часть 1
1. Природа Абсолютно Прекрасна, поскольку Она есть СВОЁ Другое Бога, Вторая Природа, — но она относительно прекрасна, поскольку является Его ДРУГИМ.
2. С той стороны, что природа — другое Мирового Художника, отличительное от Него, она не более как отблеск Его Красоты.
1. Природа Абсолютно Прекрасна, поскольку Она есть СВОЁ Другое Бога, Вторая Природа, — но она относительно прекрасна, поскольку является Его ДРУГИМ.
2. С той стороны, что природа — другое Мирового Художника, отличительное от Него, она не более как отблеск Его Красоты.
3. В конце времён произошло крайне одностороннее разделение человека с природой, разделение без сближения с ней как проявлением Божественного Промысла.
4. Это случилось по причине перенесения надменным человеком акцента на «другое» Бога, что привело к отчуждению природы от её Зиждителя и замутнению отблеска первозданной Красоты бездуховной цивилизацией, в апогее которой природа явила безобразную и безотрадную картину.
5. Первозданное естество не производит из себя Божественную Красоту, не имеет Её в качестве собственного Основания и является только моментом Прекрасного — тварью.
6. Прекрасное в девственной природе существует объективно, но лишь для чувствующей и мыслящей одухотворённости, и с этой стороны оно причастно столь же Духу как законам Прекрасного, сколь и природе как воплощению этих законов.
7. Космический Зодчий Своей щедрой десницей распространил Красоту по всему Универсуму; во всём присутствует дыхание Его законов — на небе, в виде вечной гармонии равновесного движения, — на земле, в виде живой жизни планеты.
8. На земле, как и на небе, всё многообразие сводится к Единому Космическому Закону, который настолько освоил землю в её дочеловеческой истории, что превратил этот драгоценный и хрупкий уголок Вселенной в единый ЖИВОЙ организм, гармонизированный во всех своих проявлениях.
9. Высшая Красота открывается только Мышлению, что же касается чувственной красоты неба и земли — она доступна даже животным, которые заметно радуются ей.
10. Чувственная красота неба — это солнце, символизирующее разум, активное, мужское начало, луна — символ любви, пассивного, женского начала и их детки — звёзды.
11. Это — красочные и величественные зори, радуга, северное сияние, молния, метеориты, кометы, причудливые облака и безоблачная синь…
12. Небо прекрасно и днём и ночью, причём дневная красота более воздействует на чувства, ночная — располагает к размышлению.
13. Озарённое дневным сиянием небо — это вселенский праздник всеобъемлющего света, торжествующего свою победу над холодным и мрачным хаосом.
14. Красота ясного ночного неба поражает универсальным единством сверх-множественности отдельных материальных средоточий, представленных взору в виде искрошенного света*.
* Древние говорили, что звёзды — это искрошенная Луна (Луна этимологически означает «свет»).
15. Высшая красота земли, которая более конкретна, чем красота неба, заключается в целостной сбалансированности жизни планеты, в её общей пульсации всего органического и неорганического.
16. Земля как живое существо — это бесконечные магические связи всего со всем.
17. Студёная и сырая, земля имеет пылкую душу, добрая и терпеливая, она иногда проявляет свой гнев в виде землетрясений и действующих вулканов, напоминая гордому человеку огненным дыханием и волнением своей груди, что она не мёртвая субстанция, а одухотворённая и величественная стихия, которую нужно уважать.
18. Дождь, тающие снега, источники — это её слёзы, текущие по её лицу в виде рек, питающих земной океан.
19. Земной океан, испаряясь, переходит в надземный, существующий для орошения всей земли, которое невозможно без её дыхания — ветра.
20. Чтобы появился ветер, а также морские течения, необходимые для перемешивания воды и отвоёвывания жизненных просторов у ледников, нужны перепады температур между экватором и полюсами.
21. Но интенсивное выпаривание воды в экваториальных зонах делает её тяжёлой, что грозит засолонением и превращением экватора в коралловый пояс.
22. Чтобы этого не случилось, морским течениям помогают живые организмы, которые усваивают соли и известь и которых, в свою очередь, усваивают другие организмы, что создаёт замкнутую цепь регуляций, поддерживающую общее равновесие.
23. В воздухе жаркого пояса появляется множество болезнетворных микробов, но, к счастью, есть ледяные шапки полюсов, через суровые просторы которых проносится весь воздух планеты, обновляясь в своём дыхании.
24. Если землю чуть-чуть приблизить к солнцу, вскипит океан, исчезнут мировые холодильники, постоянно будет гореть лесной покров; если её хоть сколько-нибудь удалить от солнца, ледяные шапки сомкнутся на экваторе.
