Пять ключей к пониманию

Язык ненасилия

Любовью и ненасилием действительно можно добиться целей, недостижимых никаким иным способом. Однако ненасилие может быть эффективным лишь тогда, когда те, против кого оно направлено, также не лишены нравственного чувства.
Пять ключей к пониманию
Хотя Уинстон Черчилль и высмеивал Ганди, называя его «полуголым факиром», правящая элита Британии не могла спокойно отдавать приказы об убийстве безоружных людей, участвовавших в кампаниях неповиновения. В то же время ненасилие бесполезно в отношении тех, к чьей морали апеллировать бессмысленно, и об этом необходимо помнить.

Идеализм на практике

Идеализм и вера в изначальное благородство человеческой природы не исключают определенного практицизма. В случае когда абсолютная победа невозможна, разумный компромисс предпочтительней бескомпромиссной борьбы. Вместе с тем Ганди всегда подчеркивал: чем больше людей научится ненасилию (а ему вполне можно научиться, потому что тяга к добру заложена в каждом человеке), тем больше вероятность, что злоба и вражда уйдут из мира и он изменится к лучшему.

Быть неравнодушным

Ганди настаивал на том, что сатьяграха не имеет ничего общего с пассивностью, и не любил, когда его учение называли «пассивным сопротивлением». Апатию и равнодушие он считал самыми опасными врагами человека и однажды в сердцах заметил, что равнодушие хуже насилия. И правда, апатичному человеку все безразлично, а это значит, что переубедить его и обратить к добру намного сложнее, чем того, кто совершил насилие, повинуясь своим порывам и страстям.

Учиться у женщин

Ненасилие, безусловно, требует мужества, но мужества особого толка — начисто лишенного агрессии. Ганди отмечал, что такого рода мужество чаще присуще женщинам, ориентированным в первую очередь на сохранение имеющихся ценностей, чем мужчинам, нацеленным на завоевание нового. Поэтому он призывал своих сторонников не бояться обвинений в женской слабости и учиться стойкости и терпению у слабой половины человечества.

Избегать шантажа

Учение о ненасилии должно применяться с осторожностью, поскольку в нем таятся свои подвохи. Самый серьезный заключается в том, что очень сложно определить, когда добровольное страдание перестает быть апелляцией к нравственному чувству оппонента и превращается в осознанный шантаж, то есть в форму психологического насилия. Ганди понимал эту опасность и предупреждал о ней, однако настаивал на том, что справиться с ней человек может только самостоятельно, исходя из собственных чувств.
×

По теме Пять ключей к пониманию

5 ключей к пониманию

Два слоя жизни Наряду с повседневной, привычной, рутинной жизнью существует...
Журнал

К пониманию исторической судьбы еврейского народа

Авторы нередко снабжают свои книги, в дополнение к основному тексту...
Журнал

От свободы выбора - к пониманию кармической ответственности

Я считаю, что у нас больше демоническая, нежели человеческая цивилизация. Она...
Журнал

Судьба и Карма: ключи к пониманию новой тайны жизни

Судьба и Карма оказывают непосредственное влияние на нашу жизнь. Судьба...
Журнал

Махаяна. Хинаяна. Пять Накоплений Захваченностей

Прежде всего я показал вам, что процесс духовной йогической практики в Махаяне...
Журнал

Пять пран

Концепция жизненной силы занимает центральное положение во всех древних...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Полезные сладости, которые не повредят зроровью
За активным умом есть неизменный фон осознания