Тема сегодняшней беседы будет несколько необычной. Все наши разговоры обычно касаются здорового образа жизни и правильного рационального питания. Мы рассматривали с вами всевозможные концепции диетического питания, значение диетологии для организма человека и многое другое.
Сегодня же мы поговорим о том, что так свято соблюдают люди верующие, а именно о постах.
В году четыре многодневных поста. Многие православные с радостью ждут приближения поста, предвкушая, что смогут наконец-то взять себя в руки и привести в порядок свою духовную жизнь. Люди нерелигиозные порой тоже, может быть, следуя модным веяниям либо по каким-то другим причинам, стараются поститься. Но уметь правильно поститься – это настоящая «наука». Главное - помнить, что пост – не диета!
С точки же зрения медицины, сезонные православные посты – отличный способ «разгрузить» тело и психику. Проведенные учеными биохимические исследования подтвердили, что организм зимой и летом по-разному усваивает пищу. Для зимы более характерен белково-жировой обмен, для лета - белково-углеводный. Чтобы переключиться с одного типа обмена на другой и при этом не ослабить организм, желательно проводить на стыке сезонов разгрузку. Возможно, в этом и есть природный смысл поста.
Многие диетологи считают, что православный пост гораздо полезнее, здоровее и безопаснее, чем любые искусственно придуманные диеты и системы питания. Поскольку, исключив животные жиры и перейдя на растительную пищу, мы выводим из организма холестерин, канцерогены, токсины и отходы животных белков. В постной пище содержится много антиоксидантов, которые стабилизируют состояние сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Не столь давние исследования ученых из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили в мясе и молочных продуктах молекулу чужеродного вещества из категории «сахаров» - Neu5Gc. Оказывается, в 1 кг мяса содержится от 5000 до 12000 мг подобного «сахара», в молоке - 600-700 мг. С годами токсин накапливается в организме, вызывая онкологические опухоли и серьезные болезни. Православный человек не употребляет мяса и молочных продуктов более 200 дней в году, тем самым очищая свой организм. Строгое соблюдение постов в несколько раз снижает риск приобретения тяжелых неизлечимых болезней.
Постное питание помогает нам легче адаптироваться к сезонным изменениям. Наш организм подобен природе, которая такая разная в каждое время года. Так и организм человека особенно активен в теплое время и начинает уставать и утрачивать сопротивляемость всяким болячкам с наступлением холодов. Весной же происходит пробуждение организма, подобно пробуждению природы от зимней спячки. Во время поста организм освобождается от балласта, а душа раскрывает себя по отношению к Богу и к людям.
С древнейших времен пост не был предназначен для очищения организма. Прежде всего, во все времена пост являлся важным средством мобилизации физических и душевных сил, а также одним из главных инструментом работы над собой. В знак покаяния и примирения с Богом постились и цари, и простолюдины. Постились и пророки перед явлением себя народу. Моисей, прежде чем принять от Бога скрижали Откровения с 10 заповедями, сорок дней и сорок ночей ничего не ел и молился на горе Синай. Во время опасности или бедствий древние иудеи постились всенародно, воздерживаясь не только от пищи, но и от всех других чувственных потребностей. Это помогло им выжить несмотря на многочисленные испытания.
А что стало с древними римлянами? Они не только не соблюдали пост, но наоборот, ублажали себя чрезмерными возлияниями, чревоугодием и не только. И что в результате? Исчезнувшая античная нация, в традиции которой умеренность не входила.
Свое общественное служение Иисус Христос начал с Крещения и сорокадневного поста в пустыне, после которого он дал людям Новый Завет. Человеческое естество Воплотившегося Бога нуждалось в подобной подготовке.
Может быть, я несколько опоздала со своей статьей, так как Рождественский пост начался давно (28 ноября). Но мне кажется, поговорить на эту тему все-таки стоит. Поэтому сегодня мы поведем речь именно о Рождественском посте.
Я еще раз хочу подчеркнуть, что настоящий православный пост – не диета, а прежде всего необходимое каждому человеку воздержание во славу Божию. Это время исправления, духовного и телесного подвига. Человек верующий старается больше молиться, чаще ходить в храм на богослужения, делать побольше добрых дел и не растрачивать себя по пустякам. Пост очищает наши души, делает их более способными для восприятия Божьего дара любви, помогает обрести равновесие и умиротворение, преодолеть страсти и вредные привычки.
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Рождественский пост упоминается в трудах Святого Амвросия Медиодаланского, Филастрия, блаженного Августина уже с IV века. В V веке о Рождественском посте писал Лев Великий.
Сначала Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, состоявшемся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (имеются в виду Успенский и Рождественский посты) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".
Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют также и Филипповым.
Рождественский пост - зимний пост, он служит для освящения последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий писал: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий". Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. "Как Господь ущедрил нас плодами земли, - писал святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".
По словам Симеона Фессалоникийского: "Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".
Рождественский пост, считают священнослужители, установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом. Чтобы мы с чистыми сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Во время поста нужно хотя бы раз исповедаться и причаститься. Очень полезно для души вдумчиво читать Святое Евангелие и послания Апостолов.
Начало этого праздника Рождества Христова относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца". Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит. Во время гонений христиан Диоклетианом в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получила свободу и стала господствующей в Римской империи, упоминание о празднике Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века. Писатель семнадцатого века Никифор Каллист в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
Если вы все же решили поститься, нужно, конечно, знать, как питаться в Рождественский пост. Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: "Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, очень строги. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо соблюдать и духовный пост. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост - не цель, а средство, средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".
Во время поста в результате сокращения объема пищи уменьшается нагрузка на желудочно-кишечный тракт. Происходит как бы обновление слизистой оболочки желудка. Благодаря процессу самоочищения организм избавляется от ненужных веществ посредством органов выделения, кожи, легких, почек. Но для того чтобы организм наряду с самоочищением не начал одновременно поглощать часть выводимых токсинов, старайтесь ежедневно делать клизму из теплой воды. Делать это можно утром или вечером.
А чтобы не произошло необратимых процессов после поста, не следует сразу набрасываться на пищу. Переход к обычному рациону питания следует делать постепенно и умеренно. Только сбалансированное питание принесет ослабленному строгим постом организму пользу, а не вред.
Если вы решили соблюдать пост, учтите, что подходить к этому надо разумно. Как ординарный человек не сможет побить рекорды в спорте без длительных тренировок, так и мы не подарим себе здоровья, если после поста начнем заниматься чревоугодием.
Кроме того, и во время поста, даже самого строгого, существуют послабления, например, для беременных женщин, кормящих матерей и людей с ослабленным здоровьем.
Если вы человек верующий, предварительно посоветуйтесь со своим духовным отцом. Он подскажет, как именно вам следует соблюдать пост и даст свое благословение. И поговорить с лечащим врачом также не мешает. Потому что есть болезни, при которых строгое соблюдение поста чревато необратимыми изменениями в организме. Учитывайте также, что во время поста вам придется ходить на работу и выполнять свои повседневные обязанности, поэтому правильно определите свой рацион питания и во время поста.
В году четыре многодневных поста. Многие православные с радостью ждут приближения поста, предвкушая, что смогут наконец-то взять себя в руки и привести в порядок свою духовную жизнь. Люди нерелигиозные порой тоже, может быть, следуя модным веяниям либо по каким-то другим причинам, стараются поститься. Но уметь правильно поститься – это настоящая «наука». Главное - помнить, что пост – не диета!
С точки же зрения медицины, сезонные православные посты – отличный способ «разгрузить» тело и психику. Проведенные учеными биохимические исследования подтвердили, что организм зимой и летом по-разному усваивает пищу. Для зимы более характерен белково-жировой обмен, для лета - белково-углеводный. Чтобы переключиться с одного типа обмена на другой и при этом не ослабить организм, желательно проводить на стыке сезонов разгрузку. Возможно, в этом и есть природный смысл поста.
Многие диетологи считают, что православный пост гораздо полезнее, здоровее и безопаснее, чем любые искусственно придуманные диеты и системы питания. Поскольку, исключив животные жиры и перейдя на растительную пищу, мы выводим из организма холестерин, канцерогены, токсины и отходы животных белков. В постной пище содержится много антиоксидантов, которые стабилизируют состояние сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Не столь давние исследования ученых из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили в мясе и молочных продуктах молекулу чужеродного вещества из категории «сахаров» - Neu5Gc. Оказывается, в 1 кг мяса содержится от 5000 до 12000 мг подобного «сахара», в молоке - 600-700 мг. С годами токсин накапливается в организме, вызывая онкологические опухоли и серьезные болезни. Православный человек не употребляет мяса и молочных продуктов более 200 дней в году, тем самым очищая свой организм. Строгое соблюдение постов в несколько раз снижает риск приобретения тяжелых неизлечимых болезней.
Постное питание помогает нам легче адаптироваться к сезонным изменениям. Наш организм подобен природе, которая такая разная в каждое время года. Так и организм человека особенно активен в теплое время и начинает уставать и утрачивать сопротивляемость всяким болячкам с наступлением холодов. Весной же происходит пробуждение организма, подобно пробуждению природы от зимней спячки. Во время поста организм освобождается от балласта, а душа раскрывает себя по отношению к Богу и к людям.
С древнейших времен пост не был предназначен для очищения организма. Прежде всего, во все времена пост являлся важным средством мобилизации физических и душевных сил, а также одним из главных инструментом работы над собой. В знак покаяния и примирения с Богом постились и цари, и простолюдины. Постились и пророки перед явлением себя народу. Моисей, прежде чем принять от Бога скрижали Откровения с 10 заповедями, сорок дней и сорок ночей ничего не ел и молился на горе Синай. Во время опасности или бедствий древние иудеи постились всенародно, воздерживаясь не только от пищи, но и от всех других чувственных потребностей. Это помогло им выжить несмотря на многочисленные испытания.
А что стало с древними римлянами? Они не только не соблюдали пост, но наоборот, ублажали себя чрезмерными возлияниями, чревоугодием и не только. И что в результате? Исчезнувшая античная нация, в традиции которой умеренность не входила.
Свое общественное служение Иисус Христос начал с Крещения и сорокадневного поста в пустыне, после которого он дал людям Новый Завет. Человеческое естество Воплотившегося Бога нуждалось в подобной подготовке.
Может быть, я несколько опоздала со своей статьей, так как Рождественский пост начался давно (28 ноября). Но мне кажется, поговорить на эту тему все-таки стоит. Поэтому сегодня мы поведем речь именно о Рождественском посте.
Я еще раз хочу подчеркнуть, что настоящий православный пост – не диета, а прежде всего необходимое каждому человеку воздержание во славу Божию. Это время исправления, духовного и телесного подвига. Человек верующий старается больше молиться, чаще ходить в храм на богослужения, делать побольше добрых дел и не растрачивать себя по пустякам. Пост очищает наши души, делает их более способными для восприятия Божьего дара любви, помогает обрести равновесие и умиротворение, преодолеть страсти и вредные привычки.
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Рождественский пост упоминается в трудах Святого Амвросия Медиодаланского, Филастрия, блаженного Августина уже с IV века. В V веке о Рождественском посте писал Лев Великий.
Сначала Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, состоявшемся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (имеются в виду Успенский и Рождественский посты) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".
Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют также и Филипповым.
Рождественский пост - зимний пост, он служит для освящения последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий писал: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий". Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. "Как Господь ущедрил нас плодами земли, - писал святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".
По словам Симеона Фессалоникийского: "Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".
Рождественский пост, считают священнослужители, установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом. Чтобы мы с чистыми сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Во время поста нужно хотя бы раз исповедаться и причаститься. Очень полезно для души вдумчиво читать Святое Евангелие и послания Апостолов.
Начало этого праздника Рождества Христова относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца". Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит. Во время гонений христиан Диоклетианом в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получила свободу и стала господствующей в Римской империи, упоминание о празднике Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века. Писатель семнадцатого века Никифор Каллист в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
Если вы все же решили поститься, нужно, конечно, знать, как питаться в Рождественский пост. Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: "Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, очень строги. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо соблюдать и духовный пост. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост - не цель, а средство, средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".
Во время поста в результате сокращения объема пищи уменьшается нагрузка на желудочно-кишечный тракт. Происходит как бы обновление слизистой оболочки желудка. Благодаря процессу самоочищения организм избавляется от ненужных веществ посредством органов выделения, кожи, легких, почек. Но для того чтобы организм наряду с самоочищением не начал одновременно поглощать часть выводимых токсинов, старайтесь ежедневно делать клизму из теплой воды. Делать это можно утром или вечером.
А чтобы не произошло необратимых процессов после поста, не следует сразу набрасываться на пищу. Переход к обычному рациону питания следует делать постепенно и умеренно. Только сбалансированное питание принесет ослабленному строгим постом организму пользу, а не вред.
Если вы решили соблюдать пост, учтите, что подходить к этому надо разумно. Как ординарный человек не сможет побить рекорды в спорте без длительных тренировок, так и мы не подарим себе здоровья, если после поста начнем заниматься чревоугодием.
Кроме того, и во время поста, даже самого строгого, существуют послабления, например, для беременных женщин, кормящих матерей и людей с ослабленным здоровьем.
Если вы человек верующий, предварительно посоветуйтесь со своим духовным отцом. Он подскажет, как именно вам следует соблюдать пост и даст свое благословение. И поговорить с лечащим врачом также не мешает. Потому что есть болезни, при которых строгое соблюдение поста чревато необратимыми изменениями в организме. Учитывайте также, что во время поста вам придется ходить на работу и выполнять свои повседневные обязанности, поэтому правильно определите свой рацион питания и во время поста.
Обсуждения Православные посты