Этногенез

Теория этногенеза, разработана Львом Гумилёвым в работе «Этногенез и биосфера Земли», за которую автор теории получил сразу две докторские степени. Она предполагает возникновение этноса и конечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма вследствие пассионарного толчка и последующую стадию упадка.
Этногенез
Полная продолжительность «жизни» этноса, не прерванной ассимиляцией, уничтожением или новым пассионарным толчком, по Гумилёву, составляет 1200—1500 лет.

Если брать во внимание возникновение этносов на территории современной России, и ее предшественника Российской империи, то под такое определение попадают два таких всплеска. Это образование и движение хуннов докатившееся до Европы и возникновение империи Чингисхана, распад которой дал миру несколько отдельных этнических групп. Наиболее ярко выраженная этническая общность, которую хорошо можно проследить это татары. Другая этническая группа казахи и третья этническая группа буряты.

Лев Гумилев, посвятивший много лет своей жизни изучению истории народов, говорил о наличии генетической памяти объединяющей антропосферу и представленной, как мозаика этносов. Разбирая этнонимы «тюрк», татар» и «монгол» историк указывает, что Европейские ученые XVIII века присвоили название тюрок определенной группе языков, в которую попали многие народы, которые в древности в их состав не входили, например угры, мадьяры, якуты, чуваши и т.д.

Модификация же этнонима «татар» по Гумилеву является примером прямого камуфляжа, где до XII века это было этническое название группы из 30 крупных родов, обитавших на берегах Керулена в Монголии. В XII веке китайские географы стали назвать татарами всех тюркоязычных, монголоязычных и тунгусоязычных кочевников, в том числе монголов. В таком виде слово «татар», как синоним слова «монгол», попало в Восточную Европу и привилось в Поволжье.

Так потомки первоначальных носителей имени «татар» стали именовать себя монголами. И с этого времени возникла современная научная терминология, когда татарский антропологический тип стали называть «монголоидным», а язык поволжских тюрок-кипчаков – татарским языком. Далее Гумилев определяет татар казанских, как потомков древних болгар на Каме, где лес граничит со степью, а крымских татар обитающих на границе степного Крыма.

Мы знаем, что при зарождении этноса одним из решающих факторов являются географическая среда, общность территории и языка социальной группы претендентов на единый народ. А так же политическое единство и общность приемов хозяйственной деятельности и быта населения. На основе этих факторов приобретается опыт совместного проживания, взаимодействия людей, и формируется единообразие черт комплекса культуры народа.

История образования народов часто имеет смешанное этническое происхождение, состоящее из коренного населения, ассимилирующего в себе новые этнические включения и преобразующегося в новую этнокультурную общность. Подобная «трансформация» происходила в средние века при переселении кочевых народов вследствие военных действий и завоевательных походов наследников Чингисхана и их борьбы между собой приведшей к распаду империи.

Когда же крупный этнос, по каким-то причинам распадается на несколько более мелких, это называется - «дифференциация», обусловленная тем, что от крупного этноса откладывается его окраинная или территориально изолированная часть. Например, когда

из Золотой Орды на рубеже 14-15 вв. выделилась Ногайская Орда, в которую входили тюркоязычные племена. Простиралась от Северного Прикаспия и Приаралья до Камы и от Волги до Иртыша.

Московское государство успешно отражало набеги Ногайской Орды при помощи «касимовского ханства» (1445—1681), которое с сыном казанского хана царевичем Касимом присоединились к Москве. Ногайская Орда распалась на две Орды – Большую (большие ногами) и Малую (малые ногами). Вначале 17 в. Большая Ногайская Орда, под натиском калмыков и внутренних усобиц, была вынуждена обратиться за помощью к Москве, большие ногами стали, подданными русского царя. Малые ногаи в русское подданство перешли в 1770 г.

В основу изучения истории казахского народа явилась книга “Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей”, написанная в 1832 г. Левшиным, который, однако, не раскрывает вопроса о происхождении термина “казах”. Изучением вопроса о происхождении наименования казахов занимались многие историки, однако они до сих пор не пришли к единому мнению, их взгляды не только разноречивы, но и опровергаются одни другими.

Не участвуя в споре академиков от истории можно только указать одну из версий, что казахи — это “люди, отколовшиеся от своего племени” и где проводят аналогию со словом «казак». Ученые, изучающие древнюю историю Казахстана, предполагают существования культа волка у древних племен Южного Казахстана и Семиречья, основывая свои предположения на найденных наскальных изображениях волков и человека с волчьей маской.

Однако это вызывает сомнения, так как ряд сюжетов и стилистических признаков найденных рисунков оказался близок петроглифам Сибири и Монголии и может принадлежать хуннам или более ранним жителям Казахстана. Сами казахи более склонны считать свою историю со времен нашествия монголов вначале XIII в. и создания на территории великой степи монгольских улусов. О временах становления казахского народа писал в своих произведениях историк Ильяс Есенберлин.

