Церковь и аномальные явления

Казалось бы, совершенно противоположны друг другу эти понятия - церковь и аномальные явления. Но при внимательном рассмотрении религиозных знаний можно заметить, как много в них описаний событий и явлений, которые изучаются аномалистикой.
Церковь и аномальные явления
Зыбка грань между их объяснениями с точки зрения религии и науки. Ведь религия - это не только вера в Бога, но и знания о человеческой душе и ее безграничных возможностях. Причем спектр религиозного знания очень широк, он дает немалые возможности для реализации духовного, творческого, научного потенциала личности.

Соприкосновение с феноменом НЛО порождало не только религиозные представления, но и воздействовало на психику индивидов и всего человечества в гораздо большей степени, чем принято считать. Ведь с одной стороны, проблема НЛО подтверждается всем нынешним умозрительным опытом человечества, а с другой, - сами НЛО наблюдались с незапамятных времен.

Феномен НЛО, тесно смыкаясь во многих проявлениях с явлениями паранормальными, часто «показывал» людям разнообразные «картины», принимавшиеся за разного рода демонстрации чужого, ирреального мира. С этим, в частности, связано древнее убеждение в существовании здесь, на планете, рядом с нами какого-то другого, параллельного мира, жители которого по своему желанию могут появляться перед нашими глазами и оказывать воздействия на нашу повседневную жизнь.

Характерно, что большинство религиозных деятелей решительно отрицает любую возможность даже отдаленной связи аномалистики с религией. Большую известность в свое время получили широко публикуемые статьи иеромонаха С.Роуза, направленные как против различных аспектов аномального, так и против людей, занимающихся этими вопросами (например, см. «Знаки явления бесов» в журнале «Наука и религия» N2, 1991). Не буду обсуждать те или иные положения таких статей, однако отмечу, что в них нет главного - терпимости. Священнослужитель, не обладающий столь необходимым качеством для любого человека, как терпимость к инакомыслящим, в лучшем случае вызывает недоумение.

Хотелось бы в связи с этим привести небольшой отрывок из вышедшей в издательстве «Интербук» (Москва, 1991) прекрасной книги митрополита Сурожского Антония «Бесы в вере и Церкви». Надо сказать, что ее автор - доктор богословия, на протяжении тридцати лет возглавлявший епархию Русской Православной Церкви в Великобритании.

«Я глубоко убежден, - пишет Антоний, - что терпимость - одно из свойств, которые должны были бы отличать верующих. Вы мне на это скажете, что это всречается редко; но, в сущности, терпимость - АБСОЛЮТНО (выделено в тексте – А.П.) необходимое свойства верующего. Нетерпимость происходит от того, что человек не уверен в себе... И это - ПРЕСТУПЛЕНИЕ; человек, который хочет насильственно внедрить в другого какую бы то ни было идеологию, какие бы то ни было убеждения, какую бы то ни было веру - это человек, который НЕ ВЕРИТ в конечном итоге в убедительность той истины, о которой он говорит. Это есть преступление религиозное.

Еще одна причина нетерпимости заключается в том, что каждая церковь, каждая религия уверена, что у нее ВСЯ ИСТИНА, вся АБСОЛЮТНАЯ истина. Тоталитарные государства по своему характеру нетерпимы по этой причине. В конечном итоге, тоталитарное государство и тоталитарная Церковь одинаково безнравственно относятся к этой теме истины, которая никому в частности не принадлежит, а ВСЕМ принадлежит».

Давайте задумаемся. Мы никогда не устроим нашу жизнь ни в экономическом, ни в социальном, ни в духовном отношении, если противопоставим принципу взаимопонимания и открытого, честного сотрудничества позицию эгоцентризма и фанатичной монополии на истину. Думаю, такой подход целесообразен и единственно правилен и для служителей Веры, и для научных работников.

Современная цивилизация живет преходящими интересами. Там, где такие интересы доминируют, нравственной ответственности за природу как таковой нет. Нет одухотворенного отношения к миру и того служения высшему, без которого невозможно положительное решение вопроса о назначении человека на Земле. Поэтому важно перейти от преходящих интересов к непреходящим ценностям - тому, что одинаково важно в любое время.

Для религиозного человека равно важны такие понятия как Вера, Совесть, Святость, чувство общности, планетарной и космической связи всего со всем. Религиозность человека, достигшего достаточно зрелой стадии своего духовного развития, бесконечно многогранна, богата меняющимися по форме и содержанию оттенками. Она никак не может быть умещена в прокрустово ложе наукообразных абстракций или в догматы сухих церковных формул.

Главным содержанием проблемы, обозначенной как отношение Церкви к аномальным явлениям, на наш взгляд, является становление и утверждение той достаточно распространенной в мире культуры религиозности, которую называют НЕКОНФЕССИАЛЬНОЙ, т.е. такой, которая не связана с конкретным религиозным направлением, конфессией, свободной от исполнения соответствующей обрядности. Вот как представлял эту новую религию русский философ Н.Бердяев:

«В мире нарождается новая религиозная душа. Душа эта глубоко связана с самой старой, - с тем, что было вечного в старой душе, - но в ней открываются новые горизонты. Для нового религиозного настроения и сознания, пережившего весь опыт новой истории, всю глубину сомнений и отрицаний, вопрос о церкви становится иначе, чем для «обветшалого» христианского сознания. Мы ищем церковь, в которую вошла бы вся полнота жизни, весь мировой опыт, все ценное в миру, все, что было подлинным бытием в истории. В церкви должно быть все наше дорогое, все наше ценное, все нами выстраданное в мире - наша любовь, наша мысль и поэзия, все наше творчество, отлученное от церкви старым сознанием, все наши великие мирские люди, все наши мечты, все, что было трансцендентного в нашей жизни и в жизни мировой. Церковная жизнь есть полнота жизни, богатство бытия, а не семинаро-поповско-монашеский колпак, который держат в своих руках власть имеющие».

Перефразируя известное высказывание Тейяра де Шардена, можно отметить, что истинная религия - та, которая когда-либо сумеет включить человека в ЦЕЛЬНОЕ представление о мире. Несомненно одно. Человечество на протяжении всего своего исторического развития постоянно сталкивалось с необъяснимыми явлениями, которые, в конце концов, стали неотъемлемой частью его культуры. Культура едина в своей основе, и состояние ее в человеческом обществе определяет общее состяние цивилизации.

Когда-то известный философ А.Ф.Лосев в одной из своих ранних работ ввел своеобразную классификацию всех наук. Он разбил их на науки о фактах и науки о смысле. Проблема НЛО, если подходить к ней как к науке о смысле - это не только научная, но и этическая проблема, особенно в аспекте контактологии. Ведь только от реализации духовного потенциала человека можно все более глубоко проникать в тайны природы, не нарушая при этом ее законов. Религия - важный элемент культуры, конечно, если только она, как и культура вообще, направляет свои усилия на созидательную деятельность, а не на разобщение людей. И видимо, здесь возможно прямое сотрудничество, цель которого - постижение через самосовершенствование и духовность.
×

По теме Церковь и аномальные явления

Аномальные зоны Урала

Бытует мнение, что Аркаим является ритуальным сооружением, но археологические...
Журнал

Паранормальные явления

- Хотите посмотреть фото души? - собеседник открывает электронный архив. На...
Журнал

Парапсихологические явления

Известный американский иллюзионист, телеведущий и популяризатор науки Джеймс...
Журнал

Явления богородицы в Египте с 1986

Впервые с этим удивительным феноменом я познакомился в 1985 году в Москве. Это...
Журнал

Необъяснимые явления: на этот раз в Румынии

На востоке Румынии произошел очередной случай загадочной массовой гибели птиц...
Журнал

Небесные явления

Множество людей стали свидетелями необычных явлений, происходивших как днем, так...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Оставь природу ума, как она есть
Волшебство сакральных звуков