Эта аналогия при всей ее кажущейся неожиданности оказывается достаточно близкой. Как и бессознательное, взятка окружена огромным количеством домыслов, слухов, сплетен. Реально существует целая мифология социального мира, где все продается и все покупается, в котором взятка и блат оказываются основными рычагами совершения поступков, решения спорных вопросов, одобрения или наказания действий конкретного человека.
Законы жизни этого мира не знают исключений: их нельзя изменить, а можно только принять. Ведь глупо, скажем, обижаться на яблоко за то, что оно всегда падает с ветки вниз. Понятно, что именно современная ситуация в нашей стране чаще всего выступает основой и объектом приложения для этой мифологии.
Так же как и содержания бессознательного, замешанные на страхе, агрессии, сексуальности, взятка вызывает весьма насыщенное эмоциональное отношение, причем оно, скорее, несет в себе негативный оттенок. Ведь гласно и публично взятка и блат (обмен услугами) всячески осуждаются. Звучат призывы "обуздать" эти явления, "положить конец позорной практике", "выкорчевать с корнем коррупцию" и т.п. Время от времени даже мелькают сообщения о судебных процессах над пойманными "за руку" взяточниками. Таким образом, на уровне деклараций (которыми полны средства массовой информации и выступления крупных отечественных государственных чиновников и политиков) взятка описывается в терминах осуждения, запрета и вытеснения на периферию социальной жизни. Все это, конечно, лишь подогревает интерес к этому предмету.
Постоянное повторение словесных штампов, как официозных, так и мифологических, маскирует не декларативное, а реально бытующее в обществе отношение к взятке и блату. Увидеть это отношение в очищенном виде – такая, чисто психологическая, задача не менее важна и, по крайней мере, не менее интересна, чем юридические, экономические, исторические и многие другие повороты этой темы. И если изучение реальной взятки в жизни связано с некоторыми "техническими" сложностями, то психологический подход начисто лишен как криминологического, так и уголовного оттенка.
Внешним поводом для написания статьи стали наблюдения автора за очень заметной реакцией английских исследователей-русистов, слушавших доклады друг друга о размахе взяточничества и многообразии его форм в России во время лондонской конференции «Взяточничество и патронаж в современной России» в этом году. На лицах сдержанных англичан читался просто-таки священный ужас: «Господи, как же так можно!?» Эмоциональная реакция российских участников, напротив, практически отсутствовала, они были на редкость спокойны. (Характерно, что подобные конференции проводятся не у нас, и то, что подавляющее большинство их участников — не россияне и т.д.).
Такое явное расхождение эмоциональных оценок, возможно, указывает на какие-то важные особенности нашего мировосприятия. Действительно, какое же место занимает взятка в реальной жизни? Взятка — это то, что можно? Или все-таки нельзя?
Цель настоящей статьи — взглянуть на взятку глазами наших современников и попытаться понять это явление через оценку и отношение к ней со стороны представителей различных социальных слоев и групп.
При изучении взятки проблемой становится уже сам способ исследования. Прямые вопросы вряд ли могут дать здесь удовлетворительные результаты: взятка и блат — слишком специфическая тема для гласного обсуждения. И пытаться выяснить реальное отношение к ней лучше косвенно. Уже первые работы такого рода позволили проанализировать устойчивые индивидуальные и общественные стереотипы (не имеющие отношения к взяткам и блату), о наличии которых люди, обладающие ими, могли и не подозревать.
Мы обследовали по определенной процедуре (не допускавшей никаких прямых вопросов) три группы людей, принадлежащих к различным социальным стратам и реально занимающих разное положение относительно взятки и блата (например, студентам взяток пока не дают, но вполне могут их требовать): студентов московских вузов, сотрудников Сберегательного банка РФ и государственных служащих различного уровня (в просторечии — чиновников). Все они анонимно (не называя себя) оценивали шесть различных слов: "блат", "взятка", "взяточник", "я сам", "чиновник", "человек, который умеет жить" (Такой набор разных понятий нужен, чтобы выяснить различные стороны отношения к взятке и блату). Анонимность являлась одним из важных правил игры, позволявшей надеяться хотя бы на минимальную правдивость ответов. В итоге мы сравнивали между собой не мнения отдельных людей, а названные группы в целом.
