Философия архитектуры. Пространство

Размышления о пространстве, претендующие на научность, впервые появляются в античности. Мысли о том, что представляет собой данное понятие и каков его онтологический статус, были представлены философами элейской школы. Собственно говоря, дискуссии на тему бытия, впервые находим тоже именно у них.
Философия архитектуры. Пространство
Понятие бытия предстает у элеатов в "теоретически рефлектированной форме" [10], но оно составляет центр всего философского учения данной школы. Бытие есть, а небытия нет – провозглашает Парменид. Самое интересное, что основным критерием бытийности у мыслителя выступает именно пространство. С точки зрения Парменида, "все, о чем можно мыслить, разделяется на "бытие" и "небытие". Бытие – пространственно, протяженно, небытие лишено пространственности и протяженности, оно не существует. Бытие "в себе" пространственно, но оно вечно и неподвижно. Пространство, таким образом, рассматривается, как нечто объективное, но вместе с тем, оно лишено самостоятельного существования" [11]. Иными словами, пространство не мыслится представителями элейской школы без бытия, собственно, как и мысль о бытии не возникает у них без апелляции к понятию пространства. Пространство для элеатов – категория исключительно онтологическая.

Не будет ошибкой, если мы скажем, что размышления о пространстве не выходят за сферу онтологии на протяжении всей античной формации. Безусловно, идет пересмотр самого понятия пространства, но остается неизменной его взаимосвязь с категорией бытия. Так "переосмыслив тезис элеатов о том, что бытие едино, Левкипп и Демокрит объявляют бытием атомы, а небытием пустоту" [12]. Но атомы существуют не просто так. Они даны в "разделяющей их пустоте" [13], то есть в неком пространстве.

"Интерпретацию пространства как "пустоты", тезис о невозможности движения без пространства, понимаемого, как пустота, многие философы и натурфилософы в течение последующих столетий воспринимали как необходимое и вполне естественное допущение" [14]. Последнее из таких четко сфорулировал Тит Лукреций Кар в своей поэме "О природе вещей": "Если ж пространство иль место, что мы пустотой называем, не было б вовсе, тела не могли бы нигде находиться и не могли б никуда двигаться так же различно" [15].

Противоположный подход к решению проблемы обоснования возможности движения и, соответственно, к онтологической интерпретации категории пространства, был развит в учении Анаксагора. Он одним из первых предпринял попытку сформулировать те физические принципы, на основании которых можно было бы дать объяснения наблюдаемым явлениям. "Для него пространство – это пространственное бытие, тела, обладающее протяженностью. Пространство у Анаксагора оказывается неотделимым от особого рода "стихии" (материальной субстанции), которая везде проникает и все объемлет" [16]. Пространство для философа – не пустота. Оно есть причина материальной субстанции.

Интересный подход в своем творчестве демонстрирует Аристотель. Понятие пространства он анализирует через понятие места. Последнее же он определяет как то, что охвачено подвижной границей объемлющего тела: "Тело, снаружи которого находится какое-либо другое объемлющее его тело, находится в некотором месте. Тело, у которого этого нет – не находится" [17]. Таким образом, мы видим, что Аристотель придерживался концепции, впоследствии получившей название "реляционной", при которой категория пространства интерпретировалась через понятия о взаимном расположении тел. Таким образом, он как бы расширяет границы узкого взгляда на проблему пространства. Понятие места он связывает с представлениями о двух телах, одно и которых ("объемлющее") является необходимым условием для второго ("объемлимого"). Таким образом, определяя сущность места, пространства, Аристотель отвечает не только на вопрос "Существуют ли вещи?". Он пытается ответить на вопрос "Как они существуют?", "Относительно чего они существуют?".

Реляционная концепция пространства была доминирующей в эпоху античности. Пространство мыслилось неотъемлемым компонентом идеи космоса – представления о Мире, как об упорядоченной и целостной структуре. Подобные взгляды особым образом выразились в философии Евклида. Переосмыслив реляционную концепцию пространства, он делает выводы о непрерывности неограниченности и трехмерности пространства. Для него "пространство – это то, что состоит из точек, прямых, плоскостей, геометрических фигур и геометрических тел. В пространстве самом по себе отсутствует какая-либо структура, какая-либо неэквивалентность различных точек ли различных направлений; свойства фигуры не изменяются, как бы мы не перемещали данную фигуру пространстве" [18]. Таким образом, Евклид выводит понятие пространства из узко теоретических рамок. Пространство становится реально измеримым, а, следовательно, появляется попытка осмысления его искусственного конструирования. Пространство для греков становится реальным местом, средой жизни и существования. Научное познание было направлено в равной степени как на то, "чтобы постигнуть устройство всей природы, чтобы рациональным путем объяснить и понять ее во всей целостности, и на то, как провести тоннель, как правильно разделить землю на равные участки" [19]. Пространство есть не только способ существования бытия в чистом виде, но и бытия каждого отдельного индивида, бытия окружающих его предметов.[/19][/18][/17][/16][/15][/14][/13][/12][/11][/10]
×

По теме Философия архитектуры. Пространство

Философия архитектуры

Философия архитектуры – возможность взглянуть иначе на окружающие нас очертания...
Журнал

Пространство время

Итак, Время, по мнению большинства, постоянно и непрерывно всегда и везде, оно...
Журнал

Священное пространство сердце

Более тридцати лет ангелы ведут меня в искусстве понимать и жить внутри тела...
Журнал

Пространство сотворенное

Понятие бытия, как оно рассматривалось в древнегреческой философии, оказало...
Журнал

Реальное пространство

Неоднородность категории пространства нетрудно проследить в философии Гегеля. С...
Журнал

Пространство любви

Вибрации Любви (имеется в виду божественная Любовь, а не обычные любовные...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы