Точка зрения создает перспективу.
Перспектива определяет интерпретацию.
Интерпретация формирует восприятие.
Восприятие рождает ощущения и опыт.
Ощущения и опыт закрепляют точку зрения.
Перспектива определяет интерпретацию.
Интерпретация формирует восприятие.
Восприятие рождает ощущения и опыт.
Ощущения и опыт закрепляют точку зрения.
Точка зрения, отличающаяся постоянством, вне зависимости от ракурса и перспективы, спонсирует схожие интерпретации и ощущения. Рождающийся из этого опыт формирует веру.
Вера, базирующаяся на стабильно повторяющемся опыте и закрепленная в интерпретациях и ощущениях, превращается в догму. То есть в данность, не нуждающуюся в доказательствах.
Некоторые называют это истиной, другие - правдой, третьи - фактом. А так ли уж много фактов нас окружает? Или все же мы имеем дело с интерпретациями?
У двух разных людей, стоящих в одном и том же месте, могут быть различные точки зрения. Вспомните пример со стаканом, наполовину наполненным водой. Один скажет, что стакан наполовину пуст, а другой - что стакан наполовину полный.
Получается, что то, что мы называем фактами, правдой или истиной, является крайне субъективной вещью. Ощущения и опыт, которые рождаются восприятием и оказываются "истиной", или "правдой".
Если это так, то мы можем сделать вывод о том, что объективной истины, или правды, не существует. Есть только субъективная интерпретация "этого" в данный конкретный момент. Если посмотреть и изучить "это" под другим ракурсом, с другой перспективой, то почти наверняка родятся новые ощущения и опыт. И таким образом предыдущая правда или истина будет опровергнута.
Реально существует только то, что я воспринимаю в момент сейчас. Причем я воспринимаю субъективно через ассоциации, узнавание и сравнение, т.е. через активную интерпретацию того, что есть. И в конце концов происходит полное или частичное узнавание "этого", и тогда я говорю - вот истина об "этом"...
А так ли это?
И вообще, возможно ли говорить об объективной реальности? Может ли хоть кто-нибудь с уверенностью сказать, что "это" является именно "этим"? Причем сказать так, чтобы все остальные согласились бы с этим.
Конечно, все является таким, каким оно проявляется для нас. Но для каждого из нас все это проявляется по-разному. И что, скажите на милость, делать, если моя истина сталкивается с непоколебимой догмой, например о том, что в момент смерти я перестаю существовать?
Или что мне делать с таким "фактом", что я зачат во грехе (ну т.е. не от святого духа, а от плотского соития мужчины и женщины)? Это факт? Истина? Или все же интерпретация какого-то умника, жившего полтора десятка веков тому назад.
Если точки зрения каждого из нас субъективны, а следовательно, не совершенны. И, следовательно, не отражают полностью существующую реальность. То, скажите мне, какое значение имеет точка зрения кого-то другого, озвученная по поводу меня, моей жизни, моих поступков, слов, дел, того, как я выгляжу?
Получается, что для меня это точка зрения бесполезна. Единственная точка зрения, которая для меня может быть важна, - это моя точка зрения в момент сейчас.
Почему?
Потому что, исходя из того, что и как я воспринимаю, я буду действовать тем или иным образом. Я буду действовать в своих интересах, и то, как я интерпретирую реальность в момент сейчас, играет непосредственную роль в том, достигну я желаемого или нет.
Другие люди действуют в своих интересах, следовательно, их правда, истина, их догмы, будут служить их интересам, а не моим.
Если пользоваться категорией простой выгоды и формальной логикой, то многое в жизни становится проще и легче.
Однако возникает вопрос: если объективной реальности не существует, истина иллюзорна, правда у каждого своя, то во что верить?
Этот вопрос, вопрос веры, напрямую связан с еще одним, не менее увесистым: "В чем смысл?".
Становится особенно трудно, когда понимаешь, что спрашивать о своем смысле у других - занятие пустое и бесперспективное. Они же станут говорить тебе о своем смысле, а не о моем смысле... Ко всему прочему их смысл наверняка не выдержит никакой критики.
И вообще... со смыслом у нас не очень... Он (смысл) теряется и начинает исчезать каждый раз, когда разум набредает на мысль о смерти.
Посадить дерево, построить дом, нарожать детей, заработать кучу денег и насытиться разнообразными плотскими утехами - не вдохновляет, поскольку в момент великого перехода это не будет играть никакой роли и будет лишено всякого смысла.
Мне нечем утешить атеистов.
Но и в отношении тех, кто верит в реинкарнацию, также наблюдаются определенные трудности: представьте себе, что пройдет какое-то время и вам снова предстоит раздвигать своей маленькой головкой тазовые кости мамы. Снова несколько лет ничего не понимать, куда вы попали, что это за мир, зачем вы здесь? Потом минимум пять лет яслей и детсада. Десять лет школы и овсянки по утрам. Страхи, двойки в школе, неразделенная любовь, рутина рабочих будней, дети, пенсия и снова конец...
Кого, скажите мне, это воодушевит?
Как говорил известный сатирик, "...может надо что-то в консерватории подправить?". Давайте вернемся немного назад.
Итак, точка зрения создает перспективу...
Перспектива определяет интерпретацию...
