Морфология сна. Начало
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для удобства наблюдения и анализа я разделил сны на условные группы. Почему на «условные»? Потому, что при делении некоторые случаи вызвали у меня колебания, поскольку один и тот же рассказ одинаково можно было отнести и к одной, и к другой группе.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для удобства наблюдения и анализа я разделил сны на условные группы. Почему на «условные»? Потому, что при делении некоторые случаи вызвали у меня колебания, поскольку один и тот же рассказ одинаково можно было отнести и к одной, и к другой группе.
Однако, в конце концов, стало понятно, что для данного анализа это значения не имеет: главное было обращать внимание на то, будут ли сомнительные сновидения создавать новые устойчивые сообщества или нет. В итоге выяснилось, что за очерченные «условные» рамки всё равно не выйти. Как это не выйти? А вот так. Наши с вами представления о «безграничной человеческой фантазии» - миф. Утверждения Гуревича, о том, что человеческий мозг в обычной жизни задействован всего на 3-4 % от своих возможностей, скорее всего, и есть та реальность, с которой на сегодня приходится мириться. На что же тратятся остальные 97-96 %? Полагаю, на заполнение памяти.
Теперь, следующий вопрос. Всё же здесь, как ни крути, ухватывается такая особенность: в рассказах сновидцев очень часто больше других выпячивается какой-то один элемент. Я называю его главным. Остальные, хоть и претендуют на первенство, но все-таки участвуют параллельно. Подобная ситуация определяется мной, как «смешение». То есть, итог сказанному: человеческий сон, как правило, можно разделить на две составные части - на главный элемент и на смешение. Вот, исходя из этой позиции, я и раскладываю сны. Таким образом, все сновидения подразделяются всего-навсего на семь условных групп – это с участием протагонистов, дома, животных, окружающего мира, бывших смертных, смешанные и вещие сны. Наиболее занимательным сообществом в этом перечне мне представляется группа с участием бывших смертных (Впервые термин «бывшие смертные» для обозначения мертвых предложил мой учитель В.Б. Микушевич).
В то время, как я делал выборку этих рассказов, подумал, что прав был, наверное, Маркес, когда вложил в уста своего героя мысль о том, что человек не связан с землёй, пока в ней не лежит его покойник. Какая же связь: там - земля, здесь - сны? А вот какая.
Применительно к сновидениям я перевожу его слова так: пока душа человека юна и неопытна, бывшие смертные к ней не являются. Не случайно, видимо, Гурджиев в своё время утверждал, что душа с человеком не рождается, а достигает зрелости по мере его взросления. То есть бывшие смертные – это наша с вами зрелость. Всё. Девочка выросла… Но это как бы так - мысли вслух.
Что касается сообщества снов с участием бывших смертных, то эта группа весьма незначительна – в общей массе
«Тысячи и одного сновидения» ( коллекции рассказов сновидцев, собранных при участии Дома солнца - http: //www.sunhome.ru// ) она составляет всего лишь десятую часть…
НАЧАЛО
… Однажды я задумался о человеке. Не о ком-то конкретно, а вообще. Вот ведь какая штука получается. Едва явившись на свет, древний человек был обременён минимумом вещей – теми, что нужны были ему для жизни. И тогда среди них он был лидером, самым главным. С тех давних пор окружение человека многократно выросло. Теперь кругом него столько предметов, без которых можно обойтись, которые для жизни не нужны вовсе. При этом все эти «ненужные» вещи стремятся как к своей собственной независимости, так и к управлению человеком – эдак, непринуждённо, незаметно. Машины едут без водителей, дома обходятся без хозяев, сами вещи автоматически создают себе подобных. И управляться со всем этим легионом с каждым разом становится всё труднее и труднее. В геометрической прогрессии вещи проникают и в сон к людям и оттуда пытаются управлять ими. Но на какие из них следует опираться в толковании сновидений? Да, пожалуй, на те, что остались неизменными в сознании человека, что служат ему архетипами памяти, скрепами прошлого. По крайней мере, три из них нам известны – это умершие люди, дети и беременность. Кто возразит, что эти понятия не возникли вместе с тем, как человек начал себя сознавать? По поводу умерших ситуация медленно, но проясняется.
В коллекции, которую я называю «Тысяча и одно сновидение», 101 рассказ с участием бывших смертных. В этой группе чаще других авторам снятся покойные бабушки и дедушки – на них приходится чуть более трети сновидений. На втором месте родители – матери и отцы (они участвуют в двадцати снах). За ними, что, в общем-то, нелогично, следуют незнакомцы, которых сновидцы принимают за мертвых, и лишь после супруги – мужья и жёны. Почти в одинаковом количестве снятся авторам их упокоившиеся родственники и друзья-коллеги. Себя мертвыми во сне сновидцы видели всего три раза. То же число приходится на возлюбленных. В четырех случаях нашим авторам снится иной мир и образы святых. Да зачем, скажете вы, нам нужен весь этот статотчет?
