Улеты (до середины XX века Улятуевское, Улетуевское), расположено в 120 км. на юго-запад от Читы на реке Ингода.
Считается, что село получило свое название от одного из эвенкийских родов коренных жителей этой территории: Улятуйский род, Улятуевское поселение, затем Улетовское, Улёты. Топоним Улятуй переводится как долина ветров, ветер. Впоследствии основатели поселения эвенки ассимилировали с бурятами.
Первые упоминания о поселении встречаются в 1788 году, связанные с приходом русских в Забайкалье для сбора подати с местного населения и укрепления государственных позиций на Дальнем Востоке. Основными занятиями переселенцев стали земледелие и скотоводство.
По другой версии село, Улеты возникло в 1803 году в связи с обслуживанием Нерчинского тракта. Так по сведениям иркутского историка входящий в состав Улетовского района село Доронинск, в 1740 г. выросло из зимовья промышленника зверолова. Вскоре в 1752 г. делается селом, которое омывается живописной Ингодой и окружено окрестными пашнями.
Вторая версия предпочтительней, потому, что для обслуживания Нерчинской каторги создавались крестьянские поселения, а существовал ли на свете Улятуйский род эвенков, кочевавший по Ингоде нет ни какого документального подтверждения. Кроме того отмечается, что основное население здесь живет русское.
Есть предположение, что название села могло достаться по наследству от монголоязычного племени «Элюты» (уйгуры), которые по легенде происходят от Олюдая сына Баргу (советника Алтан-хана) и шаманки Асуй-хан. Уцгуры в конце XVI – начале XVII века кочевали из Джунгарии на север, и в 1630 г. поселились на берегах Волги. По крайней мере, до появления в здешних местах русских землепроходцев все население Сибири были данниками у хана Кучума или у монгольских феодалов.
Хронологическая цепь событий освоения Забайкалья говорит о том, что в 1655 г. даётся царский «наказ» Афанасию Филипповичу Пашкову на воеводство «в Даурской земле». И на «Чертеже» 1698 года - надпись «Дауры» между реками Селенгой и Ингодой.
Позднее появляется название «Даурские остроги»: Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Яравинский (Яравнинский), Аргунский, Сретенский и Итанцинский.
Здесь можно говорить, что русские люди появились под началом Афанасия Пашкова на реке Ингоде в соответствии с исторической справкой в 1657 году ниже расположения нынешнего села Улеты приблизительно на100 км. Застали они здесь по свидетельствам историков одних только тунгусов, которые перекочевали на оставленные уйгурами земли. Территория же Сибири, в то время, могла прокормить только определенное количество человек, составляющих местное население.
Плотность проживания населения ведущего здесь охотничье промысловое хозяйство зависела от многих факторов, начиная от наличия кормовой базы диких животных и климатических условий. На этих землях долгое время находилось больше зверей, чем людей. Например, соболь обитает в «непроходимых» лесах, в горах, или по речкам на территории 5-6 кв. км. Соболь зверь хищный, питается другими животными, белкой, хорьками, горностаями, рябчиками и тетеревами и другой птицей и живностью.
Поэтому тунгусы, которые добывали соболя, долгое время должны были проживать не большими группами на огромных территориях, постоянно перекочевывая с места на место. Лучшие соболи обитают по речкам, вытекающим из Яблонового хребта, а за проданных 2-х баргузинских соболей на международном пушном аукционе можно было приобрести малолитражный автомобиль.
Так, количество проживающих в тайге белки, горностая, зайцев, оленей и другого зверья должно было удовлетворять потребность не только человека, но и соболя, лисицы, волка и медведя обитающих здесь же. Выращивание зерновых и других сельскохозяйственных культур позволило казакам и первым переселенцам увеличить численность населения за счет увеличения производства продуктов питания на месте, и возможности запасти их на более длительный период.
Казаки же первопроходцы выполняли службу городовых казаков, являясь военным гарнизоном возводимых ими острогов и других поселений. Для несения караульной службы, в казаки набирали и местное население, проживающее в местах постройки острогов и городков. Так до заключения Буриинского трактата 20 августа 1727 г. эвенки несли службу на всем протяжении Нерчинской границы от Бальджинского караула до Аргунского острога, на расстоянии 800 верст в 21 карауле.