Интерпретация определяется с учетом уже накопленного жизненного опыта, который закреплен в жизненных стратегиях, убеждениях, ошибках и достижениях, т.е. в тех же интерпретациях давно происшедших событий.
Интерпретации, за отсутствием личного опыта, формируются на основе чужого опыта (изначально это опыт родителей, потом учителей и т.д.).
Но точку-то зрения каждый из нас выбирает сам, не так ли? Если мы можем выбирать точку зрения, значит, мы можем выбирать и интерпретации таким образом, что они смогут изменить восприятие перспективы, и, следовательно, опыт и ощущения, которые мы получаем.
Получается, что, если я выбираю точку зрения, перспективу, интерпретации, я выбираю и впечатления и ощущения, которые формируют мой опыт. Если это так, то это очень серьезное утверждение.
Если это так, то это означает, что я выбираю и то, как воспринимать Жизнь. Я выбираю и то, что в ней происходит (поскольку это зависит от моих интерпретаций, которые влияют на опыт и ощущения).
И если я выбираю то, что происходит в моей Жизни, то, значит, я выбираю когда это происходит... Это не слишком уже?
Ну в самом деле, ведь если я выбираю, как интерпретировать Жизнь, я выбираю это в какой-то момент, "когда" я это интерпретирую. Таким образом, мы выбираем что (фокус на событие), как (выбор интерпретации) и когда (в тот момент, когда мы интерпретируем) в нашей жизни происходит то, что происходит.
Если к этому добавить причинно-следственную связь всех событий в нашей жизни, автором многих из которых являемся мы сами, то все четче начинает прорисовываться авторство каждого человека во всем, что происходит в его жизни.
Наверняка найдется тот, кто скажет: "Ну, а если я не верю в то, что я выбираю все это в своей жизни? Если я считаю, что все это случается со мной помимо моей воли?" Что тут ответить?
Может быть, так: "Если ты не веришь, что ты выбираешь все в своей жизни, то так тому и быть. В этой жизни ничего от тебя не зависит. Это означает, что ты ни на что не можешь повлиять. Ты не можешь иметь того, чего желаешь, поскольку получение этого от тебя не зависит. Ты получишь лишь то, что согласится тебе дать судьба (обстоятельства), рок.
Прелесть веры и выбора именно в этом: если ты выбираешь верить, - ты получаешь такой ресурс и силу и свободу выбора. Ты можешь выбрать, во что верить, каков смысл твоей Жизни, какую точку зрения, перспективу, интерпретации и ощущения получать.
Если ты выбираешь верить во что-то иное, например что от тебя ничего не зависит, то так тому и быть. Твоя вера реально способна творить чудеса. Кто-то давно об этом говорил... но люди настолько слабы в своей вере, что прошли мимо этого. Решили, что это было сказано так, для красного словца.
Итак, еще раз:
Точка зрения определяет перспективу.
Перспектива определяет ощущения и опыт.
В итоге формируются субъективные интерпретации.
Точнее говоря, интерпретации формируются тобой в процессе активного развешивания различных ярлыков, оценок, суждений и мнений о том, что ты воспринимаешь.
Если изменить точку зрения, то изменится перспектива, которая изменит восприятие, которое изменит ощущения, которые изменят опыт, который укрепит изменившуюся точку зрения.
Многие говорят, для того чтобы поверить, мне нужно увидеть.
Но есть и иная точка зрения: для того чтобы увидеть, нужно поверить.
А вера рождается выбором. Выбором точки зрения.
Вся штука заключается в том, что мы в состоянии влиять на то, на что мы смотрим. И точка зрения играет ключевую роль в том, как мы влияем на это.
Это подтверждается квантовой механикой и квантовой физикой. Уже достаточно известны опыты по наблюдению за элементарными частицами, когда их исследуют как частицы материи, - они и проявляются как материя. Когда же их начинают регистрировать в режиме энергии, волны, они (элементарные частицы) ведут себя строго в соответствии с законами энергии.
Таким образом, если наша точка зрения на жизнь предполагает, что смерть является реальной, - так и выходит. Если же точка зрения прямо противоположна, то смерти нет.
Точка зрения определяет режим восприятия. На режим восприятия также определяющим образом влияет перспектива наблюдения. Если точка зрения и перспектива единогласны в том, что смерть реальна, тогда восприятие будет соответствующим.
Поскольку слова трактуются разными людьми по-разному, я поясню, что подразумеваю под точкой зрения и перспективой. Точка зрения - это откуда или исходя из чего я смотрю на вещи. Перспектива - это то, как я смотрю на вещи.
То, исходя из чего и как я смотрю на вещи в жизни, создает мою реальность. В жизни и в смерти. Мы видим то, во что верим, и не замечаем того, чего не знаем и во что не верим. Мы чувствуем то, с чем знакомы и во что верим, и не чувствуем того, с чем мы не знакомы. Мы создаем своей верой то, что воспринимаем впоследствии.
Это не означает, что своей верой, точкой зрения и перспективой мы изменяем Абсолютную реальность, нет. Ее невозможно изменить. Однако мы изменяем свою субъективную реальность, в которой мы и обитаем.
Если ты веришь, что ты заканчиваешься со смертью, то ты закончишься со смертью, поскольку вся твоя вера, воля, энергия, внимание и ожидания будут направлены в этом направлении.
