Теория этногенеза, разработана Львом Гумилёвым в работе «Этногенез и биосфера Земли», за которую автор теории получил сразу две докторские степени. Она предполагает возникновение этноса и конечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма вследствие пассионарного толчка и последующую стадию упадка.
Полная продолжительность «жизни» этноса, не прерванной ассимиляцией, уничтожением или новым пассионарным толчком, по Гумилёву, составляет 1200—1500 лет.
Если брать во внимание возникновение этносов на территории современной России, и ее предшественника Российской империи, то под такое определение попадают два таких всплеска. Это образование и движение хуннов докатившееся до Европы и возникновение империи Чингисхана, распад которой дал миру несколько отдельных этнических групп. Наиболее ярко выраженная этническая общность, которую хорошо можно проследить это татары. Другая этническая группа казахи и третья этническая группа буряты.
Лев Гумилев, посвятивший много лет своей жизни изучению истории народов, говорил о наличии генетической памяти объединяющей антропосферу и представленной, как мозаика этносов. Разбирая этнонимы «тюрк», татар» и «монгол» историк указывает, что Европейские ученые XVIII века присвоили название тюрок определенной группе языков, в которую попали многие народы, которые в древности в их состав не входили, например угры, мадьяры, якуты, чуваши и т.д.
Модификация же этнонима «татар» по Гумилеву является примером прямого камуфляжа, где до XII века это было этническое название группы из 30 крупных родов, обитавших на берегах Керулена в Монголии. В XII веке китайские географы стали назвать татарами всех тюркоязычных, монголоязычных и тунгусоязычных кочевников, в том числе монголов. В таком виде слово «татар», как синоним слова «монгол», попало в Восточную Европу и привилось в Поволжье.
Так потомки первоначальных носителей имени «татар» стали именовать себя монголами. И с этого времени возникла современная научная терминология, когда татарский антропологический тип стали называть «монголоидным», а язык поволжских тюрок-кипчаков – татарским языком. Далее Гумилев определяет татар казанских, как потомков древних болгар на Каме, где лес граничит со степью, а крымских татар обитающих на границе степного Крыма.
Мы знаем, что при зарождении этноса одним из решающих факторов являются географическая среда, общность территории и языка социальной группы претендентов на единый народ. А так же политическое единство и общность приемов хозяйственной деятельности и быта населения. На основе этих факторов приобретается опыт совместного проживания, взаимодействия людей, и формируется единообразие черт комплекса культуры народа.
История образования народов часто имеет смешанное этническое происхождение, состоящее из коренного населения, ассимилирующего в себе новые этнические включения и преобразующегося в новую этнокультурную общность. Подобная «трансформация» происходила в средние века при переселении кочевых народов вследствие военных действий и завоевательных походов наследников Чингисхана и их борьбы между собой приведшей к распаду империи.
Когда же крупный этнос, по каким-то причинам распадается на несколько более мелких, это называется - «дифференциация», обусловленная тем, что от крупного этноса откладывается его окраинная или территориально изолированная часть. Например, когда
из Золотой Орды на рубеже 14-15 вв. выделилась Ногайская Орда, в которую входили тюркоязычные племена. Простиралась от Северного Прикаспия и Приаралья до Камы и от Волги до Иртыша.
Московское государство успешно отражало набеги Ногайской Орды при помощи «касимовского ханства» (1445—1681), которое с сыном казанского хана царевичем Касимом присоединились к Москве. Ногайская Орда распалась на две Орды – Большую (большие ногами) и Малую (малые ногами). Вначале 17 в. Большая Ногайская Орда, под натиском калмыков и внутренних усобиц, была вынуждена обратиться за помощью к Москве, большие ногами стали, подданными русского царя. Малые ногаи в русское подданство перешли в 1770 г.
В основу изучения истории казахского народа явилась книга “Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей”, написанная в 1832 г. Левшиным, который, однако, не раскрывает вопроса о происхождении термина “казах”. Изучением вопроса о происхождении наименования казахов занимались многие историки, однако они до сих пор не пришли к единому мнению, их взгляды не только разноречивы, но и опровергаются одни другими.
Не участвуя в споре академиков от истории можно только указать одну из версий, что казахи — это “люди, отколовшиеся от своего племени” и где проводят аналогию со словом «казак». Ученые, изучающие древнюю историю Казахстана, предполагают существования культа волка у древних племен Южного Казахстана и Семиречья, основывая свои предположения на найденных наскальных изображениях волков и человека с волчьей маской.
Однако это вызывает сомнения, так как ряд сюжетов и стилистических признаков найденных рисунков оказался близок петроглифам Сибири и Монголии и может принадлежать хуннам или более ранним жителям Казахстана. Сами казахи более склонны считать свою историю со времен нашествия монголов вначале XIII в. и создания на территории великой степи монгольских улусов. О временах становления казахского народа писал в своих произведениях историк Ильяс Есенберлин.