После заключения графом Рагузинским Буриинского трактата был сформирован тунгусский казачий полк, который получил от хоринских бурят 500 лошадей и нес службу от Бальджинского караула до Цурухайтуя на протяжении более 800 верст. В 1764г. так же были сформированы четыре казачьих полка из селенгинских и хоринских бурят, которым
по Указу Петра I от 1703 года были определены места их кочевий в Агинских землях.
Хоринские буряты несли службу по Яблоновому хребту от Мензенского караула до Бальджинского караула и им были переданы прилегающие сюда кочевья и звероловные места. Здесь надо сказать, что название «Яблоновый хребет» явно добурятского происхождения и официально признанный в угоду политических соображений топоним
«Ябленни-Даба» не соответствует действительности. Сам перевал назывался у землепроходцев волоком, да и протопоп Аввакум называл его Иргенским волоком.
В 1851 на территории Забайкалья образовалось Забайкальское казачье войско в состав, которого вошли и бурятские казачьи полки. При дальнейшем освоении Сибирских земель в 1858 г. выделилось Амурское казачье войско, а из последнего в 1889 г. Уссурийское казачье войско. На этот период по сведениям ученых численности эвенков было 36,2 тыс. человек, бурят – 27,2 тыс. человек. К концу XIX века их соотношение резко изменилось – численность тунгусов составила 61 тыс., бурят – 288 тысяч.
Организованное казаками первопроходцами пашенное земледелие с 1651-1653 г., позволило постепенно решать продовольственную проблему и обеспечения населения продуктами питания. И с этой точки зрения версия образования на реке Ингода села, Улеты для хозяйственных целей выглядит предпочтительней. Но здесь есть еще один вариант говорящий о том, что топоним «Улеты» принадлежит первопроходцам.
На это соображение выводит другое поселение, с аналогичным названием Улятуй в Оловянинском районе Забайкальского края. Это говорит о том, что если улятуйский род тунгусов и мог кочевать на двух далеко расположенных друг от друга притоках реки Шилка, то такого удачного расположения двух одноименных сел вдоль границы с соседним государством эвенки сделать не могли.
Такой сложный «прострел» длиной почти тысячу километров могли сделать только люди владеющие навыками картирования осваиваемых земель. Служить ключом для понимания этой загадки может то обстоятельство, что село Улеты (Улятуй) расположено на реке Улетка впадающей в Ингоду и имеющую начало на Яблоновом хребте. На небольшом расстоянии от истока Улетки находится исток другой реки Улетки, которая с другой стороны хребта впадает в реку Хилок в пределах тамошнего жилья «Улетка».
Это говорит о том, что в данном месте был волок и первопроходцы, чтобы не путаться в местных названиях давали им свои одинаково звучащие. Так в пределах Иргенского волока с обеих сторон Яблонового хребта бежит ручей Рушмалей, а южнее Улет примерно на 200 км. на реке Блудной, в районе, где предположительно проходили в древности торговые караваны, находится село Улястуй.
Таким образом, первопроходцы для изучения территории края с реки Хилок через Улеты проходили на реку Оленгуй, оттуда на реку Иля и далее на реку Онон сплавляясь по которой доплывали до впадения реки Улятуй, в верховьях которой и находится поселение Улятуй. Ниже его расположен Бурлятуй и одноименная река. Далее на восточном направлении следует Александровский завод, затем Нерчинский завод и Горный Зерентуй, на которых отбывали каторгу участники Октябрьской революции 1917 года.
Так пройдя один из путей изыскателей, мы можем увидеть, что одноименные поселения Улятуй, как бы ограничивают с запада и востока территорию Агинского бурятского округа. И вполне, с определенной долей вероятности, можно допустить, что ранее эту территорию занимали тунгусы (раз они этот участок границы и охраняли), которые затем «ассимилировались».
Тем более что здесь же протекает река Хила, как бы отделяющая Агинскую степь от гористой части округа. Река с тем же названием Хила, протекает не далеко от Иргенского Острога и вблизи Нерчинского острога, как, бы определяя границы влияния острогов на близлежащие территории.
