часть 1
1. Поэзия*¹ во всей полноте своего значения есть начало и конец искусства вообще, логическое основание всех видов искусств и всякой творческой деятельности*².
2. Это самое подвижное в себе и для других, самое ёмкое и всеохватывающее искусство.
1. Поэзия*¹ во всей полноте своего значения есть начало и конец искусства вообще, логическое основание всех видов искусств и всякой творческой деятельности*².
2. Это самое подвижное в себе и для других, самое ёмкое и всеохватывающее искусство.
3. Являясь всеобщим искусством, поэзия способна в бесконечно разнообразной форме выражать любое содержание; её неограниченным материалом является сама художественная фантазия, СКАЗочность.
4. Поэзия — это царство Самого Логоса в Его художественном обличии; в этом царстве достигается наибольшая полнота метафорического изображения действительности, оно само есть действо.
5. Если (со стороны средства выражения) зодчество*³ есть сугубо перстное начало художественного Логоса, ваяние — Его Тело, живопись — Его Душа, ещё не свободная от перстных одежд, музыка — Его становление как Духа (обнажённая Душа), то поэзия в её высшем выражении есть Реальная Жизнь Самого Логоса в сфере искусства.
6. Уже музыка прорывает безмолвностъ художественного языка, царство немого жеста, но она не идёт далее междометий, и только с поэзии начинается внятная речь, которая в своей полноте живого воплощения возвращает жест.
7. К поэзии в самом широком смысле относится вся художественная литература, театр и кино, в узком смысле — стихотворные произведения, муза.
8. Последняя, в отличие от прозы, для которой преимущественное значение имеет смысловой результат, ещё близка к музыке, которой важен сам процесс замкнутой в себе жизни.
9. Но с другой стороны, именно проза детально описывает частности, тогда как собственно поэзия избегает рисовать их в развёрнутом виде и содержит в себе такие циклические дробности, которые являются законченными и самоценными.
10. Всякое несуетное, сосредоточенно-осмысленное высказывание себя уже есть некая поэзия, которая до конца начинает отвечать своему понятию — понятию художественного слова, — когда приобретает образную и возвышенную форму, а при наличии метра или ритма становится сугубо стихотворной речью.
11. Поскольку проза более дискурсивна, а поэзия более интуитивна и движется от целостного к целостному, то первая тяготеет к мужественному началу, а вторая — к женственному.
12. Кроме того, в стихотворном творчестве более юношеской пылкости, чем в художественной прозе, к которой неизбежно приходят даже самые прирождённые поэты в период их возмужания.
13. Художественное слово — самое простое и доступное искусство, со стороны преодоления технических трудностей, и самое трудное — в плане откровения его источника вдохновения и творческой фантазии.
14. Источник поэтического вдохновения (Иппокрена) обретается посредством подвижнического настроя души, способной сгармонизировать силу и лёгкость словесной стихии, окрылить в ней самое весомое, переведя его в состояние парения (говоря поэтическим языком, оседлать Пегаса).
15. Поэт, в сравнении с любым художником, располагает наибольшими возможностями, чтобы донести задуманное, он может более полно, исчерпывающе передать глубину содержания, более откровенно и определённо раскрыть свой художественный замысел, так что за-мысел перестаёт быть таковым и становится свободной мыслью.
16. Но именно в силу того, что поэт пользуется самым категорическим средством — логосом, он более ответствен перед Обществом за сказанное.
17. Звание поэта столь высоко, что только оно до конца совпадает с понятием пророка, про-рицателя*⁴.
18. Искусство поэзии более всех искусств со-ответствует Природе Создателя, ибо Таковой есть Слово.
19. Муза как живое действо передаётся посредством поэтико-музыкального звучания, в котором собственно звучание (в отличие от музыки, заключающей в нём всё своё содержание) растворяется в мыслительной определённости и получает отклик в душе слушателя не только на уровне со-звучности, как в музыке, но и на уровне со-знания.
20. Поэзия вообще ведёт к абсолютной сконцентрированности на Жизни Духа и может реализовать себя в Ней и для Неё, не отвлекаясь на косное, противостоящее Ей временное и пространственное средство, ибо средством поэзии является вневременное и внепространственное абстрактное слово — понятие, а Целью — Живое Слово, Слово, ставшее Плотью.
21. В начале было Слово … и если со стороны становления Идеала Искусства вообще все отдельные искусства эволюционируют к поэзии, то со стороны ставшего Идеала они эманируют от поэзии.
