ТАЙНА ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА
Многим, наверное, знакомо странное ощущение, которое вдруг приходит ниоткуда в самые, казалось бы, приятные моменты жизни. Сидишь, к примеру, на берегу живописнейшей речки, наблюдаешь красочный закат в обрамлении величественных сосен и лирических березок - и вдруг чувствуешь, что все окружающее тебя - не более чем красиво разрисованная ширма, скрывающая за собой неизвестный мир.
Многим, наверное, знакомо странное ощущение, которое вдруг приходит ниоткуда в самые, казалось бы, приятные моменты жизни. Сидишь, к примеру, на берегу живописнейшей речки, наблюдаешь красочный закат в обрамлении величественных сосен и лирических березок - и вдруг чувствуешь, что все окружающее тебя - не более чем красиво разрисованная ширма, скрывающая за собой неизвестный мир.
Только кусок холста здесь побольше, да сюжет поизысканней. А так - то же самое, что висело в каморке папы Карло на том месте, где полагается быть очагу. И думаешь: а что если проткнуть в этой картинке дырочку и заглянуть в нее? А еще лучше - найти бы золотой ключик…
Только где же его искать? Понятно, что не в пруду среди пиявок. В наше время существует множество методик такого поиска. Ищут ученые, ищут шаманы, ищут писатели и режиссеры… И многие уже пришли к выводу, что наш мир - вот этот, в котором мы живем со всеми нашими работами, машинами, квартирами, дачами, - он, как бы это выразиться,… не совсем взаправду.
Буддисты, например, считают его затянувшимся сном, состоящим из множества эпизодов-перерождений. Мексиканские шаманы - одной из множества иллюзий, порождаемых определенным положением так называемой "точки сборки". Голливудская кинофабрика регулярно выпускает блокбастеры о "виртуальности" всего сущего, самый выдающийся из которых - трилогия о Матрице - даже имеет серьезную философскую основу.
И даже в среде самых убежденных материалистов - ученых - стали раздаваться голоса, утверждающие, что "материальный домен" физической реальности - далеко не единственная и не основная ее часть. И что за пределами знакомого нам предметного мира лежит гигантская, неисследованная пока область, подчиняющаяся только законам квантовой механики.
Факт иллюзорности наблюдаемого нами мира, к признанию которого традиционная наука подошла только в конце ХХ века, давно известен людям, изучающим древнюю мудрость - каббалу. Каббалисты сравнивают человеческие органы восприятия с пятью маленькими отверстиями в темном ящике. Через эти отверстия и поступает внутрь ящика информация об окружающем мире.
Желающие могут провести несложный эксперимент на себе - залезть внутрь ящика с пятью небольшими отверстиями и подсчитать, на сколько процентов уменьшилось количество поступаемой информации. Примерно такой же процент окружающей реальности в целом доступен нашим органам чувств.
Естественно, что из столь малого количества информации невозможно построить цельную, законченную картину. Поэтому ученые, чьи приборы представляют собой чаще всего лишь продолжение обычных органов чувств, до сих пор довольствуются лишь отрывочными описаниями того или иного участка существующей реальности. Но верно ли называть реальностью разрозненные кусочки мозаики, не собранные воедино? В этом смысле окружающий нас материальный мир, конечно, однозначно реальным не является.
Однако каббала не просто констатирует факт ущербности нашего восприятия. Она идет гораздо дальше, описывая ту реальность, которая пока еще недоступна для большинства людей. А также (и это самое важное!) объясняет, как развить у себя новый орган чувств, позволяющий воспринимать полную картину реальности, включая высшие миры, которые управляют нашим материальным миром. Человек, развивший в себе этот орган (каббалисты называют его душой), получает настолько полную картину, что даже смерть материального тела не останавливает развитие возможностей его восприятия.
Быть может, это и есть тот самый золотой ключик, который уже так давно ищет человечество? И, возможно, именно он откроет дверь, за которой находится мир, в тысячи раз превосходящий по красоте и совершенству самые смелые наши фантазии.
Только где же его искать? Понятно, что не в пруду среди пиявок. В наше время существует множество методик такого поиска. Ищут ученые, ищут шаманы, ищут писатели и режиссеры… И многие уже пришли к выводу, что наш мир - вот этот, в котором мы живем со всеми нашими работами, машинами, квартирами, дачами, - он, как бы это выразиться,… не совсем взаправду.
Буддисты, например, считают его затянувшимся сном, состоящим из множества эпизодов-перерождений. Мексиканские шаманы - одной из множества иллюзий, порождаемых определенным положением так называемой "точки сборки". Голливудская кинофабрика регулярно выпускает блокбастеры о "виртуальности" всего сущего, самый выдающийся из которых - трилогия о Матрице - даже имеет серьезную философскую основу.
И даже в среде самых убежденных материалистов - ученых - стали раздаваться голоса, утверждающие, что "материальный домен" физической реальности - далеко не единственная и не основная ее часть. И что за пределами знакомого нам предметного мира лежит гигантская, неисследованная пока область, подчиняющаяся только законам квантовой механики.