Представьте себе, что вы являетесь маньяком теории заговоров. Прочитайте любую газету или журнал, и вы найдете массу доказательств своей правоте о том, что подготовка к глобальному заговору против человечества в самом разгаре и скоро грянет катастрофа.
Таким образом, мы не можем изменить Абсолютную реальность, но мы можем изменить свое восприятие этой реальности.
В качестве примера можно привести дождь. Каждый из нас, бывало, оказывался застигнутый дождем врасплох. И при этом у каждого из нас были прямо противоположные моменты реакции на идущий дождь, от раздражения и злости до радости и бесшабашного веселья, когда ты пускаешься в танец прямо под струями дождя.
Дождь, как Абсолютная реальность, в большинстве случаев одинаков. Твое же отношение к дождю рождается тобой самим, твоей точкой зрения на дождь, той перспективой, исходя из которой ты смотришь на дождь и последующими ощущениями, которые сопровождают твое пребывание под струями дождя.
Ты просто выбираешь изменить то, как ты воспринимаешь дождь. То есть, не меняя Абсолютную реальность, ты изменяешь свою субъективную реальность. А она, субъективная реальность, - единственное, что ты в состоянии воспринимать.
При этом мы в состоянии зарегистрировать момент, когда дождь закончился. Точно так же мы в состоянии зарегистрировать тот момент, когда заканчивается жизнь физического тела.
Оно, безусловно, конечно. То, что началось, должно закончиться.
Смерть означает завершение этапа физических ощущений и впечатлений.
Только в физическом теле мы в состоянии получать впечатления и ощущения. Тело, будучи наделенным сложнейшей многоуровневой нервной системой, позволяет нам активно воспринимать ту субъективную реальность, в которой живет каждый из нас. Впечатления, ощущения, чувства - это тоже пища, только значительно более тонкая. Духовная пища.
Если вспомнить ту идею, о которой я уже упоминал и которая отчасти дает внятный ответ на вопрос, зачем мы здесь, то все сказанное можно суммировать следующим образом.
Желая познать, кто я есть, не на уровне чистого знания, но на уровне чувств, ощущений и опыта, мы получаем от мамы и папы тело, которое позволяет нам воспринимать весь спектр необходимых ощущений.
Каждый из нас волен создавать те ощущения, которые выбирает в каждый новый момент сейчас. Если тебе по нраву грубые и тяжелые ощущения злости, ревности, зависти, гнева, раздражения, - пожалуйста.
Если ты стремишься к получению все более тонких ощущений, таких как нежность, радость, сопереживание, чуткость, любовь, доброта, - пожалуйста.
Ты можешь получать ощущения в автоматическом режиме, не задумываясь, откуда они берутся, просто реагируя на те или иные события, слова или действия, наблюдаемые вовне. Или ты можешь генерировать те или иные ощущения и впечатления вне зависимости от того, что происходит вовне.
В первом случае ты будешь являться обыкновенной реагирующей машиной, которая не контролирует себя, но просто реагирует так, как была изначально запрограммирована.
Во втором случае ты станешь реализовывать ту задачу, с которой ты пришел в эту жизнь, - на практике жизни познать в ощущениях и впечатлениях, кем и чем ты являешься на самом деле.
Собственно, та же задача реализуется и в первом случае, с той разницей, что владельцу тела, живущего в неосознанном автоматическом режиме, останется констатировать, что он является жертвой многочисленных внешних обстоятельств, живет в постоянном ощущении недостаточности, несчастья, страхе перед будущим и с болью о прошлом.
Во втором случае ты можешь начать констатировать то, кем и чем ты являешься по тем делам, результатам, ощущениям и впечатлениям, которые ты выбираешь в каждый новый момент жизни. И если твои ощущения и впечатления вкупе с результатами, которые ты создаешь в жизни, не очень-то удовлетворяют тебя, у тебя всегда остается возможность улучшать их так, как ты это видишь.
Именно это и можно назвать ростом сознания, или шагами на пути к осознанности.
Когда же задача очередного воплощения выполнена, все, что остается - это немного отдохнуть. И после этого продолжить свой путь.
При всем их великолепии знаменитые на весь мир итальянские костюмы не вечны. Они изнашиваются, протираются, теряют форму и в конце концов выбрасываются на помойку.
То же самое происходит и с великолепно скроенным, шикарно подогнанным, удивительно гармоничным и невероятно сложным физическим телом человека.
Со смертью физического тела заканчивается жизнь тела. Но не заканчивается Жизнь. Если, конечно, ты веришь в это.
Если ты не веришь в это, то та точка зрения, на которой ты находишься, позволит тебе воспринять соответствующие ощущения. Ты будешь чувствовать то, во что веришь. А то, во что ты веришь, зависит от того, как ты смотришь на вещи, т.е. от перспективы.
Это одинаково справедливо при жизни в теле и при жизни без тела. До смерти и после смерти.
Самое главное - это выбирать ту перспективу, которая будет радовать. И хорошие новости заключаются в том, что выбор всегда остается за тобой.
