Следя за полётом бабочки Чжуанцзы, мы незаметно оказались в зале древнеиндийской философии. Здесь всё внимание сразу привлёк, пожалуй, самый большой экспонат нашего музея - огромный белый слон с могучими ногами, длинным хоботом и великолепными бивнями.
Наш слон кроток и безобиден. Он молчалив, однако, его часто можно встретить на шумных философских диспутах, особенно там, где обсуждаются трудные и глубокие вопросы познания. Белый слон приходит туда из буддийской притчи о слоне и слепцах, рассказанной когда-то самим Просветлённым.
Легенда говорит о том, что рождение самого Будды тоже связано со слоном. Чудесный сон увидела будущая мать Просветлённого. Снится ей, что боги, стражи четырёх стран света, перенесли её на Гималаи и оставили на ложе под тенистым деревом. Явились затем богини и омыли её в священном озере и одели в небесные одежды. И когда она вновь возлегла, вдруг явился белый слон и вошёл в её правый бок.
Наутро царица рассказала сон мужу. Царь позвал звездочётов, чтобы те объяснили чудесный сон. И сказали они: ”У царицы родится ребёнок, и если он останется в миру, то будет царём всей земли, а если станет отшельником, то будет Буддой - Просветлённым и учением своим просветит весь мир”.
И стала царица ждать рождения сына. И когда пришло время, она захотела отправиться в загородный сад. Здесь, стоя под деревом, она родила сына, который чудесным образом вышел у неё из правого бока. Младенец сделал несколько шагов и издал победный клич, от которого содрогнулись злые силы.
Кто знает, может быть благодаря этой легенде в буддийских притчах часто присутствует слон.
Проповеди Будды производили на слушателей неизгладимое впечатление. Вечером, когда спадала жара, ученики собирались вокруг учителя и прислушивались к его голосу. Голос был совершенен и полон мира…
- «Как Вы думаете, о ученики, чего больше, воды в четырёх великих океанах или слёз, которые Вы пролили, пока блуждали и странствовали в долгом паломничестве, называемом жизнью?
Вашей долей было то, что Вы ненавидели, а то, что Вы любили, не было Вашей долей».
Спокойно и ясно текла тихая речь Будды. Он излагал своё учение о страдании, о происхождении страдания и о пути к его уничтожению. Терпеливо шёл Будда своим обычным путём поучений - путём притч, примеров и повторений.
Когда Будда, с наступлением ночи, заканчивал свою проповедь, некоторые из паломников выступали вперёд. Одни высказывали горячее желание вступить в общину и сделаться его учениками. Другие, пользуясь случаем, задавали Просветлённому вопросы и просили разъяснить им то, что они не поняли из великого учения.
На многие вопросы ответил Будда и стал одним из великих учителей человечества. Однако есть вопросы, на которые не ответил сам Будда. Вот эти знаменитые десять вопросов:
Вечен ли мир, или он не вечен?
Конечен ли мир, или он бесконечен?
Тождественна ли душа с телом, или душа отлична от тела?
Бессмертен ли познавший истину, или он смертен?
Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? Или нет?
Ученики Будды с волнением ждут ответа на эти предельные философские вопросы. А что же Будда? Будда молчит…
О, это великое молчание Будды. Как оно красноречиво! Только противники Просветлённого, скептики и глупцы посмеивались над ним. ”Будда просто не знает ответа на эти вопросы”, - кричали они.
И вот, подождав, пока шум сам собой стихнет, начинает говорить Будда…
- ”О братья! Представьте себе человека, раненного стрелой в грудь. Спасение его зависит от искусства врача, который легко может вынуть смертельное орудие. Неужели раненый станет спрашивать у врача - из какого дерева сделана эта стрела, какой краской и в какой цвет она окрашена и перья какой птицы к ней прикреплены?
Неужели он станет задавать подобные вопросы, зная, что драгоценное время проходит и ему грозит неминуемая смерть?!”
Ученики поняли учителя и просияли. Конечно же, он знает, как решаются проклятые философские вопросы, которые ему задали. Для него они тоже важны, но второстепенны. А главное - это учение о благородных истинах, о страдании и о пути праведника. Ведь первейшая задача - положить конец несчастьям. А тот, кто посвящает себя умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец.
В подтверждение этого Будда и рассказал свою знаменитую притчу о слоне и слепцах…
Один царь приказал собрать к себе во дворец слепых от рождения и спросил их - каков вид слона. Слепцы отвечали, что они ничего не видят и поэтому ничего не могут сказать.
Тогда царь приказал вывести слона и подвести к нему слепцов. Каждый из них ощупал ту часть слона, к которой прикасалась его рука. Затем царь опять подозвал их и спросил: ”Узнали ли Вы теперь, какой вид имеет слон?”
” Узнали”, - радостно ответил один из слепцов, ощупавший слоновье брюхо: ”Он похож на ведро!”
”Нет” - перебил его другой, ощупавший ногу: ” Он похож на столб”.
Третий опровергал доводы товарищей по несчастью и утверждал, что слон похож на канат.
Между слепцами возник нескончаемый спор, и дело чуть не перешло в потасовку. Тогда царь вмешался и сказал: ”О толпа несчастных людей, лишённых зрения! К чему безумно спорить о форме слона, когда Вы не знаете, кого осязали!”
Просветлённый редко произносил длинные речи. Это было результатом его долгой отшельнической жизни, большую часть которой он провёл в безмолвном созерцании. Но уж то, что Будда нашёл нужным сказать, оставалось в веках.
Вот и слон из притчи стал гулять по научным аудиториям, задавая всем своим видом один и тот же безмолвный вопрос и философам и астрономам и физикам: ”Как можно рассуждать о законах мироздания, не зная само мироздание, а зная только ничтожную его часть?”
Так что споры о слоне не смолкают до сих пор. Их отзвук слышится даже в нашем призрачном музее. Однако великое молчание Будды от этого не становится менее великим. Не будем же уподобляться слепцам из притчи и в музейной тишине посмотрим на белого слона и попытаемся понять великое молчание Просветлённого.
Легенда говорит о том, что рождение самого Будды тоже связано со слоном. Чудесный сон увидела будущая мать Просветлённого. Снится ей, что боги, стражи четырёх стран света, перенесли её на Гималаи и оставили на ложе под тенистым деревом. Явились затем богини и омыли её в священном озере и одели в небесные одежды. И когда она вновь возлегла, вдруг явился белый слон и вошёл в её правый бок.
Наутро царица рассказала сон мужу. Царь позвал звездочётов, чтобы те объяснили чудесный сон. И сказали они: ”У царицы родится ребёнок, и если он останется в миру, то будет царём всей земли, а если станет отшельником, то будет Буддой - Просветлённым и учением своим просветит весь мир”.
И стала царица ждать рождения сына. И когда пришло время, она захотела отправиться в загородный сад. Здесь, стоя под деревом, она родила сына, который чудесным образом вышел у неё из правого бока. Младенец сделал несколько шагов и издал победный клич, от которого содрогнулись злые силы.
Кто знает, может быть благодаря этой легенде в буддийских притчах часто присутствует слон.
Проповеди Будды производили на слушателей неизгладимое впечатление. Вечером, когда спадала жара, ученики собирались вокруг учителя и прислушивались к его голосу. Голос был совершенен и полон мира…
- «Как Вы думаете, о ученики, чего больше, воды в четырёх великих океанах или слёз, которые Вы пролили, пока блуждали и странствовали в долгом паломничестве, называемом жизнью?
Вашей долей было то, что Вы ненавидели, а то, что Вы любили, не было Вашей долей».