Факт иллюзорности наблюдаемого нами мира, к признанию которого традиционная наука подошла только в конце ХХ века, давно известен людям, изучающим древнюю мудрость - каббалу. Каббалисты сравнивают человеческие органы восприятия с пятью маленькими отверстиями в темном ящике. Через эти отверстия и поступает внутрь ящика информация об окружающем мире.
Желающие могут провести несложный эксперимент на себе - залезть внутрь ящика с пятью небольшими отверстиями и подсчитать, на сколько процентов уменьшилось количество поступаемой информации. Примерно такой же процент окружающей реальности в целом доступен нашим органам чувств.
Естественно, что из столь малого количества информации невозможно построить цельную, законченную картину. Поэтому ученые, чьи приборы представляют собой чаще всего лишь продолжение обычных органов чувств, до сих пор довольствуются лишь отрывочными описаниями того или иного участка существующей реальности. Но верно ли называть реальностью разрозненные кусочки мозаики, не собранные воедино? В этом смысле окружающий нас материальный мир, конечно, однозначно реальным не является.
Однако каббала не просто констатирует факт ущербности нашего восприятия. Она идет гораздо дальше, описывая ту реальность, которая пока еще недоступна для большинства людей. А также (и это самое важное!) объясняет, как развить у себя новый орган чувств, позволяющий воспринимать полную картину реальности, включая высшие миры, которые управляют нашим материальным миром. Человек, развивший в себе этот орган (каббалисты называют его душой), получает настолько полную картину, что даже смерть материального тела не останавливает развитие возможностей его восприятия.
Быть может, это и есть тот самый золотой ключик, который уже так давно ищет человечество? И, возможно, именно он откроет дверь, за которой находится мир, в тысячи раз превосходящий по красоте и совершенству самые смелые наши фантазии.
Обсуждения Тайна золотого ключика
http://legenda-ura.narod.ru/Legenda.html
Я, наконец-то, решился начать публикацию формально-математической части своей "системы информационных монад". Вы, кстати, можете ее использовать в своих целях. Из набора таких "первокирпичиков" Творец может построить не только любое пространство с любым числом измерений, а и вообще - любую мыслимую и немыслимую конструкцию.
Но в принципе неверно пытаться классифицировать каббалу в рамках философии или религии. Каббала чисто практическая методика, а в духовных состояниях - практическая наука. В рамках каббалы человек изучает только то, что конкретно ощущает. Эксперимент - критерий истины. Возможно также читать исследования других каббалистов, но с целью и самому поставить на себе подобный эксперимент. Это как и в любой науке - читают описание экспериментов и сами их повторяют.
Возможно, конечно и пофилософствовать вокруг каббалы, как мы тут с вами, но это уже не каббала а вокруг да около - популярная информация о...
Ваши возражения в сущности сводятся к вопросу о свободе воли. Возможно вы полагаете, что некую свободу воли даёт разум независимый от ощущений и желаний. Я никогда не наблюдал в себе такого разума. Самоё своё абстрактное построение я чётко вижу, на каких ощущениях и желаниях оно основано. В каббале свободу воли видят в ином. Кстати, кажется я вам отвечал на эту тему в одной из недавних статей, связанных с каббалой где вы оставили свой комментарий. Так что не буду здесь повторяться.
Вообще, если вы хотите продолжить выяснять что такое каббала, то вам всё таки придётся получить более основательные знания в ней. Иначе вы оцениваете не совсем каббалу, а свои представления о ней, которые, к сожалению, пока что не совсем точны.
Я понимаю, что Вы (как учит Каббала) постараетесь всю возможную сумму понятий и идей вложить цельным пакетом в субъект и они сами будут оттуда извлекаться, движимые чувством удовольствия (потребностью в получении). Но эта позиция слишком пассивна и детерминистична (фаталистична). Куда лучше описывает реальность другая позиция. Именно используя внутреннюю потребность разумной личности человек берет из окружающего его объективного мира с одной стороны - чувственные данные (которые могут дополняться инструментальными данными), с другой - столь же объективные понятия и идеи (хотя последние и принадлежат к более высокой ментальной сфере). Но данные вещи не сами произвольно складываются в цельные представления. Человек должен приложить для этого усилия, должен постараться сделать это как можно лучше. Это - его поле деятельности как разумного создания. Чем примитивнее существо, тем проще у него увязываются чувственные данные со стандартными понятиями. А идеи, как правило, носят архетипический характер (он берет их готовыми из родовой памяти, а сам поработать с ними критически лениться).
Насколько я уже успел ухватить - каббала в основных вопросах стоит на позициях исключительно субъективного идеализма. Нет, дескать, никакой материальной вселенной вне конкретного субъекта. На тему субъективности и объективности философы уже активно спорят не одно столетие. И вовсе не случайно субъективный идеализм последовательно и планомерно теряет свои позиции. Я сейчас не хочу залазить в дебри дискуссий по этому вопросу. На эту тему исписаны тонны литературы. И сторонники объективного представления имеют куда больше доводов в свою пользу (я уже даже не говорю о практической стороне).
