Начало движения за эмансипацию женщин относится к эпохе Великой французской революции, когда в 1789 году председательницей Женского клуба Олимпией де Гуж было обнародовано требование политических прав наравне с мужчинами.
Судьба этой вдохновительницы женской эмансипации может служить показательным моментом в дальнейшей истории феминизма.
Созданию движения за равноправие женщин способствовала политическая ситуация в мире, на фоне войны за независимость в Северной Америке (175-1783) и последующей за ней Великой французской революции (1789-1799). Стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизнедеятельности назвали феминизмом, который стремится к равноправию полов и анализу проблем женщин в обществе.
Революционные настроения разжигались публикациями английского либерала Джона Стюарта Милля «О подчинении женщины», книгой Мэри Воллстонкрафт «Vindication of the rights of women» («Оправдание прав женщин»), защитой свободы женской индивидуальности в семье и обществе в романах Жорж Санд и других писателей. Пропаганда женской независимости создала движение, которое перекинулось из Нового света в Старый свет.
Целью общественно-политического движения было предоставление женщинам всей полноты гражданских прав, устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. С 1870-х возникают первые женские союзы: в Северной Америке для достижения избирательных прав, в Германии для содействия женскому труду и женскому образованию. Во Франции была создана первая женская политическая организация «Общество женщин – революционных республиканок».
Французская конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве, и в этом же году Олимпией де Гуж Национальному собранию Франции была передана «Декларация прав женщины и гражданки», в которой было представлено требование признания полного социального и политического равноправия женщин, по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Однако Конвент посчитал невыполнимыми эти требования женщин.
В 1793 году деятельность общества революционных республиканок была запрещена, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Этим закончилась первая волна феминизма в Европе.
Идеи феминизма привели к тому, что под давлением общественности в Англии и в некоторых американских штатах женщин допустили к голосованию на местных выборах. И если «первая волна» феминизма сосредотачивалась на вопросах избирательного права, то «вторая волна» касалась вопросов равенства – ликвидация дискриминации во всех областях, в том числе и имущественных. Вопрос о праве владения собственностью для женщин занимал важное место в их жизни. И в 1860 году Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло в качестве закона «Акт о собственности замужних женщин», гарантирующий им право оставлять за собой заработанное ими, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены.
Американка Бетти Фридан, считавшая, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине, в своей книге «Загадка женственности» подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Внесший свою долю в создание русского феминизма поэт М. Л. Михайлов опубликовал статью «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» и ряд других, об истории женщин, где знакомил русского читателя с женским движением на Западе.
Он писал о выпадах Прудона, Конта и Мишле против женской эмансипации и об отпоре, который они получили со стороны поборницы женской эмансипации француженки Жени д'Эрикур. Автор «Розы мира» Даниил Андреев также указывает на абсолютную незаменимость женщин именно в сфере воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, указывая на то, что ни одной женщины не представлено в шеренге «великих» архитекторов, музыкантов, художников…
В спорах о женском творчестве появилось эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году. Причины отсутствия среди женщин выдающихся художников Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. А затем и художница Линда Бенглис в 1974 году демонстративным жестом бросила вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке, выражая отношение художниц-феминисток к доминированию мужчин в искусстве. Этот вызов подлил масла в огонь разгорающейся сексуальной революции в Европе, которая, считают, позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам получать большее удовольствие от интимной близости.
«Вторая волна» феминизма принесла перемены в отношении сексуального поведения и морали в обществе, в том числе предоставление женщинам права на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, включая выбор противозачаточных средств, аборты и другое. С 1960-х годов женское движение вело борьбу за женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их действия привели к неоднозначным результатам.
Некоторые критики считают, что феминистки сеют вражду между полами. Тем не менее основные ценности феминизма (равенство прав и возможностей независимо от пола) стали неотъемлемой частью западной культуры, и отступление от этих ценностей и правил вызывает неприятие большинства людей, как мужчин, так и женщин.
Движение за эмансипацию женщин в России до XIX века было скрыто в общественно-политических формах, разделяющих общество по социальному принципу, где все феминистки преимущественно были дворянками. И если в Европе феминистическое движение возникало под лозунгом содействия женскому труду и женскому образованию, в России таких потребностей не было, так как феминистки-аристократки и без того были относительно свободны.
В романе «Отцы и дети» И. Тургенева видны свободные настроения в обществе, о котором писал Писарев: «За крестьянским вопросом одно из первых мест занимает женский вопрос, который был самым доступным для борьбы с лицемерием и предрассудками населения в отношении к женщине, в ее положении в семье и обществе. Женщина хочет и может учиться, работать, участвовать в общественной жизни, свободно создавать семью и быть в ней равноправной, но она всего лишена».
Домашнее воспитание под руководством полуграмотной гувернантки или частные закрытые пансионы превращали большинство девушек в «кисейных барышень». Опека отца в родительском доме, после свадьбы – опека мужа, выбранного родителями. Вечное подчинение, постоянная приниженность, полная невозможность развить свои способности и почти абсолютное отсутствие каких-либо умственных интересов.
Вот они, побудительные мотивы для русского феминизма: требование отца или мужа вести себя в рамках приличия и полуграмотная гувернантка...
Для женского образования в России для высших слоев общества были учреждены в 1764 г. Смольный институт и в начале XIX века ряд закрытых учебных заведений ведомства императрицы Марии. Открытые женские гимназии для всех сословий начали создаваться с 1860 г. Поводом для постановки вопроса о женском образовании послужила самоотверженная деятельность русских женщин в качестве сестер милосердия во время Крымской войны.
Организатор этой деятельности, хирург Н. И. Пирогов в своих статьях «Воспитание женщины, в котором заключается «воспитание человечества» доказывал, что от уровня образования женщины зависит духовное и материальное благополучие страны. Вряд ли выдающийся хирург XVIII века, заботясь об уровне образования женщин, задумывался о том, что в аграрной России его утопические взгляды не способны повлиять на состояние жизни женщин в обществе без повышения социального уровня жизни всего общества в целом.
Не задумывался, наверное, Пирогов и о том, что благодаря его влиянию, на сцену жизненного пространства выйдет новое социальное явление – «товарищ женщина», бесполое существо, поставившее под сомнение вопрос, справедливо ли называть женщиной сущность, сформировавшуюся в процессе различных эмансипаций, стабилизаций и реформаций. Можно ли считать женщиной существо, которое машет кувалдой и поднимает в спортивных состязаниях многопудовые гири и штангу. Существо, которое занимается бодибилдингом, скачет по татами в борцовском костюме или колотит руками и ногами по разбитой физиономии такому же непонятному существу с полностью атрофированными женскими физиологическими признаками.
По всей вероятности, «божье творение» столкнулось здесь с проявлениями, о которых говорил академик Чижевский: «Издавна мысль человека останавливалась с глубоким недоумением перед некоторыми явлениями, развертывающимися в области человеческих взаимоотношений. Исторические события, завершаясь почти всегда роковым образом, приводили к другим итогам, чем те, которые рисовало себе воображение правителей, государственных мужей и целых народов. В результате получалось совсем не то, к чему стремились отдельные люди и человеческие сообщества».
Конечно, иного и быть не должно, когда едва ли нашлась бы какая-нибудь крестьянка, проживающая в аграрной России, которая могла посетовать на надоевшую гувернантку и скучный пансионат.
Женщины теперь более свободны в выборе, но в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью». В то время как радикальные феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин и продолжают стимулировать дальнейшее исследование гендерных различий, раздеваясь в общественных местах догола, другие в это время начинают бороться с проявлениями «сексизма» в обществе. И если вторая волна феминизма принесла сексуальную революцию, то третья волна, по моему мнению, несет сексуальное сумасшествие, когда Интернет забит изображениями оголяющихся «знаменитостей».
И опять возникает идея матриархата и древних женщин-воительниц, участвующих в войнах наравне с мужчинами, с отрезанием грудей для стрельбы из луков. Только разговор идет уже не об амазонках, а о сарматах, у которых женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Таких идиотских материалов и слухов, ссылающихся на научные исследования, множество, и нет им никакого опровержения.
Хотя никем еще не доказано, что в истории мира был когда-то матриархат и существовали амазонки, это всего лишь гипотезы, часто выдаваемые за действительность. Рожать детей, конечно, тоже кто-то должен, считают феминистки, но это гораздо проще, чем проявить себя и стать востребованным классным специалистом. И растить потомство – сложный труд, учитывая, что дети, став взрослыми, не всегда благодарны за вложенные в них силы и бессонные ночи.
Многие противники феминизма настроены против феминистского движения, считая его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных социальных и гендерных ролей, предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. И поэтому, надо полагать, четвертая «завершающая» волна феминизма закончится в соответствии с финалом русской сказки Александра Пушкина о «Золотой рыбке» – при разбитом корыте.
