Почему общество, вооружившись полицией и судом, не может изжить преступность? Человечество создало эти социальные институты для коррекции социальной болезни, но разве от этого нам стало легче?
Совсем свежий пример. 23 июля 2009 года в Бельгии двое сообщников взяли в заложники пилота прогулочного вертолета и заставили его приземлиться на территории тюрьмы.
Совсем свежий пример. 23 июля 2009 года в Бельгии двое сообщников взяли в заложники пилота прогулочного вертолета и заставили его приземлиться на территории тюрьмы.
Взяв на борт вертолета преступников, похитители доставили их на свободу. После этого беглецы бросили вертолет и угнали автомобиль, на котором скрылись. После побега преступники ограбили несколько банков в районе Антверпена. Полиции пока так и не удалось поймать основу шайки, оставшуюся на свободе. Один из нее, рецидивист - Ашраф Секкаки уже сбегал из тюрьмы в 2003 году. Тогда он "играл в прятки" 5 месяцев. Интересно, сколько будет теперь?
Это не сюжет детективного фильма, а наша реальность. Сколько бы полиция ни гонялась за преступниками, их не становится меньше. Как мы видим, они только задают работу друг другу.
Отсидев в тюрьме, преступник не выходит исправленным человеком. Как правило, он еще больше усваивает нормы преступной среды. Не умея жить по-другому, он продолжает вести себя по-старому. Как говорится, "не пойман - не вор". Поэтому после тюрьмы общество получает в свои ряды личность с нерешенной проблемой. От бывшего преступника ожидают преступного поведения, он уже лишний, невостребованный человек. И он ведет себя в соответствии с ожиданием. А что ему еще оставляет общество?
Конечно, с одной стороны полиция, суд и тюрьма - это некий устрашитель для потенциальных преступников, а с другой, форма психологической безопасности для граждан, которых уверяют, что ни один преступник не окажется безнаказанным. Помните знаменитого Глеба Жеглова с его чеканным выражением: "Вор должен сидеть в тюрьме!" Почему же все акции против преступников по-настоящему не помогают? Что можно сделать - расширить пенитенциарную систему? Построить новые тюрьмы?
Предлагаемый сегодня обществом метод коррекции, когда социальные работники правоохранительных органов пытаются взывать к разуму и совести преступников по большому счету не дает положительных результатов. Когда личность уже сформировалась очень сложно ее изменить.
Общество не способно решить проблему преступности, потому что само ее порождает. Разница между декларируемыми ценностями справедливости и уважения прав граждан и наблюдаемым каждодневным попиранием этих ценностей порождает цинизм. Извращенное равенство возможностей на деле является равенством обогащения для богатых и обнищания для бедных. То и дело в прессе всплывают истории о коррупции, харассменте, использовании служебного положения самыми высокими чиновниками.
Подобный цинизм порождает криминализацию всего общества. Он же порождает индивидов, которые вырабатывают противоречащее социальным нормам поведение. Они приходят в преступные группировки, в которых их учат профессионализму в обмане социума. Сами эти группы живут по своим правилам, отделенные чертой этического отчуждения от всего остального общества.
Безусловно, нельзя сбросить со счета все прочие причины преступности: биопсихологическую предрасположенность и ошибки семейного воспитания. Но они блекнут на фоне основной тенденции: общественные ценности поощряют эгоистическое поведение, которое в определенных обстоятельствах и становится преступностью. В бывшем Союзе даже было хорошим тоном хвастаться в кругу друзей тем, насколько каждый ворует у государства. Решить эту проблему можно только изменив приоритеты общества. Только приняв единые общечеловеческие ценности, мы сможем сформировать подходящее культурное пространство для развития личности. Если в нашем мире, как в одной семье будет царить дух заботы и любви, то это даст каждому стимул совершать действия на благо общества.
Ведь в семье мне не безразлично, если брат ворует у сестры. Потому что завтра в семье наступит полный раздор и разруха. И, напротив, если члены одной семьи заботятся о каждом и считаются друг с другом, то каждый чувствует себя защищенным. Этот пример убеждает, что благополучие в обществе и благополучие для каждого отдельного человека всецело зависят друг от друга.
А добиться благополучия не так сложно, как кажется. Это чисто психологический барьер! Если ученые, политики, СМИ в глобальном масштабе придадут важность ценностям заботы и любви, то остальные естественным образом будут их уважать. И тогда каждый сможет направить свои агрессивные побуждения не на разрушение, а на общую пользу. И не будет двойных стандартов, а значит и преступных группировок в цельном организме общества. Зачем же убегать от хорошего?
Это не сюжет детективного фильма, а наша реальность. Сколько бы полиция ни гонялась за преступниками, их не становится меньше. Как мы видим, они только задают работу друг другу.
Отсидев в тюрьме, преступник не выходит исправленным человеком. Как правило, он еще больше усваивает нормы преступной среды. Не умея жить по-другому, он продолжает вести себя по-старому. Как говорится, "не пойман - не вор". Поэтому после тюрьмы общество получает в свои ряды личность с нерешенной проблемой. От бывшего преступника ожидают преступного поведения, он уже лишний, невостребованный человек. И он ведет себя в соответствии с ожиданием. А что ему еще оставляет общество?
Конечно, с одной стороны полиция, суд и тюрьма - это некий устрашитель для потенциальных преступников, а с другой, форма психологической безопасности для граждан, которых уверяют, что ни один преступник не окажется безнаказанным. Помните знаменитого Глеба Жеглова с его чеканным выражением: "Вор должен сидеть в тюрьме!" Почему же все акции против преступников по-настоящему не помогают? Что можно сделать - расширить пенитенциарную систему? Построить новые тюрьмы?
Предлагаемый сегодня обществом метод коррекции, когда социальные работники правоохранительных органов пытаются взывать к разуму и совести преступников по большому счету не дает положительных результатов. Когда личность уже сформировалась очень сложно ее изменить.
Общество не способно решить проблему преступности, потому что само ее порождает. Разница между декларируемыми ценностями справедливости и уважения прав граждан и наблюдаемым каждодневным попиранием этих ценностей порождает цинизм. Извращенное равенство возможностей на деле является равенством обогащения для богатых и обнищания для бедных. То и дело в прессе всплывают истории о коррупции, харассменте, использовании служебного положения самыми высокими чиновниками.
Подобный цинизм порождает криминализацию всего общества. Он же порождает индивидов, которые вырабатывают противоречащее социальным нормам поведение. Они приходят в преступные группировки, в которых их учат профессионализму в обмане социума. Сами эти группы живут по своим правилам, отделенные чертой этического отчуждения от всего остального общества.
Безусловно, нельзя сбросить со счета все прочие причины преступности: биопсихологическую предрасположенность и ошибки семейного воспитания. Но они блекнут на фоне основной тенденции: общественные ценности поощряют эгоистическое поведение, которое в определенных обстоятельствах и становится преступностью. В бывшем Союзе даже было хорошим тоном хвастаться в кругу друзей тем, насколько каждый ворует у государства. Решить эту проблему можно только изменив приоритеты общества. Только приняв единые общечеловеческие ценности, мы сможем сформировать подходящее культурное пространство для развития личности. Если в нашем мире, как в одной семье будет царить дух заботы и любви, то это даст каждому стимул совершать действия на благо общества.
Ведь в семье мне не безразлично, если брат ворует у сестры. Потому что завтра в семье наступит полный раздор и разруха. И, напротив, если члены одной семьи заботятся о каждом и считаются друг с другом, то каждый чувствует себя защищенным. Этот пример убеждает, что благополучие в обществе и благополучие для каждого отдельного человека всецело зависят друг от друга.
А добиться благополучия не так сложно, как кажется. Это чисто психологический барьер! Если ученые, политики, СМИ в глобальном масштабе придадут важность ценностям заботы и любви, то остальные естественным образом будут их уважать. И тогда каждый сможет направить свои агрессивные побуждения не на разрушение, а на общую пользу. И не будет двойных стандартов, а значит и преступных группировок в цельном организме общества. Зачем же убегать от хорошего?
Обсуждения Преступники и общество: когда нам надоест старая игра?