Выяснилось, что в сознании всех обследованных взятка отнюдь не является «социальным злом». Оценки всех трех групп во многом сходны между собой и существенно отличаются от обычно декларируемых. Выявились и очень близкие «системы координат», в которых оценивались предложенные слова.
«Взятка» и «блат» оказались тесно связанными. При этом они оценивались всеми группами практически нейтрально: никакого выраженного негативного отношения к ним не выявлено. Это нормальные, весьма распространенные явления, которые не заслуживают осуждения, да и никаких других сильных эмоций.
«Взятка» и «блат» четко понимаются как результат активной и успешной, но отчасти сомнительной деятельности. Этот активный и результативный момент выражен очень заметно. С точки зрения опрошенных нами, взятка – это результат большого и трудного дела, а не случайный подарок, «упавший с неба». Взятка знак определенного положения и статуса. За «красивые глаза» взяток не дают – вот абсолютно прозрачное резюме полученного результата.
Очень любопытна оценка понятия «взяточник». Во всех трех группах оно оказалось связанным с двумя предыдущими. При этом оно оценивается слабо отрицательно, что свидетельствует о весьма снисходительном отношении к названной фигуре. Человек, который набивает себе карманы за счет взяток, не является общественным пугалом. Это отчасти негативный, но абсолютно нормальный элемент современной жизни. Характерно, что хуже всего к «взяточнику» относятся студенты, а спокойнее всего – государственные чиновники.
«Взяточник» - очень активная и успешная фигура. По своей успешности он опережает все остальные персональные понятия («я сам», «чиновник», «человек, который умеет жить»). Получается, что именно эта фигура и представляет собой в сознании обследованных реального деятеля в современной ситуации.
Как показывают публикации в прессе, представители самых разных категорий населения обычно связывают взяточничество с наиболее массовым представителем государственного аппарата — чиновником. Поэтому он закономерно выступает самым отрицательным персонажем для группы студентов и банковских сотрудников. "Чиновник" оказывается психологически очень далекой от них фигурой. Это явно отвергаемое существо.
Странным образом получается, что человек, берущий взятки, лучше просто чиновника. Понятие "взяточник" оценивается названными группами лучше, чем "чиновник". По-видимому, поведение "взяточника" понятнее: он активнее, и его деятельность дает явные результаты. Своими действиями он оправдывает ожидания людей: понятно, чего он ждет, и что нужно делать. Мотивы его поведения более близки опрошенным. Просто чиновник представляется фигурой более загадочной и неопределенной. Все это и делает "взяточника" более симпатичной фигурой.
Наоборот, в группе государственных служащих "чиновник" — положительно оцениваемая фигура, которая близка к "я сам". В этом сказывается высокая оценка своей профессии, своеобразный "корпоративный дух". Ведь принадлежать к престижной профессиональной группе — привлекательно и психологически комфортно.
Обрисованная картина не только иллюстрирует отношение разных категорий населения к чиновникам, но и указывает неожиданное (по крайней мере, для автора) направление его улучшения. Это — взяточничество. (В качестве хулиганской гипотезы рискну предположить, что существует и еще один путь в том же направлении — казнокрадство. Но это тема следующего исследования).
Интересны оценки понятия "человек, который умеет жить". В советские времена оно обозначало фигуру, которая успешно приспособилась к условиям дефицита и умеет достать все, что угодно. В общем, это была активная и очень сомнительная фигура. Однако за последние годы положение решительно изменилось.
Это понятие во всех группах получило выраженные положительные оценки. Но при этом "человек, который умеет жить" для студентов и государственных служащих неактивен, неуспешен и совершенно не связан с "блатом" и "взяткой". Это своеобразный созерцатель, который, скорее, заботится о своей душе, а не о материальном благополучии. Отголоски старых времен видны у сотрудников Сбербанка. У них "человек, который умеет жить" относительно активен и достаточно близок к "взяточнику", хотя значительно лучше него.