Созданию движения за равноправие женщин способствовала политическая ситуация в мире, на фоне войны за независимость в Северной Америке (175-1783) и последующей за ней Великой французской революции (1789-1799). Стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизнедеятельности назвали феминизмом, который стремится к равноправию полов и анализу проблем женщин в обществе.
Революционные настроения разжигались публикациями английского либерала Джона Стюарта Милля «О подчинении женщины», книгой Мэри Воллстонкрафт «Vindication of the rights of women» («Оправдание прав женщин»), защитой свободы женской индивидуальности в семье и обществе в романах Жорж Санд и других писателей. Пропаганда женской независимости создала движение, которое перекинулось из Нового света в Старый свет.
Целью общественно-политического движения было предоставление женщинам всей полноты гражданских прав, устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. С 1870-х возникают первые женские союзы: в Северной Америке для достижения избирательных прав, в Германии для содействия женскому труду и женскому образованию. Во Франции была создана первая женская политическая организация «Общество женщин – революционных республиканок».
Французская конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве, и в этом же году Олимпией де Гуж Национальному собранию Франции была передана «Декларация прав женщины и гражданки», в которой было представлено требование признания полного социального и политического равноправия женщин, по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Однако Конвент посчитал невыполнимыми эти требования женщин.
В 1793 году деятельность общества революционных республиканок была запрещена, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Этим закончилась первая волна феминизма в Европе.
Идеи феминизма привели к тому, что под давлением общественности в Англии и в некоторых американских штатах женщин допустили к голосованию на местных выборах. И если «первая волна» феминизма сосредотачивалась на вопросах избирательного права, то «вторая волна» касалась вопросов равенства – ликвидация дискриминации во всех областях, в том числе и имущественных. Вопрос о праве владения собственностью для женщин занимал важное место в их жизни. И в 1860 году Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло в качестве закона «Акт о собственности замужних женщин», гарантирующий им право оставлять за собой заработанное ими, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены.
Американка Бетти Фридан, считавшая, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине, в своей книге «Загадка женственности» подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Внесший свою долю в создание русского феминизма поэт М. Л. Михайлов опубликовал статью «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» и ряд других, об истории женщин, где знакомил русского читателя с женским движением на Западе.
Он писал о выпадах Прудона, Конта и Мишле против женской эмансипации и об отпоре, который они получили со стороны поборницы женской эмансипации француженки Жени д'Эрикур. Автор «Розы мира» Даниил Андреев также указывает на абсолютную незаменимость женщин именно в сфере воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, указывая на то, что ни одной женщины не представлено в шеренге «великих» архитекторов, музыкантов, художников…
В спорах о женском творчестве появилось эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году. Причины отсутствия среди женщин выдающихся художников Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. А затем и художница Линда Бенглис в 1974 году демонстративным жестом бросила вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке, выражая отношение художниц-феминисток к доминированию мужчин в искусстве. Этот вызов подлил масла в огонь разгорающейся сексуальной революции в Европе, которая, считают, позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам получать большее удовольствие от интимной близости.
«Вторая волна» феминизма принесла перемены в отношении сексуального поведения и морали в обществе, в том числе предоставление женщинам права на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, включая выбор противозачаточных средств, аборты и другое. С 1960-х годов женское движение вело борьбу за женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их действия привели к неоднозначным результатам.
Некоторые критики считают, что феминистки сеют вражду между полами. Тем не менее основные ценности феминизма (равенство прав и возможностей независимо от пола) стали неотъемлемой частью западной культуры, и отступление от этих ценностей и правил вызывает неприятие большинства людей, как мужчин, так и женщин.
Движение за эмансипацию женщин в России до XIX века было скрыто в общественно-политических формах, разделяющих общество по социальному принципу, где все феминистки преимущественно были дворянками. И если в Европе феминистическое движение возникало под лозунгом содействия женскому труду и женскому образованию, в России таких потребностей не было, так как феминистки-аристократки и без того были относительно свободны.
В романе «Отцы и дети» И. Тургенева видны свободные настроения в обществе, о котором писал Писарев: «За крестьянским вопросом одно из первых мест занимает женский вопрос, который был самым доступным для борьбы с лицемерием и предрассудками населения в отношении к женщине, в ее положении в семье и обществе. Женщина хочет и может учиться, работать, участвовать в общественной жизни, свободно создавать семью и быть в ней равноправной, но она всего лишена».
Домашнее воспитание под руководством полуграмотной гувернантки или частные закрытые пансионы превращали большинство девушек в «кисейных барышень». Опека отца в родительском доме, после свадьбы – опека мужа, выбранного родителями. Вечное подчинение, постоянная приниженность, полная невозможность развить свои способности и почти абсолютное отсутствие каких-либо умственных интересов.
Вот они, побудительные мотивы для русского феминизма: требование отца или мужа вести себя в рамках приличия и полуграмотная гувернантка...
Для женского образования в России для высших слоев общества были учреждены в 1764 г. Смольный институт и в начале XIX века ряд закрытых учебных заведений ведомства императрицы Марии. Открытые женские гимназии для всех сословий начали создаваться с 1860 г. Поводом для постановки вопроса о женском образовании послужила самоотверженная деятельность русских женщин в качестве сестер милосердия во время Крымской войны.
Организатор этой деятельности, хирург Н. И. Пирогов в своих статьях «Воспитание женщины, в котором заключается «воспитание человечества» доказывал, что от уровня образования женщины зависит духовное и материальное благополучие страны. Вряд ли выдающийся хирург XVIII века, заботясь об уровне образования женщин, задумывался о том, что в аграрной России его утопические взгляды не способны повлиять на состояние жизни женщин в обществе без повышения социального уровня жизни всего общества в целом.
Не задумывался, наверное, Пирогов и о том, что благодаря его влиянию, на сцену жизненного пространства выйдет новое социальное явление – «товарищ женщина», бесполое существо, поставившее под сомнение вопрос, справедливо ли называть женщиной сущность, сформировавшуюся в процессе различных эмансипаций, стабилизаций и реформаций. Можно ли считать женщиной существо, которое машет кувалдой и поднимает в спортивных состязаниях многопудовые гири и штангу. Существо, которое занимается бодибилдингом, скачет по татами в борцовском костюме или колотит руками и ногами по разбитой физиономии такому же непонятному существу с полностью атрофированными женскими физиологическими признаками.
По всей вероятности, «божье творение» столкнулось здесь с проявлениями, о которых говорил академик Чижевский: «Издавна мысль человека останавливалась с глубоким недоумением перед некоторыми явлениями, развертывающимися в области человеческих взаимоотношений. Исторические события, завершаясь почти всегда роковым образом, приводили к другим итогам, чем те, которые рисовало себе воображение правителей, государственных мужей и целых народов. В результате получалось совсем не то, к чему стремились отдельные люди и человеческие сообщества».
Конечно, иного и быть не должно, когда едва ли нашлась бы какая-нибудь крестьянка, проживающая в аграрной России, которая могла посетовать на надоевшую гувернантку и скучный пансионат.
Женщины теперь более свободны в выборе, но в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью». В то время как радикальные феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин и продолжают стимулировать дальнейшее исследование гендерных различий, раздеваясь в общественных местах догола, другие в это время начинают бороться с проявлениями «сексизма» в обществе. И если вторая волна феминизма принесла сексуальную революцию, то третья волна, по моему мнению, несет сексуальное сумасшествие, когда Интернет забит изображениями оголяющихся «знаменитостей».
И опять возникает идея матриархата и древних женщин-воительниц, участвующих в войнах наравне с мужчинами, с отрезанием грудей для стрельбы из луков. Только разговор идет уже не об амазонках, а о сарматах, у которых женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Таких идиотских материалов и слухов, ссылающихся на научные исследования, множество, и нет им никакого опровержения.
Хотя никем еще не доказано, что в истории мира был когда-то матриархат и существовали амазонки, это всего лишь гипотезы, часто выдаваемые за действительность. Рожать детей, конечно, тоже кто-то должен, считают феминистки, но это гораздо проще, чем проявить себя и стать востребованным классным специалистом. И растить потомство – сложный труд, учитывая, что дети, став взрослыми, не всегда благодарны за вложенные в них силы и бессонные ночи.
Многие противники феминизма настроены против феминистского движения, считая его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных социальных и гендерных ролей, предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. И поэтому, надо полагать, четвертая «завершающая» волна феминизма закончится в соответствии с финалом русской сказки Александра Пушкина о «Золотой рыбке» – при разбитом корыте.
Обсуждения Эмансипация