкви должно быть все наше дорогое, все наше ценное, все нами выстраданное в мире - наша любовь, наша мысль и поэзия, все наше творчество, отлученное от церкви старым сознанием, все наши великие мирские люди, все наши мечты, все, что было трансцендентного в нашей жизни и в жизни мировой. Церковная жизнь есть полнота жизни, богатство бытия, а не семинаро-поповско-монашеский колпак, который держат в своих руках власть имеющие».
Перефразируя известное высказывание Тейяра де Шардена, можно отметить, что истинная религия - та, которая когда-либо сумеет включить человека в ЦЕЛЬНОЕ представление о мире. Несомненно одно. Человечество на протяжении всего своего исторического развития постоянно сталкивалось с необъяснимыми явлениями, которые, в конце концов, стали неотъемлемой частью его культуры. Культура едина в своей основе, и состояние ее в человеческом обществе определяет общее состяние цивилизации.
Когда-то известный философ А.Ф.Лосев в одной из своих ранних работ ввел своеобразную классификацию всех наук. Он разбил их на науки о фактах и науки о смысле. Проблема НЛО, если подходить к ней как к науке о смысле - это не только научная, но и этическая проблема, особенно в аспекте контактологии. Ведь только от реализации духовного потенциала человека можно все более глубоко проникать в тайны природы, не нарушая при этом ее законов. Религия - важный элемент культуры, конечно, если только она, как и культура вообще, направляет свои усилия на созидательную деятельность, а не на разобщение людей. И видимо, здесь возможно прямое сотрудничество, цель которого - постижение через самосовершенствование и духовность.
Соприкосновение с феноменом НЛО порождало не только религиозные представления, но и воздействовало на психику индивидов и всего человечества в гораздо большей степени, чем принято считать. Ведь с одной стороны, проблема НЛО подтверждается всем нынешним умозрительным опытом человечества, а с другой, - сами НЛО наблюдались с незапамятных времен.
Феномен НЛО, тесно смыкаясь во многих проявлениях с явлениями паранормальными, часто «показывал» людям разнообразные «картины», принимавшиеся за разного рода демонстрации чужого, ирреального мира. С этим, в частности, связано древнее убеждение в существовании здесь, на планете, рядом с нами какого-то другого, параллельного мира, жители которого по своему желанию могут появляться перед нашими глазами и оказывать воздействия на нашу повседневную жизнь.
Характерно, что большинство религиозных деятелей решительно отрицает любую возможность даже отдаленной связи аномалистики с религией. Большую известность в свое время получили широко публикуемые статьи иеромонаха С.Роуза, направленные как против различных аспектов аномального, так и против людей, занимающихся этими вопросами (например, см. «Знаки явления бесов» в журнале «Наука и религия» N2, 1991). Не буду обсуждать те или иные положения таких статей, однако отмечу, что в них нет главного - терпимости. Священнослужитель, не обладающий столь необходимым качеством для любого человека, как терпимость к инакомыслящим, в лучшем случае вызывает недоумение.
Хотелось бы в связи с этим привести небольшой отрывок из вышедшей в издательстве «Интербук» (Москва, 1991) прекрасной книги митрополита Сурожского Антония «Бесы в вере и Церкви». Надо сказать, что ее автор - доктор богословия, на протяжении тридцати лет возглавлявший епархию Русской Православной Церкви в Великобритании.
«Я глубоко убежден, - пишет Антоний, - что терпимость - одно из свойств, которые должны были бы отличать верующих. Вы мне на это скажете, что это всречается редко; но, в сущности, терпимость - АБСОЛЮТНО (выделено в тексте – А.П.) необходимое свойства верующего. Нетерпимость происходит от того, что человек не уверен в себе... И это - ПРЕСТУПЛЕНИЕ; человек, который хочет насильственно внедрить в другого какую бы то ни было идеологию, какие бы то ни было убеждения, какую бы то ни было веру - это человек, который НЕ ВЕРИТ в конечном итоге в убедительность той истины, о которой он говорит. Это есть преступление религиозное.