Дополняет полученную картину анализ понятия "я сам". Все группы оценивают его высоко положительно. Испытуемые сближают себя с "человеком, который умеет жить", и противопоставляют "взятке", "блату" и "взяточнику".
Получается, что "я сам" — очень хорошая (у банковских сотрудников — самая хорошая), но очень пассивная фигура. Во всех группах она пассивнее и "взяточника", и "чиновника". С точки зрения успешности своей деятельности понятие "я сам" занимает самое низкое место. Следовательно, все испытуемые чувствуют себя отделенными от взятки и всего, что с ней связано, но именно в силу своей пассивности. Грубо говоря, они оценивают свои личные усилия недостаточными, чтобы им за них давали взятки.
По-видимому, мы можем говорить о глубоко противоречивом отношении наших современников к обсуждаемым явлениям. С одной стороны, "взятка" и "блат" — психологически весьма желательны. Об этом свидетельствует полное отсутствие негативных оценок по их поводу. Положение понятия "я сам " обнаруживает явную зависть к взяточнику, который активен и более успешен в жизни и имеет то, чего я сам лишен. При этом ни в одной из групп не обнаружено ценностных или моральных обстоятельств, которые запрещали бы брать взятки или пользоваться блатом.
С другой стороны, в сознании наших испытуемых взяточничество несет на себе отпечаток сомнительного и даже грязного занятия. Здесь, безусловно, играет свою роль широкое публичное осуждение взятки, которое в нашей стране имеет длинную историю. Таким образом, отношение обследованных к взятке хорошо описывается русской поговоркой: "И хочется, и колется, и мама не велит".
Резюмируя, можно отметить, что традиционная негативная оценка взяточничества и блата, имеющая место в средствах массовой информации, в выступлениях политических деятелей и т.д., является чисто декларативной. С точки зрения обследованных, это совсем не тот предмет, который требует осуждения. Взяточник — реальная часть жизни; взятка и блат — трудные результаты активной деятельности (активной жизненной позиции, как сказали бы еще несколько лет назад), которые в силу этого ценны и, конечно, доступны далеко не всем.
Так же как и содержания бессознательного, замешанные на страхе, агрессии, сексуальности, взятка вызывает весьма насыщенное эмоциональное отношение, причем оно, скорее, несет в себе негативный оттенок. Ведь гласно и публично взятка и блат (обмен услугами) всячески осуждаются. Звучат призывы "обуздать" эти явления, "положить конец позорной практике", "выкорчевать с корнем коррупцию" и т.п. Время от времени даже мелькают сообщения о судебных процессах над пойманными "за руку" взяточниками. Таким образом, на уровне деклараций (которыми полны средства массовой информации и выступления крупных отечественных государственных чиновников и политиков) взятка описывается в терминах осуждения, запрета и вытеснения на периферию социальной жизни. Все это, конечно, лишь подогревает интерес к этому предмету.
Постоянное повторение словесных штампов, как официозных, так и мифологических, маскирует не декларативное, а реально бытующее в обществе отношение к взятке и блату. Увидеть это отношение в очищенном виде – такая, чисто психологическая, задача не менее важна и, по крайней мере, не менее интересна, чем юридические, экономические, исторические и многие другие повороты этой темы. И если изучение реальной взятки в жизни связано с некоторыми "техническими" сложностями, то психологический подход начисто лишен как криминологического, так и уголовного оттенка.
Внешним поводом для написания статьи стали наблюдения автора за очень заметной реакцией английских исследователей-русистов, слушавших доклады друг друга о размахе взяточничества и многообразии его форм в России во время лондонской конференции «Взяточничество и патронаж в современной России» в этом году. На лицах сдержанных англичан читался просто-таки священный ужас: «Господи, как же так можно!?» Эмоциональная реакция российских участников, напротив, практически отсутствовала, они были на редкость спокойны. (Характерно, что подобные конференции проводятся не у нас, и то, что подавляющее большинство их участников — не россияне и т.д.).
Такое явное расхождение эмоциональных оценок, возможно, указывает на какие-то важные особенности нашего мировосприятия. Действительно, какое же место занимает взятка в реальной жизни? Взятка — это то, что можно? Или все-таки нельзя?
Цель настоящей статьи — взглянуть на взятку глазами наших современников и попытаться понять это явление через оценку и отношение к ней со стороны представителей различных социальных слоев и групп.
При изучении взятки проблемой становится уже сам способ исследования. Прямые вопросы вряд ли могут дать здесь удовлетворительные результаты: взятка и блат — слишком специфическая тема для гласного обсуждения. И пытаться выяснить реальное отношение к ней лучше косвенно. Уже первые работы такого рода позволили проанализировать устойчивые индивидуальные и общественные стереотипы (не имеющие отношения к взяткам и блату), о наличии которых люди, обладающие ими, могли и не подозревать.
Мы обследовали по определенной процедуре (не допускавшей никаких прямых вопросов) три группы людей, принадлежащих к различным социальным стратам и реально занимающих разное положение относительно взятки и блата (например, студентам взяток пока не дают, но вполне могут их требовать): студентов московских вузов, сотрудников Сберегательного банка РФ и государственных служащих различного уровня (в просторечии — чиновников). Все они анонимно (не называя себя) оценивали шесть различных слов: "блат", "взятка", "взяточник", "я сам", "чиновник", "человек, который умеет жить" (Такой набор разных понятий нужен, чтобы выяснить различные стороны отношения к взятке и блату). Анонимность являлась одним из важных правил игры, позволявшей надеяться хотя бы на минимальную правдивость ответов. В итоге мы сравнивали между собой не мнения отдельных людей, а названные группы в целом.
Выяснилось, что в сознании всех обследованных взятка отнюдь не является «социальным злом». Оценки всех трех групп во многом сходны между собой и существенно отличаются от обычно декларируемых. Выявились и очень близкие «системы координат», в которых оценивались предложенные слова.
«Взятка» и «блат» оказались тесно связанными. При этом они оценивались всеми группами практически нейтрально: никакого выраженного негативного отношения к ним не выявлено. Это нормальные, весьма распространенные явления, которые не заслуживают осуждения, да и никаких других сильных эмоций.
«Взятка» и «блат» четко понимаются как результат активной и успешной, но отчасти сомнительной деятельности. Этот активный и результативный момент выражен очень заметно. С точки зрения опрошенных нами, взятка – это результат большого и трудного дела, а не случайный подарок, «упавший с неба». Взятка знак определенного положения и статуса. За «красивые глаза» взяток не дают – вот абсолютно прозрачное резюме полученного результата.
Очень любопытна оценка понятия «взяточник». Во всех трех группах оно оказалось связанным с двумя предыдущими. При этом оно оценивается слабо отрицательно, что свидетельствует о весьма снисходительном отношении к названной фигуре. Человек, который набивает себе карманы за счет взяток, не является общественным пугалом. Это отчасти негативный, но абсолютно нормальный элемент современной жизни. Характерно, что хуже всего к «взяточнику» относятся студенты, а спокойнее всего – государственные чиновники.
«Взяточник» - очень активная и успешная фигура. По своей успешности он опережает все остальные персональные понятия («я сам», «чиновник», «человек, который умеет жить»). Получается, что именно эта фигура и представляет собой в сознании обследованных реального деятеля в современной ситуации.
Как показывают публикации в прессе, представители самых разных категорий населения обычно связывают взяточничество с наиболее массовым представителем государственного аппарата — чиновником. Поэтому он закономерно выступает самым отрицательным персонажем для группы студентов и банковских сотрудников. "Чиновник" оказывается психологически очень далекой от них фигурой. Это явно отвергаемое существо.
