О феномене внимания

Ресурс внимания

Когда мы переходим улицу, наше внимание обращено, главным образом, на машины. Если мы заглядимся на симпатичную женщину, то обретем шанс попасть под машину. Управление вниманием - важнейшая составляющая нашего поведения.
О феномене внимания
И воспитание жизненных навыков человека включает умение правильно распределять внимание. Но внимание - не только инструмент поведения, оно и своеобразный питательный сок нашей жизни, стимул существования. Я буду говорить о внимании человека к человеку. Мы жаждем внимания людей, мы его домогаемся, мы без него существовать не можем. Внимание общества - это ресурс, за который борются все - и цари, и рабы, и писатели, и читатели, и учителя, и ученики, и ученые, и дилетанты, и генералы, и солдаты, и политики, и простые граждане - все.

Существует минимальный материальный ресурс, основным потребителем которого является тело. Но тело имеет ограниченные параметры потребления, и функционально значимые компоненты материального ресурса составляют малую долю того, чем мы фактически владеем. Основная часть ресурса, которой мы владеем, является избыточной. Избыточный материальный ресурс есть инструмент привлечения внимания. Ни один бизнесмен не работает только ради денег - он видит за ними признание, власть, свободу, внимание окружающих. Ни один спортсмен не взвешивает олимпийское золото на весах его стоимости - он видит славу, почет, популярность. Да, он желает денег, но лишь для того же - для внимания ближних и общества.

Посмотрите на школьника. Ему надо быть осведомленным о компьютерах, о телефонах, о машинах. Ему надо, чтобы его уважали за вещи, которые являются необходимым средством признания школьного коллектива.

Посмотрите на молодого человека. Многие ли девушки обратят на него внимание, если у него нет машины, квартиры, заработка? Все это - атрибуты принадлежности к среднему классу. Их функциональное назначение давно уже стало второстепенным по сравнению с фактором спокойного обитания в среде постоянных оценок придирчивого окружения. (Так же, как к назначению одежды как средству спасения от холода и влаги прибавилась функция обретения элегантной внешности.)

Спросите зрелого человека, что важнее в нобелевской премии - деньги или диплом лауреата? Деньги, - конечно, неплохо, они тоже вызывают уважение граждан, а это и есть внимание.

Так всегда было и будет. Меняется номенклатура предметного окружения, меняются вещи, культура, марки машин, но неизменным остается человек и его глубинные потребности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Но не сами вещи определяют сознание, а именно человеческое внимание, инициируемое вещами. Ибо от купели до гроба мы купаемся во внимании, им дышим, совершаем ради него свои дела. Без внимания человек черствеет. Ребенку нужно внимание родителей, жене - внимание мужа, старику - детей. Желание внимания влечет в компании, сообщества, форумы, на страницы журналов и книг, на трибуны и сцены, к микрофонам и камерам. Тщеславие - это жажда внимания. Аскет морит себя голодом, но лишить себя внимания людей, стать отшельником мира - значительно более трудное испытания.

Внимание и труд

Внимание не может быть превращено в товар, вокруг него нет прямых рыночных отношений. Но, будучи общественным ресурсом, оно порождает борьбу, которая переносится на средства привлечения внимания. Поскольку материальный продукт является таким средством, то обогащение обретает цель общественного признания. А неравенство богатств сопровождается неравенством внимания. Но стремление к "справедливости" в распределении внимания в разных социумах может оказаться разным, что зависит от исторических и культурных особенностей. Там, где это стремление сильно, обостряется борьба и за справедливое распределение материальных благ.

В плане сказанного, индивид тратит энергию, в основном, (1) стремясь обрести интерес к жизни и (2) стремясь быть интересным. Первое и есть внимание, обращенное к людям. Второе - это труд в материи, укрепляющий социальную значимость, информативность индивида. Жить по-человечески - значит жить интересно, а самое интересное - это люди. Жизнь и труд человека заверчены вокруг информации - он ее потребляет, и он ее создает. Но энергетический характер этих действий придает им ресурсное свойство. Смерть - есть переход в иной мир и переключение внимания.

Рацио и дух

Мир, в котором правят ресурсные отношения, является падшим, и феномен внимания здесь играет ключевую роль. Человек не должен жить среди знаменитостей любого толка, будучи сам обреченным моралью на пренебрежение и унижение. Однако, информация и внимание, о которых идет здесь речь, являются рациональными, обращенными к идеям, к внешним формам. Но есть другое - духовное внимание. Энергетически оно такое же, как и рациональное, но лишено ресурсного свойства, за него не борются, оно обращено к субъекту, как продукту любви, к самой любви. Духовным чувством мы внемлем произведениям искусства (но творчество не всегда духовно). Духовным вниманием к нам обращен Бог, и мы обращены к Нему. Прогресс общества зависит от того, насколько развито в нем духовное внимание.

