Ю.В.Щербинина выпустила серию книг под общим названием "Речевая агрессия". Хотя там есть с чем поспорить, но уважаемым коллегам по сайту полезно было бы в них заглянуть, поскольку общение здесь нередко выходит за рамки приличия.
Автор книг информирует о пяти теориях речевой агрессии (психоаналитическая, этологическая, фрустрационная, бихевиористическая, психолингвистическая), которые можно разбить на две группы, исповедующие либо биологический, либо социальный подход. К проблеме приложили руку такие видные деятели как З.Фрейд, Э.Фромм. Однако, обилие теоретических противоречащих друг другу воззрений, на мой взгляд, скорее говорит о том, что до решения проблемы еще крайне далеко.
Ю.В.Щербинина приводит множество примеров. Примечательны ее "приемы контроля над агрессией слова", рекомендуемые для школы. Поскольку даже весьма почтенные люди действуют обычно по наитию, то и им невредно начать со школьных азов. 1. Игнорирование речевой агрессии. 2. Переключение внимания. 3. Проецирование положительных личностных качеств. 4. Использование положительных оценочных высказываний. 5. Открытое словесное порицание. 6. Юмор, шутка. 7. Убеждение.
Здесь нет возможности пересказывать подробности, но назову еще важные ключевые слова по Щербинниной: вежливое обращение, сопереживание. Наверняка, многие могут дать рекомендации из своего жизненного опыта.
На что я предпочел бы обратить внимание? Конечно, корни агрессивности имеют как животное происхождение, так и щедрую социальную подпитку. Без решения ряда общественных проблем нечего и мечтать, что все будут паиньками. Поэтому в той же школе, как бы учитель ни крутился, положение его скорее проигрышное, и дай Бог поддерживать хотя бы минимальный порядок. Скромная учительская зарплата, неброский и неубедительный вид, средняя квалификация не способствуют уважению со стороны учащихся. А всякие ограничения и поучения - это очевидное покушение на свободу личности, что естественно оборачивается протестом, неосознанным, грубым, неумелым.
Тем не менее, есть немало педагогов и ораторов, которые так увлекают аудиторию, что их слушают с раскрытым ртом, а споры носят деловой характер. Поэтому не отрицая сопереживания и всевозможных приемов подавления агрессии, я бы отвел ключевое место материалу, который преподносится слушателям, и тому, как он преподносится.
Для школы часто рекомендуют обучение в форме игры. Сомнительный метод, но участие слушателей - это в любом месте очень важный момент. Надо суметь не просто сообщить истину впопыхах, а показать, как долго шли к ней люди, и почему другие варианты отвергнуты. Пусть аудитория предложит свои идеи и убедится, что по крайней мере никаких иных решений на поверхности не валяется. Тут очень важно, чтобы ведущий быстро ориентировался, выявлял достоинства разных гипотез, равно как и их изъяны. Если даже самый нерадивый школьник однажды почувствует себя творцом новых знаний или хотя бы сопричастным к поискам всего человечества, то это может заметно изменить его отношение как к учебе, так и к учителю.
Хотя сайт - не школа, но и здесь форма преподнесения материала исключительно важна. Не лучший вариант, когда автор сыплет непререкаемыми истинами, часто свежеиспеченными, и не может ответить ни на один вопрос. Задание вопросов - это тоже искусство. Если спросить "с чего ты это взял?", то это если не агрессия, то нечто близкое к ней. Наоборот, если собеседник показывает владение материалом, то ему хочется ответить, есть уверенность, что ответ окажется не впустую, и можно будет взаимно обогатиться полезными знаниями.
Впрочем, у нас демократия, и каждый сам решает, надо ли предпринимать усилия, чтобы его понимали. Н.В.Невесенко
Ю.В.Щербинина приводит множество примеров. Примечательны ее "приемы контроля над агрессией слова", рекомендуемые для школы. Поскольку даже весьма почтенные люди действуют обычно по наитию, то и им невредно начать со школьных азов. 1. Игнорирование речевой агрессии. 2. Переключение внимания. 3. Проецирование положительных личностных качеств. 4. Использование положительных оценочных высказываний. 5. Открытое словесное порицание. 6. Юмор, шутка. 7. Убеждение.
Здесь нет возможности пересказывать подробности, но назову еще важные ключевые слова по Щербинниной: вежливое обращение, сопереживание. Наверняка, многие могут дать рекомендации из своего жизненного опыта.
На что я предпочел бы обратить внимание? Конечно, корни агрессивности имеют как животное происхождение, так и щедрую социальную подпитку. Без решения ряда общественных проблем нечего и мечтать, что все будут паиньками. Поэтому в той же школе, как бы учитель ни крутился, положение его скорее проигрышное, и дай Бог поддерживать хотя бы минимальный порядок. Скромная учительская зарплата, неброский и неубедительный вид, средняя квалификация не способствуют уважению со стороны учащихся. А всякие ограничения и поучения - это очевидное покушение на свободу личности, что естественно оборачивается протестом, неосознанным, грубым, неумелым.
Тем не менее, есть немало педагогов и ораторов, которые так увлекают аудиторию, что их слушают с раскрытым ртом, а споры носят деловой характер. Поэтому не отрицая сопереживания и всевозможных приемов подавления агрессии, я бы отвел ключевое место материалу, который преподносится слушателям, и тому, как он преподносится.
Для школы часто рекомендуют обучение в форме игры. Сомнительный метод, но участие слушателей - это в любом месте очень важный момент. Надо суметь не просто сообщить истину впопыхах, а показать, как долго шли к ней люди, и почему другие варианты отвергнуты. Пусть аудитория предложит свои идеи и убедится, что по крайней мере никаких иных решений на поверхности не валяется. Тут очень важно, чтобы ведущий быстро ориентировался, выявлял достоинства разных гипотез, равно как и их изъяны. Если даже самый нерадивый школьник однажды почувствует себя творцом новых знаний или хотя бы сопричастным к поискам всего человечества, то это может заметно изменить его отношение как к учебе, так и к учителю.
Хотя сайт - не школа, но и здесь форма преподнесения материала исключительно важна. Не лучший вариант, когда автор сыплет непререкаемыми истинами, часто свежеиспеченными, и не может ответить ни на один вопрос. Задание вопросов - это тоже искусство. Если спросить "с чего ты это взял?", то это если не агрессия, то нечто близкое к ней. Наоборот, если собеседник показывает владение материалом, то ему хочется ответить, есть уверенность, что ответ окажется не впустую, и можно будет взаимно обогатиться полезными знаниями.
Впрочем, у нас демократия, и каждый сам решает, надо ли предпринимать усилия, чтобы его понимали. Н.В.Невесенко
Обсуждения Речевая агрессия