Странным образом получается, что человек, берущий взятки, лучше просто чиновника. Понятие "взяточник" оценивается названными группами лучше, чем "чиновник". По-видимому, поведение "взяточника" понятнее: он активнее, и его деятельность дает явные результаты. Своими действиями он оправдывает ожидания людей: понятно, чего он ждет, и что нужно делать. Мотивы его поведения более близки опрошенным. Просто чиновник представляется фигурой более загадочной и неопределенной. Все это и делает "взяточника" более симпатичной фигурой.
Наоборот, в группе государственных служащих "чиновник" — положительно оцениваемая фигура, которая близка к "я сам". В этом сказывается высокая оценка своей профессии, своеобразный "корпоративный дух". Ведь принадлежать к престижной профессиональной группе — привлекательно и психологически комфортно.
Обрисованная картина не только иллюстрирует отношение разных категорий населения к чиновникам, но и указывает неожиданное (по крайней мере, для автора) направление его улучшения. Это — взяточничество. (В качестве хулиганской гипотезы рискну предположить, что существует и еще один путь в том же направлении — казнокрадство. Но это тема следующего исследования).
Интересны оценки понятия "человек, который умеет жить". В советские времена оно обозначало фигуру, которая успешно приспособилась к условиям дефицита и умеет достать все, что угодно. В общем, это была активная и очень сомнительная фигура. Однако за последние годы положение решительно изменилось.
Это понятие во всех группах получило выраженные положительные оценки. Но при этом "человек, который умеет жить" для студентов и государственных служащих неактивен, неуспешен и совершенно не связан с "блатом" и "взяткой". Это своеобразный созерцатель, который, скорее, заботится о своей душе, а не о материальном благополучии. Отголоски старых времен видны у сотрудников Сбербанка. У них "человек, который умеет жить" относительно активен и достаточно близок к "взяточнику", хотя значительно лучше него.
Дополняет полученную картину анализ понятия "я сам". Все группы оценивают его высоко положительно. Испытуемые сближают себя с "человеком, который умеет жить", и противопоставляют "взятке", "блату" и "взяточнику".
Получается, что "я сам" — очень хорошая (у банковских сотрудников — самая хорошая), но очень пассивная фигура. Во всех группах она пассивнее и "взяточника", и "чиновника". С точки зрения успешности своей деятельности понятие "я сам" занимает самое низкое место. Следовательно, все испытуемые чувствуют себя отделенными от взятки и всего, что с ней связано, но именно в силу своей пассивности. Грубо говоря, они оценивают свои личные усилия недостаточными, чтобы им за них давали взятки.
По-видимому, мы можем говорить о глубоко противоречивом отношении наших современников к обсуждаемым явлениям. С одной стороны, "взятка" и "блат" — психологически весьма желательны. Об этом свидетельствует полное отсутствие негативных оценок по их поводу. Положение понятия "я сам " обнаруживает явную зависть к взяточнику, который активен и более успешен в жизни и имеет то, чего я сам лишен. При этом ни в одной из групп не обнаружено ценностных или моральных обстоятельств, которые запрещали бы брать взятки или пользоваться блатом.
С другой стороны, в сознании наших испытуемых взяточничество несет на себе отпечаток сомнительного и даже грязного занятия. Здесь, безусловно, играет свою роль широкое публичное осуждение взятки, которое в нашей стране имеет длинную историю. Таким образом, отношение обследованных к взятке хорошо описывается русской поговоркой: "И хочется, и колется, и мама не велит".
Резюмируя, можно отметить, что традиционная негативная оценка взяточничества и блата, имеющая место в средствах массовой информации, в выступлениях политических деятелей и т.д., является чисто декларативной. С точки зрения обследованных, это совсем не тот предмет, который требует осуждения. Взяточник — реальная часть жизни; взятка и блат — трудные результаты активной деятельности (активной жизненной позиции, как сказали бы еще несколько лет назад), которые в силу этого ценны и, конечно, доступны далеко не всем.
Обсуждения Мифология взятки