22. Основные три рода изящной словесности — эпическая, лирическая и драматическая — в определённой форме проявляют себя во всех особенных искусствах.
часть 2
1. Собственно поэтическая организация речи отличается от собственно прозаической в первую очередь особым строением ритма — отчётливым членением на соизмеримые отрезки.
2. Ритм в стихах соответствует такту в музыке, который обыкновенно фиксируют, отбивая ногой (стопой).
3. Здесь версификация имеет следующую триадичность:
стопа,
строка (стих),
поэтическая речь — куплеты, строфы, октавы.
4. Стопы имеют пятеричное деление:
1) хорей (женская рифма) ( – ◡)
2) ямб (мужская рифма) (◡ –)
3) дактиль (дактилическая рифма) ( – ◡ ◡)
4) анапест (◡ ◡ –)
5) амфибрахий (◡ – ◡).
5. Магия особенной стихии языка, проявляющаяся в его предельной яркости, сочности, плавности, чеканности, изяществе, усиленных аллитерацией, ассонансом, рифмой, также отличает стих от прозы, которая не может достигать столь высокого художественного накала, красочной образности и глубокой эмоциональности, как это имеет место в стихотворчестве.
6. Но художественная проза, прорывая рамки канонов стихосложения, обретает бóльшую свободу в плане формирования идеала искусства вообще, изображения Высшего Естества.
7. Происходит смещение акцентов с образности и эмоциональности языка в сторону его понятийной адекватности.
8. В прозе, как ни в каком другом виде искусства, являет себя полнота содержания и фабульной структуры, имеющей следующую пятерицу:
1) экспозиция
2) завязка
3) развитие действия
4) кульминация
5) развязка.
9. Искусство художественного слова переходит в искусство проповеди о Боге на уровне притчи, когда ещё не утрачивается поэтическая образность (религия), затем — в прямое, безóбразное (и безобрáзное для представляющего сознания) возвещение об Истине и Самой Истины (Философия).
10. Второе про-явление Логоса есть Высшая Реальность, не зависящая от художественной фантазии.
11. Таким образом, поэзия в своём конечном выражении растворяет искусство как таковое и переходит в искусство формирования религиозных представлений, научных обобщений и, наконец, — в искусство Мышления.
12. Поскольку изящная словесность, будучи всеобщим искусством, включает в себя всю полноту содержания искусства вообще, то особенные искусства — зодчество, ваяние, живопись, музыка и поэзия как особенное искусство — соответствуют поэтической системе эйдосов:
1) загадка
2) притча
3) аллегория
4) символ
5) метафорический образ.
13. В музыке и поэзии и имеет место следующее деление:
1) маргинальное искусство
2) фольклор
3) светское искусство
4) церковные песнопения
5) Пророческая Поэзия,
соответствующее вечной кастовой (сословной) структуре:
1) шудры
2) вайши
3) кшатрии
4) жрецы
5) Риши.
14. Подлинная жизнь поэзии — это декламация и игра как наглядно-чувственное зрелище (spectacle*⁵), в котором поэзия достигает своей высшей определённости.
15. Театр*⁶ есть коллективное проявление поэтического «я», живого человека, который сам является воплощением, чувственным наличием поэтического творения и которому служат все виды искусств.
16. Очень важным для художественного слова, ставшего плотью, является его органическое сочетание с позой, жестикуляцией и мимикой, то есть с ожившим скульптурно-живописным жестом.
17. Этот жест как самостоятельное искусство становится пантомимой, которая в сочетании с музыкально-поэтическими ритмами переходит в танец.
18. С привлечением технических средств театральное зрелище трансформируется в кино.
19. Кинематография — это Мнемозина, которая не упраздняет театр, а делает его своей творческой лабораторией и в результате снимает его в сфере идеального и вечного.
20. Всякое искусство стремится к вечному и идеальному, поэтому из пятерицы чувств — осязание, вкус, обоняние, слух и зрение, где первые три являются чувствами непосредственного соприкосновения с материей*⁷, — к собственно искусству имеют отношение только последние два — наиболее теоретические и идеальные чувства:
1) зодчество
2) ваяние
3) живопись (1,2,3 - ЗРЕНИЕ)
4) музыка (СЛУХ)
5) литература
6) театр
7) кино. (5,6,7 - СЛУХ И ЗРЕНИЕ)
21. Кино, трансформировавшее театр в предельно лёгкий, световой материал, возвращается к изобразительному искусству в его кульминативном проявлении — к живописи, которая теперь оживает в пространстве и времени, становится motion picture*⁸.
