«Даже если вы успеете улететь из России на своих личных самолетах, вы все равно будете кончеными людьми – вы потеряете доступ к рычагам власти и экономики этой страны, вы станете просто беженцами на иноязычной чужбине», – написал Эдуард Тополь в открытом письме олигархам в 1998 г.
Почему сбывается то, о чем он пишет, до сих пор остается загадкой. Сам знаменитый писатель говорит об этом так: «Я не стесняюсь задавать вопросы тем, кто знает больше меня». Сегодня Эдуард Тополь задает вопросы каббалисту Михаэлю Лайтману.
Э. Тополь: Добрый день, господин Лайтман. Когда я шел на эту встречу, у меня было всего два вопроса. Но как только я Вас увидел, возник третий. Человек, который ближе к Творцу, чем все мы вместе взятые, – как он может курить? Что говорит Творец по поводу сигареты у Вас в руках?
М. Лайтман: А какое отношение это имеет к духовному уровню человека? В принципе, никакого. Потому что духовный уровень человека проявляется настолько глубоко внутри него, что этого никак не видно по его внешним действиям в нашем мире. Вот ученики еще могут представить себе, что рядом с ними человек, который все-таки понимает что-то в духовном мире. Они участвуют вместе со мной в занятиях и поэтому могут это оценить. А так, снаружи, это ничем не проявляется. Я – обычный, простой человек.
Э. Тополь: Итак, у меня простые вопросы – с самого первого, нижнего, уровня. Что такое Бог?
М. Лайтман: Богом называется общий окружающий нас закон мироздания, который проявляется по отношению к нам в виде полной, абсолютной любви. Это ощущается на неживом, животном и растительном уровне. А человек этого не ощущает, потому что по своей природе он является противоположным Творцу. Творец – это свойство отдачи, свойство любви, абсолютно альтруистическое свойство, которое окружает нас. Оно неизменно, постоянно, как, допустим, огромная любовь матери к своему ребенку.
На иврите Творец и природа называются «Элоким». То есть и природа, и Творец – это одно. Нет ничего вне окружающей нас природы – той, что мы ощущаем, и той, что мы не ощущаем (есть более высокие пласты, скрытые от нас).
Э. Тополь: Я вычитал в одной книге, что при рождении Бог награждает каждого из нас, помимо души, еще каким-то талантом. И когда нас призовут наверх, то первый вопрос будет: «Когда Я тебя отправлял на землю, то дал такой-то талант. Что ты с ним сделал, как реализовал?»
М. Лайтман: Ответ, я думаю, Вас разочарует, потому что никакого загробного свидания с Творцом не будет. Свидание с Творцом должно состояться в этой жизни, а не после смерти тела. Чтобы дать человеку возможность завершить свое совершенствование в этом мире до полного подобия Творцу, душа раз за разом облачается в животное тело и снова начинает свой земной путь. И так – из поколения в поколение.
Э. Тополь: Тогда что же такое душа?
М. Лайтман: Душой называется наше внутреннее потаенное побуждение к отдаче, к совершенствованию. Но нет никакого отличия между нашей земной жизнью сейчас и, что называется, существованием после смерти. После смерти у человека нет чего-то большего, чем он достиг в своей душе за время земной жизни.
Э. Тополь: Свойства, которые я в своей жизни приобрел, переходят к следующему поколению? Или душа становится как чистый лист бумаги?
М. Лайтман: Нет, не как чистый лист бумаги. Допустим, вы существовали в нашем мире в различных телах 30 или 40 раз. Значит, все метаморфозы, которые вы прошли во всех своих жизнях, постепенно приводят вас к такому моменту, когда, думая о цели своего существования, вы начинаете спрашивать: «А почему я не ощущаю нечто Высшее, то, что выше этого мира?» Это и есть зародыш вашей души. Если вы будете развивать этот вопрос и развиваться вместе с ним, тогда вы придете к тому, что начнете внутри этого вопроса нащупывать ответы, новые свойства, которые и называются душой.
Э. Тополь: Существует высший душевный суд?
М. Лайтман: Нет. Человек сам себя судит. Начиная раскрывать свойства своей души относительно Творца, относительно абсолютного альтруизма, любви, он чувствует себя абсолютно противоположным Творцу. Эта оценка и называется его судом. Кстати, на иврите слово «молитва» означает «судить самого себя». Молитва – это когда ты судишь себя сам.
Э. Тополь: Каким образом мое физическое тело и мой физический мозг имеют право судить мою вечную душу?
М. Лайтман: Нет, не имеют права. Наше физическое тело к душе вообще не имеет никакого отношения. Душа развивается без всякой связи с нашим телом, по совершенно иным законам, которые так и называются: «законы духовного мира». Поэтому, существует или нет животное тело, для души значения не имеет.
Э. Тополь: Мой мозг – это физический аппарат. Как с помощью физического аппарата я могу развивать свою душу?
М. Лайтман: Вы приходите на урок и с помощью зрения, слуха, умственных возможностей начинаете изучать законы развития души. Эти законы через ваш мозг начнут действовать все-таки на ту точку, зародыш души, которая существует в вас, и будут ее развивать.
Развиваясь, она расширится в маленькую сферу. Эта маленькая сфера и станет вашей духовной вселенной. В ней вы будете ощущать и понимать свое духовное существование. В вас начнут развиваться духовные ощущения, духовный разум, и они буду совершенно отличаться от земного разума и земных ощущений. Вы станете обладателем души и именно в ней, по мере ее развития, начнете ощущать, насколько вы подобны Высшей силе, Творцу.
Это ступенчатое развитие – вы будете ощущать свое настоящее состояние и какой-то определенный порог несходства с Творцом. Этот порог между вашим духовным состоянием и Творцом станет тем трамплином, той силой, которая будет вынуждать вас все время подниматься к Нему. Каждый раз Он будет показывать себя чуть выше, и вы будете тогда участвовать в этом духовном восхождении.
Э. Тополь: Что Вы думаете по поводу библейского кода: он действительно существует? И по поводу предсказаний, которые там скрыты?
М. Лайтман: Ну, во-первых, не каббалисты, а математики ищут среди букв и слов Библии всевозможные корреляции по ими же выдуманным формулам. Поэтому то, что они раскрывают, – абсолютно недостоверные вещи. То, что предсказать не могут ничего, это понятно. А если они выискивают какие-то соотношения по уже прошедшим событиям, естественно, это можно найти. Практически все закодировано в Торе, в Библии. Это действительно так. Но не по тому коду, который имеется у них.
Каббала не считается с такими вещами – они отвлекают человека от настоящих, серьезных занятий по исправлению себя. Человек должен исправлять себя, то есть развивать свою душу и с ней входить в Высший мир. Там он увидит, как можно выполнить что-либо в этом мире. Сказано: «Не ворожите и не гадайте». И это четкий запрет, потому что человек обязан заниматься работой над собой, а не предугадывать будущее, которое зависит полностью от его работы.
Э. Тополь: Мой самый простой вопрос: зачем мы?
М. Лайтман: Творец, как говорится аллегорически, «создал небо и землю», а мы должны подняться с земли до неба и выше неба, до уровня Творца. Для этого Он и устроил все таким образом, чтобы творение, которое Он создал ниже себя, поднялось из своего состояния и стало таким же, как Он. Для этого – все наше мироздание, все его законы, все наши кругообороты, вы, я – абсолютно все.
И мы, еврейский народ, обязаны провести эту идею в мир. Для того мы и существуем. Пока мы не выполняем этого, в мире будет существовать антисемитизм: ведь человечество подсознательно ощущает, что евреи управляют миром, что в них находится этот ключик к счастью; а мы будем чувствовать, что действительно в чем-то виноваты.
Э. Тополь: В начале разговора я спросил Вас, что такое Бог. Вы сказали, что Бог – это любовь. Значит, все наше существование для того, чтобы нас объединила любовь?
М. Лайтман: Да, абсолютно верно. Все человечество – как одно единое целое, как одна душа.
Э. Тополь: Спасибо большое.
М. Лайтман: Надеюсь, мы с Вами еще не раз увидимся, и у нас будут хорошие беседы.
Э. Тополь: Я Вам подарю книжку и напишу в ней все свои координаты. Будете в Москве или в Америке – я буду очень рад просто выпить с Вами чашку кофе.
Э. Тополь: Добрый день, господин Лайтман. Когда я шел на эту встречу, у меня было всего два вопроса. Но как только я Вас увидел, возник третий. Человек, который ближе к Творцу, чем все мы вместе взятые, – как он может курить? Что говорит Творец по поводу сигареты у Вас в руках?
М. Лайтман: А какое отношение это имеет к духовному уровню человека? В принципе, никакого. Потому что духовный уровень человека проявляется настолько глубоко внутри него, что этого никак не видно по его внешним действиям в нашем мире. Вот ученики еще могут представить себе, что рядом с ними человек, который все-таки понимает что-то в духовном мире. Они участвуют вместе со мной в занятиях и поэтому могут это оценить. А так, снаружи, это ничем не проявляется. Я – обычный, простой человек.
Э. Тополь: Итак, у меня простые вопросы – с самого первого, нижнего, уровня. Что такое Бог?
М. Лайтман: Богом называется общий окружающий нас закон мироздания, который проявляется по отношению к нам в виде полной, абсолютной любви. Это ощущается на неживом, животном и растительном уровне. А человек этого не ощущает, потому что по своей природе он является противоположным Творцу. Творец – это свойство отдачи, свойство любви, абсолютно альтруистическое свойство, которое окружает нас. Оно неизменно, постоянно, как, допустим, огромная любовь матери к своему ребенку.
На иврите Творец и природа называются «Элоким». То есть и природа, и Творец – это одно. Нет ничего вне окружающей нас природы – той, что мы ощущаем, и той, что мы не ощущаем (есть более высокие пласты, скрытые от нас).
Э. Тополь: Я вычитал в одной книге, что при рождении Бог награждает каждого из нас, помимо души, еще каким-то талантом. И когда нас призовут наверх, то первый вопрос будет: «Когда Я тебя отправлял на землю, то дал такой-то талант. Что ты с ним сделал, как реализовал?»
М. Лайтман: Ответ, я думаю, Вас разочарует, потому что никакого загробного свидания с Творцом не будет. Свидание с Творцом должно состояться в этой жизни, а не после смерти тела. Чтобы дать человеку возможность завершить свое совершенствование в этом мире до полного подобия Творцу, душа раз за разом облачается в животное тело и снова начинает свой земной путь. И так – из поколения в поколение.
Э. Тополь: Тогда что же такое душа?
М. Лайтман: Душой называется наше внутреннее потаенное побуждение к отдаче, к совершенствованию. Но нет никакого отличия между нашей земной жизнью сейчас и, что называется, существованием после смерти. После смерти у человека нет чего-то большего, чем он достиг в своей душе за время земной жизни.
Э. Тополь: Свойства, которые я в своей жизни приобрел, переходят к следующему поколению? Или душа становится как чистый лист бумаги?
М. Лайтман: Нет, не как чистый лист бумаги. Допустим, вы существовали в нашем мире в различных телах 30 или 40 раз. Значит, все метаморфозы, которые вы прошли во всех своих жизнях, постепенно приводят вас к такому моменту, когда, думая о цели своего существования, вы начинаете спрашивать: «А почему я не ощущаю нечто Высшее, то, что выше этого мира?» Это и есть зародыш вашей души. Если вы будете развивать этот вопрос и развиваться вместе с ним, тогда вы придете к тому, что начнете внутри этого вопроса нащупывать ответы, новые свойства, которые и называются душой.
Э. Тополь: Существует высший душевный суд?
М. Лайтман: Нет. Человек сам себя судит. Начиная раскрывать свойства своей души относительно Творца, относительно абсолютного альтруизма, любви, он чувствует себя абсолютно противоположным Творцу. Эта оценка и называется его судом. Кстати, на иврите слово «молитва» означает «судить самого себя». Молитва – это когда ты судишь себя сам.
Э. Тополь: Каким образом мое физическое тело и мой физический мозг имеют право судить мою вечную душу?
М. Лайтман: Нет, не имеют права. Наше физическое тело к душе вообще не имеет никакого отношения. Душа развивается без всякой связи с нашим телом, по совершенно иным законам, которые так и называются: «законы духовного мира». Поэтому, существует или нет животное тело, для души значения не имеет.
Э. Тополь: Мой мозг – это физический аппарат. Как с помощью физического аппарата я могу развивать свою душу?
М. Лайтман: Вы приходите на урок и с помощью зрения, слуха, умственных возможностей начинаете изучать законы развития души. Эти законы через ваш мозг начнут действовать все-таки на ту точку, зародыш души, которая существует в вас, и будут ее развивать.
Развиваясь, она расширится в маленькую сферу. Эта маленькая сфера и станет вашей духовной вселенной. В ней вы будете ощущать и понимать свое духовное существование. В вас начнут развиваться духовные ощущения, духовный разум, и они буду совершенно отличаться от земного разума и земных ощущений. Вы станете обладателем души и именно в ней, по мере ее развития, начнете ощущать, насколько вы подобны Высшей силе, Творцу.
Это ступенчатое развитие – вы будете ощущать свое настоящее состояние и какой-то определенный порог несходства с Творцом. Этот порог между вашим духовным состоянием и Творцом станет тем трамплином, той силой, которая будет вынуждать вас все время подниматься к Нему. Каждый раз Он будет показывать себя чуть выше, и вы будете тогда участвовать в этом духовном восхождении.
Э. Тополь: Что Вы думаете по поводу библейского кода: он действительно существует? И по поводу предсказаний, которые там скрыты?
М. Лайтман: Ну, во-первых, не каббалисты, а математики ищут среди букв и слов Библии всевозможные корреляции по ими же выдуманным формулам. Поэтому то, что они раскрывают, – абсолютно недостоверные вещи. То, что предсказать не могут ничего, это понятно. А если они выискивают какие-то соотношения по уже прошедшим событиям, естественно, это можно найти. Практически все закодировано в Торе, в Библии. Это действительно так. Но не по тому коду, который имеется у них.
Каббала не считается с такими вещами – они отвлекают человека от настоящих, серьезных занятий по исправлению себя. Человек должен исправлять себя, то есть развивать свою душу и с ней входить в Высший мир. Там он увидит, как можно выполнить что-либо в этом мире. Сказано: «Не ворожите и не гадайте». И это четкий запрет, потому что человек обязан заниматься работой над собой, а не предугадывать будущее, которое зависит полностью от его работы.
Э. Тополь: Мой самый простой вопрос: зачем мы?
М. Лайтман: Творец, как говорится аллегорически, «создал небо и землю», а мы должны подняться с земли до неба и выше неба, до уровня Творца. Для этого Он и устроил все таким образом, чтобы творение, которое Он создал ниже себя, поднялось из своего состояния и стало таким же, как Он. Для этого – все наше мироздание, все его законы, все наши кругообороты, вы, я – абсолютно все.
И мы, еврейский народ, обязаны провести эту идею в мир. Для того мы и существуем. Пока мы не выполняем этого, в мире будет существовать антисемитизм: ведь человечество подсознательно ощущает, что евреи управляют миром, что в них находится этот ключик к счастью; а мы будем чувствовать, что действительно в чем-то виноваты.
Э. Тополь: В начале разговора я спросил Вас, что такое Бог. Вы сказали, что Бог – это любовь. Значит, все наше существование для того, чтобы нас объединила любовь?
М. Лайтман: Да, абсолютно верно. Все человечество – как одно единое целое, как одна душа.
Э. Тополь: Спасибо большое.
М. Лайтман: Надеюсь, мы с Вами еще не раз увидимся, и у нас будут хорошие беседы.
Э. Тополь: Я Вам подарю книжку и напишу в ней все свои координаты. Будете в Москве или в Америке – я буду очень рад просто выпить с Вами чашку кофе.
Обсуждения Не ворожите не гадайте