Кстати, я вовсе не хочу сказать, что за пределами физической материи нет ничего. Но все, что может быть в сфере человеческих возможностей, так или иначе интегрируется и увязывается столь фундаментальной вещью как «разум». Иначе об этом вообще не стоило бы говорить. А коль начали говорить, то в этом деле должна быть определенная культура. Один высказывает некое суждение и приводит свои соображения в пользу своего суждения. В частности – подкрепляет их чувственными данными или данными инструментальных исследований. Может и не подкреплять ничем (к примеру – в области чистой математики). Если дело касается чисто материальной сферы, то утверждения должны прямо или косвенно подтверждаться в этой же сфере. Или хотя бы не противоречить наблюдениям из этой сферы. А в области чистой математики (или любого другого чисто умственного построения) утверждения не должны противоречить другим утверждениям, которые составляют определенную систему в этой же идеальной сфере. Кроме того, культура логического творчества предполагает по возможности избавляться от лишних допущений и дополнений. Там, где для высказывания о том-то и о том-то достаточно два лаконично высказанных допущения, а остальное – логические следствия, не стоит вставлять третье.
Еще один важный момент. Любая высказанная мысль должна иметь возможность быть оспоренной. Естественно, что оспаривающий должен очень тщательно обосновывать свои возражения и предлагать альтернативные варианты (вариант). Если всего этого нет, то это уже не относится к науке. Это может быть системой верований или способом самовыражения некого сообщества людей, которые захотели жить по определенным правилам. В конце концов, это их право, которое не стоит оспаривать. Но тогда и не стоит причислять себя к ученой среде.
В нашем мире всё исследуется наукой. В духовном мире, то есть в состоянии человека, когда у него есть духовные ощущения, тоже всё исследуется наукой. Но вот переход из нашего мира в духовный - иррациональный. Единственное явление, которое можно назвать чудом - это изменение природы человека с "ради себя" на "ради отдачи". Всё остальное может быть исследованно разумом в рамках науки, в том числе и духовное продвижение человека после того, как он совершил это первоначальный переход.
Каббалисты строят вполне исследовательские модели духовных миров.
Классический пример - плоский мир, через который проходит трёхмерная сфера. Плоскатики видят расширяющуюся, а потом сужающуюся окружность. Это иллюзия, но вместе с тем это объективная реальность, хоть и очень очень частичная. Таким образом иллюзорность вполне совместима с объективностью.
У плоскатиков тем не менее есть много шансов разумом дойти до трёхмерности, дополнив иллюзорную картину разумом. Если есть два измерения, то можно вообразить и третье. В то время, как духовный мир мы вообразить не можем в принципе, поскольку не только абсолютно лишены духовного измерения, но и находясь в одном - эгоистически-материальном не можем даже вообразить, что может существовать другое - духовное. Даже для того чтобы описать нашу ущербность в этом отношении я воспользовался моделью из другой области - геометрии. На самом деле эта модель тоже не имеет никакого отношения к духовному, то есть полный тупик. Был бы полный, если бы не каббала - методика, как найти и всё таки проникнуть через пуповину, связывающую наш мир и духовный.
Как бы ни была урезана эта реальность за счет несовершенства наших органов чувств - это вполне объективная реальность. Если тот же индейский маг (или каббалист, или буддист) случайно залезет в коммутационную ячейку с напряжение 10 тыс. В (и выше), то ему не поможет осознание иллюзорности этого мира. Да и не думаю я, что современный астрономический интерферометр или телескоп - всего лишь "продолжение наших органов чувств" (особенно - рентгеновский телескоп). Всякий здравомыслящий человек должен понимать, что нас окружает вполне объективная физическая реальность. Да и наше тело к ней тоже относится.
Как бы ни были куцы те чувственные образы, которые приходят к субъекту через его органы чувств, они именно разумной составляющей интегрируются в цельный образ. Философы 19 века уж очень сильно изощрялись в том, что бы показать - насколько далеки те образы, которые мы строим в нашем воображении, от того, что доходит к нам посредством органов чувств. Но Рудольф Штейнер превосходно объяснил (в своем главном труде), что именно включением в процесс восприятия разума данная урезанная информация, полученная от органов чувств, может восстановить цельную картину в ее существенном. А уж если мы присовокупим к данным органов чувств еще приборные данные, то разум может необычайно подробно расширить и уточнить окружающую нас физическую реальность.
Конечно, разум способен и на большее. Но есть два "но". Во-первых: если вы сели играть в шахматы (или шашки), то можно сетовать на убогость игрового поля и правил. Но раз вы приняли условия игры, то надо продемонстрировать искусность. Иначе все ваши претензии могут восприниматься как попытка бегства от собственной ограниченности. Во-вторых: наличие объективной реальности вокруг вас, обладающей к тому же достаточной консервативностью в своих свойствах, позволяет объективно оценивать ваши умственные построения относительно нее. Вас никто не спрашивает: как вы сумели найти тот или иной алгоритм, по которому можете предсказывать то или иное физическое явление, исходя из отрывочных сведений, полученных тем или иным путем? Если ваш алгоритм работает - значит вы ваш разум искусен. Если нет - значит вы плохо ориентируетесь в ситуации и все ваши построения, как бы они ни были красивы, мало чего стоят.