22. Начав с копирования жизни, кино приобрело способность моделировать её, и этим оно положительно отличается от всех искусств.
4. Поэзия — это царство Самого Логоса в Его художественном обличии; в этом царстве достигается наибольшая полнота метафорического изображения действительности, оно само есть действо.
5. Если (со стороны средства выражения) зодчество*³ есть сугубо перстное начало художественного Логоса, ваяние — Его Тело, живопись — Его Душа, ещё не свободная от перстных одежд, музыка — Его становление как Духа (обнажённая Душа), то поэзия в её высшем выражении есть Реальная Жизнь Самого Логоса в сфере искусства.
6. Уже музыка прорывает безмолвностъ художественного языка, царство немого жеста, но она не идёт далее междометий, и только с поэзии начинается внятная речь, которая в своей полноте живого воплощения возвращает жест.
7. К поэзии в самом широком смысле относится вся художественная литература, театр и кино, в узком смысле — стихотворные произведения, муза.
8. Последняя, в отличие от прозы, для которой преимущественное значение имеет смысловой результат, ещё близка к музыке, которой важен сам процесс замкнутой в себе жизни.
9. Но с другой стороны, именно проза детально описывает частности, тогда как собственно поэзия избегает рисовать их в развёрнутом виде и содержит в себе такие циклические дробности, которые являются законченными и самоценными.
10. Всякое несуетное, сосредоточенно-осмысленное высказывание себя уже есть некая поэзия, которая до конца начинает отвечать своему понятию — понятию художественного слова, — когда приобретает образную и возвышенную форму, а при наличии метра или ритма становится сугубо стихотворной речью.
11. Поскольку проза более дискурсивна, а поэзия более интуитивна и движется от целостного к целостному, то первая тяготеет к мужественному началу, а вторая — к женственному.
12. Кроме того, в стихотворном творчестве более юношеской пылкости, чем в художественной прозе, к которой неизбежно приходят даже самые прирождённые поэты в период их возмужания.
13. Художественное слово — самое простое и доступное искусство, со стороны преодоления технических трудностей, и самое трудное — в плане откровения его источника вдохновения и творческой фантазии.
14. Источник поэтического вдохновения (Иппокрена) обретается посредством подвижнического настроя души, способной сгармонизировать силу и лёгкость словесной стихии, окрылить в ней самое весомое, переведя его в состояние парения (говоря поэтическим языком, оседлать Пегаса).
15. Поэт, в сравнении с любым художником, располагает наибольшими возможностями, чтобы донести задуманное, он может более полно, исчерпывающе передать глубину содержания, более откровенно и определённо раскрыть свой художественный замысел, так что за-мысел перестаёт быть таковым и становится свободной мыслью.
16. Но именно в силу того, что поэт пользуется самым категорическим средством — логосом, он более ответствен перед Обществом за сказанное.
17. Звание поэта столь высоко, что только оно до конца совпадает с понятием пророка, про-рицателя*⁴.
18. Искусство поэзии более всех искусств со-ответствует Природе Создателя, ибо Таковой есть Слово.
19. Муза как живое действо передаётся посредством поэтико-музыкального звучания, в котором собственно звучание (в отличие от музыки, заключающей в нём всё своё содержание) растворяется в мыслительной определённости и получает отклик в душе слушателя не только на уровне со-звучности, как в музыке, но и на уровне со-знания.
20. Поэзия вообще ведёт к абсолютной сконцентрированности на Жизни Духа и может реализовать себя в Ней и для Неё, не отвлекаясь на косное, противостоящее Ей временное и пространственное средство, ибо средством поэзии является вневременное и внепространственное абстрактное слово — понятие, а Целью — Живое Слово, Слово, ставшее Плотью.
21. В начале было Слово … и если со стороны становления Идеала Искусства вообще все отдельные искусства эволюционируют к поэзии, то со стороны ставшего Идеала они эманируют от поэзии.
22. Основные три рода изящной словесности — эпическая, лирическая и драматическая — в определённой форме проявляют себя во всех особенных искусствах.
часть 2
1. Собственно поэтическая организация речи отличается от собственно прозаической в первую очередь особым строением ритма — отчётливым членением на соизмеримые отрезки.