25. Таким образом, ничего нельзя изменить без ущерба для жизни в утверждённых Космическим Зодчим параметрах гармонического существования планеты — ни её скорости обращения вокруг солнца и вокруг своей оси, ни угла наклона последней по отношению к плоскости орбиты, ни состава воздуха, ни прочих мер, сосуществующих и взаимопроникающих в одной, общей Мере.
26. Люди часто сетуют по поводу перепада атмосферных температур в несколько градусов, не сознавая того, что Земля в целом является уникальной и даже очень уютной обителью во Вселенной, в которой перепады температур выражаются астрономическими величинами.
27. Природа загадочна, как женщина, и, как женщина, может поверять своё самое сокровенное = дарить откровения, значение которых нельзя переоценить.
28. Природа не объект поклонения, как у стихийных язычников, считающих её господином (Паном), не предмет, который надлежит покорить и превратить в средство производства, ею можно обладать, как обладают законной женой, её надлежит почитать, как почитают единственную мать, её предначертано любить, как любят невесту.
29. Только в качестве таковой она ПРЕКРАСНА: ласкова, добра, щедра, целительна, тепла, плодоносна и девственна; в противном случае она может обнаружить себя с точностью до наоборот.
часть 2
1. Чувственная земная красота проявляется в мире неживого как игра четырёх стихий — воздуха, воды, земли, огня(-света), — и живого — это: растения, мир животных и человек, рассмотренный как био-существо.
2. Богатейшим спектром модификаций красоты среди четырёх физических стихий обладает земля, особенно в её высшем проявлении — минералах.
3. Минералы имеют свою иерархическую систему красоты, в основе которой находится богатство комбинаций всех стихий с учётом иерархии их общего порядка (воздух—вода—земля—огонь), их чистоты и их имманентной или трансцендентной причастности минералам.
4. В этой системе эстетических ценностей самым низким моментом является земля-почва, а самым высоким — алмаз, на котором заканчивается круг развития земли-стихии.
5. Алмазу имманентно присущи все четыре стихии в их чистейшем виде и подвижной гармонии сочетаний.
6. Будучи самыми твёрдыми и косными образованиями, кристаллы подвижны в своём формировании, и их рост есть переходный момент к царству роста — миру растений.
7. Прекрасное в растительном мире, по сравнению с прекрасным неживого мира, очевидно стоит на более высокой качественной ступени, столь близкой и родственной всему остальному царству живого.
8. Растительное царство можно назвать царством красоты, ублажающим все пять чувств.
9. Этот богатейший мир прекрасных органических форм является первым подлинным преобразованием всех физических стихий.
10. Он ещё не свободен, скован немотой, и ему только грезится собственная жизнь.
11. Красота остаётся здесь внешней, служащей для другого, ей не может воспользоваться растение для себя, ибо это уже воление и чувство, которые свойственны более высоким образованиям в мире живого.
12. Следующую ступень в иерархии земной красоты занимают животные, являющие удивительное природное совершенство, меру, целесообразность, оптимальность не только в телесных формах, но и в повадках, избирательном движении.
13. Но самое прекрасное в животных — это схожесть с человеком в поведении, во внешнем облике (обезьяны), в умении ориентироваться в окружающей среде, в таких чертах, как терпение, храбрость, жертвенная любовь к потомству, добродушие, находчивость, жалостливость, заявление о себе голосом, доверчивость человеку, привязанность к нему (иногда самоотречённая).
14. Животные не только чувствуют красоту, но и создают её, ибо жизнь, спаривание, продолжение рода многих животных напрямую зависят от поддержания и культивирования красоты своей внешности, жилища и поведения, проявляющегося в ухаживании, пении, танцах…
15. Человек, в котором возвышенное подменяется высокомерием, не признаёт за животным стремление к прекрасному и гармонии.
16. Все живые существа прекрасны сами по себе, поскольку они творение Бесконечного Разума.
17. Но есть и гнусные создания, которые являются таковыми прежде всего по причине их вредоносности, это — микробы, вши, клопы и прочие вредные насекомые, глисты, грызуны… но их существование не напрасно, и Премудрость Божия здесь состоит в том, что человек без борьбы с этой тварью оскотинился бы и не искал бы Рая.
18. Человек является замыкающим в линии восхождения по ступеням Красоты; дальнейшее развитие мира Прекрасного осуществляется в мире самого человека.
19. Видимая красота человека,«Духа не имущего», — прекрасные лицо, телосложение, поведение как биосущества и как члена социума — есть воплощение формальных законов красоты.
