Но, по ее словам, самым главным было то, что после длительного периода, проведенного в джунглях, и пристального изучения обезьян, Гудолл начала понимать их, воспринимать их ощущения. Она обнаружила, до какой степени обезьяны чувствуют природу и живут любовью, которая в ней кроется.
В наши дни, когда личность и общество сталкиваются с многочисленными трудностями, в мире ширится новое веяние, обретающее все больше последователей, – возврат к природе. Его приверженцы видят в нем панацею от всех бед и надеются, что на этом пути их ждут перемены к лучшему. По их мнению, образ жизни оторванных от цивилизации племен подтверждает: чем ближе человек к природе, к своим корням, тем легче ему ощущать природную силу любви, легче жить в мире с самим собой.
Однако какими бы приятными и волнующими ни были бы эти впечатления, мы ведем речь не о таком равновесии. Человеку определены значительно более высокие уровни развития. Природа не зря выгнала нас из пещер и джунглей, заставив создать человеческое общество со всеми необходимыми механизмами, общество, где царит разобщенность, где мы неспособны выносить присутствие ближнего… Именно в этом обществе нам нужно создать равновесие между собой, используя в качестве «рычага» эгоизм.
Сам по себе «возврат к природе» может стать интересным опытом, однако он не поможет нам решить проблемы современности коренным образом. Надо искать и устранять причину этих проблем на человеческом уровне развития.
Наука каббала, изучающая основы мироздания и его законы, утверждает, что природа не позволит нам умалить свой эгоизм.
Подтверждением тому служат, например, китайская или индийская культуры, которым удавалось удерживать общественный эгоизм на низком уровне лишь до определенного этапа. Сегодня мы наблюдаем, как рушатся искусственные заслоны: в рекордные сроки прорвав брешь в традиционных устоях, люди присоединились к мировой гонке за богатством и властью.
Для того чтобы на человеческом уровне прийти к равновесию с природой, нам следует изучить самих себя в рамках существующего общества, где каждый из нас помышляет лишь о собственном благополучии, и все наши взаимоотношения с ближними преследуют одну только личную выгоду. В желании хоть немного улучшить свою жизнь мы согласились бы на то, чтобы ненужные нам люди просто исчезли, растворились.
Ни одно создание природы не способно относиться к окружающим с намерением причинять им вред, грабить и использовать их. Только человек может удовлетворяться притеснением окружающих и наслаждаться их страданиями.
Известное изречение гласит, что пройти мимо сытого льва намного безопаснее, чем мимо сытого человека…
Такое потребительское отношение к ближнему вызывает дисбаланс, несоответствие между нами и общим законом природы, законом альтруизма. В эгоистическом стремлении вознестись над окружающими, насладиться за их счет, отгородиться от них и кроется источник наших страданий.
Пусть мы незнакомы с теми или иными законами природы, однако от этого ничего не меняется: они по-прежнему воздействуют на нас, являясь абсолютными и незыблемыми. Если кто-то нарушил закон природы, уже само его нарушение становится фактором воздействия и обязывает человека вернуться к соблюдению «правил игры».
С помощью науки мы открыли огромное количество законов природы, действующих на неживом, растительном и животном уровне, включая наше тело. Однако мы ошибочно полагаем, что на человеческом уровне, в сфере взаимоотношений, абсолютных законов нет.
Это заблуждение вызвано тем, что несоблюдение законов на физическом уровне вызывает явные отрицательные последствия, а вот на уровне взаимоотношений нам открывается совсем другая картина: «…при нарушении закона о благе общества кара не постигает нас на месте. Наоборот, наказание приходит косвенно, и потому закон этот не соблюдается как положено. И что удивительно: природа, как компетентный судья, наказывает нас, принимая во внимание наше развитие. Ведь мы видим, что чем дальше развивается человечество, тем больше наши бедствия.
Учитывая те бедствия, которые мы претерпеваем в настоящем, нужно также принять в расчет опасности, грозящие нам в будущем. Следует сделать из этого верный вывод о том, что природа, в конце концов, победит нас, и все вместе мы обязаны будем сообща выполнять ее законы в полной мере, которая от нас требуется» (Бааль Сулам, статья «Мир»).
Это не очередной философский или социальный апокалипсис – это наше реальное будущее, которое делаем мы с вами. Каббала говорит о том, что не стоит ждать, когда под воздействием понуждающих сил мы должны будем перейти
к следующему общественному строю. Эти воздействия могут оказаться ужасающими. Поэтому методика каббалы, позволяющая увидеть постоянный, беспрерывный ход духовного развития, сегодня особенно необходима нам для раскрытия сил, которые воздействуют на нас. Это позволит нам увидеть будущую картину мира как в ее хорошем, так и в плохом «исполнении». Не только увидеть, но и избежать негативного варианта.
