Е. Литварь: Вы, когда говорите «Библия», что имеете в виду?
М. Лайтман: Я имею в виду Тора, Ветхий Завет. Иудейская, христианская и мусульманская цивилизации, все основаны на ней.
Представьте себе, если бы у человечества не было этой книги, которая говорит о духовных мирах, и человечество не стало бы трактовать её в образах нашего мира, то что бы тогда произошло? Люди были бы дикарями. Но, пытаясь в нашем мире отобразить то, что на самом деле происходит в духовном, они наш мир в чем-то возвысили, облагородили, дали ему какие-то принципы. Это все, только исходя из этой книги, из этого Завета.
Так что, нельзя говорить о том, что религии сделали в этом смысле плохую работу. Они тем самым двинули человечество вперед до нашего времени. Такая работа была произведена, хотя не всегда верно и хорошо, – инквизиции, всевозможные перегибы, но это уже накладка человеческих, эгоистических побуждений. Если бы не религии, человечество до сегодняшнего дня вполне могло бы "лазить по деревьям".
А откуда появились все эти идеалы, все эти требования к человеку? Мы видим в этой Книге: первые юридические документы по продаже и покупке земли, которые делал Авраам в Хевроне. Все эти передачи друг другу: наследство, обмен, купля, продажа, воспитание, культура, песни, как «Песнь Песней», и так далее. Все оттуда исходит, все. Ничего не создано в мире нового, что бы не было взято из этой книги.
Так что, говорить о том, что не надо соблюдать в нашем мире копию того, что есть в духовном мире, неверно. Если вы у меня спрашиваете: есть ли за это духовное вознаграждение и наказание, то я вам уже отвечал: вознаграждения и наказания духовного за это нет, оно следует только за развитие души. Там, где у человека есть свобода воли, за это его можно вознаграждать или наказывать, а здесь его свободы воли нет. Если мы посмотрим на это сверху: делает аборт, не делает, убивает, вознаграждает, то увидим, что люди подневольны, они так делают, потому что так обязаны сделать.
Е. Литварь: Несмотря на внутренние ощущения?
М. Лайтман: У них есть внутренние ощущения, будто они свободные. Возьмите маленького ребенка: он крутится по комнате и ему кажется, что все оставили его одного дома, что сейчас он свободен. А за ним на самом деле наблюдают, и все сделано так, чтобы он себе не навредил, или чему-то научился.
М. Санилевич: Если я на животном уровне в нашем мире буду соблюдать все, что написано в Торе, от этого духовного развития не будет, а также не будет за это наказаний и вознаграждений, но ничего плохого в этом нет, т.е. если в этом мире я соблюдаю законы: «Не желай жены ближнего», «не убивай, не воруй», то это же хорошо?
М. Лайтман: Конечно, хорошо. Представьте себе, если бы этих законов не было,– варвары шатались бы из угла в угол, всех бы убивали, грабили, насиловали. И что бы было в этом мире? Тьма. Если бы не было этих законов, нормального (так называемого «нормального») человеческого общежития, что бы было? А они именно оттуда и исходят.
Эти законы религии создали не просто так. По этой причине религии и существуют. Люди специально сорганизованы так для того, чтобы дать им программу правильного взаимодействия, относительно их эгоистического взаимодействия. Ведь поколение за поколением, которое читает и воспитывается на одних и тех же принципах, становится уже внутри себя таким образом запрограммировано. То есть у нас уже образуются внутренние логические связи между собой, мы уже не можем по-другому мыслить. Это книга, которая нас создала, родила нас таким образом. Мы рождаемся из поколения в поколение, прошедшими через эту книгу, как через матрицу, в определенной форме, и уже не можем мыслить по-другому. Мы этого даже не осознаем.
Когда начинаешь выходить в Высший мир и избавляться от этих стереотипов, тогда лишь начинаешь понимать, что вообще сделано в этом мире с помощью только одной Библии. Как она весь мир пропустила через себя в течение тысяч лет и сделала из человечества совершенно определенную массу, причем, сделала в ментальности, в ощущениях, в пониманиях, в связях, в решениях вопросов, все. Она просто нас взяла и сотворила. И это все сделала религия.
Хотя каббала и религия – это не одно и то же: они противоположны, но то, что сделала религия, надо отдать этому должное. Это было так запрограммировано свыше, что, пока люди находятся в изоляции от Высшего мира, религия должна их организовывать и толкать вперёд.
М. Санилевич: Какие-то рамки давать.
М. Лайтман: Нет, это рамки внутренние. У нас связи – в мозгу. Определения, чувства восприятия уже построены в соответствии с тем, как растолковывается в этой книге. Мы даже не представляем себе, как можно было бы сделать, если бы это было по-другому. То есть Библия, в этом отношении, дана нашему миру, присоединена к человеку, как внутренняя программа в компьютере, которая нас таким вот образом сделала. Мы от этого никуда не можем деться.
М. Санилевич: А что с людьми, которые живут не по этой книге?
М. Лайтман: Практически, они не живут, они остаются на том же уровне, на котором и существовали раньше - никакой жизни.
М. Санилевич: А как же философия, культура Китая?
М. Лайтман: Никакой философии, это нам кажется издали. Пройдите немножко глубже, и вы увидите, что ни буддизм, ни Древний Китай, ни Древняя Япония не принесли ничего, выходящего за рамки чисто животного тела, только дыхание, всевозможные упражнения, и все.