В основу этого утверждения берется сообщение моголистанского историка Мухаммед Хайдара о том, что в 1456— 1457 гг., “когда Абульхаир-хан владычествовал в Дашт-и-Кипчаке, султанам джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них, Джаныбек-хан и Гирей-хан, бежали в Моголистан. Иса-Буга хан принял беглецов хорошо и отвел им… землю. Там они зажили спокойно”.

И. Есенберлин связывает образование казахского народа с бегством из Узбекского ханства в пределы Моголистана султанов Джанибека и Керея, где казахский народ окреп и набрал силу. Вернувшись после смерти Абулхаира в Узбекский улус, Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, завершив, таким образом, образование казахского ханства.

Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме (1511-1521 г.), в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533 г.). В XVII веке во время правления Есим хана в результате внутриполитической борьбы, улусы перестали существовать, а все ханство поделено было на три жуза, когда фактическая власть перешла к биям, а хан потерял право распоряжаться на всей территории ханства.

Хан Тауке (1680-1715) был последним из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза, а затем в каждом жузе избирали своего хана. Исследователи не пришли к единому мнению, по каким принципам происходило деление казахов на жузы и можно предположить, что деление это происходило по родам ханов Джанибека и Керея, а третий жуз принадлежал действующему хану. Потеря власти и усилившееся давление джунгар возможно ускорило решение казахских ханов уйти под крыло Российской империи.

Этническая история третьего рассматриваемого в данной статье народа бурят, так же как и в случае с казахами имеет много спорных вопросов, когда углубление в историю не дает никаких точных данных. Многие ученые сходятся во мнении, что после распространения в X в. монгольских племён в Прибайкалье произошла «монголизация» местных тунгусо-маньчжурских племен. А проживающие в предбайкалье курыкане ассимилировались монголами и стали предками западных бурят.

По мнению ученых, впервые информация о бурятах появилась в XII веке, когда территория Бурятии вошла в состав Монгольской империи. Как в случае с названием «казах» этноним “бурят» так же не определен и имеет много версий, а по одной из версий, как и в случае с казахами имеется вариант термина “буру-т” (монг.) – неправильный, неверный, (иногда) предатель. Предполагается, что это народная этимология, а подлинный смысл этнонима возможно, утерян.

Все сведения о происхождении бурят имеют легендарный и разноречивый характер, большинство легенд связаны с озером Байкал. По наиболее распространенному сказанию северо-западных бурят родоначальником их был хубилган (оборотень) князь, пороз (бык) Буха-Ноин, имевший от сожительства с шаманкой Асухан двух сыновей Бурядая и Хоридая.

К XVIII веку буряты состояли из нескольких субэтносов, которые, как считается, произошли от сыновей Бурядая Икирида и Болгода. Бурят, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными. Бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно значительно. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Хоринские буряты в составе 11 родов являются одной из многочисленных племенных групп, которые по легенде происходят от Хоридэя. Которого спасла на озере стаей белых лебедей, одна из которых впоследствии родила 11 сыновей. С тех пор Хоринцы обожествляют лебедя, а в древних преданиях описаны сцены общего поклонения красавице укрепяющей сердца хоринских бурят. И, так же как и у казахов, история хоринского народа связана с побегом от вышестоящего феодала.

Л.Шинкарев, например, пишет: «В степях Прибайкалья в 1207 г. монгольское воинство встретило сопротивление хоринских бурят, во главе которых стояла Дадухул-Сохора-Ботохой-Толстая, к которой перешла власть после смерти мужа. Чингисхану пришлось дважды посылать войска на их усмирение. Однако эту версию не поддерживает историк Словцов: «Ни кудинские, ни верхоленские буряты не слыхали о Чингисхане, никто не знает, когда и откуда они пришли на здешнюю степь. Выговор монгольского языка имеют самый грубый, безграмотны и без всякой религии, кроме шаманства. Трудно сказать, были ли они когда-нибудь подданными Чингисхана».

До появления в Сибири первопроходцев население здесь вело кочевой образ жизни. Являясь данниками монгольских феодалов разрозненные бурятские племена, занимавшие лесостепные зоны, перекочёвывали 2 раза в год в зимники и летники, своей государственности не имели. Постепенно они почти полностью перешли к оседлости, под влиянием русских строили срубные дома, амбары, надворные постройки, сараи, хлевы, окружали усадьбу изгородью. Буряты имели свою культуру, в которой Ёхор древний круговой бурятский танец с песнопениями, у каждого племени имел свою специфику. У остальных монгольских народов такого танца нет.

После февральской революции 1917 было образовано первое национальное государство бурят «Буряад-Монгол улус» (Государство Бурят-Монголия). Высшим органом его стал Бурнацком.
×

По теме Этногенез

Этногенез восточных славян

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа...
Журнал

Этногенез

В переводе с греческого языка этногенез означает происхождение народов, которое...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы