Гильберт Порретанский

Гильбе́рт Порретанский (лат. Gislebertus Pòrretanus, менее правильно Жильбе́р), Жильбе́р де ла Порре́ (фр. Gilbert de la Porré, Гильбе́рт из Пуатье́ (нем. Gilbert von Poitiers,англ. Gilbert of Poitiers; 1085/90,Пуатье-1154,Пуатье) — известный французский схоласт.

Жизнь
Учился свободным искусствам и философии в Лане и Шартре, преподавал в Шатртре и Париже. Будучи сторонником умеренного реализма, на Санском соборе 1140 критиковал концептуализм Абеляра в качестве официального обвинителя. Позднее, уже в сане епископа Пуатье, выступил с толкованием догмата о Троице, чем навлёк на себя обвинение в ереси. Его противники, к числу которых принадлежал и влиятельный св. Бернар Клервоский, приписывали ему введение четвёртого Лица Троицы (утверждение Четверицы). Гильберт, однако, сумел доказать ошибочность обвинений, не был осужден и сохранил звание епископа до самой смерти.

Последователями Гильберта были порретане (порретанцы, лат. porretani) — группа схоластиков-реалистов.

Сочинения
Подлинные
Комментарии к «Малым теологическим трактатам» (лат. Opuscula sacra) Боэция.

Комментарий к «О Троице» (лат. De trinilate)
Комментарий к «О субстанциях» (лат. De bonorum hebdomade)

Комментарий к «О седьмицах благ»
Комментарий к «Против Евтихия и Нестория»
Подложное
книга «О шести началах» (лат. De sex principiis) или «Книга шести начал» (лат. Liber sex principiorum). В ней подробно разбираются последние шесть категорий из аристотелевского списка, и т.о. она дополняет «Категории».

Учение
Гильберт различал субстанцию и субсистенцию, «то, что есть» (лат. id, quod est) и «то, благодаря чему оно есть» («то, всилу чего оно есть», лат. id, quo est), порожденную вещь и её природу. Так например, единичный человек есть человек благодаря своей единичной человечности (видовая субсистенция), животное благодаря своей единичной животности (родовая субсистенция), белое благодаря своей единичной белизне (акцидентальная субсистенция). Все субсистенции индивида составляют его индивидуальное свойство, благодаря которому он и явлется индивидом.

Перенос любого имени или системы именования с природной вещи на природу, и тем более, с вещей на Бога проппорциональных поправок (пропорциональный перенос — лат. transumptio proportionata).

Итак, каждое из Лиц Троицы есть Лицо благодаря своему персональному свойству, и Бог есть Бог благодаря своей сущности (божественности), но Лицо и есть само свойство, а Бог и есть сама божественность. Т.о. обвинения, выдвигавшиеся в адрес Гильберта, действительно были несостоятельны.
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дьявола зовут - Я не могу
Фразы, позволяющие твердо сказать Нет