Некоторые виды медитации сопровождаются не полной релаксацией, как это принято думать, а наоборот, усилением сердцебиения и повышенной нагрузкой на сердечно-сосудистую и нервную систему, выяснили немецкие ученые. Результаты их исследования опубликованы в журнале International Journal of Psychophysiology.
Участники исследования ежедневно в течение 3 месяцев практиковали три вида медитации, различающихся по тому, насколько задействован в них ум и внимание. Речь идет о медитации с концентрацией на собственном дыхании; медитации милосердия, способствующей альтруистическому отношению к окружающим; и медитации ясного ума, во время которой человек стремится развить спокойное понимание эмоций, мыслей и чувств, переживаемых им в настоящее время.
Как оказалось, во время двух последних видов медитации, по сравнению с первым, у участников усиливалась частота сердцебиения и понижалась вариабельность сердечного ритма, что говорит о нагрузке на сердечно-сосудистую систему и отражает повышенную активность вегетативной нервной системы.
«Вопреки бытующим представлениям о том, что медитация всегда означает релаксацию и снижение активности, полученные данные показывают, что практики, требующие большой внутренней работы, связаны с физиологическим напряжением», — пишут авторы исследования.
Как оказалось, во время двух последних видов медитации, по сравнению с первым, у участников усиливалась частота сердцебиения и понижалась вариабельность сердечного ритма, что говорит о нагрузке на сердечно-сосудистую систему и отражает повышенную активность вегетативной нервной системы.
«Вопреки бытующим представлениям о том, что медитация всегда означает релаксацию и снижение активности, полученные данные показывают, что практики, требующие большой внутренней работы, связаны с физиологическим напряжением», — пишут авторы исследования.
Обсуждения Вред медитации
Европейский человек с материалистическим мировоззрением может даже не только заболеть. но и умереть от духовных практик без предварительной подготовки. Аналогично, все восточные гуру, приезжающие в Европу со своими духовными школами, так и не смогли работать, так как поменять мировоззрение взрослого человека очень сложно.