Если та точка зрения, которую ты принимаешь, не приносит тебе ожидаемых и радующих тебя ощущений и впечатлений. Если тот опыт, который ты получаешь, не обогащает тебя, не делает сильнее и свободнее. Если жизнь, которую ты живешь, не приносит тебе удовлетворения, то, может быть, стоит изменить точку зрения на жизнь? Так, чтобы изменилась перспектива и ощущения? Так, чтобы твой опыт свидетельствовал о том, что ты не зря живешь?
Наконец, мы подошли к вопросу о том, что же происходит после того момента, как началась смерть физического тела? Вопрос, который волновал человечество веками.
Набор вариаций интерпретаций на эту тему велик. От традиционного "В зависимости от того, какую жизнь ты прожил, ты попадешь в ад или в рай" до тех детальных описаний стадий умирания из древних восточных текстов, которые я приводил в предыдущей статье. Выбирайте то, что вам по душе. Я имею в виду каждое слово в предыдущей фразе.
Многие источники говорят о том, что умирать лучше всего, находясь в сознании. Те, кто находятся под действием транквилизаторов или наркотических обезболивающих средств, имеют шанс дольше приходить в себя и дольше находиться в неведении о том, что сейчас происходит.
Слова "дольше" и "сейчас происходит" становятся относительными, поскольку с потерей тела в силу вступают несколько иные законы реальности, нежели те, что были справедливы для жизни в физическом теле. Время также начинает восприниматься совершенно иначе.
Общим для всех умирающих является то, что после некоторого затмения в сознании, связанного с сильнейшим стрессом, коим является окончание жизни физического тела, каждый из умерших обнаруживает, что он продолжает оставаться быть.
То есть, расставшись с телом, "умерший" обнаруживает, что его жизнь продолжается вне тела. Для многих это является большим откровением, поскольку подавляющее большинство из живущих на протяжении всей своей жизни продолжают ассоциировать свою идентичность со своим телом.
В момент смерти ты обнаруживаешь, что физическое тело это нечто, что у тебя было, но не то, чем ты являешься.
Почти немедленно после этого главный герой переходит ко второй стадии посмертного существования. И именно на этой стадии путь каждого "умершего" становится отличным от других.
В зависимости от той системы верований и представлений о том, что происходит после смерти, которую человек создает еще при жизни, рождается его путь. В строгом соответствии с его верой.
Если, например, ты веришь в то, что ты являешься участником процесса реинкарнации и подвластен закону Колеса Сансары, тебе станут ведомы эпизоды из прошлых жизней, которые были недоступны твоей сознательной памяти при жизни в теле.
Если ты веришь, что после смерти ты попадешь в широко раскрытые объятия Господа твоего, - именно это тебе и предстоит ощутить.
Если ты веришь в страшный Суд, на котором будет решаться, пойдешь ты в ад или в рай, - так тому и быть. Ты ощутишь, что предстал перед судом, на котором будет решаться, что с тобой дальше делать.
Если, умирая, ты оставался с мыслью, что заслужил рай, то именно туда ты и попадешь. Причем рай будет в точности похож на твои представления о нем. Если ты не успел сформировать своих представлений об этом месте, то ты придумаешь их в режиме импровизации.
Сложнее получается с адом. По идее, такого места не существует. Но если твоя вера сильна, то ты сможешь создать для себя такое место в послесмертном существовании и сможешь пребывать там столько, сколько твоей душе угодно. Это будет твоим персональным адом, если ты убежден, что это именно то, чего ты заслуживаешь. Но ты не задержишься там дольше хотя бы на одну секунду, чем пожелаешь покинуть его.
Ведь не даром было сказано: "По вере твоей воздастся тебе".
С верой вообще связаны самые потрясающие и необъяснимые вещи, начиная от самоисцеления (эффект плацебо), исцеления с помощью гипноза, метаморфоз и трансформаций сознания в народной нетрадиционной медицине (привороты, наговоры и заговоры, заклятия и т.д.) и продолжая измененными состояниями сознания, вызванными экстатической верой, маниакальным синдромом, связанным с верой в реальность выдуманных страхов, состояниями просветления или озарения и прочее, прочее, прочее...
Подводя итог сказанному, можно отметить, что система восприятия человеком существующей реальности вне зависимости от того, находится ли он в своем физическом теле или вне него, определяется его набором веры и страхов. Эта та субъективная призма, через которую преломляется объективная реальность. Во время жизни и после нее.
Наглядной демонстрацией этому являются неосознанные сновидения, которые порождаются набором впечатлений, ожиданий, страхов и убеждений человека во время бодрствования.
То, как мы интерпретируем энергетические изменения, происходящие в нашем теле, и энергии сознания в моменты жизни, умирания и новом состоянии вне тела, определяют тот мир, в котором мы живем и действуем.
Таким образом, человек в буквальном смысле слова является автором той реальности, которую выбирает воспринимать и интерпретировать.
Все дело в перспективе...
Вера, базирующаяся на стабильно повторяющемся опыте и закрепленная в интерпретациях и ощущениях, превращается в догму. То есть в данность, не нуждающуюся в доказательствах.
Некоторые называют это истиной, другие - правдой, третьи - фактом. А так ли уж много фактов нас окружает? Или все же мы имеем дело с интерпретациями?
У двух разных людей, стоящих в одном и том же месте, могут быть различные точки зрения. Вспомните пример со стаканом, наполовину наполненным водой. Один скажет, что стакан наполовину пуст, а другой - что стакан наполовину полный.
Получается, что то, что мы называем фактами, правдой или истиной, является крайне субъективной вещью. Ощущения и опыт, которые рождаются восприятием и оказываются "истиной", или "правдой".
Если это так, то мы можем сделать вывод о том, что объективной истины, или правды, не существует. Есть только субъективная интерпретация "этого" в данный конкретный момент. Если посмотреть и изучить "это" под другим ракурсом, с другой перспективой, то почти наверняка родятся новые ощущения и опыт. И таким образом предыдущая правда или истина будет опровергнута.
Реально существует только то, что я воспринимаю в момент сейчас. Причем я воспринимаю субъективно через ассоциации, узнавание и сравнение, т.е. через активную интерпретацию того, что есть. И в конце концов происходит полное или частичное узнавание "этого", и тогда я говорю - вот истина об "этом"...
А так ли это?
И вообще, возможно ли говорить об объективной реальности? Может ли хоть кто-нибудь с уверенностью сказать, что "это" является именно "этим"? Причем сказать так, чтобы все остальные согласились бы с этим.
Конечно, все является таким, каким оно проявляется для нас. Но для каждого из нас все это проявляется по-разному. И что, скажите на милость, делать, если моя истина сталкивается с непоколебимой догмой, например о том, что в момент смерти я перестаю существовать?
Или что мне делать с таким "фактом", что я зачат во грехе (ну т.е. не от святого духа, а от плотского соития мужчины и женщины)? Это факт? Истина? Или все же интерпретация какого-то умника, жившего полтора десятка веков тому назад.
Если точки зрения каждого из нас субъективны, а следовательно, не совершенны. И, следовательно, не отражают полностью существующую реальность. То, скажите мне, какое значение имеет точка зрения кого-то другого, озвученная по поводу меня, моей жизни, моих поступков, слов, дел, того, как я выгляжу?
Получается, что для меня это точка зрения бесполезна. Единственная точка зрения, которая для меня может быть важна, - это моя точка зрения в момент сейчас.
Почему?
Потому что, исходя из того, что и как я воспринимаю, я буду действовать тем или иным образом. Я буду действовать в своих интересах, и то, как я интерпретирую реальность в момент сейчас, играет непосредственную роль в том, достигну я желаемого или нет.
Другие люди действуют в своих интересах, следовательно, их правда, истина, их догмы, будут служить их интересам, а не моим.
Если пользоваться категорией простой выгоды и формальной логикой, то многое в жизни становится проще и легче.
Однако возникает вопрос: если объективной реальности не существует, истина иллюзорна, правда у каждого своя, то во что верить?
Этот вопрос, вопрос веры, напрямую связан с еще одним, не менее увесистым: "В чем смысл?".
Становится особенно трудно, когда понимаешь, что спрашивать о своем смысле у других - занятие пустое и бесперспективное. Они же станут говорить тебе о своем смысле, а не о моем смысле... Ко всему прочему их смысл наверняка не выдержит никакой критики.
И вообще... со смыслом у нас не очень... Он (смысл) теряется и начинает исчезать каждый раз, когда разум набредает на мысль о смерти.
Посадить дерево, построить дом, нарожать детей, заработать кучу денег и насытиться разнообразными плотскими утехами - не вдохновляет, поскольку в момент великого перехода это не будет играть никакой роли и будет лишено всякого смысла.
Мне нечем утешить атеистов.
Но и в отношении тех, кто верит в реинкарнацию, также наблюдаются определенные трудности: представьте себе, что пройдет какое-то время и вам снова предстоит раздвигать своей маленькой головкой тазовые кости мамы. Снова несколько лет ничего не понимать, куда вы попали, что это за мир, зачем вы здесь? Потом минимум пять лет яслей и детсада. Десять лет школы и овсянки по утрам. Страхи, двойки в школе, неразделенная любовь, рутина рабочих будней, дети, пенсия и снова конец...
Кого, скажите мне, это воодушевит?
Как говорил известный сатирик, "...может надо что-то в консерватории подправить?". Давайте вернемся немного назад.
Итак, точка зрения создает перспективу...
Перспектива определяет интерпретацию...
Интерпретация определяется с учетом уже накопленного жизненного опыта, который закреплен в жизненных стратегиях, убеждениях, ошибках и достижениях, т.е. в тех же интерпретациях давно происшедших событий.
Интерпретации, за отсутствием личного опыта, формируются на основе чужого опыта (изначально это опыт родителей, потом учителей и т.д.).
Но точку-то зрения каждый из нас выбирает сам, не так ли? Если мы можем выбирать точку зрения, значит, мы можем выбирать и интерпретации таким образом, что они смогут изменить восприятие перспективы, и, следовательно, опыт и ощущения, которые мы получаем.
Получается, что, если я выбираю точку зрения, перспективу, интерпретации, я выбираю и впечатления и ощущения, которые формируют мой опыт. Если это так, то это очень серьезное утверждение.
Если это так, то это означает, что я выбираю и то, как воспринимать Жизнь. Я выбираю и то, что в ней происходит (поскольку это зависит от моих интерпретаций, которые влияют на опыт и ощущения).
И если я выбираю то, что происходит в моей Жизни, то, значит, я выбираю когда это происходит... Это не слишком уже?
Ну в самом деле, ведь если я выбираю, как интерпретировать Жизнь, я выбираю это в какой-то момент, "когда" я это интерпретирую. Таким образом, мы выбираем что (фокус на событие), как (выбор интерпретации) и когда (в тот момент, когда мы интерпретируем) в нашей жизни происходит то, что происходит.
Если к этому добавить причинно-следственную связь всех событий в нашей жизни, автором многих из которых являемся мы сами, то все четче начинает прорисовываться авторство каждого человека во всем, что происходит в его жизни.
Наверняка найдется тот, кто скажет: "Ну, а если я не верю в то, что я выбираю все это в своей жизни? Если я считаю, что все это случается со мной помимо моей воли?" Что тут ответить?
Может быть, так: "Если ты не веришь, что ты выбираешь все в своей жизни, то так тому и быть. В этой жизни ничего от тебя не зависит. Это означает, что ты ни на что не можешь повлиять. Ты не можешь иметь того, чего желаешь, поскольку получение этого от тебя не зависит. Ты получишь лишь то, что согласится тебе дать судьба (обстоятельства), рок.
Прелесть веры и выбора именно в этом: если ты выбираешь верить, - ты получаешь такой ресурс и силу и свободу выбора. Ты можешь выбрать, во что верить, каков смысл твоей Жизни, какую точку зрения, перспективу, интерпретации и ощущения получать.
Если ты выбираешь верить во что-то иное, например что от тебя ничего не зависит, то так тому и быть. Твоя вера реально способна творить чудеса. Кто-то давно об этом говорил... но люди настолько слабы в своей вере, что прошли мимо этого. Решили, что это было сказано так, для красного словца.
Итак, еще раз:
Точка зрения определяет перспективу.
Перспектива определяет ощущения и опыт.
В итоге формируются субъективные интерпретации.
Точнее говоря, интерпретации формируются тобой в процессе активного развешивания различных ярлыков, оценок, суждений и мнений о том, что ты воспринимаешь.
Если изменить точку зрения, то изменится перспектива, которая изменит восприятие, которое изменит ощущения, которые изменят опыт, который укрепит изменившуюся точку зрения.
Многие говорят, для того чтобы поверить, мне нужно увидеть.
Но есть и иная точка зрения: для того чтобы увидеть, нужно поверить.
А вера рождается выбором. Выбором точки зрения.
Вся штука заключается в том, что мы в состоянии влиять на то, на что мы смотрим. И точка зрения играет ключевую роль в том, как мы влияем на это.
Это подтверждается квантовой механикой и квантовой физикой. Уже достаточно известны опыты по наблюдению за элементарными частицами, когда их исследуют как частицы материи, - они и проявляются как материя. Когда же их начинают регистрировать в режиме энергии, волны, они (элементарные частицы) ведут себя строго в соответствии с законами энергии.
Таким образом, если наша точка зрения на жизнь предполагает, что смерть является реальной, - так и выходит. Если же точка зрения прямо противоположна, то смерти нет.
Точка зрения определяет режим восприятия. На режим восприятия также определяющим образом влияет перспектива наблюдения. Если точка зрения и перспектива единогласны в том, что смерть реальна, тогда восприятие будет соответствующим.
Поскольку слова трактуются разными людьми по-разному, я поясню, что подразумеваю под точкой зрения и перспективой. Точка зрения - это откуда или исходя из чего я смотрю на вещи. Перспектива - это то, как я смотрю на вещи.
То, исходя из чего и как я смотрю на вещи в жизни, создает мою реальность. В жизни и в смерти. Мы видим то, во что верим, и не замечаем того, чего не знаем и во что не верим. Мы чувствуем то, с чем знакомы и во что верим, и не чувствуем того, с чем мы не знакомы. Мы создаем своей верой то, что воспринимаем впоследствии.
Это не означает, что своей верой, точкой зрения и перспективой мы изменяем Абсолютную реальность, нет. Ее невозможно изменить. Однако мы изменяем свою субъективную реальность, в которой мы и обитаем.
Если ты веришь, что ты заканчиваешься со смертью, то ты закончишься со смертью, поскольку вся твоя вера, воля, энергия, внимание и ожидания будут направлены в этом направлении.
Представьте себе, что вы являетесь маньяком теории заговоров. Прочитайте любую газету или журнал, и вы найдете массу доказательств своей правоте о том, что подготовка к глобальному заговору против человечества в самом разгаре и скоро грянет катастрофа.
Таким образом, мы не можем изменить Абсолютную реальность, но мы можем изменить свое восприятие этой реальности.
В качестве примера можно привести дождь. Каждый из нас, бывало, оказывался застигнутый дождем врасплох. И при этом у каждого из нас были прямо противоположные моменты реакции на идущий дождь, от раздражения и злости до радости и бесшабашного веселья, когда ты пускаешься в танец прямо под струями дождя.
Дождь, как Абсолютная реальность, в большинстве случаев одинаков. Твое же отношение к дождю рождается тобой самим, твоей точкой зрения на дождь, той перспективой, исходя из которой ты смотришь на дождь и последующими ощущениями, которые сопровождают твое пребывание под струями дождя.
Ты просто выбираешь изменить то, как ты воспринимаешь дождь. То есть, не меняя Абсолютную реальность, ты изменяешь свою субъективную реальность. А она, субъективная реальность, - единственное, что ты в состоянии воспринимать.
