Навязчивые мысли в медицине называются обсессиями. Внезапно возникая в сознании, навязчивая мысль сохраняется некоторое время, не оставляя человека, несмотря на его старания отвлечься, направить свои мысли на другое, а затем постепенно угасает, чтобы спустя некоторое время возникнуть вновь.
Попытки отогнать навязчивые мысли приводят к тяжелой и истощающей внутренней борьбе, нарастанию тревоги. Но, в отличие от фобий, личность не испытывает непобедимого страха своей гибели, краха своего престижа. Он отдает себе отчет, что речь идет не о каких-то внешних угрожающих ему обстоятельствах, а о его собственных душевных переживаниях, которые он перестает контролировать. Это свойство обсессий позволяет многим психиатрам утверждать, что главной особенностью навязчивого синдрома является критическое отношение человека к психическому расстройству. Однако это заключение справедливо не для всех случаев навязчивости.
В начале развития обсессивного синдрома такие люди, как правило, не воспринимают навязчивые мысли как проявление болезни, хотя и тяготятся ими; поэтому их поступки соответствуют содержанию навязчивых переживаний. Так, человек, испытывающий навязчивые сомнения, поздоровался ли он, придя на работу, со всеми сотрудниками, вновь и вновь обращается к каждому из них с приветствием, стараясь прикрыть свои опасения шуткой. Но успокаивающие утверждения товарищей не избавляют его от сомнений: «Может быть, я все же не поздоровался, а они просто хотят сгладить мою неловкость». Больной, навязчиво сомневающийся, не допустил ли он на работе ошибку в технических расчетах, без всякой надобности множество раз проверяет их, из-за чего не успевает справляться со своими обязанностями. Лишь спустя длительное время, анализируя и сопоставляя свои навязчивые переживания с мнением и поступками других людей, и особенно после разъясняющих бесед с врачом пациент приходит к убеждению о патологическом характере беспокоящих его навязчивых мыслей; с этого времени он начинает активно предъявлять жалобы врачу на навязчивости и стремится к лечению. Этот процесс все более полного отражения навязчивости в самосознании больного можно обозначить как «научение». Полнота его зависит от интеллектуальных способностей пациента. Но даже при восстановлении полностью критического отношения к болезни больной не избавляется от болезненных мыслей и продолжает страдать от самого процесса навязчивости.
Содержание навязчивых мыслей очень разнообразно. Иногда это воспоминания и сомнения, которые черпаются из обычных жизненных впечатлений, но возникают всегда некстати, назойливо лезут в голову, не дают возможности отвлечься и заняться каким-либо делом. Так, например, больной не может избавиться от какого-то постыдного воспоминания из своей жизни, хотя и прилагает усилия к тому, чтобы об этом не думать. В других случаях содержание навязчивости бессмысленно или даже нелепо. Например, человек испытывает непреодолимое желание пересчитывать окна в домах, раскладывать все предметы в поле зрения симметрично. В последних случаях навязчивые мысли неотделимы от навязчивых влечений — ритуалов. К ним относятся бессмысленные действия, цели которых сам больной понять не может, но которые, тем не менее, имеют для него скрытое, символическое значение защиты от тревоги. Особенно часто они встречаются в детском возрасте, заменяя собой навязчивые явления в сфере абстрактных понятий. Навязчивости у ребенка проявляются в том, что он при приготовлении уроков по многу раз обводит каждую букву — «чтобы не получить двойку» — слишком часто моет руки — «чтобы не заразиться». Запреты и наказания могут на некоторое время отсрочить навязчивое действие, но это ведет к усилению тревоги, на высоте которой воздержаться от совершения ритуального действия человек уже не в состоянии.
В начале развития обсессивного синдрома такие люди, как правило, не воспринимают навязчивые мысли как проявление болезни, хотя и тяготятся ими; поэтому их поступки соответствуют содержанию навязчивых переживаний. Так, человек, испытывающий навязчивые сомнения, поздоровался ли он, придя на работу, со всеми сотрудниками, вновь и вновь обращается к каждому из них с приветствием, стараясь прикрыть свои опасения шуткой. Но успокаивающие утверждения товарищей не избавляют его от сомнений: «Может быть, я все же не поздоровался, а они просто хотят сгладить мою неловкость». Больной, навязчиво сомневающийся, не допустил ли он на работе ошибку в технических расчетах, без всякой надобности множество раз проверяет их, из-за чего не успевает справляться со своими обязанностями. Лишь спустя длительное время, анализируя и сопоставляя свои навязчивые переживания с мнением и поступками других людей, и особенно после разъясняющих бесед с врачом пациент приходит к убеждению о патологическом характере беспокоящих его навязчивых мыслей; с этого времени он начинает активно предъявлять жалобы врачу на навязчивости и стремится к лечению. Этот процесс все более полного отражения навязчивости в самосознании больного можно обозначить как «научение». Полнота его зависит от интеллектуальных способностей пациента. Но даже при восстановлении полностью критического отношения к болезни больной не избавляется от болезненных мыслей и продолжает страдать от самого процесса навязчивости.
Содержание навязчивых мыслей очень разнообразно. Иногда это воспоминания и сомнения, которые черпаются из обычных жизненных впечатлений, но возникают всегда некстати, назойливо лезут в голову, не дают возможности отвлечься и заняться каким-либо делом. Так, например, больной не может избавиться от какого-то постыдного воспоминания из своей жизни, хотя и прилагает усилия к тому, чтобы об этом не думать. В других случаях содержание навязчивости бессмысленно или даже нелепо. Например, человек испытывает непреодолимое желание пересчитывать окна в домах, раскладывать все предметы в поле зрения симметрично. В последних случаях навязчивые мысли неотделимы от навязчивых влечений — ритуалов. К ним относятся бессмысленные действия, цели которых сам больной понять не может, но которые, тем не менее, имеют для него скрытое, символическое значение защиты от тревоги. Особенно часто они встречаются в детском возрасте, заменяя собой навязчивые явления в сфере абстрактных понятий. Навязчивости у ребенка проявляются в том, что он при приготовлении уроков по многу раз обводит каждую букву — «чтобы не получить двойку» — слишком часто моет руки — «чтобы не заразиться». Запреты и наказания могут на некоторое время отсрочить навязчивое действие, но это ведет к усилению тревоги, на высоте которой воздержаться от совершения ритуального действия человек уже не в состоянии.
Обсуждения Навязчивые мысли
Расценивайте это, как вопрос пациента специалисту, и не из простого любопытства заданный))
Спасибо.
Я уже писал про Дианетику (раздел сайентологии). Последователи сайентологии ушли намного дальше, причем многие порвали связи с самой сайентологией. причем секта им страшно мстит. Погиб Пилот, один из знаменитых развивателей идей сайентологии, да и сам Рон Хаббард не просто так умер. Я сейчас изучаю книгу Анализ ума. - и хотя в сайентолгии не новичок, но что-то тяжело, стар стал все-таки 64 года.
Но пока по основной своей специальности (травматолог-ортопед) стою у станка (то бишь в операционной). Вот осваиваю современный интрамедуллярный остеосинтез с блокировкой.
Она и моим-то не сильно верит, говорит придуриваешься. Уж сильно я это скрываю - жизненная привычка знаете-ли. Кроме того таких навязчивостей как при синдроме Туретта у меня никогда не было (асоциальных - типа в столовой плюнуть в тарелку супа соседу. Кстати какой-то француз туреттчик был знаменитым художником и связывал свой талант именно с синдромом)
Тут только Фрейд поможет!
А у меня так еще и навязчивое стремление противостоять и сделать наоборот. С детства я знал, что обсессии и компульсии (называется обсессивно-компульсивным синдромом, стати обсессия переводится как одержимость!) до добра не доведути, кстати неоднократно доводили!