Подводя итоги, следует сказать, что физическое возвращение к природе не имеет отношения к процессу уравновешивания с ней на социальном уровне. Такая «реверсия» может только временно отвлечь наше внимание от острой необходимости поиска баланса на уровне взаимоотношений.
Однако какими бы приятными и волнующими ни были бы эти впечатления, мы ведем речь не о таком равновесии. Человеку определены значительно более высокие уровни развития. Природа не зря выгнала нас из пещер и джунглей, заставив создать человеческое общество со всеми необходимыми механизмами, общество, где царит разобщенность, где мы неспособны выносить присутствие ближнего… Именно в этом обществе нам нужно создать равновесие между собой, используя в качестве «рычага» эгоизм.
Сам по себе «возврат к природе» может стать интересным опытом, однако он не поможет нам решить проблемы современности коренным образом. Надо искать и устранять причину этих проблем на человеческом уровне развития.
Наука каббала, изучающая основы мироздания и его законы, утверждает, что природа не позволит нам умалить свой эгоизм.
Подтверждением тому служат, например, китайская или индийская культуры, которым удавалось удерживать общественный эгоизм на низком уровне лишь до определенного этапа. Сегодня мы наблюдаем, как рушатся искусственные заслоны: в рекордные сроки прорвав брешь в традиционных устоях, люди присоединились к мировой гонке за богатством и властью.
Для того чтобы на человеческом уровне прийти к равновесию с природой, нам следует изучить самих себя в рамках существующего общества, где каждый из нас помышляет лишь о собственном благополучии, и все наши взаимоотношения с ближними преследуют одну только личную выгоду. В желании хоть немного улучшить свою жизнь мы согласились бы на то, чтобы ненужные нам люди просто исчезли, растворились.
Ни одно создание природы не способно относиться к окружающим с намерением причинять им вред, грабить и использовать их. Только человек может удовлетворяться притеснением окружающих и наслаждаться их страданиями.
Известное изречение гласит, что пройти мимо сытого льва намного безопаснее, чем мимо сытого человека…
Такое потребительское отношение к ближнему вызывает дисбаланс, несоответствие между нами и общим законом природы, законом альтруизма. В эгоистическом стремлении вознестись над окружающими, насладиться за их счет, отгородиться от них и кроется источник наших страданий.
Пусть мы незнакомы с теми или иными законами природы, однако от этого ничего не меняется: они по-прежнему воздействуют на нас, являясь абсолютными и незыблемыми. Если кто-то нарушил закон природы, уже само его нарушение становится фактором воздействия и обязывает человека вернуться к соблюдению «правил игры».
С помощью науки мы открыли огромное количество законов природы, действующих на неживом, растительном и животном уровне, включая наше тело. Однако мы ошибочно полагаем, что на человеческом уровне, в сфере взаимоотношений, абсолютных законов нет.
Это заблуждение вызвано тем, что несоблюдение законов на физическом уровне вызывает явные отрицательные последствия, а вот на уровне взаимоотношений нам открывается совсем другая картина: «…при нарушении закона о благе общества кара не постигает нас на месте. Наоборот, наказание приходит косвенно, и потому закон этот не соблюдается как положено. И что удивительно: природа, как компетентный судья, наказывает нас, принимая во внимание наше развитие. Ведь мы видим, что чем дальше развивается человечество, тем больше наши бедствия.
Учитывая те бедствия, которые мы претерпеваем в настоящем, нужно также принять в расчет опасности, грозящие нам в будущем. Следует сделать из этого верный вывод о том, что природа, в конце концов, победит нас, и все вместе мы обязаны будем сообща выполнять ее законы в полной мере, которая от нас требуется» (Бааль Сулам, статья «Мир»).
Это не очередной философский или социальный апокалипсис – это наше реальное будущее, которое делаем мы с вами. Каббала говорит о том, что не стоит ждать, когда под воздействием понуждающих сил мы должны будем перейти
к следующему общественному строю. Эти воздействия могут оказаться ужасающими. Поэтому методика каббалы, позволяющая увидеть постоянный, беспрерывный ход духовного развития, сегодня особенно необходима нам для раскрытия сил, которые воздействуют на нас. Это позволит нам увидеть будущую картину мира как в ее хорошем, так и в плохом «исполнении». Не только увидеть, но и избежать негативного варианта.
Подводя итоги, следует сказать, что физическое возвращение к природе не имеет отношения к процессу уравновешивания с ней на социальном уровне. Такая «реверсия» может только временно отвлечь наше внимание от острой необходимости поиска баланса на уровне взаимоотношений.
Обсуждения Равновесие с природой