Уж так устроен холодный ученый ум, что он во всем пытается докопаться до истины. Это касается даже святая святых: Рождества Христова, установления точных дат Его земной жизни.
В самом деле, была ли Вифлеемская звезда? Или волхвы увидели что-то похожее на нее?
В самом деле, была ли Вифлеемская звезда? Или волхвы увидели что-то похожее на нее?
Эти и другие вопросы не оставляют в покое современный астрономический мир. О них “МК” побеседовал с доктором физико-математических наук, ведущим научным сотрудником физического факультета МГУ Михаилом ГОРОДЕЦКИМ. Тайной рождения Христа и другими вопросами хронологии он занимается на досуге — в перерывах между научными трудами по физике колебаний.
— Есть ли подтвержденные данные существования Вифлеемской звезды?
— Будем исходить из того, что написанное в Евангелиях верно отражает события того времени. В них нет прямых указаний на дату рождения Христа, и потому принятая в нашем календаре дата весьма условна. Опираясь на римские источники того времени, можно только достаточно точно установить год Крещения. Так, в Евангелии от Луки сказано, что это был 15-й год Тиберия. Там же говорится, что тогда Иисусу было лет 30.
Поскольку Тиберий стал римским императором в 14 году нашей эры, получается, что Иисус крестился в Иордане в 29 году нашей эры.
Дальше начинаются противоречия. В Евангелии сообщается, что Иисус родился в год, когда правитель Сирии Квириний устроил перепись населения. Из хроник доподлинно известно, что она проводилась в 7 году н.э. Но тут же говорится, что Христос появился на свет при царе Ироде. А царь Иудеи Ирод Великий, как полагают, умер в 4 году н.э. Есть и другие нестыковки в хронологии, разброс дат лежит между 12 и 7 годами н.э. Видимо, в этом диапазоне и следует искать астрономические явления, описанные в Евангелии от Матфея. Когда пришедшие в Иерусалим волхвы с Востока заявили, что видели звезду, которая указала на рождение нового царя.
— Астрономия подтверждает это?
— Первый, кто заинтересовался Вифлеемской звездой, был знаменитый немецкий астроном Иоганн Кеплер. В 1604—1605 гг. он наблюдал появление новой звезды в созвездии Змееносца — она была достаточно яркой. Эта звезда вспыхнула очень близко от планет Юпитера и Марса, Сатурн был тоже рядом.
Кеплер предположил, что между вспышкой новой звезды и соединением планет (астрономический термин, означающий их сближение) есть связь. А значит, если при Рождестве было соединение планет, оно могло вызвать появление Вифлеемской звезды.
Оставалось путем расчетов “вернуться” на 16 столетий назад и выяснить, где находились планеты Солнечной системы. Ученый определил, что в 7 году до нашей эры Юпитер и Сатурн трижды сходились в созвездии Рыб — в мае, сентябре и ноябре. Отсюда как бы и вытекает, что звезда, указавшая дорогу волхвам в Вифлеем, появилась именно в это время. Эта гипотеза стала самой общепризнанной. Не исключено, что здесь свою роль играет авторитет Кеплера в науке. Определенное значение имеет и созвездие Рыб — в христианской символике они ассоциируются с Иисусом Христом, ведь в его сокращенном имени Ихтиос по-гречески читается слово “рыба”.
В общем, многие полают, что Христос родился в 7 году до нашей эры, а за Вифлеемскую звезду приняли планеты Юпитер и Сатурн.
Лично мне такая гипотеза кажется спорной. Во-первых, расстояние между Сатурном и Юпитером было большое — как два диска Луны. Это не могло дать сильного свечения, которое увидели бы волхвы. Во-вторых, ничего интересного в таком соединении просто нет, на небосводе оно бывает нередко.
— А данные каких-нибудь древних астрономов?
— В 70-е годы прошлого столетия английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон изучали сообщения древних хроник о необычных небесных явлениях в период с 10 года до нашей эры по 13 год нашей эры. Они наткнулись на информацию о вспышке в созвездии Козерога яркой звезды-гостьи весной 5 года до нашей эры. Эти же источники утверждают, что в 4 году до нашей эры в созвездии Орла была зафиксирована неизвестная туманная звезда.
Интересно, что один американский исследователь, изучавший римские античные монеты, обнаружил отчеканенные памятные монеты в честь римского императора Августа, который правил империей до Тиберия. Рядом с его портретом изображалась какая-то звезда. А на обратной стороне монеты над землей парил орел. Может, имелась в виду Вифлеемская?
— Ученые рассматривают еще какие-нибудь гипотезы?
— Наиболее проработанными можно считать теории, которые говорят, что Вифлеемская звезда — комета. Почему не новая или не сверхновая, ведь в Евангелии четко сказано, что волхвы видели звезду? Но там же говорится, что, когда волхвы шли с востока, она им все время светила, указывала путь и в конечном итоге привела в Вифлеем. То есть это не было неподвижной звездой, а что-то меняющее свое положение на небе. На эту роль комета подходит больше.
Как ни странно, первым такое предположение сделал художник эпохи Возрождения Джотто. Он видел комету Галлея в 1301 году. Это его так потрясло, что в 1305 году на фреске “Поклонение волхвов” Джотто вместо звезды изобразил комету с хвостом.
Эту идею впоследствии развил наш ученый Александр Резников. В 1986 году он опубликовал статью “Комета Галлея — демистификация рождественской легенды”. В ней собрано много фактов, подтверждающих, что это действительно могла быть комета Галлея.
Сложность гипотезы в том, что Рождество Христово приходится еще немного отодвинуть от традиционной даты. Ведь комета Галлея заходила в Солнечную систему в 12 году до нашей эры.
Возможно ли это? В принципе да. И царь Ирод еще был жив, и дело происходило при римском императоре Августе. Однако перепись Квириния надо искать другую, поскольку известная нам проводилась в 7 году нашей эры.
— Может, перепись населения в те времена проводили чаще, чем сейчас?
— Может быть. Хочу отметить еще один момент в пользу этой хронологии. Известно, что 25 декабря не имеет отношения ко дню рождения Христа. Эта дата была выбрана для празднования как бы условно в 4 веке и назначена на день солнцестояния.
Ну так вот, Евангелие позволяет с достаточной точностью определить если не день, то месяц Рождения Иисуса, поскольку сообщает сведения о зачатии и рождестве Иоанна Крестителя и говорит, что Христос родился на 6 месяцев позже. По расчетам получается, что Христос скорее всего родился в сентябре. Но и комета Галлея была видна в сентябре 12 года до нашей эры! И перепись населения удобно проводить не зимой, а именно осенью, когда весь урожай собран!
В апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея указывается, что царь Ирод разгневался на волхвов, когда вернулся из Рима. Этой фразы в основном Евангелии от Матфея нет. Но по римским источникам известно, что Ирод ездил в Рим в 12 году до н.э. Тут тоже все склеивается. В этом случае удается дать объяснение истории с избиением младенцев. По предположению Резникова, речь идет о подавлении восстания трахонитов в 12 году до н.э.
Словом, если рассматривать разные астрономические явления того времени, эта теория проработана лучше всего. И она больше согласуется с возрастом Христа по Евангелию от Иоанна, чем общепринятая версия. Хотя Рождество сдвигает на 12 лет.
Более точного ответа наука дать пока не может. Может, рождественская загадка так и должна остаться загадкой?!
— Есть ли подтвержденные данные существования Вифлеемской звезды?
— Будем исходить из того, что написанное в Евангелиях верно отражает события того времени. В них нет прямых указаний на дату рождения Христа, и потому принятая в нашем календаре дата весьма условна. Опираясь на римские источники того времени, можно только достаточно точно установить год Крещения. Так, в Евангелии от Луки сказано, что это был 15-й год Тиберия. Там же говорится, что тогда Иисусу было лет 30.
Поскольку Тиберий стал римским императором в 14 году нашей эры, получается, что Иисус крестился в Иордане в 29 году нашей эры.
Дальше начинаются противоречия. В Евангелии сообщается, что Иисус родился в год, когда правитель Сирии Квириний устроил перепись населения. Из хроник доподлинно известно, что она проводилась в 7 году н.э. Но тут же говорится, что Христос появился на свет при царе Ироде. А царь Иудеи Ирод Великий, как полагают, умер в 4 году н.э. Есть и другие нестыковки в хронологии, разброс дат лежит между 12 и 7 годами н.э. Видимо, в этом диапазоне и следует искать астрономические явления, описанные в Евангелии от Матфея. Когда пришедшие в Иерусалим волхвы с Востока заявили, что видели звезду, которая указала на рождение нового царя.
— Астрономия подтверждает это?
— Первый, кто заинтересовался Вифлеемской звездой, был знаменитый немецкий астроном Иоганн Кеплер. В 1604—1605 гг. он наблюдал появление новой звезды в созвездии Змееносца — она была достаточно яркой. Эта звезда вспыхнула очень близко от планет Юпитера и Марса, Сатурн был тоже рядом.
Кеплер предположил, что между вспышкой новой звезды и соединением планет (астрономический термин, означающий их сближение) есть связь. А значит, если при Рождестве было соединение планет, оно могло вызвать появление Вифлеемской звезды.
Оставалось путем расчетов “вернуться” на 16 столетий назад и выяснить, где находились планеты Солнечной системы. Ученый определил, что в 7 году до нашей эры Юпитер и Сатурн трижды сходились в созвездии Рыб — в мае, сентябре и ноябре. Отсюда как бы и вытекает, что звезда, указавшая дорогу волхвам в Вифлеем, появилась именно в это время. Эта гипотеза стала самой общепризнанной. Не исключено, что здесь свою роль играет авторитет Кеплера в науке. Определенное значение имеет и созвездие Рыб — в христианской символике они ассоциируются с Иисусом Христом, ведь в его сокращенном имени Ихтиос по-гречески читается слово “рыба”.
В общем, многие полают, что Христос родился в 7 году до нашей эры, а за Вифлеемскую звезду приняли планеты Юпитер и Сатурн.
Лично мне такая гипотеза кажется спорной. Во-первых, расстояние между Сатурном и Юпитером было большое — как два диска Луны. Это не могло дать сильного свечения, которое увидели бы волхвы. Во-вторых, ничего интересного в таком соединении просто нет, на небосводе оно бывает нередко.
— А данные каких-нибудь древних астрономов?
— В 70-е годы прошлого столетия английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон изучали сообщения древних хроник о необычных небесных явлениях в период с 10 года до нашей эры по 13 год нашей эры. Они наткнулись на информацию о вспышке в созвездии Козерога яркой звезды-гостьи весной 5 года до нашей эры. Эти же источники утверждают, что в 4 году до нашей эры в созвездии Орла была зафиксирована неизвестная туманная звезда.
Интересно, что один американский исследователь, изучавший римские античные монеты, обнаружил отчеканенные памятные монеты в честь римского императора Августа, который правил империей до Тиберия. Рядом с его портретом изображалась какая-то звезда. А на обратной стороне монеты над землей парил орел. Может, имелась в виду Вифлеемская?
— Ученые рассматривают еще какие-нибудь гипотезы?
— Наиболее проработанными можно считать теории, которые говорят, что Вифлеемская звезда — комета. Почему не новая или не сверхновая, ведь в Евангелии четко сказано, что волхвы видели звезду? Но там же говорится, что, когда волхвы шли с востока, она им все время светила, указывала путь и в конечном итоге привела в Вифлеем. То есть это не было неподвижной звездой, а что-то меняющее свое положение на небе. На эту роль комета подходит больше.
Как ни странно, первым такое предположение сделал художник эпохи Возрождения Джотто. Он видел комету Галлея в 1301 году. Это его так потрясло, что в 1305 году на фреске “Поклонение волхвов” Джотто вместо звезды изобразил комету с хвостом.
Эту идею впоследствии развил наш ученый Александр Резников. В 1986 году он опубликовал статью “Комета Галлея — демистификация рождественской легенды”. В ней собрано много фактов, подтверждающих, что это действительно могла быть комета Галлея.
Сложность гипотезы в том, что Рождество Христово приходится еще немного отодвинуть от традиционной даты. Ведь комета Галлея заходила в Солнечную систему в 12 году до нашей эры.
Возможно ли это? В принципе да. И царь Ирод еще был жив, и дело происходило при римском императоре Августе. Однако перепись Квириния надо искать другую, поскольку известная нам проводилась в 7 году нашей эры.
— Может, перепись населения в те времена проводили чаще, чем сейчас?
— Может быть. Хочу отметить еще один момент в пользу этой хронологии. Известно, что 25 декабря не имеет отношения ко дню рождения Христа. Эта дата была выбрана для празднования как бы условно в 4 веке и назначена на день солнцестояния.
Ну так вот, Евангелие позволяет с достаточной точностью определить если не день, то месяц Рождения Иисуса, поскольку сообщает сведения о зачатии и рождестве Иоанна Крестителя и говорит, что Христос родился на 6 месяцев позже. По расчетам получается, что Христос скорее всего родился в сентябре. Но и комета Галлея была видна в сентябре 12 года до нашей эры! И перепись населения удобно проводить не зимой, а именно осенью, когда весь урожай собран!
В апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея указывается, что царь Ирод разгневался на волхвов, когда вернулся из Рима. Этой фразы в основном Евангелии от Матфея нет. Но по римским источникам известно, что Ирод ездил в Рим в 12 году до н.э. Тут тоже все склеивается. В этом случае удается дать объяснение истории с избиением младенцев. По предположению Резникова, речь идет о подавлении восстания трахонитов в 12 году до н.э.
Словом, если рассматривать разные астрономические явления того времени, эта теория проработана лучше всего. И она больше согласуется с возрастом Христа по Евангелию от Иоанна, чем общепринятая версия. Хотя Рождество сдвигает на 12 лет.
Более точного ответа наука дать пока не может. Может, рождественская загадка так и должна остаться загадкой?!
Обсуждения Про Вифлеемскую звезду