Но мне повезло - 1-я обсессия возникла где-то в 3-4 года - жаркий (необычно жаркий для Сибири летний день, я иду с родителями по высохшему руслу Искитимки в Кемерово (это я потом узнал, что она проходит рядом, тогда я и Искитимку-то не знал).Поднимаемся на берег, идем по улице - из окна 1-го дома слышна патефонная музыка, песня -тогдашний хит, наверное, 1953 года " Ты моряк красивый сам собою, тебе отроду 20 лет. Полюби меня моряк душою, что ты скажешь мне в ответ?..." Рядом проезжает похоронная процессия - на кладбище на Дружбе. Я впервые увидел похоронную процессию: "Папа, мама, сто это такое?". А это сынок человек умер и его хоронят - в землю закопают, все умирают - и мы с мамой умрем и ты потом умрешь (еще не скоро). Короче добрые взрослые как могли мне объяснили - и я понял, что все умирают! Вот ешь получше будешь здоровый и подольше проживешь. Но мне все стало ясно, и я умру. и мама умрет. да и как я без мамы буду жить? И тут же в детском мозгу это связалось с песней - я решил, что, если еще раз услышу ее или стану напевать, то умру. К счастью песня была однодневкой, то было слышно изо всех окон, то почему-то сразу исчезла. Номысль о смерти у меня осталась и меня стали мучить обсессии, чтобы не умерла мама, я должен был постучать по чему-нибудь или похмыкать или еще что-нибудь сделать. Я стал рабом обсессий! Но мне случайно повезло - где-то в возрасте 12-13 лет я случайно услышал пресловутую песню и... вспомнил, свое заклятие про нее. Но извините я был уже намного старше и уже кое-что знал и про смерть и я как-то
переосмыслил ситуацию в детстве, после чего мне стало намного легче с обсессиями. По психоанализу у меня произошел регрессивный анализ, т.е. я вернулся в детство и по новому взглянул на ситуацию. Но обсессивно-компульсивный синдром на этом не кончился. Потому что обсессии донимали меня в стрессовых и конфликтных ситуациях (т.е. страх смерти моей или матери меня уже не беспокоил, но конфликтных ситуаций с возрастом стало больше. Так что я, хоть и меньше, но продолжал страдать этим синдромом. Выучился стал врачом, однажды отвозя в армии в госпиталь подполковника снервным срывом - запой на фоне нечеловеческих отношений по службе, я заодно попробовал проконсультироваться с психиатром (как врач я уже знал, что у меня обсессии и компульсии. Но психиатр посоветовал мне никогда никому об этом не рассказывать (сейчас я понимаю насколько он был прав!). Наступили жестокие 90-е, Мне стала доступна литература по психологии. Помню как я взахлеб читал Дианетику (начальный курс сайентологии), там же я прочитал и про одитинг, чаще всего сводящийся как раз к регрессивному анализу (это уже психоанализкак я понял дальше и вообще сайентология это психоанализ перевернутый с ног на голову), но дианетика мне очень помогла ( в саму секту я не вступал), этот регрессивный анализ позволил мне вырваться из заколдованного круга. Хотя обсессии продолжались уже в значительно облегченном варианте. А тут еще стал заниматься гимнастикой тибетских лам (ОКО Возрождения, ритуалы Келдера - каково ритуалами избавляться от обсессивных ритуалов) - вы знаете после занятий возникает какая-то толстокожесть - плевать на всякие конфликтные ситуации. Мне стало еще лучше. Правда от гимнастики тибетских лам я отошел, стал заниматься своей амортизационной гимнастикой, можете посмотреть мои сообщения по амортизационной терапии (здесь же на Санхоме). Заодно посетил психиатрические сайты и поразился как люди стадают от обсессий - сейчас мне их даже не хватает - стал постепенно прогрессировать склероз, стал многое забывать, но ведь я борюсь с обсессиями. поэтому вместо своего обычного ритуала (проверка закрытия двери - я твердо решаю, что ерунда это обсессия - так не раз уже забывал закрыть дверь. Хотя ряд автоматизмов сохранился - автоматизмы - это ритуалы доведенные до автоматического исполнения, к примеру перед открытием замка обязательно нужно ударить ключом по стенке- я сейчас с удивлением обнаруживаю следы этих ударов, хотя считаю. что с этой обсессией давно справился. Еще докучает счет, постоянно считаю сколько раз я сделал то-то и то-то. К примеру полоскаю носки - считаю по десяткуамполосканий (обязательно стараюсь не допустить число 13). Хотя, к примеру у моей жены манера запоминать номера проходящих автомобилей - меня это вообще не волнует!
А по поводу обсессий я подозреваю, что некоторые маньяки совершают свои преступления именно из-за обсессивного синдрома, хотя в литературе этого не встречал.