Толстовство и современность

Толстой! Зеркало русской революции! Какая глыба! Какой матерый человечище!

Так отзывался о Л.Н.Толстом В.И.Ленин. И есть за что! До сих пор мы учимся на произведениях этого великого классика. А на рубеже XIX - XX веков на него чуть ли не молились, внимали каждому его слову. Трудно было сыскать равного ему носителя философской и политической мысли.

Правда, слушая, относились по-разному. В этом плане примечательно отлучение Л.Н.Толстого в 1901 г. от церкви. Так что уже тогда верующим приходилось выбирать между верой и вероотступником.

Тот же В.И.Ленин, приветствуя Толстого, крайне негативно относился к толстовству. А сейчас уже и Ленин далеко не в почете.

Поэтому сегодня не так-то просто разобраться, кто тут прав, и где Толстой, а где толстовство.

И уж совсем сомнительна сегодня революция, а значит, и всякое зеркало этой революции. Разумеется, Л.Н.Толстой не мог знать об Октябре 1917 г., о последующей гражданской войне, терроре, диктатуре, а тем более о современных ползучих и разрушительных цветных революциях.

Нет, вовсе не насилие проповедовал классик! Наоборот, непротивление злу насилием. И тем не менее, коммунисты и революционеры остались премного благодарны Л.Н.Толстому. Пожалуй, никто иной в русском обществе не внес такого вклада в расшатывание государственности, паралич власти, в русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Как же так получилось, что самые гуманные идеи обернулись в итоге кровавыми революцией и гражданской войной?

Вряд ли можно все просто объяснить. Ведь до сих пор в разных концах мира все начинается с гуманизма, благих намерений, а оборачивается кровью, разрушениями, миллионами беженцев. Одни и те же ошибки повторяются раз за разом, и конца этому не видно. Поэтому осмысление наследия Толстого является крайне актуальным в наше время.

Именно осмысление! А не бездумное следование идеям, многие из которых неприменимы в сильно изменившемся мире.

Так, в XIX веке в Европе среди гуманистов пользовалась безумной популярностью идея всеобщего избирательного права. Тогда богатеи и власть предержащие составляли мизерное количество среди населения, но безраздельно распоряжались жизнями и судьбами миллионов простых людей. Казалось вполне логичным, что большинством голосов эти простые граждане быстро решат все вопросы в свою пользу, а эксплуататоров бескровно поставят на место.

Тогда даже ярым крепостникам было трудно отрицать, что все люди от рождения равны, и Бог наделил всех одинаковыми правами. Так что туманные обещания на будущее давали многие ретрограды.

Правда, радикалы и революционеры утверждали, что власть никто так просто не отдаст. Но они признавали насилие лишь крайней, вынужденной мерой. Конечно, бескровное решение проблем было бы предпочтительнее.

Но, увы, в начале XX века в царской России не пахло всеобщим равным правом. Царь лишь немного поступился своей властью Государственной Думе. Проблемы в обществе росли и обострялись, надежды на мирное их разрешение таяли...

Можно многих винить в сложившемся положении. Но было очевидно, что толстовство не сработало. Да, очень хороший инструмент! Его обязательно надо было опробовать. И за это огромное спасибо русскому гению!

Однако, в конце концов несработавший инструмент приходится отложить в сторону. Значит, что-то в нем не учтено. Надо искать новые пути применительно к сложившимся обстоятельствам. А в сегодняшнем мире тем более. За сто лет даже самые хорошие идеи успевают устареть, и их необдуманное применение ни к чему хорошему не приведет.

Например, мирное неповиновение было достаточно эффективным в многомиллионной Индии против кучки колонизаторов, без которой страна вполне могла обойтись. Наоборот, неповиновение в современной демократической стране - это прежде всего нарушение законов, несоблюдение договоров, развал производства. Можно и нужно заявлять о своих правах, но было неверно рассчитывать, что напакостив предпринимателю можно добиться его любви.

Любой протест, тем более толстовское отрицание государства, способствует только росту напряженности в обществе.

В истории было множество открытий и достижений. Но их сменяли новые, отдавая дань уважения старым. Например, сыграла и играет огромную роль механика И.Ньютона, но она уже не работает там, куда указал А.Эйнштейн. В свое время исправно потрудились паровозы, но было бы смешно сейчас их возрождать.

Тот же И.Ньютон объяснял свой успех тем, что стоял на плечах гигантов. Однако, он вовсе не следовал один к одному идеям этих гигантов, а, наоборот, пошел против них.

Поэтому и сегодня, стоя на великих гуманистических идеях Л.Н.Тостого, надо идти дальше, учитывая новые обстоятельства.

А одно из важнейших отличий заключается в том, что всеобщее избирательное право восторжествовало. Значит, ликвидировано главное препятствие для свободного волеизъявления народа. Полное бесправие народа ушло в прошлое, и исчезла центральная причина всяких революций.

Именно государство и правительство, упорно отрицаемые в свое время Л.Н.Толстым, служат сегодня гарантом и механизмом волеизъявления. И никакая анархия, как показал исторический опыт, не может должным образом обеспечить права граждан.

Другое дело, что сегодня вовсю взросли механизмы манипулирования настроением масс. Но это в конце концов право каждого: кого слушать и как обманываться.

Я не берусь сейчас разбираться, какие стороны в современном мире врут в своей пропаганде, а какие говорят правду. Политика вообще грязное дело, и в ней трудно остаться чистым. Но есть вполне очевидная почва, на которой щедро взрастают всякие домыслы и искажения, это: невежество.

Неумение и нежелание работать головой, учиться, вникать в суть вещей неизменно дают прекрасные объекты для любой пропаганды. А если надоела пропаганда, то просто клюют на какое-нибудь приглянувшееся экзотическое учение, позволяющее отгородиться от жизни своим внутренним умиротворением.

Толстовское непротивление злу - это тоже нечто успокаивающее. Мол, выполнил свой долг перед обществом хотя бы тем, что никого не убил и никому не навредил. Но сделал ли при этом что-то полезное? Бездействие - это уже вред, потакание злу.

Не так-то просто сегодня разобраться, где добро, а где зло. В чистом виде их не встретишь. Всюду множество оттенков. Поэтому только при демократическом обсуждении можно приходить к согласию и выбирать общие пути к миру и благополучию. А затыкание ртов - это отголосок бесправия прошлых веков.

Другое существенное отличие мира в эпоху глобализации состоит в том, что выявилась огромная роль кооперации, специализации, сотрудничества между странами. Наоборот, самоизоляция и попытки патриархального житья только усиливают отсталость, бедность и бескультурье.

В XIX веке казался еще вполне реальным образец благоденствующих деревенек. Но сегодня мир не может вернуться к идеалу сельской общины с покладистым мужичком Платоном Каратаевым. Ну, не удовлетворится население тем, что будет пасти козочек. Ему подавай Интернет, телефоны, автомобили, космические корабли. И при этом всегда чего-то будет не хватать.

Поэтому, отдавая должное гуманистической направленности идей Л.Н.Толстого, надо осторожнее относиться, например, к таким его мыслям:

благосостояние и могущество "могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств".

Хотя многие люди действительно живут за чужой счет, но благосостояние человечества не может расти исключительно за счет отъема имущества у ближнего. Кто-то должен создавать новый продукт. Поэтому каждая община, деревня, город, государство могут и должны обогащаться прежде всего собственным трудом.

И по современному миру хорошо видно, как вовсе не в ущерб друг другу могут развиваться торговля и взаимовыгодное сотрудничество стран, находящихся на подъеме.

Каждому человеку всегда виднее проблемы своей деревни, своего государства. Поэтому естественно приложить энергию к тем делам, в которых он более смыслит. Надо радеть за свою корову, деревню, дорогу, пашню, а не где-то за морями. Наносить ущерб другим странам при этом совсем не обязательно. Наоборот, когда все будут богаты, то не придется спасать у себя беженцев, нищих и просто бездельников, не сумевших себя прокормить.

Надеюсь, что и далее великое наследие Л.Н.Толстого послужит движению, а не бездумному застою мысли. Н.В.Невесенко
×

Обсуждения Толстовство и современность

  • По-видимому, в 1941 г. советское государство считалось народным. Но дело не только в этом. Непротивление фашистам означало бы не только потерю государства, но истребление или порабощение народа.
    В голод и холод женщины и дети встали за станки на заводах. Тут же за станком нередко и умирали. Думаю, что их товарищи и сегодняшние их потомки не поняли бы, если бы героям поставили в вину патриотизм.

    Действительность слишком многообразна. Нет простых правил на все случаи жизни. Всегда надо сопоставлять, что важнее: абстрактный философский принцип или жизнь и благополучие родных и близких, всех людей на Земле.
    Как показывает опыт, любой самый лучший лозунг может быть извращен и использован в корыстных целях. Поэтому в первую очередь надо разбираться в деяниях, какими бы красивыми словами они ни прикрывались. А тупое следование даже лучшим принципам может быть как раз на руку всевозможным мошенникам и манипуляторам.
     
  • В 1914 г. российская социал-демократия во главе с Лениным в отличие от европейских коллег приняла лозунг поражения своего правительства в империалистической войне. Однако в 1941 г. те же коммунисты были противоположного мнения.
     
  • Да. У нас, к счастью, уборка мусора обходится без армии. Но и мне знакомы малограмотные борцы за справедливость, рабы какой-нибудь сомнительной догмы, не способные даже объяснить толком, чего они хотят.
     
  • По-моему, в плане ответственности людей показателен вчерашний мусорный бунт в Бейруте. Все началось с самого мирного и благого митинга в защиту чистоты, но быстро переросло в погромы, поджоги, столкновения с полицией и армией, в требования об отставке правительства.
    А ведь мусор на улицах - это не козни соседнего враждебного государства, не диверсии подосланных агентов. Сами жители нагадили, причем наверняка независимо от вероисповедования и политических взглядов.
    Возможно, для недовольства правительством были и другие причины. Но показательно, что требования посыпались к дяде, а не к себе. Вероятно, там вообще не приняты субботники и воскресники. Но активность пошла отнюдь не на собственно уборку, а исключительно на обвинения.
    Возможно, что государство - далеко не идеальная форма общественного устройства. Но без него тем более пришлось бы самим прибирать за собой.
    Если мусорная проблема решается через столкновения с армией, то трудно ждать согласия в застарелых религиозных и социальных конфликтах.
     

По теме Толстовство и современность

Ленин и современность

Беды наших дней – в кризисе общественных отношений С крушением Советской...
Журнал

Современные приметы и суеверия

Люди всегда верили в приметы. Многие из них трансформировались, чтобы отвечать...
Магия

Современные Employer Brand исследования:

Введение: Ни для кого не секрет, что большая часть HR активностей в современных...
Психология

Современная любовь

Знакомая молодая девушка — современная, продвинутая, вся в гаджетах и девайсах и...
Психология

Современные ведьмы: заклинания для лохов

Следуя логике постоянного усложнения своего развития, нынешняя цивилизация все...
Магия

Современные духовно-эзотерические практики

Практически перед каждым человеком, решившим встать на путь духовного развития и...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как сохранить биополе во время негативного общения
Ничто не вечно