Антропология. Будущее человечества

"Космос - живой организм, и человек - его абсолютное подобие!"

С тех пор как Платон выдвинул эту идею, отголоски ее прозвучали в бесчисленных вариациях. Их авторами стали философы и ученые, врачи, музыканты, художники, и каждый тему об абсолютном тождестве продолжил развивать на свой, индивидуальный манер.
Антропология. Будущее человечества
Данте предложил миру "Божественную комедию", Парацельс - научные трактаты, Микеланджело - свои величественные фрески, а Скрябин задумал поведать об этом в "Мистерии" - величайшей симфонии века, которая по замыслу композитора должна была воплотиться в грандиозное действо.

Перечень далеко неполный, но ведь и так очевидно - соло эволюции прозвучало везде, где только возможно, во всех без исключения областях! Что со всем этим делать науке - подсказали философы, и теперь, невзирая на годы забвения, философский вердикт о синтезированном способе познания мира объединил, наконец, вокруг себя всех, кому небезразлично будущее человечества.

Каким оно будет для человека разумного?
Поиск ответа на этот вопрос некоторые начали с этимологии слова "разумный" и, видимо, не ошиблись. На горизонте вновь показалось известное тождество: разумный - Божественный, и сомнений уже не осталось: тождество есть незыблемый Закон эволюции!

Тот, кто предрекает человечеству ужасный и неизбежный конец в результате эволюции, не только не сознает заложенной в Природе тождественности, низвергая тем самым силу Высшего разума, но попросту не понимает значения эволюционного процесса как неуклонного движения вперед! А он, тем не менее, очевиден, и в науке в первую очередь!

Достаточно того, что антропология включает в себя сегодня несколько разделов, представляя собой синтез физической, социальной и культурной науки. Культурная антропология рассматривает культуру как часть окружающей среды, созданной самим человеком. И если признать, что науку создает человек - малая вселенная Большого Космоса, - вряд ли можно отвергнуть определение Павла Флоренского: антропология - концентрированное отражение бытия в целом (идея микро- и макрокосма).

Так откуда берется тождество?.. Неужели так устроен Свет?

"Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением". Слова Павла Флоренского оказались пророческими не только для него самого. Они стали правдой для многих выдающихся личностей, подтвердить которую готово печально знаменитое место под названием Соловки.

Разумеется, не только оно, просто там, на Соловках, провел последние годы своей земной жизни, с 1934 по 1943 год (точная дата не известна), математик, физик, философ и богослов в одном лице, - человек, которого по праву называют "русским Леонардо".

Причина смерти - расстрел! И хотя бесчисленные легенды отражают причину по-разному, суть от этого не меняется.

Сегодня образно говорят, будто Флоренского убили за то, что он доказал нам бессмертие... А если отбросить метафору, - пострадает ли от этого истина?

Исключено! Философия культурогенеза Флоренского объясняет: истина - единая сущность, пребывающая в трех ипостасях, где явленное "Я" созерцает себя через Другого в Третьем. И разглядел ее ученый не только в Дантовой "Комедии". Знаменитая "Троица" А. Рублева приоткрыла Флоренскому еще одну грань сокровенного: перспектива изогнутого пространства (полусфера) увлекла искателя истины настолько, что поместила его внутрь изображения. Через Рублева Флоренский познал геометрию Лобачевского и, видимо, слишком близко подошел к пониманию сути происходящего, если Свет Истины, через него преломленный, ослепил ее отрицателей. В итоге те расправились не только с ним, но также с его уникальными аппаратами и чертежами.

Труды Павла Флоренского, как "врага народа", долгое время оставались под запретом, тем не менее истина, через феномен бессмертия, давно произнесла: "Виват, эволюция!"

И что же цивилизация?
"Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ищущая от твари лишь своей корысти, движимая не желанием помочь природе проявить сокрытую в ней культуру, но навязывающая насильственно и условно внешние формы и внешние цели" (П. Флоренский).

Высказывание справедливо по отношению к тем самым страшилкам, что так безответственно рисуют "разумные". Об исчезновении человека как вида в ходе эволюции говорят в основном только те, кто не способен увидеть за формой ничего, кроме формы.

Нет, явно не к ним взывал Данте, когда предлагал разглядеть в "Комедии" "сокрытое под странными стихами". Что ж, вполне очевидно: способность видеть большее пробивается совсем из иной сферы - интуитивной. Это ее Флоренский в одном из писем Вернадскому предложил выделить как пневматосферу - область, проработанную духом.

В философии Вернадского могучая идея начала развиваться горизонтально, покорив социум. Появился термин ноосфера, характеризующий высшую стадию биосферы, область, развитие которой целиком и полностью зависит от состояния развития человеческого общества.

Так почему же на фоне столь красивых научных идей непременно появляются те, кто желает убедить нас в обратном? Почему процесс эволюции форм, конкретно модификацию человеческой, нужно представлять как неизбежную деградацию?

И на этот вопрос у Флоренского был достойный ответ. Как позднее вспоминал внук ученого, Павел Васильевич Флоренский, его дед Павел Александрович еще в 1917 году, в статье "Итоги", объяснял ситуацию так: "…Мир противоречив, его пересекают пропасти, разломы, возвышаются высокие горы. И задача философа, мыслителя, педагога - не строить над пропастями хрупкие висячие мосты, не засыпать их зыбким песком, а учить жить в этом противоречивом мире".

Это значит, что нам самим предстоит разобраться не только в существующих противоречиях, но также в том, чему отдать предпочтение: форме как таковой или все-таки содержанию - области, проработанной духом, который отвечает за форму, создает ее по тому или иному подобию.

От нашего выбора будет зависеть дальнейший ход эволюции общества и человечества в целом. Но если мы уверуем в неизбежный и ужасный конец, который в 80-х годах прошлого столетия предрекал шотландский палеонтолог Д. Диксон, и на этом основании пустим под откос все моральные принципы, как самая "хищническая цивилизация", о которой писал Флоренский, тогда выбора у нас не останется. Тогда ужас без конца станет для нас очевидной реальностью, созвучной той, с которой начал "Комедию" Данте.

Но почему перспектива - "ужасный конец"?
Книга Д. Диксона "Жизнь после человека" даже в то время вызвала массу разногласий. Многие справедливо принялись отстаивать прямо противоположную точку зрения, опираясь на известный для науки нового времени постулат о примате духа над материей, в результате чего такие понятия, как "эволюция форм" и "эволюция сознания", склонили науку к новой системе познания. К какой именно, - об этом чуть позже, а пока хотелось бы внести ясность и предложить читателю чрезвычайно емкое высказывание. Оно мгновенно прояснит ситуацию, тем более и так очевидно: всякий, кто пытается изучать эволюцию физической формы в отрыве от ее тонкоэнергетической матрицы - держит в руках букварь! "Будете ли искать знания у человека только потому, что он знает азбуку? Ищите накопление "чаши", или великий синтез. Имеете самое Высшее, не отяготите свои ауры прикасанием к несовершенным сферам" (Е.. Рерих. Письма в Америку).

И вновь звучит знакомая тема о тождестве - "имеете самое Высшее". Нам напоминают о накоплении "чаши", которое, в силу действия Законов Кармы и Перевоплощения, в той или иной степени есть у всех. Значит, важно осознать и поверить: "…Только чувство красоты дает синтез", - те необходимые накопления, что побеждают смерть!

Не только Флоренский распознал эту истину. Формулу бессмертия, где "Красота" и "Гармония" - ключевые понятия и тоже тождественны, - вывели многие. И как оказалось, применима она ко всему, в том числе и к науке.

А иначе и быть не могло, ведь развитие науки подчинено тем же эволюционным законам. Именно потому мы констатируем ее продвижение - видим прогресс. Все, что движется вне этих Законов, опуская духовные категории, - ведет однозначно к регрессу.

По этой причине наука заговорила о необходимости внедрения новой системы познания - синтезированного метода, где духовные составляющие будут исследоваться научно.

Наука, религия, философия теперь справедливо объединяются. "Эволюция системы познания идет к синтезу, и никакие сильные мира сего от науки не в состоянии остановить этот процесс. Если бы исследования и эксперименты проводили машины или роботы, то наука была бы совсем другой. И, возможно, наукой ее назвать было бы неверно…" Таково мнение российских метафизиков, которое сегодня поддерживают ученые разных стран мира, двигаясь именно в этом направлении - в сторону синтеза. А ведь "серебряный век", рождая эту идею, кровью запечатлел в нашей памяти имена лучших своих представителей, чем фактически и подтвердил справедливость высказывания Флоренского об утверждении Истины.

Но если луч истины сегодня освещает путь науки, включившей в новый метод познания духовные составляющие, можно не сомневаться, - такая наука видит перспективу человечества совсем в других красках. И очень скоро она утвердительно скажет - Будущее прекрасно!

Наука антропология, точнее ее "культурная" ветвь", непременно приблизит нас к пониманию синтеза, и тогда известное тождество о подобии человека Космосу окончательно перейдет в разряд экзотерических.

Быть может, кто-то укажет на поспешность суждений, обвинит нас в том, что мы забегаем вперед?

Пусть так, но ведь не зря же в начале XX века прозвучали такие слова: "Самая высокая наука, наука о человеке и его скрытых еще свойствах его связи со всем Сущим и о творчестве на Дальних Мирах, находится еще в эмбрионе" (Е. И. Рерих. Письма).

Это значит, что на сегодняшний день задача потенциально разумных - помочь этому эмбриону развиться и сделать все, чтобы день рождения высокой науки все-таки наступил!
×

По теме Антропология. Будущее человечества

Будущее человечества

Будущее человечества... Учёные давно строят гипотезы относительно того, как...
Журнал

Будущее человечества в свете концепции циклов

Будущее человечества в свете концепции циклов. Автор нижеприведённых прогнозов...
Журнал

Семья и будущее человечества перед угрозой

Впервые в Москве прошел международный Демографический саммит «Семья и будущее...
Журнал

Будущее человечества, Земли и Вселенной

Предлагаемая вниманию читателя хроника будущего составлена автором на основе...
Журнал

Парадоксальное будущее человечества

Не увлекайтесь катастрофами! Смотрите на естественную линию познания мира и...
Журнал

Будущее человечества: миниатюризация вычислительной техники

Миниатюризация - это закономерность прошлого и будущего. Она недооценена...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Плутон, планета трансформации
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека