Неогегельянство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля. Н. получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но в зависимости от разнообразных общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало различные формы.
В Великобритании, США и Нидерландах Неогегельянство возникло из запоздалого (по сравнению с Германией, Россией, Францией и Италией) увлечения традиционным гегельянством, которое приобрело популярность в этих странах в 70-80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных сторонников гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми философскими веяниями.
В Великобритании процесс перерастания гегельянства в Неогегельянстве представлен (если исключить Дж. Стирлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, Р. Холдейном, Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и Р. Коллингвудом.
Основными моментами этого процесса были:
а) попытки истолкования идеалистической диалектики в духе буржуазно-либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом - как религиозного, как "теоретической формы" христианства (Э. Керд);
б) обращение к гегельянству для преодоления английского позитивизма (П. Керд); диалектический метод выступал при этом как средство разложения "чувственности", "вещественности" для достижения истинной, т. е. внеэмпирической, реальности (Брэдли);
в) тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма" Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и "радикальном персонализме" Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением метафизической ценности личности:
г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма ("абсолютного историзма") наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектический метод Гегеля как "феноменологический" (в смысле "феноменологии духа") способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.
В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У. Т. Харрисом, находилась в определённой зависимости от эволюции английских сторонников учения Гегеля, Неогегельянство у таких мыслителей, как Б. Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму.
В Нидерландах Неогегельянство, связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на Европейском континенте провозгласил конец неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля И. Канту, рассматривая их как "начало и завершение классического периода мышления", в частности гегелевскую логику - как завершение кантовской критики разума. Истолкование философии Гегеля в религиозном духе сближает болландовский вариант Неогегельянства с "правым" гегельянством 1830-40-х гг. в Германии.
В Италии Неогегельянство, возникшее на рубеже 19-20 вв., имело двойственный характер, его основоположники - Б. Кроче и Дж. Джентиле пребывали в состоянии многолетней полемики между собой. Размежевание внутри итальянского Неогегельянства шло по пути решения социальных проблем (буржуазно-либеральному - Кроче и тоталитарному - Джентиле). В эволюции итальянского Неогегельянства отчётливо вырисовываются два основных этапа.
Первый этап - от возникновения итальянского Н. до окончания 1-й мировой войны 1914-18, характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле против марксистского материализма и позитивизма под лозунгом "обновления идеализма" и реставрации гегелевской концепции государства.
Второй этап - с конца 1-й и до начала 2-й мировой войны 1939-1945, отмечен углублением философских и политических разногласий между обоими течениями, завершившимся политическим расколом итальянского Неогегельянства на два течения, поскольку Кроче встал в оппозицию к фашистскому режиму Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных идеологов фашизма. Кроче выдвигает на первый план объективистские, рационалистические и этические моменты в своей концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в "абсолютном историцизме". Джентиле, напротив, развивает именно субъективистские и иррационалистические тенденции своей философии, доходя до полного релятивизма.
В Германии Неогегельянство выросло из социальных предпосылок, во многом аналогичных тем, которые питали итальянский . Однако оно существенно отличалось от последнего по своему теоретическому развитию, возникнув из реакции на методологический формализм гносеологии неокантианства, а также из осознания неспособности последнего объединить в цельном мировоззрении теорию познания и философию истории (философию культуры), науки о природе и "науки о духе".
На рубеже 19 и 20 вв. к выводам, вплотную подводящим к Неогегельянству, пришли виднейшие теоретики неокантианства - как марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), так и баденской (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые первыми заговорили в Германии о "возрождении гегельянства").
Определённую роль в формировании немецкого Неогегельянства сыграл В. Дильтей, выпустивший в 1905 книгу о молодом Гегеле. В период 1-й мировой войны в Германии получает распространение идея "единого потока" немецкой идеалистической философии, завершающегося Гегелем (Г. Лассон). Однако возникшее из разнообразных философских устремлений немецкого Неогегельянство не сложилось в целостное образование.
Ученик Риккерта Р. Кронер искал в "обновленном" гегельянстве решение той проблемы соотношения "рационального" и "иррационального", которая была "задана" неокантианством. Ученик Дильтея Г. Глокнер, издатель сочинений Гегеля и лидер немецкого Неогегельянства, углубляет иррационалистическую тенденцию в теории познания, растворяя гносеологическую проблематику в эстетической. Весьма значительную роль в немецком Неогегельянстве играла проблематика философии истории, философии культуры и особенно государства и права (Т. Геринг, Т. Литт, Ю. Биндер, а также Ф. Розенцвейг, Ф. Блашке, Г. Геллер, Г. Гизе и др.). Вопрос о взаимоотношении индивида и человеческой общности решался Н. в духе резкой критики буржуазной "атомизации" и утверждения примата и даже абсолютного господства общности (нации, государства) над индивидами.
Высший пункт развития немецкий Неогегельянства совпал со 100-летием со дня смерти Гегеля (1931). Лидеры немецкого Неогегельянства (в частности, Кронер) возглавили международную организацию неогегельянцев - "Гегелевский союз" (1930) и выступили с основными докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м (Берлинском, 1931) гегелевских конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме, 1934). Приход национал-социализма к власти в Германии вызвал политический раскол, за которым последовало и теоретическое разложение немецкого Н. Антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своём были вынуждены эмигрировать из Германии. Попытки возрождения Н. в послевоенной Германии (ФРГ) (Т. Лигт, Г. Вейн и др.) не имели успеха.
Крупнейшим представителем русского Неогегельянства был И. А. Ильин, стремившийся соединить религиозно-философскую традицию, идущую от В. С. Соловьева, и новейшие, прежде всего гуссерлианские, веяния, идущие с Запада, в преобразованном гегелевском учении. Под влиянием кризиса буржуазного либерализма на Западе русское идеалистическое правосознание также обнаружило тенденцию к переходу от неокантианства к Неогегельянству. В работе П. И. Новгородцева "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве" (1901) проблема соотношения личности и государства решается на путях взаимного ограничения их прав.
Во Франции Неогегельянство получило распространение значительно позже, чем в других европейских странах. Началом его можно считать появление в 1929 сочинение Ж. Валя "Несчастье сознания в философии Гегеля". Большой популярностью пользовались лекции А. Кожева о Гегеле (1933-1939); в числе слушателей Кожева были Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Ж. Ипполит, Р. Арон, А. Фессар и др., способствовавшие впоследствии распространению "обновленных" гегелевских идей. Выступая в тесной связи с экзистенциализмом, французский Н. приобретает влияние среди интеллигенции. Ж. Ипполит, переведший на французский язык "Феноменологию духа" (1939) и "Философию права" (1941), стремился связать учение Гегеля с сартровской версией экзистенциализма.
В целом как самостоятельное течение Неогегельянство исчерпывается в 1930-х гг., однако, отдельные его тенденции неизменно проявляются в дальнейшем в различных течениях современной буржуазной философии и социологии.
В Великобритании процесс перерастания гегельянства в Неогегельянстве представлен (если исключить Дж. Стирлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, Р. Холдейном, Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и Р. Коллингвудом.
Основными моментами этого процесса были:
а) попытки истолкования идеалистической диалектики в духе буржуазно-либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом - как религиозного, как "теоретической формы" христианства (Э. Керд);
б) обращение к гегельянству для преодоления английского позитивизма (П. Керд); диалектический метод выступал при этом как средство разложения "чувственности", "вещественности" для достижения истинной, т. е. внеэмпирической, реальности (Брэдли);
в) тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма" Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и "радикальном персонализме" Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением метафизической ценности личности:
г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма ("абсолютного историзма") наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектический метод Гегеля как "феноменологический" (в смысле "феноменологии духа") способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.
В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У. Т. Харрисом, находилась в определённой зависимости от эволюции английских сторонников учения Гегеля, Неогегельянство у таких мыслителей, как Б. Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму.
В Нидерландах Неогегельянство, связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на Европейском континенте провозгласил конец неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля И. Канту, рассматривая их как "начало и завершение классического периода мышления", в частности гегелевскую логику - как завершение кантовской критики разума. Истолкование философии Гегеля в религиозном духе сближает болландовский вариант Неогегельянства с "правым" гегельянством 1830-40-х гг. в Германии.
В Италии Неогегельянство, возникшее на рубеже 19-20 вв., имело двойственный характер, его основоположники - Б. Кроче и Дж. Джентиле пребывали в состоянии многолетней полемики между собой. Размежевание внутри итальянского Неогегельянства шло по пути решения социальных проблем (буржуазно-либеральному - Кроче и тоталитарному - Джентиле). В эволюции итальянского Неогегельянства отчётливо вырисовываются два основных этапа.
Первый этап - от возникновения итальянского Н. до окончания 1-й мировой войны 1914-18, характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле против марксистского материализма и позитивизма под лозунгом "обновления идеализма" и реставрации гегелевской концепции государства.