Еще одна причина нетерпимости заключается в том, что каждая церковь, каждая религия уверена, что у нее ВСЯ ИСТИНА, вся АБСОЛЮТНАЯ истина. Тоталитарные государства по своему характеру нетерпимы по этой причине. В конечном итоге, тоталитарное государство и тоталитарная Церковь одинаково безнравственно относятся к этой теме истины, которая никому в частности не принадлежит, а ВСЕМ принадлежит».
Давайте задумаемся. Мы никогда не устроим нашу жизнь ни в экономическом, ни в социальном, ни в духовном отношении, если противопоставим принципу взаимопонимания и открытого, честного сотрудничества позицию эгоцентризма и фанатичной монополии на истину. Думаю, такой подход целесообразен и единственно правилен и для служителей Веры, и для научных работников.
Современная цивилизация живет преходящими интересами. Там, где такие интересы доминируют, нравственной ответственности за природу как таковой нет. Нет одухотворенного отношения к миру и того служения высшему, без которого невозможно положительное решение вопроса о назначении человека на Земле. Поэтому важно перейти от преходящих интересов к непреходящим ценностям - тому, что одинаково важно в любое время.
Для религиозного человека равно важны такие понятия как Вера, Совесть, Святость, чувство общности, планетарной и космической связи всего со всем. Религиозность человека, достигшего достаточно зрелой стадии своего духовного развития, бесконечно многогранна, богата меняющимися по форме и содержанию оттенками. Она никак не может быть умещена в прокрустово ложе наукообразных абстракций или в догматы сухих церковных формул.
Главным содержанием проблемы, обозначенной как отношение Церкви к аномальным явлениям, на наш взгляд, является становление и утверждение той достаточно распространенной в мире культуры религиозности, которую называют НЕКОНФЕССИАЛЬНОЙ, т.е. такой, которая не связана с конкретным религиозным направлением, конфессией, свободной от исполнения соответствующей обрядности. Вот как представлял эту новую религию русский философ Н.Бердяев:
«В мире нарождается новая религиозная душа. Душа эта глубоко связана с самой старой, - с тем, что было вечного в старой душе, - но в ней открываются новые горизонты. Для нового религиозного настроения и сознания, пережившего весь опыт новой истории, всю глубину сомнений и отрицаний, вопрос о церкви становится иначе, чем для «обветшалого» христианского сознания. Мы ищем церковь, в которую вошла бы вся полнота жизни, весь мировой опыт, все ценное в миру, все, что было подлинным бытием в истории. В церкви должно быть все наше дорогое, все наше ценное, все нами выстраданное в мире - наша любовь, наша мысль и поэзия, все наше творчество, отлученное от церкви старым сознанием, все наши великие мирские люди, все наши мечты, все, что было трансцендентного в нашей жизни и в жизни мировой. Церковная жизнь есть полнота жизни, богатство бытия, а не семинаро-поповско-монашеский колпак, который держат в своих руках власть имеющие».
Перефразируя известное высказывание Тейяра де Шардена, можно отметить, что истинная религия - та, которая когда-либо сумеет включить человека в ЦЕЛЬНОЕ представление о мире. Несомненно одно. Человечество на протяжении всего своего исторического развития постоянно сталкивалось с необъяснимыми явлениями, которые, в конце концов, стали неотъемлемой частью его культуры. Культура едина в своей основе, и состояние ее в человеческом обществе определяет общее состяние цивилизации.
Когда-то известный философ А.Ф.Лосев в одной из своих ранних работ ввел своеобразную классификацию всех наук. Он разбил их на науки о фактах и науки о смысле. Проблема НЛО, если подходить к ней как к науке о смысле - это не только научная, но и этическая проблема, особенно в аспекте контактологии. Ведь только от реализации духовного потенциала человека можно все более глубоко проникать в тайны природы, не нарушая при этом ее законов. Религия - важный элемент культуры, конечно, если только она, как и культура вообще, направляет свои усилия на созидательную деятельность, а не на разобщение людей. И видимо, здесь возможно прямое сотрудничество, цель которого - постижение через самосовершенствование и духовность.
Обсуждения Церковь и аномальные явления