Спокойно и ясно текла тихая речь Будды. Он излагал своё учение о страдании, о происхождении страдания и о пути к его уничтожению. Терпеливо шёл Будда своим обычным путём поучений - путём притч, примеров и повторений.
Когда Будда, с наступлением ночи, заканчивал свою проповедь, некоторые из паломников выступали вперёд. Одни высказывали горячее желание вступить в общину и сделаться его учениками. Другие, пользуясь случаем, задавали Просветлённому вопросы и просили разъяснить им то, что они не поняли из великого учения.
На многие вопросы ответил Будда и стал одним из великих учителей человечества. Однако есть вопросы, на которые не ответил сам Будда. Вот эти знаменитые десять вопросов:
Вечен ли мир, или он не вечен?
Конечен ли мир, или он бесконечен?
Тождественна ли душа с телом, или душа отлична от тела?
Бессмертен ли познавший истину, или он смертен?
Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? Или нет?
Ученики Будды с волнением ждут ответа на эти предельные философские вопросы. А что же Будда? Будда молчит…
О, это великое молчание Будды. Как оно красноречиво! Только противники Просветлённого, скептики и глупцы посмеивались над ним. ”Будда просто не знает ответа на эти вопросы”, - кричали они.
И вот, подождав, пока шум сам собой стихнет, начинает говорить Будда…
- ”О братья! Представьте себе человека, раненного стрелой в грудь. Спасение его зависит от искусства врача, который легко может вынуть смертельное орудие. Неужели раненый станет спрашивать у врача - из какого дерева сделана эта стрела, какой краской и в какой цвет она окрашена и перья какой птицы к ней прикреплены?
Неужели он станет задавать подобные вопросы, зная, что драгоценное время проходит и ему грозит неминуемая смерть?!”
Ученики поняли учителя и просияли. Конечно же, он знает, как решаются проклятые философские вопросы, которые ему задали. Для него они тоже важны, но второстепенны. А главное - это учение о благородных истинах, о страдании и о пути праведника. Ведь первейшая задача - положить конец несчастьям. А тот, кто посвящает себя умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец.
В подтверждение этого Будда и рассказал свою знаменитую притчу о слоне и слепцах…
Один царь приказал собрать к себе во дворец слепых от рождения и спросил их - каков вид слона. Слепцы отвечали, что они ничего не видят и поэтому ничего не могут сказать.
Тогда царь приказал вывести слона и подвести к нему слепцов. Каждый из них ощупал ту часть слона, к которой прикасалась его рука. Затем царь опять подозвал их и спросил: ”Узнали ли Вы теперь, какой вид имеет слон?”
” Узнали”, - радостно ответил один из слепцов, ощупавший слоновье брюхо: ”Он похож на ведро!”
”Нет” - перебил его другой, ощупавший ногу: ” Он похож на столб”.
Третий опровергал доводы товарищей по несчастью и утверждал, что слон похож на канат.
Между слепцами возник нескончаемый спор, и дело чуть не перешло в потасовку. Тогда царь вмешался и сказал: ”О толпа несчастных людей, лишённых зрения! К чему безумно спорить о форме слона, когда Вы не знаете, кого осязали!”
Просветлённый редко произносил длинные речи. Это было результатом его долгой отшельнической жизни, большую часть которой он провёл в безмолвном созерцании. Но уж то, что Будда нашёл нужным сказать, оставалось в веках.
Вот и слон из притчи стал гулять по научным аудиториям, задавая всем своим видом один и тот же безмолвный вопрос и философам и астрономам и физикам: ”Как можно рассуждать о законах мироздания, не зная само мироздание, а зная только ничтожную его часть?”
Так что споры о слоне не смолкают до сих пор. Их отзвук слышится даже в нашем призрачном музее. Однако великое молчание Будды от этого не становится менее великим. Не будем же уподобляться слепцам из притчи и в музейной тишине посмотрим на белого слона и попытаемся понять великое молчание Просветлённого.
Обсуждения Белый слон Будды