М. Лайтман: Я имею в виду Тора, Ветхий Завет. Иудейская, христианская и мусульманская цивилизации, все основаны на ней.
Представьте себе, если бы у человечества не было этой книги, которая говорит о духовных мирах, и человечество не стало бы трактовать её в образах нашего мира, то что бы тогда произошло? Люди были бы дикарями. Но, пытаясь в нашем мире отобразить то, что на самом деле происходит в духовном, они наш мир в чем-то возвысили, облагородили, дали ему какие-то принципы. Это все, только исходя из этой книги, из этого Завета.
Так что, нельзя говорить о том, что религии сделали в этом смысле плохую работу. Они тем самым двинули человечество вперед до нашего времени. Такая работа была произведена, хотя не всегда верно и хорошо, – инквизиции, всевозможные перегибы, но это уже накладка человеческих, эгоистических побуждений. Если бы не религии, человечество до сегодняшнего дня вполне могло бы "лазить по деревьям".
А откуда появились все эти идеалы, все эти требования к человеку? Мы видим в этой Книге: первые юридические документы по продаже и покупке земли, которые делал Авраам в Хевроне. Все эти передачи друг другу: наследство, обмен, купля, продажа, воспитание, культура, песни, как «Песнь Песней», и так далее. Все оттуда исходит, все. Ничего не создано в мире нового, что бы не было взято из этой книги.
Так что, говорить о том, что не надо соблюдать в нашем мире копию того, что есть в духовном мире, неверно. Если вы у меня спрашиваете: есть ли за это духовное вознаграждение и наказание, то я вам уже отвечал: вознаграждения и наказания духовного за это нет, оно следует только за развитие души. Там, где у человека есть свобода воли, за это его можно вознаграждать или наказывать, а здесь его свободы воли нет. Если мы посмотрим на это сверху: делает аборт, не делает, убивает, вознаграждает, то увидим, что люди подневольны, они так делают, потому что так обязаны сделать.
Е. Литварь: Несмотря на внутренние ощущения?
М. Лайтман: У них есть внутренние ощущения, будто они свободные. Возьмите маленького ребенка: он крутится по комнате и ему кажется, что все оставили его одного дома, что сейчас он свободен. А за ним на самом деле наблюдают, и все сделано так, чтобы он себе не навредил, или чему-то научился.
М. Санилевич: Если я на животном уровне в нашем мире буду соблюдать все, что написано в Торе, от этого духовного развития не будет, а также не будет за это наказаний и вознаграждений, но ничего плохого в этом нет, т.е. если в этом мире я соблюдаю законы: «Не желай жены ближнего», «не убивай, не воруй», то это же хорошо?
М. Лайтман: Конечно, хорошо. Представьте себе, если бы этих законов не было,– варвары шатались бы из угла в угол, всех бы убивали, грабили, насиловали. И что бы было в этом мире? Тьма. Если бы не было этих законов, нормального (так называемого «нормального») человеческого общежития, что бы было? А они именно оттуда и исходят.
Эти законы религии создали не просто так. По этой причине религии и существуют. Люди специально сорганизованы так для того, чтобы дать им программу правильного взаимодействия, относительно их эгоистического взаимодействия. Ведь поколение за поколением, которое читает и воспитывается на одних и тех же принципах, становится уже внутри себя таким образом запрограммировано. То есть у нас уже образуются внутренние логические связи между собой, мы уже не можем по-другому мыслить. Это книга, которая нас создала, родила нас таким образом. Мы рождаемся из поколения в поколение, прошедшими через эту книгу, как через матрицу, в определенной форме, и уже не можем мыслить по-другому. Мы этого даже не осознаем.
Когда начинаешь выходить в Высший мир и избавляться от этих стереотипов, тогда лишь начинаешь понимать, что вообще сделано в этом мире с помощью только одной Библии. Как она весь мир пропустила через себя в течение тысяч лет и сделала из человечества совершенно определенную массу, причем, сделала в ментальности, в ощущениях, в пониманиях, в связях, в решениях вопросов, все. Она просто нас взяла и сотворила. И это все сделала религия.
Хотя каббала и религия – это не одно и то же: они противоположны, но то, что сделала религия, надо отдать этому должное. Это было так запрограммировано свыше, что, пока люди находятся в изоляции от Высшего мира, религия должна их организовывать и толкать вперёд.
М. Санилевич: Какие-то рамки давать.
М. Лайтман: Нет, это рамки внутренние. У нас связи – в мозгу. Определения, чувства восприятия уже построены в соответствии с тем, как растолковывается в этой книге. Мы даже не представляем себе, как можно было бы сделать, если бы это было по-другому. То есть Библия, в этом отношении, дана нашему миру, присоединена к человеку, как внутренняя программа в компьютере, которая нас таким вот образом сделала. Мы от этого никуда не можем деться.
М. Санилевич: А что с людьми, которые живут не по этой книге?
М. Лайтман: Практически, они не живут, они остаются на том же уровне, на котором и существовали раньше - никакой жизни.
М. Санилевич: А как же философия, культура Китая?
М. Лайтман: Никакой философии, это нам кажется издали. Пройдите немножко глубже, и вы увидите, что ни буддизм, ни Древний Китай, ни Древняя Япония не принесли ничего, выходящего за рамки чисто животного тела, только дыхание, всевозможные упражнения, и все.
Обсуждения Роль библии в формировании морального облика человечества