Цигун и философия тесно связаны друг с другом. Гимнастика цигун ркуоводствуется философской теорией, а развитие цигун стимулирует развитие философии. Чтобы лучше понять соотношение цигун с филосо- фией, кратко расскажем о китайском цигуне и попытаемся разобраться в его сущности.
Цигун является древней китайской системой, направленной на укрепление здоровья и лечение заболеваний. Цигун существует уже более 6 тысяч лет.
Первый китайский правитель - император Фу Си был большим мас- тером цигуна. Именно он создал известные всему миру "8 триграмм" (багун) и написал первую в Китае книгу - "И Цзин". После императо- ра Фу Си император Вэнь Ван во время династии Чжоу (3-76) продол- жал изучать цигун и работать над каноном "И Цзин".
В настоящее время "И Цзин" и "8 триграмм" составляют главную основу цигун. В течение тысячи лет многие системы и школы из дру- гих стран попадали в Китай, где на них оказывалось влияние со сто- роны местных школ. Ныне в Китае цигун подразделяется на даосский, буддийский, конфуцианский, медицинский, воинский, тибетский, шао- линьский, уданский и другие.
В каждой системе работают выдающиеся представители - врачи, философы, спортсмены, воины, учёные, долгожители. В их числе - знаменитый физик Цянь Сюэсэнь, а также известный мастер Янь Синь.
В настоящее время в Китае более 60 млн. человек занимаются цигун, многие из которых на личном опыте убедились в его эффектив- ности и действенности.
Интенсивный материал о цигун содержат книги "Очерк цзинминс- кой религии" (написана даосом Сюй Сюнем), "Секретные правила Шао- линя" (изданная в 1915 году) и "Главный сборник Ушу" (изд. в 1929 году).
Мастера цигуна считают, что он есть соединение работы сердца и тела. Работа с сердцем означает работу со всем духом и мыслью человека. Работа с телом - это работа с энергией при помощи мысли. Внутренняя работа с духом, мыслью и энергией означает работу со светом, теплотой и силой.
Энергия человека состоит из трёх элементов. До появления на свет человек живёт в утробе матери и впитывает энергию родителей. После рождения он начинает извлекать энергию "ци" из пищи. Достиг- нув зрелого возраста, человек растрачивает свою начальную жизнен- ную энергию, а после того, как она исчерпывается совсем, он умира- ет.
Занимаясь цигун, человек впитывает энергию неба, земли и сое- диняет их в себе в области нижний даньтянь. Тем самым, согласно даосской концепции, он взращивает в себе пилюли долголетия и бес- смертия.
Начальная энергия у человека возникает из "цзин", который приобретается из семени отца и яйцеклетки матери. Поэтому началь- ная энергия человека приобретена и превращена из половой системы матери и называется энергией "юань-шэнь". Она наполняет всё тело человека и прндставляет врождённую, невидимую материю, играющую черезвычайно важную роль в жизнедеятельности человека. В процессе занятий цигун "цзин" превращается в энергию "ци", энергия "ци" превращается в "шэнь" (дух), а шэнь возвращается к пустоте. Таким образом регулируется равновесие между мужским и женским началами "Ян" и "Инь" в организме человека и соответственно между организ- мом и природой.
В настоящее время школы цигун в Китае можно классифицировать следующим образом.
Во-первых, по форме движения цигун разделяют на статический, динамический и смешанный. В процессе занятий динамическим цигуном человек совершает внешнюю работу с сосудами, костями, мускулами и внутреннюю работу с "цзин", энегией "ци" и "шэнь" духом.
Основным в статическом цигуне является расслабление, покой, естественность, которые позволяют занимающимся полностью войти в состояние медитации, чтобы успешно работать с "цзин", "ци" и "шэнь". Смешанный вид цигун обозначает соединение статического ци- гуна с динамическим и требует от занимающегося "внешней динамич- ности и внутренней статичности", т. е. "внешнее движение и внут- ренний покой".
Во-вторых, по степени твёрдости цигун разделяется на жёсткий и мягкий.
Например, разбивание предметов, удержание очень тяжёлых пред- метов - всё это жёсткий цигун, а когда человек стоит на двух яйцах или пустых коробках спичек, танцует на осколках разбитых стёкол босиком, качается на бумажных лентах или энергией "ци" лечит бо- лезни и развивает умственные способности - всё это относится к ка- тегории мягкого цигун.
