Кто хоть малость систематически позанимался любым видом «восточных» практик, будь то хатха йога или чисто медитативная практика, он обязательно замечал оздаравливающее ее действие. С другой стороны известно, что любая из традиционных систем познания, до нас дошедших в виде учений, мистического или религиозного знания, указывает на важность дыхания и часто имеет в своем арсенале средств особые методы дыхания. Советы по дыханию находим и в древнейших источниках по йоге, и в относительно «свежих» книгах ныне здравствующих небезизвестных авторов. Это общеизвестно.
Неясности возникают, когда встает вопрос, каким образом дыхание связано с познанием, практически любым познанием в любой традиции или системе знания. Только учтем, что Познание тут понимается как более широкая активность, чем приобретение только интеллектуального знания в рамках физической модели Реальности. Хотя даже учащиеся современных учебных заведений запада все более широко применяют какие то элементы физических или дыхательных упражнений «списанных» из старинных систем и этим облегчает напряженный процесс западного обучения.
Связь дыхания со здоровьем более извесен, но попытки разобраться в механизме этой связи весьма противоречивы.
Давайте посмотрим, что общего мы можем найти в обвяленных результатах практического применения различных методов дыхания. Первое, что бросается в глаза, то это сочетание таких изменений: расслабление или хотя бы спад напряженности, падение объема дыхания, относительное усиление «странных» ощущений нефизического осознания и ослабление доминирования обычного физического осознания и ему соответствующей системы интерпретаций ощущений. Многим известен реберфинг (метод гипервентиляции, целенаправленно приводящий к измененным состояниям сознания, как его объясняет околонаучная публика), как инструмент ослабления многих психологических отклонений м фобий.
Нетрудно заметить, что грамотная реализация дыхательных практик ведет к гармонизации осознания и уходу уход от закостенелых интерпретаций на основе физической модели. Так ведь и известные системы Познания приводят к тем же результатам, которые многие считают благими, но побочными явлениями духовной практики. Самое забавное, что подобные «побочные» явления встечаютя и у тех, кто применяют немедикаментозные оздоровительные или лечебные практики (например тренинги Нарбекова или занятия по методу академика Бутейко...)
Если Познание понимать, как тренировку внимания в освоении других, не физических форм осознания, проще уловить связь дыхания с познанием и здоровьем. Целенаправленное изменение формы дыхания на фоне физического, эмоционального и ментального расслабления, в обход интелекта, создает предпосылки исследования других осознаний. Фактически методы дыхания становятся почти самодостаточными методами Познания. «Почти» - потому, что человек есть стадное, или выражаясь красивее - коллективное существо, и ему пока необходим язык для накопления и передачи Знания. Эта человеческая потребность на Западе после уровня обеспеченного выживания традиционно называется поиском Бога, Абсолюта, хотя язык начала ХХI века уже позволяет выразиться точнее: человеку присуща потребность Познания Реальности не ограничиваясь одной научной моделью физического мира, которая трещит по всем швам от накопившихся несоответствий.
Эту заметку вызвал тот факт, что методы дыхания «независимо» стали очень действенными оздоровительными практиками. Особо стоит отметить «метод академика Бутейко» с полувековой историей исследований и практического применения.
Благодая изобретательности и упорству Бутейко метод получил даже научное обоснование, и его уже нельзя списывать как шаманскую дурь. Старания хорошо оплачиваемых фармакологией противников метода не дали никакого другого результата, кроме упорного замалчивания данных о применении метода Бутейко. Как же признать, что только научив людей правильнее дышать, получится спад потребления лекарств, да и потребности в самих медиках, в разы. Это ведь миллиардные потери «таблеточников» при элементарном нелекарственном лечении таких «неизлечимых» болезней (экономических пиявок доброй половины населения) как гипертония, астма, аллергия и массы других.
Метод давно бесследно бы исчез, как исчезли многие открытия по альтернативной энергетике, если только самой верхушке «таблеточников» не требовалось бы эффективное, не травящее больного, лечение....
В итоге имеем забавный факт уже достаточно массового проникновения Познания в наши сознания даже через оздоровительные техники дыхания. И эти методы сдерживают только человеческая лень, отсутствие любознательности, т.е. тупость и реклама «таблеточной» медицины.
Так же очевидным становится феномен болезни как следствия чрезмерного отождествления с физическим (обычным) осознанием. Вот ответьте себе на вопрос – почему любовь лечит? – и перед вами встанут очень непростые вопросы.
Вывод: исправление дыхания – это, видимо, лучшая из известных превенций болезней, а при необходимости и метод лечения! Даже самолечения… При достаточном знании метода дыхательная практика нередко может стать даже основным методом лечения, а не только средством оздоровления.
Для тех, кто будет пытаться заниматься методами дыхания самостоятельно, следует учесть несколько замечаний, до которых самим додуматься будет непросто:
1. Параллельно учимся расслабляться по трем составляющим: расслабленное тело, расслабленные эмоции и расслабленный ментал («мыслительная машинка») как в спокойствии, так и при умеренной физической нагрузке (например, спокойный бег на месте).
2. Переносим акцент внимания со вдоха (как нас учили с детства) на спокойный бесшумный выдох до расслабленного состояния и последующую паузу. Дышим бесшумно и только через нос. Для достижения бесшумности учимся расслабить область горла.
3. Приучаем себя к третьей фазе дыхания – ненасильственной, почти комфортной задержке после выдоха, до расслабленного ее выполнения, как одной трети дыхательного цикла. Забываем спастические попытки вдохнуть, поняв, что это больше выражения страха, чем необходимости.
4. Все достигнутые изменения дыхания – это следствие тренировки управления собственным вниманием на фоне любой другой активности. В результате это постоянное отслеживание как минимум двух параллельных процессов. А это уже отход от линейного мышления.
5. Учимся вдыхать воздуха чуть меньше, чем хотелось бы по привычке, и ищем как компенсировать небольшую нехватку воздуха в паузе после выдоха (тут полезно быть знакомым с йогическим или цигунским дыханием «всей поверхностью тела»). Но… не применяем никаких сознательных или бессознательных визуализаций, следим только за ощущениями.
Последний пункт – это суть метода, которого, возможно, не знал сам Бутейко, или знал, но не говорил об этом и не писал, так как избегал «запаха» мистики и старался уложится в им предложенную научную интерпретацию метода. Ведь получил же он академика…
Суть 5 пункта знатокам цигуна, тай чи или исполнителям факирских трюков был известен всегда: если в полном расслаблении малость ограничивать вдох, то эту недостачу воздуха человек может компенсировать, перераспределяя внимание в сторону других осознаний. Тогда дыхание в других осознаниях активируется больше привычного уровня и компенсирует недостающее физическое дыхание. Потренировавшись упорнее в такой замене, можно выполнять факирские трюки с часовыми или суточными задержками физического дыхания (всякие там сидения в стеклянных ящиках, закапывания, длительные погружения под воду и т.п.).
Это универсальный механизм компенсации недостающих «питательных» элементов человеческого организма через другие осознания. Такая же компенсация происходит и с уже тысячами ныне живущих так называемых «солнцеедов», которые самим фактом своего бодрого присутствия рядом с нами указывают на принципиальную неполноту научной модели физического мира.
Так вот возвращаясь к сути метода: при помощи легкого ограничения дыхания мы себя приучаем к легкому переносу внимания в другие осознания, вследствие чего мы уделяем больше внимания нефизическим ощущениям, привыкаем к ним, учимся их различать, ловим их смыслы.… По сути – это Познание Реальности за рамками физической картины мира. Медленный уход в нагваль, если по Кастанеде. Так что мистика не так уж и мистична…
Спросите: а что это имеет общего с оздоровлением, тем более с лечением?
Ответ простой: нашему обыденному, физическому осознанию, в сравнении со всеми другими доступными человеку осознаниями, свойственна самая жесткая причинность. Иначе говоря, сознание на основе физической модели мира слабо взаимодейстет с физической реальностью. Идя дальше по спектру доступных человеку осознаний от физического осознания через витал в направление ментала, жесткость причинности убывает, и сознание приобретает все большее взаимодействие с осознаваемой Реальностью и в пределе с ним сливается. Выражаясь другими словами известное науке отражение Реальности плавно переходит во взаимодействие, а дальше наступает их единение.
Это сложно осознать из за нам с детства внушенной абсолютизации физической модели Реальности. Но за то, при желании, мы можем понаблюдать за «отсталыми», изолированными от западной цивилизации, племенами, которые используют другие модели Реальности и так творят разные бытовые «чудеса». Наблюдатели просто боятся заявить, что человеческие возможности больше зависит от доминирующей модели осознания, чем от самой Реальности. На практике оказывается, что человек имеет «спящую» возможность управления осознанием, разбудить которую и есть первоочередная задача большинства систем и традиций Познания.
На деле оказывается, что как бы мы не осознавали Реальность, в какую бы модель Реальности мы бы не вжились (отождествились), мое «я» остается ТЕМ ЖЕ моим «я», а Реальность остается той же Реальностью, меняются только способ моделирования Реальности и наборы интерпретируемых ощущений. Отсюда наконец видна суть методов дыхания: хоть малость активировав любое иное осознание (что часто называют расширением осознания), человек перестает быть так жестко «скован» линейной логикой законов физического осознания и получает большую свободу проявлять свою активность уже по не столь жестким законам других осознаний. Одно только ослабление оценочного или дуалистического мышления, невозможного ни в каком другом осознании, убирает причины большинства болезнетворных отклонений. Практикующий упомянутые тут методы дыхания очень быстро отмечает целебное, гармонирующее воздействие других осознаний, а «странности» «новых» ощущений перестает пугать. При желании, так можем увидеть связь дыхания, Познания и здоровья.
Замечание.
1. НЕ применять никаких «визуализаций». Само измененное дыхание меняет ощущения (начиная с активации витала) на прямую и позволяет раскрыться их незнакомым смыслам. «Визуализация» обычно проскакивает витальные или другие ощущения и нарушает равномерный рост диапазона ощущений.
2. Трусость и мнительность гасит эфективность и ведет к побочным явлениям, так что советую для поддержки практики найти помощника понимающего тут написанное. Так что любая самостоятельная практика - на свой страх и риск!
Валентинас Мураускас
2009.02.05
Открытый текст – просьба только извещать автора о публикациях.
Неясности возникают, когда встает вопрос, каким образом дыхание связано с познанием, практически любым познанием в любой традиции или системе знания. Только учтем, что Познание тут понимается как более широкая активность, чем приобретение только интеллектуального знания в рамках физической модели Реальности. Хотя даже учащиеся современных учебных заведений запада все более широко применяют какие то элементы физических или дыхательных упражнений «списанных» из старинных систем и этим облегчает напряженный процесс западного обучения.
Связь дыхания со здоровьем более извесен, но попытки разобраться в механизме этой связи весьма противоречивы.
Давайте посмотрим, что общего мы можем найти в обвяленных результатах практического применения различных методов дыхания. Первое, что бросается в глаза, то это сочетание таких изменений: расслабление или хотя бы спад напряженности, падение объема дыхания, относительное усиление «странных» ощущений нефизического осознания и ослабление доминирования обычного физического осознания и ему соответствующей системы интерпретаций ощущений. Многим известен реберфинг (метод гипервентиляции, целенаправленно приводящий к измененным состояниям сознания, как его объясняет околонаучная публика), как инструмент ослабления многих психологических отклонений м фобий.
Нетрудно заметить, что грамотная реализация дыхательных практик ведет к гармонизации осознания и уходу уход от закостенелых интерпретаций на основе физической модели. Так ведь и известные системы Познания приводят к тем же результатам, которые многие считают благими, но побочными явлениями духовной практики. Самое забавное, что подобные «побочные» явления встечаютя и у тех, кто применяют немедикаментозные оздоровительные или лечебные практики (например тренинги Нарбекова или занятия по методу академика Бутейко...)
Если Познание понимать, как тренировку внимания в освоении других, не физических форм осознания, проще уловить связь дыхания с познанием и здоровьем. Целенаправленное изменение формы дыхания на фоне физического, эмоционального и ментального расслабления, в обход интелекта, создает предпосылки исследования других осознаний. Фактически методы дыхания становятся почти самодостаточными методами Познания. «Почти» - потому, что человек есть стадное, или выражаясь красивее - коллективное существо, и ему пока необходим язык для накопления и передачи Знания. Эта человеческая потребность на Западе после уровня обеспеченного выживания традиционно называется поиском Бога, Абсолюта, хотя язык начала ХХI века уже позволяет выразиться точнее: человеку присуща потребность Познания Реальности не ограничиваясь одной научной моделью физического мира, которая трещит по всем швам от накопившихся несоответствий.
Эту заметку вызвал тот факт, что методы дыхания «независимо» стали очень действенными оздоровительными практиками. Особо стоит отметить «метод академика Бутейко» с полувековой историей исследований и практического применения.
Благодая изобретательности и упорству Бутейко метод получил даже научное обоснование, и его уже нельзя списывать как шаманскую дурь. Старания хорошо оплачиваемых фармакологией противников метода не дали никакого другого результата, кроме упорного замалчивания данных о применении метода Бутейко. Как же признать, что только научив людей правильнее дышать, получится спад потребления лекарств, да и потребности в самих медиках, в разы. Это ведь миллиардные потери «таблеточников» при элементарном нелекарственном лечении таких «неизлечимых» болезней (экономических пиявок доброй половины населения) как гипертония, астма, аллергия и массы других.
Метод давно бесследно бы исчез, как исчезли многие открытия по альтернативной энергетике, если только самой верхушке «таблеточников» не требовалось бы эффективное, не травящее больного, лечение....
В итоге имеем забавный факт уже достаточно массового проникновения Познания в наши сознания даже через оздоровительные техники дыхания. И эти методы сдерживают только человеческая лень, отсутствие любознательности, т.е. тупость и реклама «таблеточной» медицины.
Так же очевидным становится феномен болезни как следствия чрезмерного отождествления с физическим (обычным) осознанием. Вот ответьте себе на вопрос – почему любовь лечит? – и перед вами встанут очень непростые вопросы.
Вывод: исправление дыхания – это, видимо, лучшая из известных превенций болезней, а при необходимости и метод лечения! Даже самолечения… При достаточном знании метода дыхательная практика нередко может стать даже основным методом лечения, а не только средством оздоровления.
Для тех, кто будет пытаться заниматься методами дыхания самостоятельно, следует учесть несколько замечаний, до которых самим додуматься будет непросто:
1. Параллельно учимся расслабляться по трем составляющим: расслабленное тело, расслабленные эмоции и расслабленный ментал («мыслительная машинка») как в спокойствии, так и при умеренной физической нагрузке (например, спокойный бег на месте).
2. Переносим акцент внимания со вдоха (как нас учили с детства) на спокойный бесшумный выдох до расслабленного состояния и последующую паузу. Дышим бесшумно и только через нос. Для достижения бесшумности учимся расслабить область горла.
3. Приучаем себя к третьей фазе дыхания – ненасильственной, почти комфортной задержке после выдоха, до расслабленного ее выполнения, как одной трети дыхательного цикла. Забываем спастические попытки вдохнуть, поняв, что это больше выражения страха, чем необходимости.
4. Все достигнутые изменения дыхания – это следствие тренировки управления собственным вниманием на фоне любой другой активности. В результате это постоянное отслеживание как минимум двух параллельных процессов. А это уже отход от линейного мышления.
5. Учимся вдыхать воздуха чуть меньше, чем хотелось бы по привычке, и ищем как компенсировать небольшую нехватку воздуха в паузе после выдоха (тут полезно быть знакомым с йогическим или цигунским дыханием «всей поверхностью тела»). Но… не применяем никаких сознательных или бессознательных визуализаций, следим только за ощущениями.
Последний пункт – это суть метода, которого, возможно, не знал сам Бутейко, или знал, но не говорил об этом и не писал, так как избегал «запаха» мистики и старался уложится в им предложенную научную интерпретацию метода. Ведь получил же он академика…
Суть 5 пункта знатокам цигуна, тай чи или исполнителям факирских трюков был известен всегда: если в полном расслаблении малость ограничивать вдох, то эту недостачу воздуха человек может компенсировать, перераспределяя внимание в сторону других осознаний. Тогда дыхание в других осознаниях активируется больше привычного уровня и компенсирует недостающее физическое дыхание. Потренировавшись упорнее в такой замене, можно выполнять факирские трюки с часовыми или суточными задержками физического дыхания (всякие там сидения в стеклянных ящиках, закапывания, длительные погружения под воду и т.п.).
Это универсальный механизм компенсации недостающих «питательных» элементов человеческого организма через другие осознания. Такая же компенсация происходит и с уже тысячами ныне живущих так называемых «солнцеедов», которые самим фактом своего бодрого присутствия рядом с нами указывают на принципиальную неполноту научной модели физического мира.
Так вот возвращаясь к сути метода: при помощи легкого ограничения дыхания мы себя приучаем к легкому переносу внимания в другие осознания, вследствие чего мы уделяем больше внимания нефизическим ощущениям, привыкаем к ним, учимся их различать, ловим их смыслы.… По сути – это Познание Реальности за рамками физической картины мира. Медленный уход в нагваль, если по Кастанеде. Так что мистика не так уж и мистична…
Спросите: а что это имеет общего с оздоровлением, тем более с лечением?
Ответ простой: нашему обыденному, физическому осознанию, в сравнении со всеми другими доступными человеку осознаниями, свойственна самая жесткая причинность. Иначе говоря, сознание на основе физической модели мира слабо взаимодейстет с физической реальностью. Идя дальше по спектру доступных человеку осознаний от физического осознания через витал в направление ментала, жесткость причинности убывает, и сознание приобретает все большее взаимодействие с осознаваемой Реальностью и в пределе с ним сливается. Выражаясь другими словами известное науке отражение Реальности плавно переходит во взаимодействие, а дальше наступает их единение.
Это сложно осознать из за нам с детства внушенной абсолютизации физической модели Реальности. Но за то, при желании, мы можем понаблюдать за «отсталыми», изолированными от западной цивилизации, племенами, которые используют другие модели Реальности и так творят разные бытовые «чудеса». Наблюдатели просто боятся заявить, что человеческие возможности больше зависит от доминирующей модели осознания, чем от самой Реальности. На практике оказывается, что человек имеет «спящую» возможность управления осознанием, разбудить которую и есть первоочередная задача большинства систем и традиций Познания.
На деле оказывается, что как бы мы не осознавали Реальность, в какую бы модель Реальности мы бы не вжились (отождествились), мое «я» остается ТЕМ ЖЕ моим «я», а Реальность остается той же Реальностью, меняются только способ моделирования Реальности и наборы интерпретируемых ощущений. Отсюда наконец видна суть методов дыхания: хоть малость активировав любое иное осознание (что часто называют расширением осознания), человек перестает быть так жестко «скован» линейной логикой законов физического осознания и получает большую свободу проявлять свою активность уже по не столь жестким законам других осознаний. Одно только ослабление оценочного или дуалистического мышления, невозможного ни в каком другом осознании, убирает причины большинства болезнетворных отклонений. Практикующий упомянутые тут методы дыхания очень быстро отмечает целебное, гармонирующее воздействие других осознаний, а «странности» «новых» ощущений перестает пугать. При желании, так можем увидеть связь дыхания, Познания и здоровья.
Замечание.
1. НЕ применять никаких «визуализаций». Само измененное дыхание меняет ощущения (начиная с активации витала) на прямую и позволяет раскрыться их незнакомым смыслам. «Визуализация» обычно проскакивает витальные или другие ощущения и нарушает равномерный рост диапазона ощущений.
2. Трусость и мнительность гасит эфективность и ведет к побочным явлениям, так что советую для поддержки практики найти помощника понимающего тут написанное. Так что любая самостоятельная практика - на свой страх и риск!
Валентинас Мураускас
2009.02.05
Открытый текст – просьба только извещать автора о публикациях.
Обсуждения Осознание-дыхание-здоровье