2. Ритм в стихах соответствует такту в музыке, который обыкновенно фиксируют, отбивая ногой (стопой).
3. Здесь версификация имеет следующую триадичность:
стопа,
строка (стих),
поэтическая речь — куплеты, строфы, октавы.
4. Стопы имеют пятеричное деление:
1) хорей (женская рифма) ( – ◡)
2) ямб (мужская рифма) (◡ –)
3) дактиль (дактилическая рифма) ( – ◡ ◡)
4) анапест (◡ ◡ –)
5) амфибрахий (◡ – ◡).
5. Магия особенной стихии языка, проявляющаяся в его предельной яркости, сочности, плавности, чеканности, изяществе, усиленных аллитерацией, ассонансом, рифмой, также отличает стих от прозы, которая не может достигать столь высокого художественного накала, красочной образности и глубокой эмоциональности, как это имеет место в стихотворчестве.
6. Но художественная проза, прорывая рамки канонов стихосложения, обретает бóльшую свободу в плане формирования идеала искусства вообще, изображения Высшего Естества.
7. Происходит смещение акцентов с образности и эмоциональности языка в сторону его понятийной адекватности.
8. В прозе, как ни в каком другом виде искусства, являет себя полнота содержания и фабульной структуры, имеющей следующую пятерицу:
1) экспозиция
2) завязка
3) развитие действия
4) кульминация
5) развязка.
9. Искусство художественного слова переходит в искусство проповеди о Боге на уровне притчи, когда ещё не утрачивается поэтическая образность (религия), затем — в прямое, безóбразное (и безобрáзное для представляющего сознания) возвещение об Истине и Самой Истины (Философия).
10. Второе про-явление Логоса есть Высшая Реальность, не зависящая от художественной фантазии.
11. Таким образом, поэзия в своём конечном выражении растворяет искусство как таковое и переходит в искусство формирования религиозных представлений, научных обобщений и, наконец, — в искусство Мышления.
12. Поскольку изящная словесность, будучи всеобщим искусством, включает в себя всю полноту содержания искусства вообще, то особенные искусства — зодчество, ваяние, живопись, музыка и поэзия как особенное искусство — соответствуют поэтической системе эйдосов:
1) загадка
2) притча
3) аллегория
4) символ
5) метафорический образ.
13. В музыке и поэзии и имеет место следующее деление:
1) маргинальное искусство
2) фольклор
3) светское искусство
4) церковные песнопения
5) Пророческая Поэзия,
соответствующее вечной кастовой (сословной) структуре:
1) шудры
2) вайши
3) кшатрии
4) жрецы
5) Риши.
14. Подлинная жизнь поэзии — это декламация и игра как наглядно-чувственное зрелище (spectacle*⁵), в котором поэзия достигает своей высшей определённости.
15. Театр*⁶ есть коллективное проявление поэтического «я», живого человека, который сам является воплощением, чувственным наличием поэтического творения и которому служат все виды искусств.
16. Очень важным для художественного слова, ставшего плотью, является его органическое сочетание с позой, жестикуляцией и мимикой, то есть с ожившим скульптурно-живописным жестом.
17. Этот жест как самостоятельное искусство становится пантомимой, которая в сочетании с музыкально-поэтическими ритмами переходит в танец.
18. С привлечением технических средств театральное зрелище трансформируется в кино.
19. Кинематография — это Мнемозина, которая не упраздняет театр, а делает его своей творческой лабораторией и в результате снимает его в сфере идеального и вечного.
20. Всякое искусство стремится к вечному и идеальному, поэтому из пятерицы чувств — осязание, вкус, обоняние, слух и зрение, где первые три являются чувствами непосредственного соприкосновения с материей*⁷, — к собственно искусству имеют отношение только последние два — наиболее теоретические и идеальные чувства:
1) зодчество
2) ваяние
3) живопись (1,2,3 - ЗРЕНИЕ)
4) музыка (СЛУХ)
5) литература
6) театр
7) кино. (5,6,7 - СЛУХ И ЗРЕНИЕ)
21. Кино, трансформировавшее театр в предельно лёгкий, световой материал, возвращается к изобразительному искусству в его кульминативном проявлении — к живописи, которая теперь оживает в пространстве и времени, становится motion picture*⁸.
22. Начав с копирования жизни, кино приобрело способность моделировать её, и этим оно положительно отличается от всех искусств.
Обсуждения Виды творчества. Поэзия