Виды творчества. Поэзия

часть 1

1. Поэзия*¹ во всей полноте своего значения есть начало и конец искусства вообще, логическое основание всех видов искусств и всякой творческой деятельности*².

2. Это самое подвижное в себе и для других, самое ёмкое и всеохватывающее искусство.
Виды творчества. Поэзия
3. Являясь всеобщим искусством, поэзия способна в бесконечно разнообразной форме выражать любое содержание; её неограниченным материалом является сама художественная фантазия, СКАЗочность.

4. Поэзия — это царство Самого Логоса в Его художественном обличии; в этом царстве достигается наибольшая полнота метафорического изображения действительности, оно само есть действо.

5. Если (со стороны средства выражения) зодчество*³ есть сугубо перстное начало художественного Логоса, ваяние — Его Тело, живопись — Его Душа, ещё не свободная от перстных одежд, музыка — Его становление как Духа (обнажённая Душа), то поэзия в её высшем выражении есть Реальная Жизнь Самого Логоса в сфере искусства.

6. Уже музыка прорывает безмолвностъ художественного языка, царство немого жеста, но она не идёт далее междометий, и только с поэзии начинается внятная речь, которая в своей полноте живого воплощения возвращает жест.

7. К поэзии в самом широком смысле относится вся художественная литература, театр и кино, в узком смысле — стихотворные произведения, муза.

8. Последняя, в отличие от прозы, для которой преимущественное значение имеет смысловой результат, ещё близка к музыке, которой важен сам процесс замкнутой в себе жизни.

9. Но с другой стороны, именно проза детально описывает частности, тогда как собственно поэзия избегает рисовать их в развёрнутом виде и содержит в себе такие циклические дробности, которые являются законченными и самоценными.

10. Всякое несуетное, сосредоточенно-осмысленное высказывание себя уже есть некая поэзия, которая до конца начинает отвечать своему понятию — понятию художественного слова, — когда приобретает образную и возвышенную форму, а при наличии метра или ритма становится сугубо стихотворной речью.

11. Поскольку проза более дискурсивна, а поэзия более интуитивна и движется от целостного к целостному, то первая тяготеет к мужественному началу, а вторая — к женственному.

12. Кроме того, в стихотворном творчестве более юношеской пылкости, чем в художественной прозе, к которой неизбежно приходят даже самые прирождённые поэты в период их возмужания.

13. Художественное слово — самое простое и доступное искусство, со стороны преодоления технических трудностей, и самое трудное — в плане откровения его источника вдохновения и творческой фантазии.

14. Источник поэтического вдохновения (Иппокрена) обретается посредством подвижнического настроя души, способной сгармонизировать силу и лёгкость словесной стихии, окрылить в ней самое весомое, переведя его в состояние парения (говоря поэтическим языком, оседлать Пегаса).

15. Поэт, в сравнении с любым художником, располагает наибольшими возможностями, чтобы донести задуманное, он может более полно, исчерпывающе передать глубину содержания, более откровенно и определённо раскрыть свой художественный замысел, так что за-мысел перестаёт быть таковым и становится свободной мыслью.

16. Но именно в силу того, что поэт пользуется самым категорическим средством — логосом, он более ответствен перед Обществом за сказанное.

17. Звание поэта столь высоко, что только оно до конца совпадает с понятием пророка, про-рицателя*⁴.

18. Искусство поэзии более всех искусств со-ответствует Природе Создателя, ибо Таковой есть Слово.

19. Муза как живое действо передаётся посредством поэтико-музыкального звучания, в котором собственно звучание (в отличие от музыки, заключающей в нём всё своё содержание) растворяется в мыслительной определённости и получает отклик в душе слушателя не только на уровне со-звучности, как в музыке, но и на уровне со-знания.

20. Поэзия вообще ведёт к абсолютной сконцентрированности на Жизни Духа и может реализовать себя в Ней и для Неё, не отвлекаясь на косное, противостоящее Ей временное и пространственное средство, ибо средством поэзии является вневременное и внепространственное абстрактное слово — понятие, а Целью — Живое Слово, Слово, ставшее Плотью.

21. В начале было Слово … и если со стороны становления Идеала Искусства вообще все отдельные искусства эволюционируют к поэзии, то со стороны ставшего Идеала они эманируют от поэзии.

22. Основные три рода изящной словесности — эпическая, лирическая и драматическая — в определённой форме проявляют себя во всех особенных искусствах.

часть 2

1. Собственно поэтическая организация речи отличается от собственно прозаической в первую очередь особым строением ритма — отчётливым членением на соизмеримые отрезки.

2. Ритм в стихах соответствует такту в музыке, который обыкновенно фиксируют, отбивая ногой (стопой).

3. Здесь версификация имеет следующую триадичность:

стопа,
строка (стих),
поэтическая речь — куплеты, строфы, октавы.