При этом мы в состоянии зарегистрировать момент, когда дождь закончился. Точно так же мы в состоянии зарегистрировать тот момент, когда заканчивается жизнь физического тела.
Оно, безусловно, конечно. То, что началось, должно закончиться.
Смерть означает завершение этапа физических ощущений и впечатлений.
Только в физическом теле мы в состоянии получать впечатления и ощущения. Тело, будучи наделенным сложнейшей многоуровневой нервной системой, позволяет нам активно воспринимать ту субъективную реальность, в которой живет каждый из нас. Впечатления, ощущения, чувства - это тоже пища, только значительно более тонкая. Духовная пища.
Если вспомнить ту идею, о которой я уже упоминал и которая отчасти дает внятный ответ на вопрос, зачем мы здесь, то все сказанное можно суммировать следующим образом.
Желая познать, кто я есть, не на уровне чистого знания, но на уровне чувств, ощущений и опыта, мы получаем от мамы и папы тело, которое позволяет нам воспринимать весь спектр необходимых ощущений.
Каждый из нас волен создавать те ощущения, которые выбирает в каждый новый момент сейчас. Если тебе по нраву грубые и тяжелые ощущения злости, ревности, зависти, гнева, раздражения, - пожалуйста.
Если ты стремишься к получению все более тонких ощущений, таких как нежность, радость, сопереживание, чуткость, любовь, доброта, - пожалуйста.
Ты можешь получать ощущения в автоматическом режиме, не задумываясь, откуда они берутся, просто реагируя на те или иные события, слова или действия, наблюдаемые вовне. Или ты можешь генерировать те или иные ощущения и впечатления вне зависимости от того, что происходит вовне.
В первом случае ты будешь являться обыкновенной реагирующей машиной, которая не контролирует себя, но просто реагирует так, как была изначально запрограммирована.
Во втором случае ты станешь реализовывать ту задачу, с которой ты пришел в эту жизнь, - на практике жизни познать в ощущениях и впечатлениях, кем и чем ты являешься на самом деле.
Собственно, та же задача реализуется и в первом случае, с той разницей, что владельцу тела, живущего в неосознанном автоматическом режиме, останется констатировать, что он является жертвой многочисленных внешних обстоятельств, живет в постоянном ощущении недостаточности, несчастья, страхе перед будущим и с болью о прошлом.
Во втором случае ты можешь начать констатировать то, кем и чем ты являешься по тем делам, результатам, ощущениям и впечатлениям, которые ты выбираешь в каждый новый момент жизни. И если твои ощущения и впечатления вкупе с результатами, которые ты создаешь в жизни, не очень-то удовлетворяют тебя, у тебя всегда остается возможность улучшать их так, как ты это видишь.
Именно это и можно назвать ростом сознания, или шагами на пути к осознанности.
Когда же задача очередного воплощения выполнена, все, что остается - это немного отдохнуть. И после этого продолжить свой путь.
При всем их великолепии знаменитые на весь мир итальянские костюмы не вечны. Они изнашиваются, протираются, теряют форму и в конце концов выбрасываются на помойку.
То же самое происходит и с великолепно скроенным, шикарно подогнанным, удивительно гармоничным и невероятно сложным физическим телом человека.
Со смертью физического тела заканчивается жизнь тела. Но не заканчивается Жизнь. Если, конечно, ты веришь в это.
Если ты не веришь в это, то та точка зрения, на которой ты находишься, позволит тебе воспринять соответствующие ощущения. Ты будешь чувствовать то, во что веришь. А то, во что ты веришь, зависит от того, как ты смотришь на вещи, т.е. от перспективы.
Это одинаково справедливо при жизни в теле и при жизни без тела. До смерти и после смерти.
Самое главное - это выбирать ту перспективу, которая будет радовать. И хорошие новости заключаются в том, что выбор всегда остается за тобой.
Если та точка зрения, которую ты принимаешь, не приносит тебе ожидаемых и радующих тебя ощущений и впечатлений. Если тот опыт, который ты получаешь, не обогащает тебя, не делает сильнее и свободнее. Если жизнь, которую ты живешь, не приносит тебе удовлетворения, то, может быть, стоит изменить точку зрения на жизнь? Так, чтобы изменилась перспектива и ощущения? Так, чтобы твой опыт свидетельствовал о том, что ты не зря живешь?
Наконец, мы подошли к вопросу о том, что же происходит после того момента, как началась смерть физического тела? Вопрос, который волновал человечество веками.
Набор вариаций интерпретаций на эту тему велик. От традиционного "В зависимости от того, какую жизнь ты прожил, ты попадешь в ад или в рай" до тех детальных описаний стадий умирания из древних восточных текстов, которые я приводил в предыдущей статье. Выбирайте то, что вам по душе. Я имею в виду каждое слово в предыдущей фразе.
Многие источники говорят о том, что умирать лучше всего, находясь в сознании. Те, кто находятся под действием транквилизаторов или наркотических обезболивающих средств, имеют шанс дольше приходить в себя и дольше находиться в неведении о том, что сейчас происходит.
Слова "дольше" и "сейчас происходит" становятся относительными, поскольку с потерей тела в силу вступают несколько иные законы реальности, нежели те, что были справедливы для жизни в физическом теле. Время также начинает восприниматься совершенно иначе.
