Как бы то ни было, но первопричину, благодаря которой все "пошло есть", называть Богом некорректно. Слово "Бог" по семантике ближе к понятию "высшая ступень в иерархии ценностей", некая высшая сущность. И так как у каждого своя шкала ценностей и своя сущность, то и количество богов соответствует количеству групп и объединений, на которые делится человечество по самым разным принципам принадлежности.
Логичнее было бы назвать первопричину Творцом.Термин "Творец" подразумевает, что был момент, когда всего, что существует, еще не было. А также то, что по природе своей все существующее отличается от того, кто или что явился причиной его существования. Ведь момент творения означает конечность, а конечен ли тот, кто был его причиной, или бесконечен - мы сказать ничего не можем.
Теперь - о причине и о механизме творения. Как сказал один деятель: "О плюрализме двух мнений быть не может". То же, в принципе, можно сказать и о причине творения. Причиной, породившей нас, может быть только совершенство. Логика довольно проста.
Что мы можем сказать о причине наивысшего, даже непредставимо высшего нашего состояния? Только то, что она в принципе недоступна нашим ощущениям. И поскольку причина наличествует выше нашего наивысшего состояния, то вынужденно признается нами совершенством.
По самой логике развития все стремится именно к совершенному состоянию: устойчивому, равновесному, лишенному конфликтов. А если мы и наблюдаем в реальности нечто обратное, то это лишь часть цикла, который мы еще не в состоянии полностью охватить.
И когда эти наблюдения наводят нас на мысль о том, что первопричина всего не так уж и совершенна, мы все-таки понимаем, что здесь сработал обычный психологический механизм проекции. Так, например, когда какие-то отрицательные моменты человек в себе видеть не хочет, он бессознательно проецирует их на другого, обвиняя его, по сути дела, в несовершенстве.
А дальше уж логика просто мчит нас на вороных. Если Породивший нас является совершенством, то, что именно мы включаем обычно в это понятие? Обычно мы представляем себе совершенство, как совокупность исключительно положительных характеристик. Но если поразмыслить, то мы признаем ошибочность обыденных представлений и придем к выводу, что в своей единственности совершенство включает в себя все - от непредставимо высочайшего до непредставимо наимерзейшего. И все это в нем неразличимо и равно друг другу, ибо, опять-таки по определению, не может перевешивать в нем ничто.
Дальше - больше. Совершенство обязано отвечать требованиям простоты и единственности, и некуда ему, единственному, распространяться. И места никакого, кроме него, нет. Нарисовав же себе такую картину, мы вдруг ощутим холодок в печени - ведь ТАКОЕ ВОТ, каким мы его описали, просто неспособно что-либо создать!
Ведь создание - это нарушение единственности, то есть одной из главных характеристик совершенства. И, кроме того, нехорошо как-то приписывать Ему, совершенному, какое бы то ни было желание, хотя бы даже желание сотворить - пусть бы даже вот такое, неплохое, в общем-то, созданьице, как человек. Желание - это состояние нехватки чего-либо, даже если это желание сделать кому-нибудь добро. Неосуществленное желание сделать добро - это же страшная пустота, требующая наполнения. Жуть!
Но вороные наши и тут выносят. "Ага, - соображаем мы, - ведь в Нем, как исключительном единстве, включено абсолютно все!" Все - означает, что и желание получить включено в него, и не просто, а все желания, в их максимальной эгоистичности!
Все характеристики существуют в Нем. Как высочайшие из них: единства, существования "не ради себя", полнейшей отдачи, так и наихудшие: дробности, зацикленности лишь на себе, ощущение существования всего ради меня - полнейшего эгоизма. А, так оказывается, у Творца есть выход из одиночества! А мы-то, грешным делом, подумали…"
Вот так простое, казалось бы, представление об особенностях всех Его свойств, если уж не всех, то, как минимум, противоположных, и разворачивает перед нами картину творения и причину его.
Оказывается, Ему и меняться-то не надо, для того, чтобы сотворить что-то. Простое обособление в Нем двух типов характеристик - это ведь и есть творение, когда включенные в Него "отрицательные" свойства получают представление о том, что существует - отдельно - некий "эгоизм", и перестают ощущать что-либо кроме собственных желаний. То есть получают на минуточку возможность помыслить, что существуют только они и их желания.
Так что же, мы сами себя сотворили? Тут, конечно, наступает очередь легкой оторопи… "Эй, стой! - кричим мы логике, - Тормози своих вороных, куда гонишь? Как же это мы своей мыслью сотворили себя? Ведь все, что мы ощущаем, весь мир, он ведь существует! Уж леший с ней, с объективностью, но в наших-то ощущениях он же существует! Что ж мы, своими ощущениями его создаем?!.."