Ну, во-первых, по нему можно сразу определить присутствие строгой иерархии во сне – чаще снятся те, кто древнее и старше. Во-вторых, это помогает определить места, где общечеловеческая традиция нарушается – число снов с незнакомцами, превосходит сны с участием одного из супругов, которые сновидцу ближе. В-третьих, такой анализ позволяет установить общие связи. Вот пример.
Что страннее странного, так это то, что здесь очень часто – в каждом пятом рассказе – также появляются и дети. Это, либо, авторы видят себя в нежном возрасте, либо, заодно с бывшими смертными являются младенцы и дети постарше. При втором «либо» сами мертвые держат последних на руках, кормят грудью, укачивают. Характерно, что вариации сюжетов с участием детей весьма неожиданные, то есть, не как в жизни. В одном случае, явившаяся во сне бабуля-покойница пытается пихнуть грудь матери сновидицы, качает женщину, как маленькую, на руках. В другом - покойные родители учат сновидицу, превратившуюся вдруг в малютку, ходить. В третьем, умершая подруга сначала беременна, а потом (в следующем сне) рожает дочку, с чем сновидица её и поздравляет. И так далее. Но вернёмся к общим связям. Так вот, судя по цифрам, число снов с участием детей примерно одинаково с количеством рассказов, где есть покойники- родители – матери и отцы. Соотношение 20: 24. Ну и что? Что из этого следует? А вот что. Теперь внимательно следите за мыслью. Одно из поучений Тибетской книги мёртвых гласит: « Чтобы покорить, в этом смысле, какое-либо чувствующее существо человеческого мира, принимается форма, которая, с точки зрения религии, будет привлекательна для этого существа. Так, чтобы стать привлекательным для последователя учения Шивы, нужно принять форму, т.е. образ Шивы, для буддиста – форму будды Шакьямуни, для христианина – форму Христа, для мусульманина – форму пророка Магомета и так далее, в соответствии с вероисповеданием. То же самое – для любых групп и подгрупп человеческого мира – например, чтобы покорить родителей, нужно принять форму детей, и наоборот».
То есть, исходя из « групп и подгрупп человеческого мира», понятно, что когда снится мёртвый, то, на самом деле, мысль о ком-то живом. О ком? Вспомни: «… чтобы покорить родителей, нужно принять форму детей, и наоборот». Перевожу: если снятся родители, то думается в этот момент о детях, и напротив, если видишь во сне детей, то тем самым подразумеваются родители ( в данном случае под «родителями» понимается семья: бабушки-дедушки, отцы-матери, сыновья-дочери). Или вы считаете, что мысль человека на время сна останавливается и замирает? Да, пожалуй, что нет. Вот и я так думаю…
(Александр Сабитов)
Ссылки:
- Про 3-4 % КПД мозга: Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм. – М., 1984. – С. 140;
- Про связь человека с землёй: Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества.- М.: Мартин, 2009. – С.18;
- Про человека и его душу: Гурджиев Г. Жизнь реальна только тогда, когда « Я есть». – СПб., 1996. – С.165;
- Про детей и родителей во сне: Тибетская Книга Мертвых. Бардо Тхедол. – М., 2005. – С. 343.
Теперь, следующий вопрос. Всё же здесь, как ни крути, ухватывается такая особенность: в рассказах сновидцев очень часто больше других выпячивается какой-то один элемент. Я называю его главным. Остальные, хоть и претендуют на первенство, но все-таки участвуют параллельно. Подобная ситуация определяется мной, как «смешение». То есть, итог сказанному: человеческий сон, как правило, можно разделить на две составные части - на главный элемент и на смешение. Вот, исходя из этой позиции, я и раскладываю сны. Таким образом, все сновидения подразделяются всего-навсего на семь условных групп – это с участием протагонистов, дома, животных, окружающего мира, бывших смертных, смешанные и вещие сны. Наиболее занимательным сообществом в этом перечне мне представляется группа с участием бывших смертных (Впервые термин «бывшие смертные» для обозначения мертвых предложил мой учитель В.Б. Микушевич).
В то время, как я делал выборку этих рассказов, подумал, что прав был, наверное, Маркес, когда вложил в уста своего героя мысль о том, что человек не связан с землёй, пока в ней не лежит его покойник. Какая же связь: там - земля, здесь - сны? А вот какая.
Применительно к сновидениям я перевожу его слова так: пока душа человека юна и неопытна, бывшие смертные к ней не являются. Не случайно, видимо, Гурджиев в своё время утверждал, что душа с человеком не рождается, а достигает зрелости по мере его взросления. То есть бывшие смертные – это наша с вами зрелость. Всё. Девочка выросла… Но это как бы так - мысли вслух.