Считается, что село получило свое название от одного из эвенкийских родов коренных жителей этой территории: Улятуйский род, Улятуевское поселение, затем Улетовское, Улёты. Топоним Улятуй переводится как долина ветров, ветер. Впоследствии основатели поселения эвенки ассимилировали с бурятами.
Первые упоминания о поселении встречаются в 1788 году, связанные с приходом русских в Забайкалье для сбора подати с местного населения и укрепления государственных позиций на Дальнем Востоке. Основными занятиями переселенцев стали земледелие и скотоводство.
По другой версии село, Улеты возникло в 1803 году в связи с обслуживанием Нерчинского тракта. Так по сведениям иркутского историка входящий в состав Улетовского района село Доронинск, в 1740 г. выросло из зимовья промышленника зверолова. Вскоре в 1752 г. делается селом, которое омывается живописной Ингодой и окружено окрестными пашнями.
Вторая версия предпочтительней, потому, что для обслуживания Нерчинской каторги создавались крестьянские поселения, а существовал ли на свете Улятуйский род эвенков, кочевавший по Ингоде нет ни какого документального подтверждения. Кроме того отмечается, что основное население здесь живет русское.
Есть предположение, что название села могло достаться по наследству от монголоязычного племени «Элюты» (уйгуры), которые по легенде происходят от Олюдая сына Баргу (советника Алтан-хана) и шаманки Асуй-хан. Уцгуры в конце XVI – начале XVII века кочевали из Джунгарии на север, и в 1630 г. поселились на берегах Волги. По крайней мере, до появления в здешних местах русских землепроходцев все население Сибири были данниками у хана Кучума или у монгольских феодалов.
Хронологическая цепь событий освоения Забайкалья говорит о том, что в 1655 г. даётся царский «наказ» Афанасию Филипповичу Пашкову на воеводство «в Даурской земле». И на «Чертеже» 1698 года - надпись «Дауры» между реками Селенгой и Ингодой.
Позднее появляется название «Даурские остроги»: Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Яравинский (Яравнинский), Аргунский, Сретенский и Итанцинский.
Здесь можно говорить, что русские люди появились под началом Афанасия Пашкова на реке Ингоде в соответствии с исторической справкой в 1657 году ниже расположения нынешнего села Улеты приблизительно на100 км. Застали они здесь по свидетельствам историков одних только тунгусов, которые перекочевали на оставленные уйгурами земли. Территория же Сибири, в то время, могла прокормить только определенное количество человек, составляющих местное население.
Плотность проживания населения ведущего здесь охотничье промысловое хозяйство зависела от многих факторов, начиная от наличия кормовой базы диких животных и климатических условий. На этих землях долгое время находилось больше зверей, чем людей. Например, соболь обитает в «непроходимых» лесах, в горах, или по речкам на территории 5-6 кв. км. Соболь зверь хищный, питается другими животными, белкой, хорьками, горностаями, рябчиками и тетеревами и другой птицей и живностью.
Поэтому тунгусы, которые добывали соболя, долгое время должны были проживать не большими группами на огромных территориях, постоянно перекочевывая с места на место. Лучшие соболи обитают по речкам, вытекающим из Яблонового хребта, а за проданных 2-х баргузинских соболей на международном пушном аукционе можно было приобрести малолитражный автомобиль.
Так, количество проживающих в тайге белки, горностая, зайцев, оленей и другого зверья должно было удовлетворять потребность не только человека, но и соболя, лисицы, волка и медведя обитающих здесь же. Выращивание зерновых и других сельскохозяйственных культур позволило казакам и первым переселенцам увеличить численность населения за счет увеличения производства продуктов питания на месте, и возможности запасти их на более длительный период.
Казаки же первопроходцы выполняли службу городовых казаков, являясь военным гарнизоном возводимых ими острогов и других поселений. Для несения караульной службы, в казаки набирали и местное население, проживающее в местах постройки острогов и городков. Так до заключения Буриинского трактата 20 августа 1727 г. эвенки несли службу на всем протяжении Нерчинской границы от Бальджинского караула до Аргунского острога, на расстоянии 800 верст в 21 карауле.