В-третьих, по использованию цигун можно разделить на сидячий, стоячий и лежачий. Заниматься цигун можно также во время бега, ходьбы.
В-четвёртых, цигун по происхождению бывает даосский, буддий- ский, воинский, медицинский и др.
В области классической китайской философии действует теория о "едином", согласно которой энергия "ци" является первоначальной материей, создающей все вещества вселенной. Так, например, извест- ный китайский философ-материалист Ван Чжун (династия Цзин) утверж- дал, что возникновение всех веществ зависит от начальной энергии Юань-ци, без которой все вещества были бы смутными и размытыми. Это значит, что все вещества производятся и возникают из начальной энергии юань-ци. Движение начальной энергии юань-ци разделяется на мужское и женской начала (ян и инь).
"Инь ци" неподвижно, статично, а "ян ци" подвижно и динамич- но. Эта невидимая и бесформенная материя в дальнейшем ещё глубже меняется и развивается, вследствие чего статичное становится более статичным и неподвижным. Дойдя до граничного предела, статичное превращается в подвижное, таким образом из "инь" рождается великая "инь" и молодой, зарождающийся "ян", т. е. "тай ян" и "шаоян".
В мужском начале содержится женское, а в женском - мужское, т. е. в "ян" есть "инь", а в "инь" есть "ян". Динамичное начало становится ещё динамичнее и подвижнее, а достигнув крайнего преде- ла стремится к статичному состоянию, так что из "ян" рождается ве- ликий "ян" и молодая "инь", т. е. "тай ян" и "шао инь". Все эти четыре состояния (тай инь, шао ян, тай ян, шао инь) представляют собой невидимые, бесформенные материи - ци-энергию. При определён- ных условиях энергия "тай инь" сосредотачивается и собирается, тем самым приобретая определённую форму, а энергия "тай ян" меняется и оформляется в качестве свойства вещей, таким образом "форма" и "свойство", соединяясь, превращаются в оформленные вещества и предметы. Энергии "шао ян" и "шао инь", сосредоточенные и собран- ные, превращаются в особую, своеобразную энергию, связанную с конкретным и определённым веществом или предметом.
При определённых условиях происходит соединение и пересечение энергий, тем самым рождаются в космосе и вселенной оформленные ве- щества. Философы древнего Китая использовали теорию о "единой" в области китайской медицины и цигун, выдвинув при этом тезис о том, что человек был создан и сформирован энергией - ци. Они считали, что энергия ци представляет собой основную материю, создавшую че- ловека, т. е. энергия ци есть источник и корень жизненности чело- века, и если корень гниёт, то ствол и ветви сохнут.
"Чжень ци" (истинная энергия) приобретается из неба или кос- моса и вместе с энергией, приобретённой из пищи и питья, наполняет человеческое тело, жизнь которого полностью зависит от этой энер- гии. Когда энергия "ци" собрана и сосредоточена, она тем самым оформлена, а когда "ци" исчезает, то форма становится безжизнен- ной. То есть без энергии "ци" и "шэнь" (дух) внешняя форма ещё мо- жет существовать, однако жизни будет положен конец. Медики и врачи древнего Китая считали, что энергия в человеке - это основная ма- терия, возникающая из внутренних органов, происходящая по каналам и кровеносным сосудам, питающая всё тело человека и защищающая че- ловека от разных заболеваний.
Приобретённая от родителей энергия "юань-шэнь", значительная часть которой концентрируется в почках человека, совместно с энер- гией "ци", полученной из пищи и из лёгких, создают человека.
"Чжень-ци" (истинная энергия) представляет собой основу живой материи, наполняет всё тело человека и позволяет его органам вы- полнять свои истинные функции. "Чжень-ци" вместе с кровью течёт в каналах "цзин ло", превращается в питательную энергию и выполняет функцию питания крови и всех органов. Когда проходящая по сосудам и каналам энергия "чжень-ци" выходит наружу, она начинает выпол- нять функцию защиты человеческого организма и теперь называется "вэй-ци" (охранительная ци).
Существующая в груди энергия, называемая "цзун-ци", содейс- твуя течению и движению крови к сердцу, вместе с тем стимулирует проникновение её между внутренними органами. Занимаясь цигун, при помощи мысли или бессознательно мы воздействуем на внутреннюю энергию в человеке для того, чтобы она благополучно проходила по каналам. В источниках, относящихся к периоду Чжань-го (воинствую- щих государств) в "Записи Юйпэй о циркуляции энергии" написано что движение ци - это процесс циркуляции, когда при глубоком и обиль- ном дыхании энергия накапливается, потом она идёт вниз до опреде- лённой области, и останавливаясь там, смешивается. Когда энергия стремится соединиться с небом, то она движется вверх (этот процесс называется "щинь" - сердце), а когда она стремится соединиться с землёй, то идёт вниз (этот процесс называется "дзин").
Внутренний "ци" у человека обладает определёнными электромаг- нитными свойствами. В 1978 году мастер по цигун Ли Хоулиэн, рабо- тающий в шанхайском институте по китайской медицине, вместе с Гу Ханьсэном, работающем в атомно-ядерном институте, в ходе совмест- но проводимого эксперимента выявили, что энергия, испускаемая мас- тером цигун, была зарегистрирована как инфракрасное излучение, мо- дулированное низкочастотной флуктуацией. Глубина модуляции достиг- ла 80%, а у обычного человека в обычном состоянии она не превышает 15%.
Гу Ханьсэн при помощи установок для проверки приращения ста- тического электричества на месте, где испускается энергия масте- ром по цигун, зарегистрировал приращение зарядов в порядке 10^-14 - 10^-13 кулона, а интеграл сигналов был равен 100 тыс. 1 мин. эл.
Когда мастер Лю Цзинтан испускал ци из головы, другой человек ударил ему по голове стальной плиткой толщиной 4 мм, шириной 5 см, длиной 68 см. При этом стальная плитка сразу же согнулась, а голо- ва мастера была цела. Он даже не почувствовал боли в голове. Дан- ные, зарегистрированные прибором, основанным на магнитодиоде, по- казали, что точка "байхуэй" у Лю Цзинтана излучает сильные магнит- ные сигналы. В 1985 году Ван Сюби в сотрудничестве с коллегами проводил эксперименты по цигун. Они обнаружили, что в ходе испус- кания ци мастер по цигуну может испускать электромагнитную волну частотой 1036 MHz, мощностью 650 W. Было ещё доказано, что излуча- емая мастером энергия ци может привести к биореакции, вызывающей увеличение плотности электрического заряда на поверхности эритро- цитов, ускорение электрофореза, усиление эластичности и подвижнос- ти клеточной оболочки.
Энергия ци отличается от воздуха и кислорода. Это особое об- разование в человеческом организме, являющееся основой его жизни.
Для изучающих цигун определённый интерес представляет диалек- тика статических и динамических упражнений. Без динамичности нет статичности, без статичности нет динамичности. Динамичность и ста- тичность при определённых условиях могут изменяться и превращаться друг в друга.
Статические упражнения в цигун способны активно стимулировать потенциальные силы и умственные способности человека. Однако абсо- лютизация статических упражнений может привести к "болезни цивили- зации", т. е. мускулы ослабнут, нарушится их основная функция, на- рушится регуляция. В системе вегетативных процессов значительно ослабнет иммунитет против различных болезней.
В свою очередь динамические упражнения усиливают мышечную энергию человека, способствуют усилинию иммунитета. Однако в срав- нении со статическими упражнениями динамические упражнения недос- таточно активизируют энергию ци, цзин и шэнь.
К тому же, занимаясь только динамическими упражнениями, чело- век может выйти из себя и в бессознательном состоянии вести себя не так, как он того хочет, что может в дальнейшем довести его до нежелательного результата. Поэтому лишь диалектически сочетая ста- тические и динамические упражнения можно эффективно работать с внутренней энергией ци и шэнь.
В процессе занятий статическими упражнениями движение энергии ци способствует непрерывному расширению кровеносных сосудов, уси- лению деятельности кишечника и желудка, ускорению подъёма и пони- жения электрофореза. Занимаясь статическими упражнениями, человек в то же время стремится к движению, которое выражается в желании прыгать, двигаться, даже танцевать.
Такого состояния не следует остерегаться, ибо всё должно про- текать естественно, лишь бы в душе был покой, а во всём теле - расслабленность. Когда динамические упражнения достигают крайнего предела, то у человека опять возникает потребность в статическом состоянии и ему уже не хочется прыгать и танцевать. Покой в сердце непременно приводит к статичности и балансу.
Таким образом, дойдя до крайнего предела, и динамичность, и статичность превращаются в свою противоположность, т. е. между ни- ми существует диалектический взаимопереход. Однако некоторые люди стремятся к разрыву между статическими и динамическими упражнения- ми. Одни настаивают на статических упражнениях, считая, что лишь они являются упражнеениями высокого уровня, а другие занимаются лишь динамическими упражнениями, считая, что жизнь зависит от дви- жения. Учёные и философы в древнем Китае критиковали подобный од- нофонный подход. Например, философ и медик даосской школы Го Хун (династия Цзин) критиковал две большие школы цигун: "Утраты и по- лучения" (ту на) и систему "Сгибания и вытягивания". Обе они носи- ли одностороннмй подход, в то время как Го Хун отстаивал метод со- единения двух систем упражнений в одну.
В процессе занятий цигун некоторые люди могут посредством внутреннего взора увидеть свой организм изнутри, т. е. свои кости, кровеносные сосуды, каналы (цзин ло). Они могут увидеть внутренние органы других людей, определить состояние их здоровья, указать очаги болезней.
Цигун открывает человеку новый путь к исследованию самого се- бя, изучению сущности жизни, её тайных и скрытых законов.
Цигун даёт новый опыт по познанию функций мозга человека. Американский медик - доктор Crepely путём многочисленных экспери- ментов доказал, что умственные способности человека тесно связяны с биоэлектрической деятельностью клеток мозга.
Доказано, что в процессе занятия цигун с мозговыми клетками происходят биоэлектрические изменения, усиливается биополе чело- веческого тела, осуществляется непосредственный контакт между ко- рой и подкоркой мозга.
При помощи регулирования вегетативной системы и лимфы активи- зируются биохимические процессы в человеческом организме. Особенно хорошим видом упражнений, способствующим вхождению в полную меди- тацию и развитию творческих способностей являются статические уп- ражнения. В одном из американских университетов для аспирантов, претендующих на докторскую степень, были введены занятия по цигун. В результате проведённого эксперимента аспирантами отмечалось, что занятия цигун благотворно повлияли на продуктивность их творческой деятельности.
Управляя посредством мысли энергией ци, мастера цигун способ- ны лечить различные заболевания, изменять своей энергией структу- ру элементов воды, снимать опухоли с тела больных и т. д.
Необыкновенные явления и факты, связанные с цигун и привле- кавшие к нему на протяжении столетий медиков, философов, естест- венников требуют дальнейшего исследования этого удивительного фе- номена.
Первый китайский правитель - император Фу Си был большим мас- тером цигуна. Именно он создал известные всему миру "8 триграмм" (багун) и написал первую в Китае книгу - "И Цзин". После императо- ра Фу Си император Вэнь Ван во время династии Чжоу (3-76) продол- жал изучать цигун и работать над каноном "И Цзин".
В настоящее время "И Цзин" и "8 триграмм" составляют главную основу цигун. В течение тысячи лет многие системы и школы из дру- гих стран попадали в Китай, где на них оказывалось влияние со сто- роны местных школ. Ныне в Китае цигун подразделяется на даосский, буддийский, конфуцианский, медицинский, воинский, тибетский, шао- линьский, уданский и другие.
В каждой системе работают выдающиеся представители - врачи, философы, спортсмены, воины, учёные, долгожители. В их числе - знаменитый физик Цянь Сюэсэнь, а также известный мастер Янь Синь.
В настоящее время в Китае более 60 млн. человек занимаются цигун, многие из которых на личном опыте убедились в его эффектив- ности и действенности.
Интенсивный материал о цигун содержат книги "Очерк цзинминс- кой религии" (написана даосом Сюй Сюнем), "Секретные правила Шао- линя" (изданная в 1915 году) и "Главный сборник Ушу" (изд. в 1929 году).
Мастера цигуна считают, что он есть соединение работы сердца и тела. Работа с сердцем означает работу со всем духом и мыслью человека. Работа с телом - это работа с энергией при помощи мысли. Внутренняя работа с духом, мыслью и энергией означает работу со светом, теплотой и силой.
Энергия человека состоит из трёх элементов. До появления на свет человек живёт в утробе матери и впитывает энергию родителей. После рождения он начинает извлекать энергию "ци" из пищи. Достиг- нув зрелого возраста, человек растрачивает свою начальную жизнен- ную энергию, а после того, как она исчерпывается совсем, он умира- ет.