Второй этап - с конца 1-й и до начала 2-й мировой войны 1939-1945, отмечен углублением философских и политических разногласий между обоими течениями, завершившимся политическим расколом итальянского Неогегельянства на два течения, поскольку Кроче встал в оппозицию к фашистскому режиму Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных идеологов фашизма. Кроче выдвигает на первый план объективистские, рационалистические и этические моменты в своей концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в "абсолютном историцизме". Джентиле, напротив, развивает именно субъективистские и иррационалистические тенденции своей философии, доходя до полного релятивизма.
В Германии Неогегельянство выросло из социальных предпосылок, во многом аналогичных тем, которые питали итальянский . Однако оно существенно отличалось от последнего по своему теоретическому развитию, возникнув из реакции на методологический формализм гносеологии неокантианства, а также из осознания неспособности последнего объединить в цельном мировоззрении теорию познания и философию истории (философию культуры), науки о природе и "науки о духе".
На рубеже 19 и 20 вв. к выводам, вплотную подводящим к Неогегельянству, пришли виднейшие теоретики неокантианства - как марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), так и баденской (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые первыми заговорили в Германии о "возрождении гегельянства").
Определённую роль в формировании немецкого Неогегельянства сыграл В. Дильтей, выпустивший в 1905 книгу о молодом Гегеле. В период 1-й мировой войны в Германии получает распространение идея "единого потока" немецкой идеалистической философии, завершающегося Гегелем (Г. Лассон). Однако возникшее из разнообразных философских устремлений немецкого Неогегельянство не сложилось в целостное образование.
Ученик Риккерта Р. Кронер искал в "обновленном" гегельянстве решение той проблемы соотношения "рационального" и "иррационального", которая была "задана" неокантианством. Ученик Дильтея Г. Глокнер, издатель сочинений Гегеля и лидер немецкого Неогегельянства, углубляет иррационалистическую тенденцию в теории познания, растворяя гносеологическую проблематику в эстетической. Весьма значительную роль в немецком Неогегельянстве играла проблематика философии истории, философии культуры и особенно государства и права (Т. Геринг, Т. Литт, Ю. Биндер, а также Ф. Розенцвейг, Ф. Блашке, Г. Геллер, Г. Гизе и др.). Вопрос о взаимоотношении индивида и человеческой общности решался Н. в духе резкой критики буржуазной "атомизации" и утверждения примата и даже абсолютного господства общности (нации, государства) над индивидами.
Высший пункт развития немецкий Неогегельянства совпал со 100-летием со дня смерти Гегеля (1931). Лидеры немецкого Неогегельянства (в частности, Кронер) возглавили международную организацию неогегельянцев - "Гегелевский союз" (1930) и выступили с основными докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м (Берлинском, 1931) гегелевских конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме, 1934). Приход национал-социализма к власти в Германии вызвал политический раскол, за которым последовало и теоретическое разложение немецкого Н. Антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своём были вынуждены эмигрировать из Германии. Попытки возрождения Н. в послевоенной Германии (ФРГ) (Т. Лигт, Г. Вейн и др.) не имели успеха.
Крупнейшим представителем русского Неогегельянства был И. А. Ильин, стремившийся соединить религиозно-философскую традицию, идущую от В. С. Соловьева, и новейшие, прежде всего гуссерлианские, веяния, идущие с Запада, в преобразованном гегелевском учении. Под влиянием кризиса буржуазного либерализма на Западе русское идеалистическое правосознание также обнаружило тенденцию к переходу от неокантианства к Неогегельянству. В работе П. И. Новгородцева "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве" (1901) проблема соотношения личности и государства решается на путях взаимного ограничения их прав.
Во Франции Неогегельянство получило распространение значительно позже, чем в других европейских странах. Началом его можно считать появление в 1929 сочинение Ж. Валя "Несчастье сознания в философии Гегеля". Большой популярностью пользовались лекции А. Кожева о Гегеле (1933-1939); в числе слушателей Кожева были Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Ж. Ипполит, Р. Арон, А. Фессар и др., способствовавшие впоследствии распространению "обновленных" гегелевских идей. Выступая в тесной связи с экзистенциализмом, французский Н. приобретает влияние среди интеллигенции. Ж. Ипполит, переведший на французский язык "Феноменологию духа" (1939) и "Философию права" (1941), стремился связать учение Гегеля с сартровской версией экзистенциализма.
В целом как самостоятельное течение Неогегельянство исчерпывается в 1930-х гг., однако, отдельные его тенденции неизменно проявляются в дальнейшем в различных течениях современной буржуазной философии и социологии.
Обсуждения Неогегельянство