20. Если человек не полагает в основание своих деяний Красоту Законов Чистого Мышления и Законов Божественной Любви, он не есть демиург Нового Мира, не есть высоконравственное этическое Существо, и его поведение не идёт дальше цивильного лоска, этикета, морализма, салонной галантности, рассудочности, долженствования, субъективной свободы, исканий благополучия в ветхом мире.
4. Это случилось по причине перенесения надменным человеком акцента на «другое» Бога, что привело к отчуждению природы от её Зиждителя и замутнению отблеска первозданной Красоты бездуховной цивилизацией, в апогее которой природа явила безобразную и безотрадную картину.
5. Первозданное естество не производит из себя Божественную Красоту, не имеет Её в качестве собственного Основания и является только моментом Прекрасного — тварью.
6. Прекрасное в девственной природе существует объективно, но лишь для чувствующей и мыслящей одухотворённости, и с этой стороны оно причастно столь же Духу как законам Прекрасного, сколь и природе как воплощению этих законов.
7. Космический Зодчий Своей щедрой десницей распространил Красоту по всему Универсуму; во всём присутствует дыхание Его законов — на небе, в виде вечной гармонии равновесного движения, — на земле, в виде живой жизни планеты.
8. На земле, как и на небе, всё многообразие сводится к Единому Космическому Закону, который настолько освоил землю в её дочеловеческой истории, что превратил этот драгоценный и хрупкий уголок Вселенной в единый ЖИВОЙ организм, гармонизированный во всех своих проявлениях.
9. Высшая Красота открывается только Мышлению, что же касается чувственной красоты неба и земли — она доступна даже животным, которые заметно радуются ей.
10. Чувственная красота неба — это солнце, символизирующее разум, активное, мужское начало, луна — символ любви, пассивного, женского начала и их детки — звёзды.
11. Это — красочные и величественные зори, радуга, северное сияние, молния, метеориты, кометы, причудливые облака и безоблачная синь…
12. Небо прекрасно и днём и ночью, причём дневная красота более воздействует на чувства, ночная — располагает к размышлению.
13. Озарённое дневным сиянием небо — это вселенский праздник всеобъемлющего света, торжествующего свою победу над холодным и мрачным хаосом.
14. Красота ясного ночного неба поражает универсальным единством сверх-множественности отдельных материальных средоточий, представленных взору в виде искрошенного света*.
* Древние говорили, что звёзды — это искрошенная Луна (Луна этимологически означает «свет»).
15. Высшая красота земли, которая более конкретна, чем красота неба, заключается в целостной сбалансированности жизни планеты, в её общей пульсации всего органического и неорганического.
16. Земля как живое существо — это бесконечные магические связи всего со всем.
17. Студёная и сырая, земля имеет пылкую душу, добрая и терпеливая, она иногда проявляет свой гнев в виде землетрясений и действующих вулканов, напоминая гордому человеку огненным дыханием и волнением своей груди, что она не мёртвая субстанция, а одухотворённая и величественная стихия, которую нужно уважать.
18. Дождь, тающие снега, источники — это её слёзы, текущие по её лицу в виде рек, питающих земной океан.
19. Земной океан, испаряясь, переходит в надземный, существующий для орошения всей земли, которое невозможно без её дыхания — ветра.
20. Чтобы появился ветер, а также морские течения, необходимые для перемешивания воды и отвоёвывания жизненных просторов у ледников, нужны перепады температур между экватором и полюсами.
21. Но интенсивное выпаривание воды в экваториальных зонах делает её тяжёлой, что грозит засолонением и превращением экватора в коралловый пояс.
22. Чтобы этого не случилось, морским течениям помогают живые организмы, которые усваивают соли и известь и которых, в свою очередь, усваивают другие организмы, что создаёт замкнутую цепь регуляций, поддерживающую общее равновесие.
23. В воздухе жаркого пояса появляется множество болезнетворных микробов, но, к счастью, есть ледяные шапки полюсов, через суровые просторы которых проносится весь воздух планеты, обновляясь в своём дыхании.
24. Если землю чуть-чуть приблизить к солнцу, вскипит океан, исчезнут мировые холодильники, постоянно будет гореть лесной покров; если её хоть сколько-нибудь удалить от солнца, ледяные шапки сомкнутся на экваторе.
25. Таким образом, ничего нельзя изменить без ущерба для жизни в утверждённых Космическим Зодчим параметрах гармонического существования планеты — ни её скорости обращения вокруг солнца и вокруг своей оси, ни угла наклона последней по отношению к плоскости орбиты, ни состава воздуха, ни прочих мер, сосуществующих и взаимопроникающих в одной, общей Мере.
