Свобода выбора или свобода воли - это тот вопрос, который в среде философов и богословов всегда вызывал и вызывает ожесточенные споры.
Ну, а как мы относимся к этому вопросу?
Обладаем ли мы реальным контролем над принятием решений и дальнейшими своими поступками или в большинстве случаев жизни "Аннушка уже пролила масло", и нам следует смириться с ходом дальнейших событий?
Ну, а как мы относимся к этому вопросу?
Обладаем ли мы реальным контролем над принятием решений и дальнейшими своими поступками или в большинстве случаев жизни "Аннушка уже пролила масло", и нам следует смириться с ходом дальнейших событий?
Современная генетика говорит, что человек рождается с уже заложенными в нем наклонностями, определяемыми генами. Каждый ген несет в себе информацию о том или ином качестве человека. Речь идет о свойствах, с которыми мы родились и которые называются нашей естественной природой, действующей в нас на уровне инстинктов. Следовательно, человек не выбирает когда, где, в какой семье и с какими задатками ему родиться. В данном случае у нас свобода выбора отсутствует полностью.
Но, может быть, человек проявляет свободу выбора, решая поступить так, или иначе? И он является хозяином своей жизни? Однако современная наука и это поставила под сомнение.
В последнее время трудами нейрофизиологов из института Макса Планка в Лейпциге получены интересные данные. Оказывается, мозг определяет наши дальнейшие действия на несколько секунд раньше, чем мы это осознаем. Тем самым ученые вновь поднимают вопрос о нашей свободе в принятии решения и ставят под сомнение само понятие "свобода воли".
То, что только сегодня раскрывается ученым, в каббале было описано несколько тысячелетий назад. Каббалисты говорят, что вместе с природными, данными от рождения свойствами, в человеке заложены своего рода "духовные гены" (решимот). Раскрываясь в нас по мере нашего развития, эти решимот обрабатываются сознанием так, что мы вдруг начинаем что-то хотеть, чувствовать, производить те или иные действия. То есть все эти базисные свойства никоим образом не определяют нашу свободу воли.
Следовательно, мы в этом мире ничего самостоятельно не создаем. Все, что только можно себе представить: мысли, желания, побуждения, склонности, свойства и действия, приходят и управляются свыше. В этом мире у нас нет свободы выбора.
В таком случае, возможно, мы вообще должны перестроить свою жизнь и не относиться к ней так, будто мы что-то решаем, и пусть она течет сама по себе? А нам же следует действовать лишь в тех сферах, которые подвластны нашему влиянию.
Однако природа не раскрывает человеку информацию, когда он действительно свободен, а когда существует лишь иллюзия свободы. Позволяя ему ошибаться, она преследует цель - привести его к осознанию бессилия изменить что-либо в своей жизни, к пониманию того, что он не знает "как дальше жить". Справится с этим состоянием бессилия и растерянности человек сам не способен. Здесь ему сможет помочь лишь наука познания высшей, управляющей им природы - каббала.
Каббалисты говорят, что человек приходит в наш материальный мир с единственной целью - за время пребывания в нем раскрыть для себя высший, духовный мир. В результате он сможет еще при жизни существовать одновременно в обоих мирах, а после смерти своего физического тела ощущать духовный мир в той мере, в которой сумел его постичь ранее.
И единственный свободный выбор человека заключается в том, чтобы "притянуть" на себя свет высшей духовной природы, который "поднимет" его в высший мир, к хорошему, возвышенному состоянию.
Но, может быть, человек проявляет свободу выбора, решая поступить так, или иначе? И он является хозяином своей жизни? Однако современная наука и это поставила под сомнение.
В последнее время трудами нейрофизиологов из института Макса Планка в Лейпциге получены интересные данные. Оказывается, мозг определяет наши дальнейшие действия на несколько секунд раньше, чем мы это осознаем. Тем самым ученые вновь поднимают вопрос о нашей свободе в принятии решения и ставят под сомнение само понятие "свобода воли".
То, что только сегодня раскрывается ученым, в каббале было описано несколько тысячелетий назад. Каббалисты говорят, что вместе с природными, данными от рождения свойствами, в человеке заложены своего рода "духовные гены" (решимот). Раскрываясь в нас по мере нашего развития, эти решимот обрабатываются сознанием так, что мы вдруг начинаем что-то хотеть, чувствовать, производить те или иные действия. То есть все эти базисные свойства никоим образом не определяют нашу свободу воли.
Следовательно, мы в этом мире ничего самостоятельно не создаем. Все, что только можно себе представить: мысли, желания, побуждения, склонности, свойства и действия, приходят и управляются свыше. В этом мире у нас нет свободы выбора.
В таком случае, возможно, мы вообще должны перестроить свою жизнь и не относиться к ней так, будто мы что-то решаем, и пусть она течет сама по себе? А нам же следует действовать лишь в тех сферах, которые подвластны нашему влиянию.
Однако природа не раскрывает человеку информацию, когда он действительно свободен, а когда существует лишь иллюзия свободы. Позволяя ему ошибаться, она преследует цель - привести его к осознанию бессилия изменить что-либо в своей жизни, к пониманию того, что он не знает "как дальше жить". Справится с этим состоянием бессилия и растерянности человек сам не способен. Здесь ему сможет помочь лишь наука познания высшей, управляющей им природы - каббала.
Каббалисты говорят, что человек приходит в наш материальный мир с единственной целью - за время пребывания в нем раскрыть для себя высший, духовный мир. В результате он сможет еще при жизни существовать одновременно в обоих мирах, а после смерти своего физического тела ощущать духовный мир в той мере, в которой сумел его постичь ранее.
И единственный свободный выбор человека заключается в том, чтобы "притянуть" на себя свет высшей духовной природы, который "поднимет" его в высший мир, к хорошему, возвышенному состоянию.
Обсуждения Проверь себя!
Я хочу сказать, что по настоящему свободные решения и действия человека вечны, они не умирают вместе с телом, а составляют суть его души. Не не обязательно нужно умирать, чтобы обнаружить, что свободным был один момент в жизни, а всё остальное исчезло бесследно. Можно ещё при жизни набрать больше таких моментов, сделать их поток непрерывным и так обрести полную свободу в каждый миг, в каждом решении, в каждом действии.
Из Талмуда (трактат «Нида»): «Ангел, отвечающий за беременность, зовётся Лайла, берёт каплю (семени), представляет её перед Творцом, и говорит Ему: «Владыка мира, что будет с каплей этой? Герой или слабый человек, мудрец или глупец, богач или бедняк?» Однако «грешник или праведник?» - не говорит, а дано это избрать человеку».
Праведность - это слияние с Творцом тождественностью свойств. А это означает, как пишет Бааль Сулам в статье «Свобода воли» (http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31386 ), что «нет у человека никакого желания приобрести что-либо для самого себя, и наслаждается он только в той степени, в которой доставляет этим удовольствие Творцу», поскольку свойство Творца - насладить творения. Праведник свободен от власти эгоизма над собой. Более того - он влавствует над своим эгоизмом, использует его, чтобы принести радость Творцу, и это лишь является настоящей свободой.
Разум же лишь обслуживает то или иное желание человека. Это лишь считалка. Разум не способен устремить то или иное желание к Творцу, он лишь подсчитывает как то или иное желание удовлетворить, и какой компромис между желаниями оптимальный. Весь процесс разума чисто автоматический.
А вообще Вы слишком напоминаете харизматичного новозаветного проповедника, который "заколачивает гвозди" стандартным набором шаблонных понятий и именно в этой силе чувствуется правота.