Занимаясь цигун, человек впитывает энергию неба, земли и сое- диняет их в себе в области нижний даньтянь. Тем самым, согласно даосской концепции, он взращивает в себе пилюли долголетия и бес- смертия.
Начальная энергия у человека возникает из "цзин", который приобретается из семени отца и яйцеклетки матери. Поэтому началь- ная энергия человека приобретена и превращена из половой системы матери и называется энергией "юань-шэнь". Она наполняет всё тело человека и прндставляет врождённую, невидимую материю, играющую черезвычайно важную роль в жизнедеятельности человека. В процессе занятий цигун "цзин" превращается в энергию "ци", энергия "ци" превращается в "шэнь" (дух), а шэнь возвращается к пустоте. Таким образом регулируется равновесие между мужским и женским началами "Ян" и "Инь" в организме человека и соответственно между организ- мом и природой.
В настоящее время школы цигун в Китае можно классифицировать следующим образом.
Во-первых, по форме движения цигун разделяют на статический, динамический и смешанный. В процессе занятий динамическим цигуном человек совершает внешнюю работу с сосудами, костями, мускулами и внутреннюю работу с "цзин", энегией "ци" и "шэнь" духом.
Основным в статическом цигуне является расслабление, покой, естественность, которые позволяют занимающимся полностью войти в состояние медитации, чтобы успешно работать с "цзин", "ци" и "шэнь". Смешанный вид цигун обозначает соединение статического ци- гуна с динамическим и требует от занимающегося "внешней динамич- ности и внутренней статичности", т. е. "внешнее движение и внут- ренний покой".
Во-вторых, по степени твёрдости цигун разделяется на жёсткий и мягкий.
Например, разбивание предметов, удержание очень тяжёлых пред- метов - всё это жёсткий цигун, а когда человек стоит на двух яйцах или пустых коробках спичек, танцует на осколках разбитых стёкол босиком, качается на бумажных лентах или энергией "ци" лечит бо- лезни и развивает умственные способности - всё это относится к ка- тегории мягкого цигун.
В-третьих, по использованию цигун можно разделить на сидячий, стоячий и лежачий. Заниматься цигун можно также во время бега, ходьбы.
В-четвёртых, цигун по происхождению бывает даосский, буддий- ский, воинский, медицинский и др.
В области классической китайской философии действует теория о "едином", согласно которой энергия "ци" является первоначальной материей, создающей все вещества вселенной. Так, например, извест- ный китайский философ-материалист Ван Чжун (династия Цзин) утверж- дал, что возникновение всех веществ зависит от начальной энергии Юань-ци, без которой все вещества были бы смутными и размытыми. Это значит, что все вещества производятся и возникают из начальной энергии юань-ци. Движение начальной энергии юань-ци разделяется на мужское и женской начала (ян и инь).
"Инь ци" неподвижно, статично, а "ян ци" подвижно и динамич- но. Эта невидимая и бесформенная материя в дальнейшем ещё глубже меняется и развивается, вследствие чего статичное становится более статичным и неподвижным. Дойдя до граничного предела, статичное превращается в подвижное, таким образом из "инь" рождается великая "инь" и молодой, зарождающийся "ян", т. е. "тай ян" и "шаоян".
В мужском начале содержится женское, а в женском - мужское, т. е. в "ян" есть "инь", а в "инь" есть "ян". Динамичное начало становится ещё динамичнее и подвижнее, а достигнув крайнего преде- ла стремится к статичному состоянию, так что из "ян" рождается ве- ликий "ян" и молодая "инь", т. е. "тай ян" и "шао инь". Все эти четыре состояния (тай инь, шао ян, тай ян, шао инь) представляют собой невидимые, бесформенные материи - ци-энергию. При определён- ных условиях энергия "тай инь" сосредотачивается и собирается, тем самым приобретая определённую форму, а энергия "тай ян" меняется и оформляется в качестве свойства вещей, таким образом "форма" и "свойство", соединяясь, превращаются в оформленные вещества и предметы. Энергии "шао ян" и "шао инь", сосредоточенные и собран- ные, превращаются в особую, своеобразную энергию, связанную с конкретным и определённым веществом или предметом.
При определённых условиях происходит соединение и пересечение энергий, тем самым рождаются в космосе и вселенной оформленные ве- щества. Философы древнего Китая использовали теорию о "единой" в области китайской медицины и цигун, выдвинув при этом тезис о том, что человек был создан и сформирован энергией - ци. Они считали, что энергия ци представляет собой основную материю, создавшую че- ловека, т. е. энергия ци есть источник и корень жизненности чело- века, и если корень гниёт, то ствол и ветви сохнут.
"Чжень ци" (истинная энергия) приобретается из неба или кос- моса и вместе с энергией, приобретённой из пищи и питья, наполняет человеческое тело, жизнь которого полностью зависит от этой энер- гии. Когда энергия "ци" собрана и сосредоточена, она тем самым оформлена, а когда "ци" исчезает, то форма становится безжизнен- ной. То есть без энергии "ци" и "шэнь" (дух) внешняя форма ещё мо- жет существовать, однако жизни будет положен конец. Медики и врачи древнего Китая считали, что энергия в человеке - это основная ма- терия, возникающая из внутренних органов, происходящая по каналам и кровеносным сосудам, питающая всё тело человека и защищающая че- ловека от разных заболеваний.
Приобретённая от родителей энергия "юань-шэнь", значительная часть которой концентрируется в почках человека, совместно с энер- гией "ци", полученной из пищи и из лёгких, создают человека.
"Чжень-ци" (истинная энергия) представляет собой основу живой материи, наполняет всё тело человека и позволяет его органам вы- полнять свои истинные функции. "Чжень-ци" вместе с кровью течёт в каналах "цзин ло", превращается в питательную энергию и выполняет функцию питания крови и всех органов. Когда проходящая по сосудам и каналам энергия "чжень-ци" выходит наружу, она начинает выпол- нять функцию защиты человеческого организма и теперь называется "вэй-ци" (охранительная ци).
Существующая в груди энергия, называемая "цзун-ци", содейс- твуя течению и движению крови к сердцу, вместе с тем стимулирует проникновение её между внутренними органами. Занимаясь цигун, при помощи мысли или бессознательно мы воздействуем на внутреннюю энергию в человеке для того, чтобы она благополучно проходила по каналам. В источниках, относящихся к периоду Чжань-го (воинствую- щих государств) в "Записи Юйпэй о циркуляции энергии" написано что движение ци - это процесс циркуляции, когда при глубоком и обиль- ном дыхании энергия накапливается, потом она идёт вниз до опреде- лённой области, и останавливаясь там, смешивается. Когда энергия стремится соединиться с небом, то она движется вверх (этот процесс называется "щинь" - сердце), а когда она стремится соединиться с землёй, то идёт вниз (этот процесс называется "дзин").
Внутренний "ци" у человека обладает определёнными электромаг- нитными свойствами. В 1978 году мастер по цигун Ли Хоулиэн, рабо- тающий в шанхайском институте по китайской медицине, вместе с Гу Ханьсэном, работающем в атомно-ядерном институте, в ходе совмест- но проводимого эксперимента выявили, что энергия, испускаемая мас- тером цигун, была зарегистрирована как инфракрасное излучение, мо- дулированное низкочастотной флуктуацией. Глубина модуляции достиг- ла 80%, а у обычного человека в обычном состоянии она не превышает 15%.
Гу Ханьсэн при помощи установок для проверки приращения ста- тического электричества на месте, где испускается энергия масте- ром по цигун, зарегистрировал приращение зарядов в порядке 10^-14 - 10^-13 кулона, а интеграл сигналов был равен 100 тыс. 1 мин. эл.
Когда мастер Лю Цзинтан испускал ци из головы, другой человек ударил ему по голове стальной плиткой толщиной 4 мм, шириной 5 см, длиной 68 см. При этом стальная плитка сразу же согнулась, а голо- ва мастера была цела. Он даже не почувствовал боли в голове. Дан- ные, зарегистрированные прибором, основанным на магнитодиоде, по- казали, что точка "байхуэй" у Лю Цзинтана излучает сильные магнит- ные сигналы. В 1985 году Ван Сюби в сотрудничестве с коллегами проводил эксперименты по цигун. Они обнаружили, что в ходе испус- кания ци мастер по цигуну может испускать электромагнитную волну частотой 1036 MHz, мощностью 650 W. Было ещё доказано, что излуча- емая мастером энергия ци может привести к биореакции, вызывающей увеличение плотности электрического заряда на поверхности эритро- цитов, ускорение электрофореза, усиление эластичности и подвижнос- ти клеточной оболочки.
Энергия ци отличается от воздуха и кислорода. Это особое об- разование в человеческом организме, являющееся основой его жизни.
Для изучающих цигун определённый интерес представляет диалек- тика статических и динамических упражнений. Без динамичности нет статичности, без статичности нет динамичности. Динамичность и ста- тичность при определённых условиях могут изменяться и превращаться друг в друга.
Статические упражнения в цигун способны активно стимулировать потенциальные силы и умственные способности человека. Однако абсо- лютизация статических упражнений может привести к "болезни цивили- зации", т. е. мускулы ослабнут, нарушится их основная функция, на- рушится регуляция. В системе вегетативных процессов значительно ослабнет иммунитет против различных болезней.
В свою очередь динамические упражнения усиливают мышечную энергию человека, способствуют усилинию иммунитета. Однако в срав- нении со статическими упражнениями динамические упражнения недос- таточно активизируют энергию ци, цзин и шэнь.
К тому же, занимаясь только динамическими упражнениями, чело- век может выйти из себя и в бессознательном состоянии вести себя не так, как он того хочет, что может в дальнейшем довести его до нежелательного результата. Поэтому лишь диалектически сочетая ста- тические и динамические упражнения можно эффективно работать с внутренней энергией ци и шэнь.
В процессе занятий статическими упражнениями движение энергии ци способствует непрерывному расширению кровеносных сосудов, уси- лению деятельности кишечника и желудка, ускорению подъёма и пони- жения электрофореза. Занимаясь статическими упражнениями, человек в то же время стремится к движению, которое выражается в желании прыгать, двигаться, даже танцевать.
Такого состояния не следует остерегаться, ибо всё должно про- текать естественно, лишь бы в душе был покой, а во всём теле - расслабленность. Когда динамические упражнения достигают крайнего предела, то у человека опять возникает потребность в статическом состоянии и ему уже не хочется прыгать и танцевать. Покой в сердце непременно приводит к статичности и балансу.
Таким образом, дойдя до крайнего предела, и динамичность, и статичность превращаются в свою противоположность, т. е. между ни- ми существует диалектический взаимопереход. Однако некоторые люди стремятся к разрыву между статическими и динамическими упражнения- ми. Одни настаивают на статических упражнениях, считая, что лишь они являются упражнеениями высокого уровня, а другие занимаются лишь динамическими упражнениями, считая, что жизнь зависит от дви- жения. Учёные и философы в древнем Китае критиковали подобный од- нофонный подход. Например, философ и медик даосской школы Го Хун (династия Цзин) критиковал две большие школы цигун: "Утраты и по- лучения" (ту на) и систему "Сгибания и вытягивания". Обе они носи- ли одностороннмй подход, в то время как Го Хун отстаивал метод со- единения двух систем упражнений в одну.
В процессе занятий цигун некоторые люди могут посредством внутреннего взора увидеть свой организм изнутри, т. е. свои кости, кровеносные сосуды, каналы (цзин ло). Они могут увидеть внутренние органы других людей, определить состояние их здоровья, указать очаги болезней.
Цигун открывает человеку новый путь к исследованию самого се- бя, изучению сущности жизни, её тайных и скрытых законов.
Цигун даёт новый опыт по познанию функций мозга человека. Американский медик - доктор Crepely путём многочисленных экспери- ментов доказал, что умственные способности человека тесно связяны с биоэлектрической деятельностью клеток мозга.
Доказано, что в процессе занятия цигун с мозговыми клетками происходят биоэлектрические изменения, усиливается биополе чело- веческого тела, осуществляется непосредственный контакт между ко- рой и подкоркой мозга.
При помощи регулирования вегетативной системы и лимфы активи- зируются биохимические процессы в человеческом организме. Особенно хорошим видом упражнений, способствующим вхождению в полную меди- тацию и развитию творческих способностей являются статические уп- ражнения. В одном из американских университетов для аспирантов, претендующих на докторскую степень, были введены занятия по цигун. В результате проведённого эксперимента аспирантами отмечалось, что занятия цигун благотворно повлияли на продуктивность их творческой деятельности.
Управляя посредством мысли энергией ци, мастера цигун способ- ны лечить различные заболевания, изменять своей энергией структу- ру элементов воды, снимать опухоли с тела больных и т. д.
Необыкновенные явления и факты, связанные с цигун и привле- кавшие к нему на протяжении столетий медиков, философов, естест- венников требуют дальнейшего исследования этого удивительного фе- номена.
Обсуждения Цигун