Так действительно иногда бывает в жизни - желая добраться до сути вещей и следуя логике, а порой и пытаясь спорить с ней, мы приходим к выводам, которых и не ждали…
Не подвели, вороные.
Теперь - о причине и о механизме творения. Как сказал один деятель: "О плюрализме двух мнений быть не может". То же, в принципе, можно сказать и о причине творения. Причиной, породившей нас, может быть только совершенство. Логика довольно проста.
Что мы можем сказать о причине наивысшего, даже непредставимо высшего нашего состояния? Только то, что она в принципе недоступна нашим ощущениям. И поскольку причина наличествует выше нашего наивысшего состояния, то вынужденно признается нами совершенством.
По самой логике развития все стремится именно к совершенному состоянию: устойчивому, равновесному, лишенному конфликтов. А если мы и наблюдаем в реальности нечто обратное, то это лишь часть цикла, который мы еще не в состоянии полностью охватить.
И когда эти наблюдения наводят нас на мысль о том, что первопричина всего не так уж и совершенна, мы все-таки понимаем, что здесь сработал обычный психологический механизм проекции. Так, например, когда какие-то отрицательные моменты человек в себе видеть не хочет, он бессознательно проецирует их на другого, обвиняя его, по сути дела, в несовершенстве.
А дальше уж логика просто мчит нас на вороных. Если Породивший нас является совершенством, то, что именно мы включаем обычно в это понятие? Обычно мы представляем себе совершенство, как совокупность исключительно положительных характеристик. Но если поразмыслить, то мы признаем ошибочность обыденных представлений и придем к выводу, что в своей единственности совершенство включает в себя все - от непредставимо высочайшего до непредставимо наимерзейшего. И все это в нем неразличимо и равно друг другу, ибо, опять-таки по определению, не может перевешивать в нем ничто.
Дальше - больше. Совершенство обязано отвечать требованиям простоты и единственности, и некуда ему, единственному, распространяться. И места никакого, кроме него, нет. Нарисовав же себе такую картину, мы вдруг ощутим холодок в печени - ведь ТАКОЕ ВОТ, каким мы его описали, просто неспособно что-либо создать!
Ведь создание - это нарушение единственности, то есть одной из главных характеристик совершенства. И, кроме того, нехорошо как-то приписывать Ему, совершенному, какое бы то ни было желание, хотя бы даже желание сотворить - пусть бы даже вот такое, неплохое, в общем-то, созданьице, как человек. Желание - это состояние нехватки чего-либо, даже если это желание сделать кому-нибудь добро. Неосуществленное желание сделать добро - это же страшная пустота, требующая наполнения. Жуть!
Но вороные наши и тут выносят. "Ага, - соображаем мы, - ведь в Нем, как исключительном единстве, включено абсолютно все!" Все - означает, что и желание получить включено в него, и не просто, а все желания, в их максимальной эгоистичности!
Все характеристики существуют в Нем. Как высочайшие из них: единства, существования "не ради себя", полнейшей отдачи, так и наихудшие: дробности, зацикленности лишь на себе, ощущение существования всего ради меня - полнейшего эгоизма. А, так оказывается, у Творца есть выход из одиночества! А мы-то, грешным делом, подумали…"
Вот так простое, казалось бы, представление об особенностях всех Его свойств, если уж не всех, то, как минимум, противоположных, и разворачивает перед нами картину творения и причину его.
Оказывается, Ему и меняться-то не надо, для того, чтобы сотворить что-то. Простое обособление в Нем двух типов характеристик - это ведь и есть творение, когда включенные в Него "отрицательные" свойства получают представление о том, что существует - отдельно - некий "эгоизм", и перестают ощущать что-либо кроме собственных желаний. То есть получают на минуточку возможность помыслить, что существуют только они и их желания.
Так что же, мы сами себя сотворили? Тут, конечно, наступает очередь легкой оторопи… "Эй, стой! - кричим мы логике, - Тормози своих вороных, куда гонишь? Как же это мы своей мыслью сотворили себя? Ведь все, что мы ощущаем, весь мир, он ведь существует! Уж леший с ней, с объективностью, но в наших-то ощущениях он же существует! Что ж мы, своими ощущениями его создаем?!.."
Так действительно иногда бывает в жизни - желая добраться до сути вещей и следуя логике, а порой и пытаясь спорить с ней, мы приходим к выводам, которых и не ждали…
Не подвели, вороные.
Обсуждения Так кто этот мир творит?
Можем сказать -- был акт Творения, и, конечно же, не руками из глины. Из Ничего? А вот что есть Ничто? Время? Пространство? Материя? Казалось бы простые понятия, в реальности -- тайна! Мне кажется, что Творение в чём-то подобно построению виртуальной реальности в компьютере. Наверное "Матрица" покою не даёт. Но время, вот это загадка!