4. Стопы имеют пятеричное деление:

1) хорей (женская рифма) ( – ◡)
2) ямб (мужская рифма) (◡ –)
3) дактиль (дактилическая рифма) ( – ◡ ◡)

4) анапест (◡ ◡ –)
5) амфибрахий (◡ – ◡).

5. Магия особенной стихии языка, проявляющаяся в его предельной яркости, сочности, плавности, чеканности, изяществе, усиленных аллитерацией, ассонансом, рифмой, также отличает стих от прозы, которая не может достигать столь высокого художественного накала, красочной образности и глубокой эмоциональности, как это имеет место в стихотворчестве.

6. Но художественная проза, прорывая рамки канонов стихосложения, обретает бóльшую свободу в плане формирования идеала искусства вообще, изображения Высшего Естества.

7. Происходит смещение акцентов с образности и эмоциональности языка в сторону его понятийной адекватности.

8. В прозе, как ни в каком другом виде искусства, являет себя полнота содержания и фабульной структуры, имеющей следующую пятерицу:

1) экспозиция
2) завязка
3) развитие действия
4) кульминация
5) развязка.

9. Искусство художественного слова переходит в искусство проповеди о Боге на уровне притчи, когда ещё не утрачивается поэтическая образность (религия), затем — в прямое, безóбразное (и безобрáзное для представляющего сознания) возвещение об Истине и Самой Истины (Философия).

10. Второе про-явление Логоса есть Высшая Реальность, не зависящая от художественной фантазии.

11. Таким образом, поэзия в своём конечном выражении растворяет искусство как таковое и переходит в искусство формирования религиозных представлений, научных обобщений и, наконец, — в искусство Мышления.

12. Поскольку изящная словесность, будучи всеобщим искусством, включает в себя всю полноту содержания искусства вообще, то особенные искусства — зодчество, ваяние, живопись, музыка и поэзия как особенное искусство — соответствуют поэтической системе эйдосов:

1) загадка
2) притча
3) аллегория
4) символ
5) метафорический образ.

13. В музыке и поэзии и имеет место следующее деление:

1) маргинальное искусство
2) фольклор
3) светское искусство
4) церковные песнопения
5) Пророческая Поэзия,

соответствующее вечной кастовой (сословной) структуре:

1) шудры
2) вайши
3) кшатрии
4) жрецы
5) Риши.

14. Подлинная жизнь поэзии — это декламация и игра как наглядно-чувственное зрелище (spectacle*⁵), в котором поэзия достигает своей высшей определённости.

15. Театр*⁶ есть коллективное проявление поэтического «я», живого человека, который сам является воплощением, чувственным наличием поэтического творения и которому служат все виды искусств.

16. Очень важным для художественного слова, ставшего плотью, является его органическое сочетание с позой, жестикуляцией и мимикой, то есть с ожившим скульптурно-живописным жестом.

17. Этот жест как самостоятельное искусство становится пантомимой, которая в сочетании с музыкально-поэтическими ритмами переходит в танец.

18. С привлечением технических средств театральное зрелище трансформируется в кино.

19. Кинематография — это Мнемозина, которая не упраздняет театр, а делает его своей творческой лабораторией и в результате снимает его в сфере идеального и вечного.

20. Всякое искусство стремится к вечному и идеальному, поэтому из пятерицы чувств — осязание, вкус, обоняние, слух и зрение, где первые три являются чувствами непосредственного соприкосновения с материей*⁷, — к собственно искусству имеют отношение только последние два — наиболее теоретические и идеальные чувства:

1) зодчество
2) ваяние
3) живопись (1,2,3 - ЗРЕНИЕ)
4) музыка (СЛУХ)
5) литература
6) театр
7) кино. (5,6,7 - СЛУХ И ЗРЕНИЕ)

21. Кино, трансформировавшее театр в предельно лёгкий, световой материал, возвращается к изобразительному искусству в его кульминативном проявлении — к живописи, которая теперь оживает в пространстве и времени, становится motion picture*⁸.

22. Начав с копирования жизни, кино приобрело способность моделировать её, и этим оно положительно отличается от всех искусств.
×

По теме Виды творчества. Поэзия

Виды творчества. Музыка

часть 1 1. Музыка — это наполненный идейно-эмоциональным содержанием ток звуков...
Журнал

Виды творчества. Ваяние

1. Зодчество как всецело символическое искусство менее всех искусств может дать...
Журнал

Виды творчества. Зодчество

1. Зодчество* — эстетически оформленная, насыщенная идейным содержанием...
Журнал

Эротическая поэзия Далай ламы

Новый перевод эротической поэзии шестого Далай-ламы Цанъяна Гьяцо (1683 – 1706...
Журнал

Психоделическая поэзия

Задача поэзии видится мне не в простом наборе описательных средств, а в...
Журнал

Всеобщий закон творчества

Объединения на подобии общин, землячеств-комюнити, ассоциаций, компаний...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы