Знамения и предзнаменования смерти и конца света у французов и у некоторых других народов:
1. Смысл слова «предзнаменование, знамение» передается в бретонском языке по-разному в зависимости от района Бретани. Чаще всего- в значении seblanchou «видение», sinaliou «предзнаменование», traou spout «страшный знак».
1. Смысл слова «предзнаменование, знамение» передается в бретонском языке по-разному в зависимости от района Бретани. Чаще всего- в значении seblanchou «видение», sinaliou «предзнаменование», traou spout «страшный знак».
2. Знамения предрекают смерть. Но знамение обычно дается не тому, кому смерть угрожает. Знамение утром предвещает ее скорый приход – не позже, чем через 8 дней. Вечером – все случится нескоро, может быть, через год и даже больше. Никто не умирает без предупредительного знака, посланного кому-нибудь из родных, друзей или соседей.
3. Звук падения предметов: мисок, тарелок, стаканов – вещей, которые, падая, разбиваются, - это знак смерти родственника или друга, находящегося в пути. Плотники, которые делают гробы, знают заранее, кто в округе должен умереть днем, а кто ночью. Они узнают об этом по звуку, стучащих друг о друга досок, доносящемуся с чердака.
4. Неожиданно навернувшиеся на глаза слезы – знак того, что скоро придется оплакивать кого-то из близких.
5. Быки - рассказ о том, как быки, которых хозяин из Брие, его звали Уанн, предсказали его смерть…Все это происходило незадолго до «Великой революции». Считают, что именно после нее быки больше не разговаривают, разве только в полночь накануне Рождества.
6. Рассказ о том, как на Пасху Мария Луиза из Ивиаса не смогла заколоть булавками на голове парадный чепец (катиоль), а потом узнала, что в это пасхальное воскресенье ее жених, служивший солдатом в Алжире, умер. Речь идет о парадном чепце, которые носят женщины провинции Трегье и Коэло в торжественных случаях… И знаете, конечно, как загибают назад их концы – крылья, когда носят траур по кому-нибудь из родственников.
7. Рассказ о том, как жена рыбака из деревни Мин-Ган (Белый Камень), увидела мужа, рыбачившего в Исландии, склонившимся над колыбелью ее ребенка. Первый же из промысловиков, вернувшийся из Исландии, сообщил, что ее муж погиб вместе с кораблем, на который нанялся.
8. Рассказ о том, как 12-летняя пастушка увидела в воде мрачное отражение своего хозяина, Жана Дерьера, который следующей ночью скончался от удара.
9. Рассказ о том, как ЖозИк из деревни Кергонь, когда шла мимо пруда за отцом, который любил в воскресенье посидеть в корчме Пенара, увидела на пруду прачку. Окликнув ее, Жозик услыхала, что прачка стирает саван для ее отца – она его развернула и саван занял весь пруд. А ее отец скончался ночью за ужином.
10. Рассказ о Жозоне Бриане из Кермаркера, который не был трусом и воевал во времена «старого» Наполеона ( императора Наполеона I 1769-1821 г.г.). Отправившись в село за табаком, поздно вечером по дороге встретил похоронную процессию из 4-х мужчин с гробом. Было это на перекрестке дорог, где по местным поверьям, припозднившихся подстерегает groach – старуха-колдунья. Вернувшись домой, Жозон обнаружил похоронную процессию с гробом у себя в доме. Переступив порог дома, Бриан умер. Когда его подняли, носом у него вытекла вся кровь.
11. Рассказ о том, как 15-ти - 16-ти летняя служанка с фермы в Брие Мари Крек встретила на дороге похоронную процессию – шарабан с гробом, священника, близких ее дяди. Оказалось, дядя при смерти. Она сидела у предсмертного одра целую ночь. Снова видела видение: невидимые руки внесли и поставили на прикроватную скамью гроб, рылись в стружках, которые стелют под покойником в гробу и в пеньке, что кладут ему обычно под голову вместо подушки. В этот миг дядя испустил последний вздох. И наконец, третье видение: когда призрак ее слепого дяди следовал за собственными похоронами.
