Толстой! Зеркало русской революции! Какая глыба! Какой матерый человечище!
Так отзывался о Л.Н.Толстом В.И.Ленин. И есть за что! До сих пор мы учимся на произведениях этого великого классика. А на рубеже XIX - XX веков на него чуть ли не молились, внимали каждому его слову. Трудно было сыскать равного ему носителя философской и политической мысли.
Правда, слушая, относились по-разному. В этом плане примечательно отлучение Л.Н.Толстого в 1901 г. от церкви. Так что уже тогда верующим приходилось выбирать между верой и вероотступником.
Тот же В.И.Ленин, приветствуя Толстого, крайне негативно относился к толстовству. А сейчас уже и Ленин далеко не в почете.
Поэтому сегодня не так-то просто разобраться, кто тут прав, и где Толстой, а где толстовство.
И уж совсем сомнительна сегодня революция, а значит, и всякое зеркало этой революции. Разумеется, Л.Н.Толстой не мог знать об Октябре 1917 г., о последующей гражданской войне, терроре, диктатуре, а тем более о современных ползучих и разрушительных цветных революциях.
Нет, вовсе не насилие проповедовал классик! Наоборот, непротивление злу насилием. И тем не менее, коммунисты и революционеры остались премного благодарны Л.Н.Толстому. Пожалуй, никто иной в русском обществе не внес такого вклада в расшатывание государственности, паралич власти, в русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Как же так получилось, что самые гуманные идеи обернулись в итоге кровавыми революцией и гражданской войной?
Вряд ли можно все просто объяснить. Ведь до сих пор в разных концах мира все начинается с гуманизма, благих намерений, а оборачивается кровью, разрушениями, миллионами беженцев. Одни и те же ошибки повторяются раз за разом, и конца этому не видно. Поэтому осмысление наследия Толстого является крайне актуальным в наше время.
Именно осмысление! А не бездумное следование идеям, многие из которых неприменимы в сильно изменившемся мире.
Так, в XIX веке в Европе среди гуманистов пользовалась безумной популярностью идея всеобщего избирательного права. Тогда богатеи и власть предержащие составляли мизерное количество среди населения, но безраздельно распоряжались жизнями и судьбами миллионов простых людей. Казалось вполне логичным, что большинством голосов эти простые граждане быстро решат все вопросы в свою пользу, а эксплуататоров бескровно поставят на место.
Тогда даже ярым крепостникам было трудно отрицать, что все люди от рождения равны, и Бог наделил всех одинаковыми правами. Так что туманные обещания на будущее давали многие ретрограды.
Правда, радикалы и революционеры утверждали, что власть никто так просто не отдаст. Но они признавали насилие лишь крайней, вынужденной мерой. Конечно, бескровное решение проблем было бы предпочтительнее.
Но, увы, в начале XX века в царской России не пахло всеобщим равным правом. Царь лишь немного поступился своей властью Государственной Думе. Проблемы в обществе росли и обострялись, надежды на мирное их разрешение таяли...
Можно многих винить в сложившемся положении. Но было очевидно, что толстовство не сработало. Да, очень хороший инструмент! Его обязательно надо было опробовать. И за это огромное спасибо русскому гению!
Однако, в конце концов несработавший инструмент приходится отложить в сторону. Значит, что-то в нем не учтено. Надо искать новые пути применительно к сложившимся обстоятельствам. А в сегодняшнем мире тем более. За сто лет даже самые хорошие идеи успевают устареть, и их необдуманное применение ни к чему хорошему не приведет.
Например, мирное неповиновение было достаточно эффективным в многомиллионной Индии против кучки колонизаторов, без которой страна вполне могла обойтись. Наоборот, неповиновение в современной демократической стране - это прежде всего нарушение законов, несоблюдение договоров, развал производства. Можно и нужно заявлять о своих правах, но было неверно рассчитывать, что напакостив предпринимателю можно добиться его любви.
Любой протест, тем более толстовское отрицание государства, способствует только росту напряженности в обществе.
В истории было множество открытий и достижений. Но их сменяли новые, отдавая дань уважения старым. Например, сыграла и играет огромную роль механика И.Ньютона, но она уже не работает там, куда указал А.Эйнштейн. В свое время исправно потрудились паровозы, но было бы смешно сейчас их возрождать.
Тот же И.Ньютон объяснял свой успех тем, что стоял на плечах гигантов. Однако, он вовсе не следовал один к одному идеям этих гигантов, а, наоборот, пошел против них.
Поэтому и сегодня, стоя на великих гуманистических идеях Л.Н.Тостого, надо идти дальше, учитывая новые обстоятельства.
А одно из важнейших отличий заключается в том, что всеобщее избирательное право восторжествовало. Значит, ликвидировано главное препятствие для свободного волеизъявления народа. Полное бесправие народа ушло в прошлое, и исчезла центральная причина всяких революций.
Именно государство и правительство, упорно отрицаемые в свое время Л.Н.Толстым, служат сегодня гарантом и механизмом волеизъявления. И никакая анархия, как показал исторический опыт, не может должным образом обеспечить права граждан.
Другое дело, что сегодня вовсю взросли механизмы манипулирования настроением масс. Но это в конце концов право каждого: кого слушать и как обманываться.
Я не берусь сейчас разбираться, какие стороны в современном мире врут в своей пропаганде, а какие говорят правду. Политика вообще грязное дело, и в ней трудно остаться чистым. Но есть вполне очевидная почва, на которой щедро взрастают всякие домыслы и искажения, это: невежество.
Неумение и нежелание работать головой, учиться, вникать в суть вещей неизменно дают прекрасные объекты для любой пропаганды. А если надоела пропаганда, то просто клюют на какое-нибудь приглянувшееся экзотическое учение, позволяющее отгородиться от жизни своим внутренним умиротворением.
Толстовское непротивление злу - это тоже нечто успокаивающее. Мол, выполнил свой долг перед обществом хотя бы тем, что никого не убил и никому не навредил. Но сделал ли при этом что-то полезное? Бездействие - это уже вред, потакание злу.
Не так-то просто сегодня разобраться, где добро, а где зло. В чистом виде их не встретишь. Всюду множество оттенков. Поэтому только при демократическом обсуждении можно приходить к согласию и выбирать общие пути к миру и благополучию. А затыкание ртов - это отголосок бесправия прошлых веков.
Другое существенное отличие мира в эпоху глобализации состоит в том, что выявилась огромная роль кооперации, специализации, сотрудничества между странами. Наоборот, самоизоляция и попытки патриархального житья только усиливают отсталость, бедность и бескультурье.
В XIX веке казался еще вполне реальным образец благоденствующих деревенек. Но сегодня мир не может вернуться к идеалу сельской общины с покладистым мужичком Платоном Каратаевым. Ну, не удовлетворится население тем, что будет пасти козочек. Ему подавай Интернет, телефоны, автомобили, космические корабли. И при этом всегда чего-то будет не хватать.
Поэтому, отдавая должное гуманистической направленности идей Л.Н.Толстого, надо осторожнее относиться, например, к таким его мыслям:
благосостояние и могущество "могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств".
Хотя многие люди действительно живут за чужой счет, но благосостояние человечества не может расти исключительно за счет отъема имущества у ближнего. Кто-то должен создавать новый продукт. Поэтому каждая община, деревня, город, государство могут и должны обогащаться прежде всего собственным трудом.
И по современному миру хорошо видно, как вовсе не в ущерб друг другу могут развиваться торговля и взаимовыгодное сотрудничество стран, находящихся на подъеме.
Каждому человеку всегда виднее проблемы своей деревни, своего государства. Поэтому естественно приложить энергию к тем делам, в которых он более смыслит. Надо радеть за свою корову, деревню, дорогу, пашню, а не где-то за морями. Наносить ущерб другим странам при этом совсем не обязательно. Наоборот, когда все будут богаты, то не придется спасать у себя беженцев, нищих и просто бездельников, не сумевших себя прокормить.
Надеюсь, что и далее великое наследие Л.Н.Толстого послужит движению, а не бездумному застою мысли. Н.В.Невесенко
Так отзывался о Л.Н.Толстом В.И.Ленин. И есть за что! До сих пор мы учимся на произведениях этого великого классика. А на рубеже XIX - XX веков на него чуть ли не молились, внимали каждому его слову. Трудно было сыскать равного ему носителя философской и политической мысли.
Правда, слушая, относились по-разному. В этом плане примечательно отлучение Л.Н.Толстого в 1901 г. от церкви. Так что уже тогда верующим приходилось выбирать между верой и вероотступником.
Тот же В.И.Ленин, приветствуя Толстого, крайне негативно относился к толстовству. А сейчас уже и Ленин далеко не в почете.
Поэтому сегодня не так-то просто разобраться, кто тут прав, и где Толстой, а где толстовство.
И уж совсем сомнительна сегодня революция, а значит, и всякое зеркало этой революции. Разумеется, Л.Н.Толстой не мог знать об Октябре 1917 г., о последующей гражданской войне, терроре, диктатуре, а тем более о современных ползучих и разрушительных цветных революциях.
Нет, вовсе не насилие проповедовал классик! Наоборот, непротивление злу насилием. И тем не менее, коммунисты и революционеры остались премного благодарны Л.Н.Толстому. Пожалуй, никто иной в русском обществе не внес такого вклада в расшатывание государственности, паралич власти, в русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Как же так получилось, что самые гуманные идеи обернулись в итоге кровавыми революцией и гражданской войной?
Вряд ли можно все просто объяснить. Ведь до сих пор в разных концах мира все начинается с гуманизма, благих намерений, а оборачивается кровью, разрушениями, миллионами беженцев. Одни и те же ошибки повторяются раз за разом, и конца этому не видно. Поэтому осмысление наследия Толстого является крайне актуальным в наше время.
Именно осмысление! А не бездумное следование идеям, многие из которых неприменимы в сильно изменившемся мире.
Так, в XIX веке в Европе среди гуманистов пользовалась безумной популярностью идея всеобщего избирательного права. Тогда богатеи и власть предержащие составляли мизерное количество среди населения, но безраздельно распоряжались жизнями и судьбами миллионов простых людей. Казалось вполне логичным, что большинством голосов эти простые граждане быстро решат все вопросы в свою пользу, а эксплуататоров бескровно поставят на место.
Тогда даже ярым крепостникам было трудно отрицать, что все люди от рождения равны, и Бог наделил всех одинаковыми правами. Так что туманные обещания на будущее давали многие ретрограды.
Правда, радикалы и революционеры утверждали, что власть никто так просто не отдаст. Но они признавали насилие лишь крайней, вынужденной мерой. Конечно, бескровное решение проблем было бы предпочтительнее.
Но, увы, в начале XX века в царской России не пахло всеобщим равным правом. Царь лишь немного поступился своей властью Государственной Думе. Проблемы в обществе росли и обострялись, надежды на мирное их разрешение таяли...
Можно многих винить в сложившемся положении. Но было очевидно, что толстовство не сработало. Да, очень хороший инструмент! Его обязательно надо было опробовать. И за это огромное спасибо русскому гению!
Однако, в конце концов несработавший инструмент приходится отложить в сторону. Значит, что-то в нем не учтено. Надо искать новые пути применительно к сложившимся обстоятельствам. А в сегодняшнем мире тем более. За сто лет даже самые хорошие идеи успевают устареть, и их необдуманное применение ни к чему хорошему не приведет.
Например, мирное неповиновение было достаточно эффективным в многомиллионной Индии против кучки колонизаторов, без которой страна вполне могла обойтись. Наоборот, неповиновение в современной демократической стране - это прежде всего нарушение законов, несоблюдение договоров, развал производства. Можно и нужно заявлять о своих правах, но было неверно рассчитывать, что напакостив предпринимателю можно добиться его любви.
Любой протест, тем более толстовское отрицание государства, способствует только росту напряженности в обществе.
В истории было множество открытий и достижений. Но их сменяли новые, отдавая дань уважения старым. Например, сыграла и играет огромную роль механика И.Ньютона, но она уже не работает там, куда указал А.Эйнштейн. В свое время исправно потрудились паровозы, но было бы смешно сейчас их возрождать.
Тот же И.Ньютон объяснял свой успех тем, что стоял на плечах гигантов. Однако, он вовсе не следовал один к одному идеям этих гигантов, а, наоборот, пошел против них.
Поэтому и сегодня, стоя на великих гуманистических идеях Л.Н.Тостого, надо идти дальше, учитывая новые обстоятельства.
А одно из важнейших отличий заключается в том, что всеобщее избирательное право восторжествовало. Значит, ликвидировано главное препятствие для свободного волеизъявления народа. Полное бесправие народа ушло в прошлое, и исчезла центральная причина всяких революций.
Именно государство и правительство, упорно отрицаемые в свое время Л.Н.Толстым, служат сегодня гарантом и механизмом волеизъявления. И никакая анархия, как показал исторический опыт, не может должным образом обеспечить права граждан.
Другое дело, что сегодня вовсю взросли механизмы манипулирования настроением масс. Но это в конце концов право каждого: кого слушать и как обманываться.
Я не берусь сейчас разбираться, какие стороны в современном мире врут в своей пропаганде, а какие говорят правду. Политика вообще грязное дело, и в ней трудно остаться чистым. Но есть вполне очевидная почва, на которой щедро взрастают всякие домыслы и искажения, это: невежество.
Неумение и нежелание работать головой, учиться, вникать в суть вещей неизменно дают прекрасные объекты для любой пропаганды. А если надоела пропаганда, то просто клюют на какое-нибудь приглянувшееся экзотическое учение, позволяющее отгородиться от жизни своим внутренним умиротворением.
Толстовское непротивление злу - это тоже нечто успокаивающее. Мол, выполнил свой долг перед обществом хотя бы тем, что никого не убил и никому не навредил. Но сделал ли при этом что-то полезное? Бездействие - это уже вред, потакание злу.
Не так-то просто сегодня разобраться, где добро, а где зло. В чистом виде их не встретишь. Всюду множество оттенков. Поэтому только при демократическом обсуждении можно приходить к согласию и выбирать общие пути к миру и благополучию. А затыкание ртов - это отголосок бесправия прошлых веков.
Другое существенное отличие мира в эпоху глобализации состоит в том, что выявилась огромная роль кооперации, специализации, сотрудничества между странами. Наоборот, самоизоляция и попытки патриархального житья только усиливают отсталость, бедность и бескультурье.
В XIX веке казался еще вполне реальным образец благоденствующих деревенек. Но сегодня мир не может вернуться к идеалу сельской общины с покладистым мужичком Платоном Каратаевым. Ну, не удовлетворится население тем, что будет пасти козочек. Ему подавай Интернет, телефоны, автомобили, космические корабли. И при этом всегда чего-то будет не хватать.
Поэтому, отдавая должное гуманистической направленности идей Л.Н.Толстого, надо осторожнее относиться, например, к таким его мыслям:
благосостояние и могущество "могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств".
Хотя многие люди действительно живут за чужой счет, но благосостояние человечества не может расти исключительно за счет отъема имущества у ближнего. Кто-то должен создавать новый продукт. Поэтому каждая община, деревня, город, государство могут и должны обогащаться прежде всего собственным трудом.
И по современному миру хорошо видно, как вовсе не в ущерб друг другу могут развиваться торговля и взаимовыгодное сотрудничество стран, находящихся на подъеме.
Каждому человеку всегда виднее проблемы своей деревни, своего государства. Поэтому естественно приложить энергию к тем делам, в которых он более смыслит. Надо радеть за свою корову, деревню, дорогу, пашню, а не где-то за морями. Наносить ущерб другим странам при этом совсем не обязательно. Наоборот, когда все будут богаты, то не придется спасать у себя беженцев, нищих и просто бездельников, не сумевших себя прокормить.
Надеюсь, что и далее великое наследие Л.Н.Толстого послужит движению, а не бездумному застою мысли. Н.В.Невесенко
Обсуждения Толстовство и современность
В голод и холод женщины и дети встали за станки на заводах. Тут же за станком нередко и умирали. Думаю, что их товарищи и сегодняшние их потомки не поняли бы, если бы героям поставили в вину патриотизм.
Действительность слишком многообразна. Нет простых правил на все случаи жизни. Всегда надо сопоставлять, что важнее: абстрактный философский принцип или жизнь и благополучие родных и близких, всех людей на Земле.
Как показывает опыт, любой самый лучший лозунг может быть извращен и использован в корыстных целях. Поэтому в первую очередь надо разбираться в деяниях, какими бы красивыми словами они ни прикрывались. А тупое следование даже лучшим принципам может быть как раз на руку всевозможным мошенникам и манипуляторам.
А ведь мусор на улицах - это не козни соседнего враждебного государства, не диверсии подосланных агентов. Сами жители нагадили, причем наверняка независимо от вероисповедования и политических взглядов.
Возможно, для недовольства правительством были и другие причины. Но показательно, что требования посыпались к дяде, а не к себе. Вероятно, там вообще не приняты субботники и воскресники. Но активность пошла отнюдь не на собственно уборку, а исключительно на обвинения.
Возможно, что государство - далеко не идеальная форма общественного устройства. Но без него тем более пришлось бы самим прибирать за собой.
Если мусорная проблема решается через столкновения с армией, то трудно ждать согласия в застарелых религиозных и социальных конфликтах.