Беркли ( Berkeley) Джордж (1685-1753) англ. философ - родоначальник субъективного идеализма. Ирландец, дворянин, обучался в Дублине и Лондоне, возглавлял миссионерское предприятие в Америке, до самой смерти был епископом англиканской церкви.
Для обыденного сознания берклианство выглядит хитроумной выдумкой, насмешкой над здравым смыслом. Однако именно философия Б. доводит до логич. конца убеждение обыденного рассудка, будто реальны только единичные вещи, а общие понятия иллюзорны, (сам Б. Выступал против философов как защитник «здравого смысла»).
Но поскольку суждение о существовании чего-то выносит сознание, постольку имеет смысл говорить о существовании преимущественно в отн. к сознанию. Отсюда знаменитое: «существовать - значит быть воспринимаемым», вещи суть комплексы ощущений. Б. не утверждает, что мира нет или что мир таков, каким он является нам в сознании. Он подразумевает, что характеристика «существования» - плод деятельности субъекта и что материальный мир не обладает субстанциональностью, единственная субстанция - дух.
Б. развивает мысль Локка о том, что чувства первичнее рассудка, к-рый только оформляет (именует) ощущения. Но в отличие от Кондильяка, он рассматривает внутреннее чувство (самочувствование субъекта) как первичное чувству вншнему. Отсюда все вещи - комбинации ощущений (горького, сладкого, холодного, твердого и т.д.). Последним субъектом - носителем качеств вещей Б. называет высший дух -Божество. Человеческое сознание, обладая нек-рой свободой, может своеобразно группировать данные божественным духом кач-ва. Отсюда - возможность лжи. Берклианство - идеализм, присущий иррациональной и индивидуалистической англ. мысли: в нем традиц. платоновские идеи замещаются состояниями духа Бога, к-рые познаются ощущениями, но рационализация к-рых обречена на неудачу. Как феномен философии Нов. времени метафизика Б. есть субъктивистско-психологическая -интерпретация того содержания, которое Лейбниц вложил в понятие монады. Спиритуализм Б. более напряженный, чем у германца, но и более примитивный, склонный к психологизации духа.
Соч: Трактат о началах чел. Знания; Опыт новой теории зрения; Три разговора между Гиласом и Филоносом.
Для обыденного сознания берклианство выглядит хитроумной выдумкой, насмешкой над здравым смыслом. Однако именно философия Б. доводит до логич. конца убеждение обыденного рассудка, будто реальны только единичные вещи, а общие понятия иллюзорны, (сам Б. Выступал против философов как защитник «здравого смысла»).
Но поскольку суждение о существовании чего-то выносит сознание, постольку имеет смысл говорить о существовании преимущественно в отн. к сознанию. Отсюда знаменитое: «существовать - значит быть воспринимаемым», вещи суть комплексы ощущений. Б. не утверждает, что мира нет или что мир таков, каким он является нам в сознании. Он подразумевает, что характеристика «существования» - плод деятельности субъекта и что материальный мир не обладает субстанциональностью, единственная субстанция - дух.
Б. развивает мысль Локка о том, что чувства первичнее рассудка, к-рый только оформляет (именует) ощущения. Но в отличие от Кондильяка, он рассматривает внутреннее чувство (самочувствование субъекта) как первичное чувству вншнему. Отсюда все вещи - комбинации ощущений (горького, сладкого, холодного, твердого и т.д.). Последним субъектом - носителем качеств вещей Б. называет высший дух -Божество. Человеческое сознание, обладая нек-рой свободой, может своеобразно группировать данные божественным духом кач-ва. Отсюда - возможность лжи. Берклианство - идеализм, присущий иррациональной и индивидуалистической англ. мысли: в нем традиц. платоновские идеи замещаются состояниями духа Бога, к-рые познаются ощущениями, но рационализация к-рых обречена на неудачу. Как феномен философии Нов. времени метафизика Б. есть субъктивистско-психологическая -интерпретация того содержания, которое Лейбниц вложил в понятие монады. Спиритуализм Б. более напряженный, чем у германца, но и более примитивный, склонный к психологизации духа.
Соч: Трактат о началах чел. Знания; Опыт новой теории зрения; Три разговора между Гиласом и Филоносом.
Обсуждения Джордж Беркли