12. Рассказ о том, как сильно жена Мари Корник из Бреа любила своего мужа-капитана дальнего плавания. Во время плавания, оставаясь дома Мари ни с кем не общалась и только ходила на службу в церковь. Мать ее упрекала: « Слишком много-стоит мало». Мари отвечала: « Нет ничего лучше на свете, чем любить и быть любимым». Однажды Мари пришла на мистическую службу, которой на самом деле не было. Служка собирал на Анаон (Анаон - брет.- душа, обиталище душ, чистилище). И женщина на помин душ отдала свое венчальное кольцо. Открывавший наутро церковь священник обнаружил ее стоящей на коленях у церкви. Кольцо лежало под покровом в алтаре на престоле. В ночь, когда Мари была на мистической службе, ее муж погиб.
13. Гадание на время прихода смерти: если крестик из ивовых прутиков, опущенный в воду святого источника держится на воде-смерть близко, а если тонет-далеко; чем быстрее утонет, тем дальше.
14. Гадание в округе Сен-Жан-Тролимон ( на мысу Коваль): кусочки хлеба намазывают маслом по числу живущих в доме. Глава семьи подбрасывает их, приговаривая: « Этот для такого, этот для такого». Чей бутерброд падал маслом вниз, тот умрет в течение года.
15. В Плега-Герране у проселочной дороги в Герлескен есть источник Фентенан – Анку ( Источник Смерти). Если в первую майскую ночь, в полночь глянуть в воду, то в случае скорой смерти отразится голова скелета. Действия, которые влекут за собою смерть.
16. Беременная не должна становиться крестной – она или младенец умрут в течение года.
17. Новобранец, если оглянется в последний раз глянуть на шпиц колокольни или трубу своего дома, живым он их больше не увидит.
18. Нашедшим клад, их участь, или «их планета», «планида» - умереть через год после находки.
19. Сокровище мертвеца: рассказ о том, как хозяйка фермы из Плунеур-Ланверка Мари-Жанна То нашла клад, к которому ее привел мертвец. Женщина забрала монеты. А когда попыталась вернуть их обратно, золото вернулось к ней. Священник, к которому она обратилась, заявил, что она освободила этого мертвого и ей самой предстоит занять его место. Вскоре она умерла, а сокровища положили с ней в гроб.
20. Конец света: на острове Кантон (по-бретонски Энес-Агантон или Агантон) с незапамятных времен на расстоянии 150 шагов друг от друга стоят два гранитных креста. По легенде, каждые 7 лет кресты приближаются друг к другу на длину ржаного зерна. Когда кресты соприкоснутся, тогда настанет конец света.
21. Посреди пляжа Сен-Мишель-ан-Грев в песок врыт монолитный крест. Его называют Croaz al Lew-drez ( Крест в одной миле от песчаного берега). Каждые 100 лет он уходит в землю на длину пшеничного зерна. Когда крест полностью скроется в песке, настанет конец света.
22. В конце света появится Антихрист. Он родится от союза священника-расстриги и доброй монахини.
23. Когда состояние больного безнадежно, у его изголовья возжигают "святую свечу", которой с началом агонии делают крест над лицом над лицом умирающего. Говорят, для того, чтобы помочь душе расстаться с телом.
24. ... есть верное средство прекратить агонию умирающего: нужно поднять его с постели и поставить его босые ноги на голую землю. Когда его снова поднимут и он потеряет связь с землей, то умрет.
25. В области Гурен в капелле Сен-Мен при дороге в Рудуайек стоит статуя святого Дибоана. Его имя означает "тот, кто излечивает от всякой болезни". Чтобы узнать участь умирающего, после поклона статуе идут к источнику святого а глубине долины. Вычерпав воду миской, наклоняются к отверстию в земле, где таится вода. Если пробиваясь, она зашумит, значит, умирающий вот-вот скончается, если вода изливается бесшумно, то больной вернется к жизни.
26. Некоторое время назад, когда еще не было телеграфного сообщения с Индией, одна леди весенним днем сидела в своем саду на острове Уайт, как вдруг увидела в небе двух дерущихся грачей, один из которых, окровавленный, упал к ее ногам, так что на белом платье остались капельки крови. Она поднялась в смятении и убежденно сказала, что вскоре услышит дурные вести о своем единственном сыне, который был в Индии. Она тотчас отправилась в комнату и написала на оконном ставне дату- день и час, когда это случилось. Шли дни, и бедная женщина в тревоге, ждала почты из Индии. Когда наконец письмо пришло, то в нем сообщалось, что ее сын убит на дуэли. Сопоставили время, и оказалось, что ее сын погиб в тот самый день и час, когда мать увидела дерущихся грачей.