26. Люди часто сетуют по поводу перепада атмосферных температур в несколько градусов, не сознавая того, что Земля в целом является уникальной и даже очень уютной обителью во Вселенной, в которой перепады температур выражаются астрономическими величинами.
27. Природа загадочна, как женщина, и, как женщина, может поверять своё самое сокровенное = дарить откровения, значение которых нельзя переоценить.
28. Природа не объект поклонения, как у стихийных язычников, считающих её господином (Паном), не предмет, который надлежит покорить и превратить в средство производства, ею можно обладать, как обладают законной женой, её надлежит почитать, как почитают единственную мать, её предначертано любить, как любят невесту.
29. Только в качестве таковой она ПРЕКРАСНА: ласкова, добра, щедра, целительна, тепла, плодоносна и девственна; в противном случае она может обнаружить себя с точностью до наоборот.
часть 2
1. Чувственная земная красота проявляется в мире неживого как игра четырёх стихий — воздуха, воды, земли, огня(-света), — и живого — это: растения, мир животных и человек, рассмотренный как био-существо.
2. Богатейшим спектром модификаций красоты среди четырёх физических стихий обладает земля, особенно в её высшем проявлении — минералах.
3. Минералы имеют свою иерархическую систему красоты, в основе которой находится богатство комбинаций всех стихий с учётом иерархии их общего порядка (воздух—вода—земля—огонь), их чистоты и их имманентной или трансцендентной причастности минералам.
4. В этой системе эстетических ценностей самым низким моментом является земля-почва, а самым высоким — алмаз, на котором заканчивается круг развития земли-стихии.
5. Алмазу имманентно присущи все четыре стихии в их чистейшем виде и подвижной гармонии сочетаний.
6. Будучи самыми твёрдыми и косными образованиями, кристаллы подвижны в своём формировании, и их рост есть переходный момент к царству роста — миру растений.
7. Прекрасное в растительном мире, по сравнению с прекрасным неживого мира, очевидно стоит на более высокой качественной ступени, столь близкой и родственной всему остальному царству живого.
8. Растительное царство можно назвать царством красоты, ублажающим все пять чувств.
9. Этот богатейший мир прекрасных органических форм является первым подлинным преобразованием всех физических стихий.
10. Он ещё не свободен, скован немотой, и ему только грезится собственная жизнь.
11. Красота остаётся здесь внешней, служащей для другого, ей не может воспользоваться растение для себя, ибо это уже воление и чувство, которые свойственны более высоким образованиям в мире живого.
12. Следующую ступень в иерархии земной красоты занимают животные, являющие удивительное природное совершенство, меру, целесообразность, оптимальность не только в телесных формах, но и в повадках, избирательном движении.
13. Но самое прекрасное в животных — это схожесть с человеком в поведении, во внешнем облике (обезьяны), в умении ориентироваться в окружающей среде, в таких чертах, как терпение, храбрость, жертвенная любовь к потомству, добродушие, находчивость, жалостливость, заявление о себе голосом, доверчивость человеку, привязанность к нему (иногда самоотречённая).
14. Животные не только чувствуют красоту, но и создают её, ибо жизнь, спаривание, продолжение рода многих животных напрямую зависят от поддержания и культивирования красоты своей внешности, жилища и поведения, проявляющегося в ухаживании, пении, танцах…
15. Человек, в котором возвышенное подменяется высокомерием, не признаёт за животным стремление к прекрасному и гармонии.
16. Все живые существа прекрасны сами по себе, поскольку они творение Бесконечного Разума.
17. Но есть и гнусные создания, которые являются таковыми прежде всего по причине их вредоносности, это — микробы, вши, клопы и прочие вредные насекомые, глисты, грызуны… но их существование не напрасно, и Премудрость Божия здесь состоит в том, что человек без борьбы с этой тварью оскотинился бы и не искал бы Рая.
18. Человек является замыкающим в линии восхождения по ступеням Красоты; дальнейшее развитие мира Прекрасного осуществляется в мире самого человека.
19. Видимая красота человека,«Духа не имущего», — прекрасные лицо, телосложение, поведение как биосущества и как члена социума — есть воплощение формальных законов красоты.
20. Если человек не полагает в основание своих деяний Красоту Законов Чистого Мышления и Законов Божественной Любви, он не есть демиург Нового Мира, не есть высоконравственное этическое Существо, и его поведение не идёт дальше цивильного лоска, этикета, морализма, салонной галантности, рассудочности, долженствования, субъективной свободы, исканий благополучия в ветхом мире.
Обсуждения Природное Естество как Прекрасное