В основу этого утверждения берется сообщение моголистанского историка Мухаммед Хайдара о том, что в 1456— 1457 гг., “когда Абульхаир-хан владычествовал в Дашт-и-Кипчаке, султанам джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них, Джаныбек-хан и Гирей-хан, бежали в Моголистан. Иса-Буга хан принял беглецов хорошо и отвел им… землю. Там они зажили спокойно”.
И. Есенберлин связывает образование казахского народа с бегством из Узбекского ханства в пределы Моголистана султанов Джанибека и Керея, где казахский народ окреп и набрал силу. Вернувшись после смерти Абулхаира в Узбекский улус, Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, завершив, таким образом, образование казахского ханства.
Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме (1511-1521 г.), в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533 г.). В XVII веке во время правления Есим хана в результате внутриполитической борьбы, улусы перестали существовать, а все ханство поделено было на три жуза, когда фактическая власть перешла к биям, а хан потерял право распоряжаться на всей территории ханства.
Хан Тауке (1680-1715) был последним из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза, а затем в каждом жузе избирали своего хана. Исследователи не пришли к единому мнению, по каким принципам происходило деление казахов на жузы и можно предположить, что деление это происходило по родам ханов Джанибека и Керея, а третий жуз принадлежал действующему хану. Потеря власти и усилившееся давление джунгар возможно ускорило решение казахских ханов уйти под крыло Российской империи.
Этническая история третьего рассматриваемого в данной статье народа бурят, так же как и в случае с казахами имеет много спорных вопросов, когда углубление в историю не дает никаких точных данных. Многие ученые сходятся во мнении, что после распространения в X в. монгольских племён в Прибайкалье произошла «монголизация» местных тунгусо-маньчжурских племен. А проживающие в предбайкалье курыкане ассимилировались монголами и стали предками западных бурят.
По мнению ученых, впервые информация о бурятах появилась в XII веке, когда территория Бурятии вошла в состав Монгольской империи. Как в случае с названием «казах» этноним “бурят» так же не определен и имеет много версий, а по одной из версий, как и в случае с казахами имеется вариант термина “буру-т” (монг.) – неправильный, неверный, (иногда) предатель. Предполагается, что это народная этимология, а подлинный смысл этнонима возможно, утерян.
Все сведения о происхождении бурят имеют легендарный и разноречивый характер, большинство легенд связаны с озером Байкал. По наиболее распространенному сказанию северо-западных бурят родоначальником их был хубилган (оборотень) князь, пороз (бык) Буха-Ноин, имевший от сожительства с шаманкой Асухан двух сыновей Бурядая и Хоридая.
К XVIII веку буряты состояли из нескольких субэтносов, которые, как считается, произошли от сыновей Бурядая Икирида и Болгода. Бурят, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными. Бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно значительно. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.
Хоринские буряты в составе 11 родов являются одной из многочисленных племенных групп, которые по легенде происходят от Хоридэя. Которого спасла на озере стаей белых лебедей, одна из которых впоследствии родила 11 сыновей. С тех пор Хоринцы обожествляют лебедя, а в древних преданиях описаны сцены общего поклонения красавице укрепяющей сердца хоринских бурят. И, так же как и у казахов, история хоринского народа связана с побегом от вышестоящего феодала.
Л.Шинкарев, например, пишет: «В степях Прибайкалья в 1207 г. монгольское воинство встретило сопротивление хоринских бурят, во главе которых стояла Дадухул-Сохора-Ботохой-Толстая, к которой перешла власть после смерти мужа. Чингисхану пришлось дважды посылать войска на их усмирение. Однако эту версию не поддерживает историк Словцов: «Ни кудинские, ни верхоленские буряты не слыхали о Чингисхане, никто не знает, когда и откуда они пришли на здешнюю степь. Выговор монгольского языка имеют самый грубый, безграмотны и без всякой религии, кроме шаманства. Трудно сказать, были ли они когда-нибудь подданными Чингисхана».
До появления в Сибири первопроходцев население здесь вело кочевой образ жизни. Являясь данниками монгольских феодалов разрозненные бурятские племена, занимавшие лесостепные зоны, перекочёвывали 2 раза в год в зимники и летники, своей государственности не имели. Постепенно они почти полностью перешли к оседлости, под влиянием русских строили срубные дома, амбары, надворные постройки, сараи, хлевы, окружали усадьбу изгородью. Буряты имели свою культуру, в которой Ёхор древний круговой бурятский танец с песнопениями, у каждого племени имел свою специфику. У остальных монгольских народов такого танца нет.
После февральской революции 1917 было образовано первое национальное государство бурят «Буряад-Монгол улус» (Государство Бурят-Монголия). Высшим органом его стал Бурнацком.
Если брать во внимание возникновение этносов на территории современной России, и ее предшественника Российской империи, то под такое определение попадают два таких всплеска. Это образование и движение хуннов докатившееся до Европы и возникновение империи Чингисхана, распад которой дал миру несколько отдельных этнических групп. Наиболее ярко выраженная этническая общность, которую хорошо можно проследить это татары. Другая этническая группа казахи и третья этническая группа буряты.
Лев Гумилев, посвятивший много лет своей жизни изучению истории народов, говорил о наличии генетической памяти объединяющей антропосферу и представленной, как мозаика этносов. Разбирая этнонимы «тюрк», татар» и «монгол» историк указывает, что Европейские ученые XVIII века присвоили название тюрок определенной группе языков, в которую попали многие народы, которые в древности в их состав не входили, например угры, мадьяры, якуты, чуваши и т.д.
Модификация же этнонима «татар» по Гумилеву является примером прямого камуфляжа, где до XII века это было этническое название группы из 30 крупных родов, обитавших на берегах Керулена в Монголии. В XII веке китайские географы стали назвать татарами всех тюркоязычных, монголоязычных и тунгусоязычных кочевников, в том числе монголов. В таком виде слово «татар», как синоним слова «монгол», попало в Восточную Европу и привилось в Поволжье.
Так потомки первоначальных носителей имени «татар» стали именовать себя монголами. И с этого времени возникла современная научная терминология, когда татарский антропологический тип стали называть «монголоидным», а язык поволжских тюрок-кипчаков – татарским языком. Далее Гумилев определяет татар казанских, как потомков древних болгар на Каме, где лес граничит со степью, а крымских татар обитающих на границе степного Крыма.
Мы знаем, что при зарождении этноса одним из решающих факторов являются географическая среда, общность территории и языка социальной группы претендентов на единый народ. А так же политическое единство и общность приемов хозяйственной деятельности и быта населения. На основе этих факторов приобретается опыт совместного проживания, взаимодействия людей, и формируется единообразие черт комплекса культуры народа.
История образования народов часто имеет смешанное этническое происхождение, состоящее из коренного населения, ассимилирующего в себе новые этнические включения и преобразующегося в новую этнокультурную общность. Подобная «трансформация» происходила в средние века при переселении кочевых народов вследствие военных действий и завоевательных походов наследников Чингисхана и их борьбы между собой приведшей к распаду империи.
Когда же крупный этнос, по каким-то причинам распадается на несколько более мелких, это называется - «дифференциация», обусловленная тем, что от крупного этноса откладывается его окраинная или территориально изолированная часть. Например, когда
из Золотой Орды на рубеже 14-15 вв. выделилась Ногайская Орда, в которую входили тюркоязычные племена. Простиралась от Северного Прикаспия и Приаралья до Камы и от Волги до Иртыша.
Московское государство успешно отражало набеги Ногайской Орды при помощи «касимовского ханства» (1445—1681), которое с сыном казанского хана царевичем Касимом присоединились к Москве. Ногайская Орда распалась на две Орды – Большую (большие ногами) и Малую (малые ногами). Вначале 17 в. Большая Ногайская Орда, под натиском калмыков и внутренних усобиц, была вынуждена обратиться за помощью к Москве, большие ногами стали, подданными русского царя. Малые ногаи в русское подданство перешли в 1770 г.
В основу изучения истории казахского народа явилась книга “Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей”, написанная в 1832 г. Левшиным, который, однако, не раскрывает вопроса о происхождении термина “казах”. Изучением вопроса о происхождении наименования казахов занимались многие историки, однако они до сих пор не пришли к единому мнению, их взгляды не только разноречивы, но и опровергаются одни другими.
Не участвуя в споре академиков от истории можно только указать одну из версий, что казахи — это “люди, отколовшиеся от своего племени” и где проводят аналогию со словом «казак». Ученые, изучающие древнюю историю Казахстана, предполагают существования культа волка у древних племен Южного Казахстана и Семиречья, основывая свои предположения на найденных наскальных изображениях волков и человека с волчьей маской.
Однако это вызывает сомнения, так как ряд сюжетов и стилистических признаков найденных рисунков оказался близок петроглифам Сибири и Монголии и может принадлежать хуннам или более ранним жителям Казахстана. Сами казахи более склонны считать свою историю со времен нашествия монголов вначале XIII в. и создания на территории великой степи монгольских улусов. О временах становления казахского народа писал в своих произведениях историк Ильяс Есенберлин.
В основу этого утверждения берется сообщение моголистанского историка Мухаммед Хайдара о том, что в 1456— 1457 гг., “когда Абульхаир-хан владычествовал в Дашт-и-Кипчаке, султанам джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них, Джаныбек-хан и Гирей-хан, бежали в Моголистан. Иса-Буга хан принял беглецов хорошо и отвел им… землю. Там они зажили спокойно”.
И. Есенберлин связывает образование казахского народа с бегством из Узбекского ханства в пределы Моголистана султанов Джанибека и Керея, где казахский народ окреп и набрал силу. Вернувшись после смерти Абулхаира в Узбекский улус, Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, завершив, таким образом, образование казахского ханства.
Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме (1511-1521 г.), в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533 г.). В XVII веке во время правления Есим хана в результате внутриполитической борьбы, улусы перестали существовать, а все ханство поделено было на три жуза, когда фактическая власть перешла к биям, а хан потерял право распоряжаться на всей территории ханства.
Хан Тауке (1680-1715) был последним из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза, а затем в каждом жузе избирали своего хана. Исследователи не пришли к единому мнению, по каким принципам происходило деление казахов на жузы и можно предположить, что деление это происходило по родам ханов Джанибека и Керея, а третий жуз принадлежал действующему хану. Потеря власти и усилившееся давление джунгар возможно ускорило решение казахских ханов уйти под крыло Российской империи.
Этническая история третьего рассматриваемого в данной статье народа бурят, так же как и в случае с казахами имеет много спорных вопросов, когда углубление в историю не дает никаких точных данных. Многие ученые сходятся во мнении, что после распространения в X в. монгольских племён в Прибайкалье произошла «монголизация» местных тунгусо-маньчжурских племен. А проживающие в предбайкалье курыкане ассимилировались монголами и стали предками западных бурят.
По мнению ученых, впервые информация о бурятах появилась в XII веке, когда территория Бурятии вошла в состав Монгольской империи. Как в случае с названием «казах» этноним “бурят» так же не определен и имеет много версий, а по одной из версий, как и в случае с казахами имеется вариант термина “буру-т” (монг.) – неправильный, неверный, (иногда) предатель. Предполагается, что это народная этимология, а подлинный смысл этнонима возможно, утерян.
Все сведения о происхождении бурят имеют легендарный и разноречивый характер, большинство легенд связаны с озером Байкал. По наиболее распространенному сказанию северо-западных бурят родоначальником их был хубилган (оборотень) князь, пороз (бык) Буха-Ноин, имевший от сожительства с шаманкой Асухан двух сыновей Бурядая и Хоридая.
К XVIII веку буряты состояли из нескольких субэтносов, которые, как считается, произошли от сыновей Бурядая Икирида и Болгода. Бурят, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными. Бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно значительно. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.
Хоринские буряты в составе 11 родов являются одной из многочисленных племенных групп, которые по легенде происходят от Хоридэя. Которого спасла на озере стаей белых лебедей, одна из которых впоследствии родила 11 сыновей. С тех пор Хоринцы обожествляют лебедя, а в древних преданиях описаны сцены общего поклонения красавице укрепяющей сердца хоринских бурят. И, так же как и у казахов, история хоринского народа связана с побегом от вышестоящего феодала.
Л.Шинкарев, например, пишет: «В степях Прибайкалья в 1207 г. монгольское воинство встретило сопротивление хоринских бурят, во главе которых стояла Дадухул-Сохора-Ботохой-Толстая, к которой перешла власть после смерти мужа. Чингисхану пришлось дважды посылать войска на их усмирение. Однако эту версию не поддерживает историк Словцов: «Ни кудинские, ни верхоленские буряты не слыхали о Чингисхане, никто не знает, когда и откуда они пришли на здешнюю степь. Выговор монгольского языка имеют самый грубый, безграмотны и без всякой религии, кроме шаманства. Трудно сказать, были ли они когда-нибудь подданными Чингисхана».
До появления в Сибири первопроходцев население здесь вело кочевой образ жизни. Являясь данниками монгольских феодалов разрозненные бурятские племена, занимавшие лесостепные зоны, перекочёвывали 2 раза в год в зимники и летники, своей государственности не имели. Постепенно они почти полностью перешли к оседлости, под влиянием русских строили срубные дома, амбары, надворные постройки, сараи, хлевы, окружали усадьбу изгородью. Буряты имели свою культуру, в которой Ёхор древний круговой бурятский танец с песнопениями, у каждого племени имел свою специфику. У остальных монгольских народов такого танца нет.
После февральской революции 1917 было образовано первое национальное государство бурят «Буряад-Монгол улус» (Государство Бурят-Монголия). Высшим органом его стал Бурнацком.
Обсуждения Этногенез