Что касается сообщества снов с участием бывших смертных, то эта группа весьма незначительна – в общей массе
«Тысячи и одного сновидения» ( коллекции рассказов сновидцев, собранных при участии Дома солнца - http: //www.sunhome.ru// ) она составляет всего лишь десятую часть…
НАЧАЛО
… Однажды я задумался о человеке. Не о ком-то конкретно, а вообще. Вот ведь какая штука получается. Едва явившись на свет, древний человек был обременён минимумом вещей – теми, что нужны были ему для жизни. И тогда среди них он был лидером, самым главным. С тех давних пор окружение человека многократно выросло. Теперь кругом него столько предметов, без которых можно обойтись, которые для жизни не нужны вовсе. При этом все эти «ненужные» вещи стремятся как к своей собственной независимости, так и к управлению человеком – эдак, непринуждённо, незаметно. Машины едут без водителей, дома обходятся без хозяев, сами вещи автоматически создают себе подобных. И управляться со всем этим легионом с каждым разом становится всё труднее и труднее. В геометрической прогрессии вещи проникают и в сон к людям и оттуда пытаются управлять ими. Но на какие из них следует опираться в толковании сновидений? Да, пожалуй, на те, что остались неизменными в сознании человека, что служат ему архетипами памяти, скрепами прошлого. По крайней мере, три из них нам известны – это умершие люди, дети и беременность. Кто возразит, что эти понятия не возникли вместе с тем, как человек начал себя сознавать? По поводу умерших ситуация медленно, но проясняется.
В коллекции, которую я называю «Тысяча и одно сновидение», 101 рассказ с участием бывших смертных. В этой группе чаще других авторам снятся покойные бабушки и дедушки – на них приходится чуть более трети сновидений. На втором месте родители – матери и отцы (они участвуют в двадцати снах). За ними, что, в общем-то, нелогично, следуют незнакомцы, которых сновидцы принимают за мертвых, и лишь после супруги – мужья и жёны. Почти в одинаковом количестве снятся авторам их упокоившиеся родственники и друзья-коллеги. Себя мертвыми во сне сновидцы видели всего три раза. То же число приходится на возлюбленных. В четырех случаях нашим авторам снится иной мир и образы святых. Да зачем, скажете вы, нам нужен весь этот статотчет?
Ну, во-первых, по нему можно сразу определить присутствие строгой иерархии во сне – чаще снятся те, кто древнее и старше. Во-вторых, это помогает определить места, где общечеловеческая традиция нарушается – число снов с незнакомцами, превосходит сны с участием одного из супругов, которые сновидцу ближе. В-третьих, такой анализ позволяет установить общие связи. Вот пример.
Что страннее странного, так это то, что здесь очень часто – в каждом пятом рассказе – также появляются и дети. Это, либо, авторы видят себя в нежном возрасте, либо, заодно с бывшими смертными являются младенцы и дети постарше. При втором «либо» сами мертвые держат последних на руках, кормят грудью, укачивают. Характерно, что вариации сюжетов с участием детей весьма неожиданные, то есть, не как в жизни. В одном случае, явившаяся во сне бабуля-покойница пытается пихнуть грудь матери сновидицы, качает женщину, как маленькую, на руках. В другом - покойные родители учат сновидицу, превратившуюся вдруг в малютку, ходить. В третьем, умершая подруга сначала беременна, а потом (в следующем сне) рожает дочку, с чем сновидица её и поздравляет. И так далее. Но вернёмся к общим связям. Так вот, судя по цифрам, число снов с участием детей примерно одинаково с количеством рассказов, где есть покойники- родители – матери и отцы. Соотношение 20: 24. Ну и что? Что из этого следует? А вот что. Теперь внимательно следите за мыслью. Одно из поучений Тибетской книги мёртвых гласит: « Чтобы покорить, в этом смысле, какое-либо чувствующее существо человеческого мира, принимается форма, которая, с точки зрения религии, будет привлекательна для этого существа. Так, чтобы стать привлекательным для последователя учения Шивы, нужно принять форму, т.е. образ Шивы, для буддиста – форму будды Шакьямуни, для христианина – форму Христа, для мусульманина – форму пророка Магомета и так далее, в соответствии с вероисповеданием. То же самое – для любых групп и подгрупп человеческого мира – например, чтобы покорить родителей, нужно принять форму детей, и наоборот».
То есть, исходя из « групп и подгрупп человеческого мира», понятно, что когда снится мёртвый, то, на самом деле, мысль о ком-то живом. О ком? Вспомни: «… чтобы покорить родителей, нужно принять форму детей, и наоборот». Перевожу: если снятся родители, то думается в этот момент о детях, и напротив, если видишь во сне детей, то тем самым подразумеваются родители ( в данном случае под «родителями» понимается семья: бабушки-дедушки, отцы-матери, сыновья-дочери). Или вы считаете, что мысль человека на время сна останавливается и замирает? Да, пожалуй, что нет. Вот и я так думаю…
(Александр Сабитов)
Ссылки:
- Про 3-4 % КПД мозга: Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм. – М., 1984. – С. 140;
- Про связь человека с землёй: Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества.- М.: Мартин, 2009. – С.18;
- Про человека и его душу: Гурджиев Г. Жизнь реальна только тогда, когда « Я есть». – СПб., 1996. – С.165;
- Про детей и родителей во сне: Тибетская Книга Мертвых. Бардо Тхедол. – М., 2005. – С. 343.
Обсуждения Морфология сна. Начало