Общим для всех умирающих является то, что после некоторого затмения в сознании, связанного с сильнейшим стрессом, коим является окончание жизни физического тела, каждый из умерших обнаруживает, что он продолжает оставаться быть.
То есть, расставшись с телом, "умерший" обнаруживает, что его жизнь продолжается вне тела. Для многих это является большим откровением, поскольку подавляющее большинство из живущих на протяжении всей своей жизни продолжают ассоциировать свою идентичность со своим телом.
В момент смерти ты обнаруживаешь, что физическое тело это нечто, что у тебя было, но не то, чем ты являешься.
Почти немедленно после этого главный герой переходит ко второй стадии посмертного существования. И именно на этой стадии путь каждого "умершего" становится отличным от других.
В зависимости от той системы верований и представлений о том, что происходит после смерти, которую человек создает еще при жизни, рождается его путь. В строгом соответствии с его верой.
Если, например, ты веришь в то, что ты являешься участником процесса реинкарнации и подвластен закону Колеса Сансары, тебе станут ведомы эпизоды из прошлых жизней, которые были недоступны твоей сознательной памяти при жизни в теле.
Если ты веришь, что после смерти ты попадешь в широко раскрытые объятия Господа твоего, - именно это тебе и предстоит ощутить.
Если ты веришь в страшный Суд, на котором будет решаться, пойдешь ты в ад или в рай, - так тому и быть. Ты ощутишь, что предстал перед судом, на котором будет решаться, что с тобой дальше делать.
Если, умирая, ты оставался с мыслью, что заслужил рай, то именно туда ты и попадешь. Причем рай будет в точности похож на твои представления о нем. Если ты не успел сформировать своих представлений об этом месте, то ты придумаешь их в режиме импровизации.
Сложнее получается с адом. По идее, такого места не существует. Но если твоя вера сильна, то ты сможешь создать для себя такое место в послесмертном существовании и сможешь пребывать там столько, сколько твоей душе угодно. Это будет твоим персональным адом, если ты убежден, что это именно то, чего ты заслуживаешь. Но ты не задержишься там дольше хотя бы на одну секунду, чем пожелаешь покинуть его.
Ведь не даром было сказано: "По вере твоей воздастся тебе".
С верой вообще связаны самые потрясающие и необъяснимые вещи, начиная от самоисцеления (эффект плацебо), исцеления с помощью гипноза, метаморфоз и трансформаций сознания в народной нетрадиционной медицине (привороты, наговоры и заговоры, заклятия и т.д.) и продолжая измененными состояниями сознания, вызванными экстатической верой, маниакальным синдромом, связанным с верой в реальность выдуманных страхов, состояниями просветления или озарения и прочее, прочее, прочее...
Подводя итог сказанному, можно отметить, что система восприятия человеком существующей реальности вне зависимости от того, находится ли он в своем физическом теле или вне него, определяется его набором веры и страхов. Эта та субъективная призма, через которую преломляется объективная реальность. Во время жизни и после нее.
Наглядной демонстрацией этому являются неосознанные сновидения, которые порождаются набором впечатлений, ожиданий, страхов и убеждений человека во время бодрствования.
То, как мы интерпретируем энергетические изменения, происходящие в нашем теле, и энергии сознания в моменты жизни, умирания и новом состоянии вне тела, определяют тот мир, в котором мы живем и действуем.
Таким образом, человек в буквальном смысле слова является автором той реальности, которую выбирает воспринимать и интерпретировать.
Все дело в перспективе...
Обсуждения Квантовая философия
Меня смутило то, что вам статья понравилась, но тут же усомнились в свободе выбора и воли....
Да мы даже об собственную ногу спотыкаемся по собственной воле. А всё думаем, то о каком-то чёрте, то о некой случайности!
Можно, конечно, Берлиоза (Булгаковского) вспомнить. Но так ведь он ни за что и не отвечал в своей жизни. На таких всегда своя Аннушка находится!
С уважением
ТАК-ТАК
Эх! Хорошо, когда ХОРОШО! Ясно, красиво, доходчиво!
И несмотря на то, что статья написана шёпотом (с маленькой и большой буквы), она, как мне показалось, имеет достаточно мощное звучание.
Для автора специально приводу одну из своих "коротышек".
"На похоронах"
-Папа, этот дядя умер?
-Нет. Он глубоко задумался.
-Над чем?
-Как жить дальше!
Большое вам спасибо за эту великолепную статью!
ТАК-ТАК
Точка зрения создает перспективу.
Множество точек зрения, что есть на данный момент - мировоззрение, - создают "радиальные перспективы", условно, мир.
Тот, кто рассуждает о "мировоззрении другого", - тот пытается рассмотреть и систематизировать своё. Очень хорошо!
Вот, по поводу смерти есть небольшое замечание. Переход от смысла "умирать" к смыслу "оставить тело" - очень хорош! Но ведь в некоторых культурах это уже давно известно. По-моему, есть смысл акцентировать, что "оставить тело" - тоже не более, чем точка зрения на это явление, и можно, к примеру, совершенно безопасно оставлять тело сознательно в любой момент жизни, намеренно задавая себе любую перспективу "полёта". Как Вы думаете, автор?