Среди тех, кому мы особо внемлем и чьим вниманием дорожим - наши ближние, друзья. Мы не так часто удостаиваемся внимания общества, но если нас это не очень тревожит, то лишь потому, что есть ближние. Кто такие ближние? Да это как раз те, кто постоянно в нашем внимании, и мы у них во внимании. Духовное внимание привлекается добродеянием, которое представляет собой цель деятельности. Обретение же рационального внимания само по себе является целью, подчиняющей деятельность.

Человек воплощен в материальную плоть, рациональное внимание к которой - необходимый спутник его существования, и мы можем сетовать лишь на то, что рациональное внимание значительно превосходит минимально необходимый уровень. Мы владеем избыточным материальным ресурсом, внимание к которому по сути чрезмерно. Мораль предписывает уважение трудолюбию, формируя приоритеты внимания не столько к душе человека, сколько к роботу внутри человека. И мы избыточно информируем общество о себе в рациональной сфере, подавляя демонстрацию своей духовной сущности. Энергия человека могла бы быть больше отдана вниманию духовному, но сегодня пропорция между этими двумя видами внимания сильно отклонена в сторону рацио. Такова реальность. Искусство и религия переключают наше внимание на духовную сферу.
×

Обсуждения О феномене внимания

  • На одном из форумов я слышал довольно меткое заявление: не бытие определяет сознание, наоборот - сознание определяет бытие.
    Тут надо уже исходить из основного вопроса философии. Если разум - лишь функция материи (некой закономерной последовательности ее развития и усложнения), то тут уже никуда не денешься - обстоятельства преимущественно и диктуют ход наших мыслей и интересов. Но если это не так, если именно ментальная сфера является той "базой", которая структурирует и движет материальное начало, то положение кардинально меняется. Вначале есть определенная идея построения общества с определенной системой взаимоотношений, а потом уже сами обстоятельства выстраиваются так, что бы этой идее так или иначе соответствовать. Разумеется, есть и обратная связь - обстоятельства вносят коррективы в формировании и наполнении идеи, но мысль все же впереди.
    В одной из главных ветвей Индийской философии есть понятия: "практити" и "пуруши". Пуруши - это Дух, сфера, которая рангом выше Практити. Практити - это материальная вселенная и чувственная сфера (сфера ощущений). Обе сферы достаточно автономны и самостоятельны. Но Практити сама по себе ничего никогда не создает. Новые формы рождаются именно в Пуруши.
    Вопросы тут возникают далеко не такие простые и однозначные. Все зависит от того - какую основную философскую позицию человек избрал.
     
  • Не спорю. Потому их так мало - тех, кто творят для души. Я же говорю об обыденном, массовом явлении. Если материализм полагает, что бытие определяет сознание, то о чем тут спорить? - только о структуре бытия. Я просто говорю, что за стремлением к материальному скрывается стремление к вниманию со стороны среды.
    Спасибо за комментарий. С уважением, Лев Чиворепла.
     
  • Мне кажется, что как теоретическая схема (обычное рациональное посторение - одно из бесчисленных вариантов) такой взгляд вполне законен. Но как-то все уж больно шатко. Где граница между материальным ресурсом и ресурсом "духовным"? Что-то я сильно сомневаюсь, что главной движущей силой для большинства Нобелевских лоуреатов есть стремление к признанию. Они (во всяком случае - многие из них) - люди не от мира сего. Ими движут некие идеальные представления, коренящиеся глубоко в духовной организации человека. А уж затем они вовлекаются и в материально-ресурсную схему образования стимулов. Но если последняя станет доминировать на основной стадии их деятельности, то они быстро "умрут" как исследователи. Материально-ресурсная часть стимуляции деятельности исследователя просто создает благоприятную среду для последнего. Его начинают ценить, понимать и так или иначе подстегивать. Для обывателей (которых всегда большинство) никогда не понять тех внутренних стимулов, которые являются движущей силой для исследователя в его интеллектуальной деятельности. А вот когда им скажут, что он метит на "Нобелевку", то все сразу становится на свои места.
     

По теме О феномене внимания

О феномене бесполезных работ

В 1930 году Джон Мейнард Кейнс предсказал, что к концу столетия технологии будут...
Журнал

О феномене веры

Феномен Веры вида «Homo sapiens» тесно связан с его физиологией. Мы нуждаемся в...
Журнал

Практика тренировки внимания

Медитация включает определенную практику тренировки внимания. Этим...
Журнал

Проблемы концентрации внимания

Проблемы концентрации внимания у детей могут быть вызваны заботливыми родителями...
Журнал

Дефицит внимания у детей

Родители должны ограничивать просмотр телевизора и использование видеоигр своими...
Журнал

Синдром гиперактивности и дефицит внимания

Американские ученые пришли к выводу, что диагноз синдрома гиперактивности с...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы
Ничто не вечно