27. Когда петух перестанет петь, тогда наступит кончина мира; голос его уже не вызовет солнца, и вселенною овладеет нечистая сила мрака и холода, на земле воцарится вечная зима. Если петухи поют в необыкновенную пору, если курица запоет петухом-это предвещает покойника или какое-нибудь несчастие; если куры клохчут по ночам, то быть ссоре, войне или рекрутскому набору. Поверья эти связывают с наступлением христианской эпохи: считается, что до воскресения Спасителя петухи не пели по ночам и злым духам было привольно тогда блуждать по белу свету. В Галиции есть предание, известное и у других славян: когда Христос воскрес, увидела его девочка-еврейка и принесла о том весть своему отцу; но старик не поверил и ответил: " Тогда он воскреснет, когда этот жареный петух полетит и запоёт!". И в ту же минуту жареный петух сорвался с вертела, полетел и прокричал обычное кукареку! Отсюда пошло и выражение, распространённое на Руси, " пока жареный петух в одно место не клюнет". Смерть петуха связывают с погашением солнца, отсюда уподобление петуха огню - при этом птица эта красного цвета - "подпустить красного петуха" означает поджечь дом. В Германии с X века ставили на церковных башнях золотых петухов, которые должны были предохранять от ударов грозы. Обычай ставить разных петушков на князьке жилого дома, был распространён и на Руси.
28. По некоторым преданиям, кончина вселенной последует от того, что божество, управляющее огненною колесницею, зажжёт нечаянно небо и произведёт всемирный пожар.
29. По примете, возникшей в Германии, обруч, соскочивший с бочки, предвещает чью-нибудь смерть.
30. На Украйне есть поговорка "як буде месяц чернец ( т. е. затмится), то буде й свиту конец"; а французская народная песня называет кончину вселенной - временем, когда зубы волка схватят месяц. По кельтскому преданию , разрушение вселенной последует тотчас за гибелью двенадцати знаков зодиака. Народный русский стих так представляет кончину мира:
Протечет Сион-река огненная,
От востока река течет до запада;
Пожрет она землю всю и каменье,
Древеса и скот, и зверьев, и птицу пернатую.
Тогда месяц и солнушко потемнеют
От великаго страха и ужаса
И звезды спадут на землю,
Спадут они, яко листья с древов;
Тогда же земля вся всколыбается...
То же говорит и скопческое пророчество: "приходит последнее время: земля и небо потрясется, частыа звезды на землю скатятся...невзвидят грешные свету белаго, невзвидят они солнца светлаго".
При солнечных затмениях верили, что солнце не будет более освещать землю, что настаёт Страшный суд, и потому начинали готовиться к нему с плачем; в некоторых местах обращались к своим священникам с вопросом: "а завтра будет солнце?". В 1840 году полное солнечное затмение, виденное в Чернигове, произвело в народе сильную тревогу. В то время была там ярмарка; собравшиеся на торг крестьяне, побросав все, одни спешили поскорее убраться домой, а другие с воплем бежали, сами не зная куда; явился какой-то проповедник и обратился к толпе с назидательными увещеваниями покаяться в сей последний день. Солнце просияло - и все успокоились. В том же году в Пензе простой народ, смотря на потемневшее солнце, печально ожидал преставления света; на торговой площади многие пали на колени и усердно молились Богу.
31. Когда умирает кто-нибудь из домочадцев, домовой воет ночью, выражая тем самым свою непритворную печаль; смерть самого хозяина он предвещает тяжелыми вздохами и плачем или тем, что садясь за его работу, покрывает свою голову шапкою. Перед чумой, пожаром и войной домовые выходят из села и воют на выгонах. Если идет нежданная беда - домовой извещает о ее приближении стуком, ночными поездками, истомляющими лошадей и приказом сторожевым собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню.
Источники:
Ле Бра Анатоль. Легенда о смерти: Рассказы/ Пер. с фр. Л.Торшиной.-СПб.: Издательский дом "Азбука - классика", 2008.-336 с.;
Линдли Ч. "Книга привидений" лорда Галифакса: Рассказы/ Пер. с англ. Т. Шушлебиной.- СПб.: Издательский Дом "Азбука-классика", 2007.- 288 с.;
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. Том первый. - М.: Современный писатель, 1995, С.265, 299, 304, 387, 388.;
Там же. Том второй. - М.: Современный писатель, 1995. С. 48;
Справка: 1) Анатоль Ле Бра (1859-1926)- бретонский писатель, исследователь культуры и истории. 2) Чарльз Линдли Вуд, лорд Галифакс, виднейший деятель Англиканской церкви, всю жизнь собирал свидетельства о существовании призраков и привидений, записывая наиболее интересные из них в домашний альбом, который между собой члены его семьи называли "Книгой привидений".
3. Звук падения предметов: мисок, тарелок, стаканов – вещей, которые, падая, разбиваются, - это знак смерти родственника или друга, находящегося в пути. Плотники, которые делают гробы, знают заранее, кто в округе должен умереть днем, а кто ночью. Они узнают об этом по звуку, стучащих друг о друга досок, доносящемуся с чердака.
4. Неожиданно навернувшиеся на глаза слезы – знак того, что скоро придется оплакивать кого-то из близких.
5. Быки - рассказ о том, как быки, которых хозяин из Брие, его звали Уанн, предсказали его смерть…Все это происходило незадолго до «Великой революции». Считают, что именно после нее быки больше не разговаривают, разве только в полночь накануне Рождества.
6. Рассказ о том, как на Пасху Мария Луиза из Ивиаса не смогла заколоть булавками на голове парадный чепец (катиоль), а потом узнала, что в это пасхальное воскресенье ее жених, служивший солдатом в Алжире, умер. Речь идет о парадном чепце, которые носят женщины провинции Трегье и Коэло в торжественных случаях… И знаете, конечно, как загибают назад их концы – крылья, когда носят траур по кому-нибудь из родственников.
7. Рассказ о том, как жена рыбака из деревни Мин-Ган (Белый Камень), увидела мужа, рыбачившего в Исландии, склонившимся над колыбелью ее ребенка. Первый же из промысловиков, вернувшийся из Исландии, сообщил, что ее муж погиб вместе с кораблем, на который нанялся.
8. Рассказ о том, как 12-летняя пастушка увидела в воде мрачное отражение своего хозяина, Жана Дерьера, который следующей ночью скончался от удара.
9. Рассказ о том, как ЖозИк из деревни Кергонь, когда шла мимо пруда за отцом, который любил в воскресенье посидеть в корчме Пенара, увидела на пруду прачку. Окликнув ее, Жозик услыхала, что прачка стирает саван для ее отца – она его развернула и саван занял весь пруд. А ее отец скончался ночью за ужином.
10. Рассказ о Жозоне Бриане из Кермаркера, который не был трусом и воевал во времена «старого» Наполеона ( императора Наполеона I 1769-1821 г.г.). Отправившись в село за табаком, поздно вечером по дороге встретил похоронную процессию из 4-х мужчин с гробом. Было это на перекрестке дорог, где по местным поверьям, припозднившихся подстерегает groach – старуха-колдунья. Вернувшись домой, Жозон обнаружил похоронную процессию с гробом у себя в доме. Переступив порог дома, Бриан умер. Когда его подняли, носом у него вытекла вся кровь.
11. Рассказ о том, как 15-ти - 16-ти летняя служанка с фермы в Брие Мари Крек встретила на дороге похоронную процессию – шарабан с гробом, священника, близких ее дяди. Оказалось, дядя при смерти. Она сидела у предсмертного одра целую ночь. Снова видела видение: невидимые руки внесли и поставили на прикроватную скамью гроб, рылись в стружках, которые стелют под покойником в гробу и в пеньке, что кладут ему обычно под голову вместо подушки. В этот миг дядя испустил последний вздох. И наконец, третье видение: когда призрак ее слепого дяди следовал за собственными похоронами.
12. Рассказ о том, как сильно жена Мари Корник из Бреа любила своего мужа-капитана дальнего плавания. Во время плавания, оставаясь дома Мари ни с кем не общалась и только ходила на службу в церковь. Мать ее упрекала: « Слишком много-стоит мало». Мари отвечала: « Нет ничего лучше на свете, чем любить и быть любимым». Однажды Мари пришла на мистическую службу, которой на самом деле не было. Служка собирал на Анаон (Анаон - брет.- душа, обиталище душ, чистилище). И женщина на помин душ отдала свое венчальное кольцо. Открывавший наутро церковь священник обнаружил ее стоящей на коленях у церкви. Кольцо лежало под покровом в алтаре на престоле. В ночь, когда Мари была на мистической службе, ее муж погиб.
13. Гадание на время прихода смерти: если крестик из ивовых прутиков, опущенный в воду святого источника держится на воде-смерть близко, а если тонет-далеко; чем быстрее утонет, тем дальше.
14. Гадание в округе Сен-Жан-Тролимон ( на мысу Коваль): кусочки хлеба намазывают маслом по числу живущих в доме. Глава семьи подбрасывает их, приговаривая: « Этот для такого, этот для такого». Чей бутерброд падал маслом вниз, тот умрет в течение года.
15. В Плега-Герране у проселочной дороги в Герлескен есть источник Фентенан – Анку ( Источник Смерти). Если в первую майскую ночь, в полночь глянуть в воду, то в случае скорой смерти отразится голова скелета. Действия, которые влекут за собою смерть.
16. Беременная не должна становиться крестной – она или младенец умрут в течение года.
17. Новобранец, если оглянется в последний раз глянуть на шпиц колокольни или трубу своего дома, живым он их больше не увидит.
18. Нашедшим клад, их участь, или «их планета», «планида» - умереть через год после находки.
19. Сокровище мертвеца: рассказ о том, как хозяйка фермы из Плунеур-Ланверка Мари-Жанна То нашла клад, к которому ее привел мертвец. Женщина забрала монеты. А когда попыталась вернуть их обратно, золото вернулось к ней. Священник, к которому она обратилась, заявил, что она освободила этого мертвого и ей самой предстоит занять его место. Вскоре она умерла, а сокровища положили с ней в гроб.
20. Конец света: на острове Кантон (по-бретонски Энес-Агантон или Агантон) с незапамятных времен на расстоянии 150 шагов друг от друга стоят два гранитных креста. По легенде, каждые 7 лет кресты приближаются друг к другу на длину ржаного зерна. Когда кресты соприкоснутся, тогда настанет конец света.
21. Посреди пляжа Сен-Мишель-ан-Грев в песок врыт монолитный крест. Его называют Croaz al Lew-drez ( Крест в одной миле от песчаного берега). Каждые 100 лет он уходит в землю на длину пшеничного зерна. Когда крест полностью скроется в песке, настанет конец света.
22. В конце света появится Антихрист. Он родится от союза священника-расстриги и доброй монахини.
23. Когда состояние больного безнадежно, у его изголовья возжигают "святую свечу", которой с началом агонии делают крест над лицом над лицом умирающего. Говорят, для того, чтобы помочь душе расстаться с телом.
24. ... есть верное средство прекратить агонию умирающего: нужно поднять его с постели и поставить его босые ноги на голую землю. Когда его снова поднимут и он потеряет связь с землей, то умрет.
25. В области Гурен в капелле Сен-Мен при дороге в Рудуайек стоит статуя святого Дибоана. Его имя означает "тот, кто излечивает от всякой болезни". Чтобы узнать участь умирающего, после поклона статуе идут к источнику святого а глубине долины. Вычерпав воду миской, наклоняются к отверстию в земле, где таится вода. Если пробиваясь, она зашумит, значит, умирающий вот-вот скончается, если вода изливается бесшумно, то больной вернется к жизни.
26. Некоторое время назад, когда еще не было телеграфного сообщения с Индией, одна леди весенним днем сидела в своем саду на острове Уайт, как вдруг увидела в небе двух дерущихся грачей, один из которых, окровавленный, упал к ее ногам, так что на белом платье остались капельки крови. Она поднялась в смятении и убежденно сказала, что вскоре услышит дурные вести о своем единственном сыне, который был в Индии. Она тотчас отправилась в комнату и написала на оконном ставне дату- день и час, когда это случилось. Шли дни, и бедная женщина в тревоге, ждала почты из Индии. Когда наконец письмо пришло, то в нем сообщалось, что ее сын убит на дуэли. Сопоставили время, и оказалось, что ее сын погиб в тот самый день и час, когда мать увидела дерущихся грачей.
27. Когда петух перестанет петь, тогда наступит кончина мира; голос его уже не вызовет солнца, и вселенною овладеет нечистая сила мрака и холода, на земле воцарится вечная зима. Если петухи поют в необыкновенную пору, если курица запоет петухом-это предвещает покойника или какое-нибудь несчастие; если куры клохчут по ночам, то быть ссоре, войне или рекрутскому набору. Поверья эти связывают с наступлением христианской эпохи: считается, что до воскресения Спасителя петухи не пели по ночам и злым духам было привольно тогда блуждать по белу свету. В Галиции есть предание, известное и у других славян: когда Христос воскрес, увидела его девочка-еврейка и принесла о том весть своему отцу; но старик не поверил и ответил: " Тогда он воскреснет, когда этот жареный петух полетит и запоёт!". И в ту же минуту жареный петух сорвался с вертела, полетел и прокричал обычное кукареку! Отсюда пошло и выражение, распространённое на Руси, " пока жареный петух в одно место не клюнет". Смерть петуха связывают с погашением солнца, отсюда уподобление петуха огню - при этом птица эта красного цвета - "подпустить красного петуха" означает поджечь дом. В Германии с X века ставили на церковных башнях золотых петухов, которые должны были предохранять от ударов грозы. Обычай ставить разных петушков на князьке жилого дома, был распространён и на Руси.
28. По некоторым преданиям, кончина вселенной последует от того, что божество, управляющее огненною колесницею, зажжёт нечаянно небо и произведёт всемирный пожар.
29. По примете, возникшей в Германии, обруч, соскочивший с бочки, предвещает чью-нибудь смерть.
30. На Украйне есть поговорка "як буде месяц чернец ( т. е. затмится), то буде й свиту конец"; а французская народная песня называет кончину вселенной - временем, когда зубы волка схватят месяц. По кельтскому преданию , разрушение вселенной последует тотчас за гибелью двенадцати знаков зодиака. Народный русский стих так представляет кончину мира:
Протечет Сион-река огненная,
От востока река течет до запада;
Пожрет она землю всю и каменье,
Древеса и скот, и зверьев, и птицу пернатую.
Тогда месяц и солнушко потемнеют
От великаго страха и ужаса
И звезды спадут на землю,
Спадут они, яко листья с древов;
Тогда же земля вся всколыбается...
То же говорит и скопческое пророчество: "приходит последнее время: земля и небо потрясется, частыа звезды на землю скатятся...невзвидят грешные свету белаго, невзвидят они солнца светлаго".
При солнечных затмениях верили, что солнце не будет более освещать землю, что настаёт Страшный суд, и потому начинали готовиться к нему с плачем; в некоторых местах обращались к своим священникам с вопросом: "а завтра будет солнце?". В 1840 году полное солнечное затмение, виденное в Чернигове, произвело в народе сильную тревогу. В то время была там ярмарка; собравшиеся на торг крестьяне, побросав все, одни спешили поскорее убраться домой, а другие с воплем бежали, сами не зная куда; явился какой-то проповедник и обратился к толпе с назидательными увещеваниями покаяться в сей последний день. Солнце просияло - и все успокоились. В том же году в Пензе простой народ, смотря на потемневшее солнце, печально ожидал преставления света; на торговой площади многие пали на колени и усердно молились Богу.
31. Когда умирает кто-нибудь из домочадцев, домовой воет ночью, выражая тем самым свою непритворную печаль; смерть самого хозяина он предвещает тяжелыми вздохами и плачем или тем, что садясь за его работу, покрывает свою голову шапкою. Перед чумой, пожаром и войной домовые выходят из села и воют на выгонах. Если идет нежданная беда - домовой извещает о ее приближении стуком, ночными поездками, истомляющими лошадей и приказом сторожевым собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню.
Источники:
Ле Бра Анатоль. Легенда о смерти: Рассказы/ Пер. с фр. Л.Торшиной.-СПб.: Издательский дом "Азбука - классика", 2008.-336 с.;
Линдли Ч. "Книга привидений" лорда Галифакса: Рассказы/ Пер. с англ. Т. Шушлебиной.- СПб.: Издательский Дом "Азбука-классика", 2007.- 288 с.;
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. Том первый. - М.: Современный писатель, 1995, С.265, 299, 304, 387, 388.;
Там же. Том второй. - М.: Современный писатель, 1995. С. 48;
Справка: 1) Анатоль Ле Бра (1859-1926)- бретонский писатель, исследователь культуры и истории. 2) Чарльз Линдли Вуд, лорд Галифакс, виднейший деятель Англиканской церкви, всю жизнь собирал свидетельства о существовании призраков и привидений, записывая наиболее интересные из них в домашний альбом, который между собой члены его семьи называли "Книгой привидений".
Обсуждения Знамения смерти и конца света