После заключения графом Рагузинским Буриинского трактата был сформирован тунгусский казачий полк, который получил от хоринских бурят 500 лошадей и нес службу от Бальджинского караула до Цурухайтуя на протяжении более 800 верст. В 1764г. так же были сформированы четыре казачьих полка из селенгинских и хоринских бурят, которым
по Указу Петра I от 1703 года были определены места их кочевий в Агинских землях.
Хоринские буряты несли службу по Яблоновому хребту от Мензенского караула до Бальджинского караула и им были переданы прилегающие сюда кочевья и звероловные места. Здесь надо сказать, что название «Яблоновый хребет» явно добурятского происхождения и официально признанный в угоду политических соображений топоним
«Ябленни-Даба» не соответствует действительности. Сам перевал назывался у землепроходцев волоком, да и протопоп Аввакум называл его Иргенским волоком.
В 1851 на территории Забайкалья образовалось Забайкальское казачье войско в состав, которого вошли и бурятские казачьи полки. При дальнейшем освоении Сибирских земель в 1858 г. выделилось Амурское казачье войско, а из последнего в 1889 г. Уссурийское казачье войско. На этот период по сведениям ученых численности эвенков было 36,2 тыс. человек, бурят – 27,2 тыс. человек. К концу XIX века их соотношение резко изменилось – численность тунгусов составила 61 тыс., бурят – 288 тысяч.
Организованное казаками первопроходцами пашенное земледелие с 1651-1653 г., позволило постепенно решать продовольственную проблему и обеспечения населения продуктами питания. И с этой точки зрения версия образования на реке Ингода села, Улеты для хозяйственных целей выглядит предпочтительней. Но здесь есть еще один вариант говорящий о том, что топоним «Улеты» принадлежит первопроходцам.
На это соображение выводит другое поселение, с аналогичным названием Улятуй в Оловянинском районе Забайкальского края. Это говорит о том, что если улятуйский род тунгусов и мог кочевать на двух далеко расположенных друг от друга притоках реки Шилка, то такого удачного расположения двух одноименных сел вдоль границы с соседним государством эвенки сделать не могли.
Такой сложный «прострел» длиной почти тысячу километров могли сделать только люди владеющие навыками картирования осваиваемых земель. Служить ключом для понимания этой загадки может то обстоятельство, что село Улеты (Улятуй) расположено на реке Улетка впадающей в Ингоду и имеющую начало на Яблоновом хребте. На небольшом расстоянии от истока Улетки находится исток другой реки Улетки, которая с другой стороны хребта впадает в реку Хилок в пределах тамошнего жилья «Улетка».
Это говорит о том, что в данном месте был волок и первопроходцы, чтобы не путаться в местных названиях давали им свои одинаково звучащие. Так в пределах Иргенского волока с обеих сторон Яблонового хребта бежит ручей Рушмалей, а южнее Улет примерно на 200 км. на реке Блудной, в районе, где предположительно проходили в древности торговые караваны, находится село Улястуй.
Таким образом, первопроходцы для изучения территории края с реки Хилок через Улеты проходили на реку Оленгуй, оттуда на реку Иля и далее на реку Онон сплавляясь по которой доплывали до впадения реки Улятуй, в верховьях которой и находится поселение Улятуй. Ниже его расположен Бурлятуй и одноименная река. Далее на восточном направлении следует Александровский завод, затем Нерчинский завод и Горный Зерентуй, на которых отбывали каторгу участники Октябрьской революции 1917 года.
Так пройдя один из путей изыскателей, мы можем увидеть, что одноименные поселения Улятуй, как бы ограничивают с запада и востока территорию Агинского бурятского округа. И вполне, с определенной долей вероятности, можно допустить, что ранее эту территорию занимали тунгусы (раз они этот участок границы и охраняли), которые затем «ассимилировались».
Тем более что здесь же протекает река Хила, как бы отделяющая Агинскую степь от гористой части округа. Река с тем же названием Хила, протекает не далеко от Иргенского Острога и вблизи Нерчинского острога, как, бы определяя границы влияния острогов на близлежащие территории.
Обсуждения Улеты