В этом изречении, которое мы извлекли для рассмотрения из сокровищницы индийской культуры, нашло отражение одно из множества универсальных учений, представленных в «Бхагавадгите».
Это учение о существовании долга.
Но о каком долге говорит «Гита»? Кому и за что мы должны?
Кришна, Учитель, который наставляет перед сражением воина Арджуну, передает ему знание о существовании в Природе двух законов — Дхармы (долга, предназначения) и Кармы (закона причин и следствий, служащего для того, чтобы человек мог узнать свой долг и предназначение).
«Своему долгу следуют все существа в Природе», — утверждает «Гита». Подобно тому как зерно, брошенное в землю, стремится исполнить свой закон — вырасти в колос, так и каждый человек должен исполнять свой закон, свой долг перед Природой. Каждый из нас приходит в этот мир с талантами, которые подарила нам Судьба и которые мы должны развивать и совершенствовать.
Поэтому одни из нас лучше рисуют, другие — пишут стихи, третьи — воспитывают детей, а четвертым, что называется, «этого не дано», если даже они всю жизнь посвятят педагогике. Но значит — дано что-то другое.
Давайте попробуем ответить на вопрос: что лучше — кедр или береза, незабудка или роза?.. Или лучше другой вопрос: что произойдет, если незабудка захочет стать кедром? Глупость — скажем мы! А теперь — вопрос Платона: «что произойдет, если поменяются местами хороший правитель и хороший сапожник?» Ответ Платона однозначен: во-первых, будут плохие сапоги, а во-вторых — искалеченные души! Это та же — с точки зрения Природы — глупость. У каждого свой закон! И каждый необходим этому миру. И справедливость настанет тогда, когда каждый будет выполнять свой долг, будет следовать своему предназначению, подобно клеткам и органам, выполняющим свои функции в нашем организме, не стремящимся занять другое, более «престижное» место. Поэтому лучше следовать своему закону — чужой закон опасен.
Подводя итог, зададим себе вопрос: сколько торговцев и сапожников сегодня управляют людьми?! И сколько талантливых людей, не выполняющих свой долг, сейчас вынуждены «шить плохие сапоги», чтобы выжить в этом поистине безумном мире?
Но я напомню: «Гита» не сострадает «бедному» Арджуне, а учит его сражаться с самим собой, каждый раз противопоставляя своим слабостям силу своих божественных достоинств, достоинств души и сердца. Именно так можем мы открыть наше предназначение — в сражении за то, что нам дорого.
Ведь поистине — человек имеет величину того, о чем он осмеливается мечтать!
«Бхагавадгита» — часть огромного эпоса «Махабхарата», «Великого сказания о Бхаратах» (Бхарата — родовое имя правителей Древней Индии). До сих пор не утихают споры о времени создания этого произведения, но практически все исследователи сходятся в том, что перед нами величайшее философское творение — учение о законах Природы и человека, имеющее глубочайший сакральный смысл.
«Бхагавадгита» повествует об утраченной человеком духовности, о живущем в каждом из нас герое, который, подобно главному персонажу Арджуне, борется со своими сомнениями и слабостями, побеждая их силой своих добродетелей, пробужденных порывами души. «Гита» рассказывает о борьбе двух непримиримых врагов, двух войск: Кауравов, олицетворяющих нашу низменную природу, и Пандавов — того лучшего, духовного, что есть в каждом из нас.
Это учение о существовании долга.
Но о каком долге говорит «Гита»? Кому и за что мы должны?
Кришна, Учитель, который наставляет перед сражением воина Арджуну, передает ему знание о существовании в Природе двух законов — Дхармы (долга, предназначения) и Кармы (закона причин и следствий, служащего для того, чтобы человек мог узнать свой долг и предназначение).
«Своему долгу следуют все существа в Природе», — утверждает «Гита». Подобно тому как зерно, брошенное в землю, стремится исполнить свой закон — вырасти в колос, так и каждый человек должен исполнять свой закон, свой долг перед Природой. Каждый из нас приходит в этот мир с талантами, которые подарила нам Судьба и которые мы должны развивать и совершенствовать.
Поэтому одни из нас лучше рисуют, другие — пишут стихи, третьи — воспитывают детей, а четвертым, что называется, «этого не дано», если даже они всю жизнь посвятят педагогике. Но значит — дано что-то другое.
Давайте попробуем ответить на вопрос: что лучше — кедр или береза, незабудка или роза?.. Или лучше другой вопрос: что произойдет, если незабудка захочет стать кедром? Глупость — скажем мы! А теперь — вопрос Платона: «что произойдет, если поменяются местами хороший правитель и хороший сапожник?» Ответ Платона однозначен: во-первых, будут плохие сапоги, а во-вторых — искалеченные души! Это та же — с точки зрения Природы — глупость. У каждого свой закон! И каждый необходим этому миру. И справедливость настанет тогда, когда каждый будет выполнять свой долг, будет следовать своему предназначению, подобно клеткам и органам, выполняющим свои функции в нашем организме, не стремящимся занять другое, более «престижное» место. Поэтому лучше следовать своему закону — чужой закон опасен.
Подводя итог, зададим себе вопрос: сколько торговцев и сапожников сегодня управляют людьми?! И сколько талантливых людей, не выполняющих свой долг, сейчас вынуждены «шить плохие сапоги», чтобы выжить в этом поистине безумном мире?
Но я напомню: «Гита» не сострадает «бедному» Арджуне, а учит его сражаться с самим собой, каждый раз противопоставляя своим слабостям силу своих божественных достоинств, достоинств души и сердца. Именно так можем мы открыть наше предназначение — в сражении за то, что нам дорого.
Ведь поистине — человек имеет величину того, о чем он осмеливается мечтать!
«Бхагавадгита» — часть огромного эпоса «Махабхарата», «Великого сказания о Бхаратах» (Бхарата — родовое имя правителей Древней Индии). До сих пор не утихают споры о времени создания этого произведения, но практически все исследователи сходятся в том, что перед нами величайшее философское творение — учение о законах Природы и человека, имеющее глубочайший сакральный смысл.
«Бхагавадгита» повествует об утраченной человеком духовности, о живущем в каждом из нас герое, который, подобно главному персонажу Арджуне, борется со своими сомнениями и слабостями, побеждая их силой своих добродетелей, пробужденных порывами души. «Гита» рассказывает о борьбе двух непримиримых врагов, двух войск: Кауравов, олицетворяющих нашу низменную природу, и Пандавов — того лучшего, духовного, что есть в каждом из нас.
Обсуждения Этика долга
У Вас (в приведенном учении) нет исходной базы по обоснованию "хорошо" и "плохо". Почему надо делать "хорошо" и не надо "плохо"? Если Вы будете делать упор на предполагаемые физические страдания, так и Иисус страдал. Жизнь - это вообще не сахар. Ну это человеку страдания, а зачем, для чего этот кнут необходим, ради какой Высшей цели вне человеческих ощущений?
Без этого Ваше учение ничего не стоит. А "глубочайший сакральный смысл" не имеет никакого смысла.