Иногда люди, сами того не замечая, "проговариваются", что чистота физическая и духовная - почти одно и то же. Казалось бы, ничего общего - ведь "грязные" дела можно творить и в чистых костюмах. Однако недавно выяснилось, что между такими понятиями связь настолько тесная, что эти слова порой просто неразличимы.
Вообще, чистота понимается как нечто божественное, как признак благочестия, а что-то ей противоположное оказывается, напротив, связанным со злом. Неслучайно китайцы, например, называют вора не иначе как "пара грязных рук", а у нас про него скажут: "нечист на руку".
Есть немало примеров и в произведениях искусства. Двум учёным – Чень-Бо Чжуну (Chen-Bo Zhong) из университета Торонто (University of Toronto) и Кати Лильенквист (Katie Liljenquist) из Северо-западного университета (Northwestern University) на ум частенько приходила шекспировская леди Макбет, безуспешно пытавшаяся смыть пятна крови с рук после убийства. Кстати то, что они решили изучить, так и называется – "эффект Макбет".
Но исследовали они совсем не английскую литературу, а самых обычных людей, точнее, студентов — кого же ещё?
Представление о виновности и чистоте, по-видимому, передаётся через культурные представления, которые усваиваются с самого детства.
В первом эксперименте шестидесяти студентам Северо-западного университета предложили вспомнить какой-нибудь этичный или неэтичный поступок, который они когда-нибудь совершили. Затем им сразу демонстрировали серию написанных слов без некоторых букв, которые можно было восстановить двояким способом.
К примеру, надпись W _ _ H можно дополнить до WASH ("мыть") или до WISH ("желание"). Так вот, оказалось, что испытуемые, которые вспоминали про свои нехорошие дела, чаще прибегали к словам с "очищающим" смыслом (в этом примере – WASH). Те же, что вспоминали о добрых поступках, как правило, придумывали любые другие слова.
В следующем эксперименте учёные немного поменяли условия. Участников опять просили вспомнить какое-нибудь этичное или неэтичное деяние, а после предлагали им на выбор бесплатную авторучку или антисептические салфетки. После воспоминания о нехорошем действии, как правило, испытуемые отдавали предпочтение салфеткам, тогда как у остальных в среднем никаких предпочтений не проявлялось.
Тенденция уже кажется понятной, но исследователи не остановились на этом и решили посмотреть на поведение студентов в других, менее похожих условиях.
Следующий опыт поначалу не требовал особенной активности. На этот раз никто не заставлял ничего вспоминать, им нужно было только просто переписать от руки текст. Одним студентам дали текст об адвокате, который помогал в работе своему сотруднику, а другим – тоже о юристе, но который коллеге вредил.
На этой диаграмме два столбца слева показывают оценки разных товаров студентами, переписавшими "хороший текст", справа – переписавшими "плохой". Оказалось, что ещё и "грязный" (иллюстрация Chen-Bo Zhong and Katie Liljenquist).
После этого их попросили просто "поставить оценку" товарам, среди которых были некоторые, связанные с мытьём и очищением (например, мыло или зубная паста). Как оказалось, те, кто переписывал "грязную" историю, значительно выше оценили разные моющие средства, чем это сделали остальные "подопытные".
И хотя эти эксперименты кажутся очень убедительными, Чжун и Лильенквист решили провести заключительное исследование, которое помогло бы избавиться от самых незначительных сомнений.
Теперь испытуемых попросили подумать только о случаях их неэтичного поведения и напечатать рассказ о них на компьютере. Затем одним из них предоставили салфетки, чтобы очистить руки после пользования общественной клавиатурой, а других оставили в "грязном" состоянии.
После этого "вдруг" пришёл студент, который попросил испытуемых помочь ему в каком-то исследовании для его дипломной. Но бесплатном — потому что он, дескать, обычный студент, средств для этого у него нет, но очень нужны данные для работы.
Согласились, конечно, не все. Но интересно то, что помочь захотело 74% "грязных" и всего 41% "чистых" студентов.
Вот этот эксперимент и помог учёные расставить последние точки над "I". По мнению исследователей, он особенно чётко продемонстрировал связь между моральной и физической чистотой. Студенты, очистившие руки, заодно "избавились" и от чувства вины, которая осталась после воспоминания о плохом поступке, и их участие в опыте уже тяготило. А те, которые остались с грязными руками, больше ощущали свою виновность и проявили больше желания сделать доброе, чтобы как-то искупить свой "грех".
Филипп Тетлок ( Philip Е. Tetlock) профессор из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkley), на принимавший участия в этой работе, прокомментировал исследование так:
"Когда ваше поведение связано с чем-то аморальным, и вы думаете, как себя очистить, то для этого есть два направления – одно касается нравственного поведения, а другое – физического очищения, — сказал он. – Мы можем говорить о грязных, скользких или гнилых делах. Как правило, к этому относятся как к метафорам, но, оказывается, что существует и буквальное их понимание".
Картина Маттиаса Стормера (Matthias Stomer) "Пилат, умывающий руки". Показать чистые руки – значит, убедить в безгрешности.
Но понимание это большей частью не рационально, а бессознательно. И человек, сам не думая о том, связывает свою вину с грязью.
Попытка же избавиться от виновности может приводить к парадоксальному поведению. Например, при навязчивых невротических расстройствах человек может мыть руки десятки (!) раз в день. Как показывает психотерапевтическая работа с такими людьми, дело и оказывается в ощущении какого-то давнего "прегрешения", которое человек пытается "смыть", вовсе не задумываясь о том, что он не избавляется от этой вины.
Да, как правило, он в это время думает не о виновности, а о мнимой грязи. А как показало новое исследование, на подсознательном уровне это практически одно и то же.
Но это довольно редкая проблема, и чтобы решить её, нужно разобраться с её психологической основой, а не отказываться от гигиены. Её психологи вовсе не думают отменять. Так что, даже если что-то вдруг не то, всё равно мойте руки перед едой, регулярно чистьте зубы. Ну, и так далее.
Есть немало примеров и в произведениях искусства. Двум учёным – Чень-Бо Чжуну (Chen-Bo Zhong) из университета Торонто (University of Toronto) и Кати Лильенквист (Katie Liljenquist) из Северо-западного университета (Northwestern University) на ум частенько приходила шекспировская леди Макбет, безуспешно пытавшаяся смыть пятна крови с рук после убийства. Кстати то, что они решили изучить, так и называется – "эффект Макбет".
Но исследовали они совсем не английскую литературу, а самых обычных людей, точнее, студентов — кого же ещё?
Представление о виновности и чистоте, по-видимому, передаётся через культурные представления, которые усваиваются с самого детства.
В первом эксперименте шестидесяти студентам Северо-западного университета предложили вспомнить какой-нибудь этичный или неэтичный поступок, который они когда-нибудь совершили. Затем им сразу демонстрировали серию написанных слов без некоторых букв, которые можно было восстановить двояким способом.
К примеру, надпись W _ _ H можно дополнить до WASH ("мыть") или до WISH ("желание"). Так вот, оказалось, что испытуемые, которые вспоминали про свои нехорошие дела, чаще прибегали к словам с "очищающим" смыслом (в этом примере – WASH). Те же, что вспоминали о добрых поступках, как правило, придумывали любые другие слова.
В следующем эксперименте учёные немного поменяли условия. Участников опять просили вспомнить какое-нибудь этичное или неэтичное деяние, а после предлагали им на выбор бесплатную авторучку или антисептические салфетки. После воспоминания о нехорошем действии, как правило, испытуемые отдавали предпочтение салфеткам, тогда как у остальных в среднем никаких предпочтений не проявлялось.
Тенденция уже кажется понятной, но исследователи не остановились на этом и решили посмотреть на поведение студентов в других, менее похожих условиях.
Следующий опыт поначалу не требовал особенной активности. На этот раз никто не заставлял ничего вспоминать, им нужно было только просто переписать от руки текст. Одним студентам дали текст об адвокате, который помогал в работе своему сотруднику, а другим – тоже о юристе, но который коллеге вредил.
На этой диаграмме два столбца слева показывают оценки разных товаров студентами, переписавшими "хороший текст", справа – переписавшими "плохой". Оказалось, что ещё и "грязный" (иллюстрация Chen-Bo Zhong and Katie Liljenquist).
После этого их попросили просто "поставить оценку" товарам, среди которых были некоторые, связанные с мытьём и очищением (например, мыло или зубная паста). Как оказалось, те, кто переписывал "грязную" историю, значительно выше оценили разные моющие средства, чем это сделали остальные "подопытные".
И хотя эти эксперименты кажутся очень убедительными, Чжун и Лильенквист решили провести заключительное исследование, которое помогло бы избавиться от самых незначительных сомнений.
Теперь испытуемых попросили подумать только о случаях их неэтичного поведения и напечатать рассказ о них на компьютере. Затем одним из них предоставили салфетки, чтобы очистить руки после пользования общественной клавиатурой, а других оставили в "грязном" состоянии.
После этого "вдруг" пришёл студент, который попросил испытуемых помочь ему в каком-то исследовании для его дипломной. Но бесплатном — потому что он, дескать, обычный студент, средств для этого у него нет, но очень нужны данные для работы.
Согласились, конечно, не все. Но интересно то, что помочь захотело 74% "грязных" и всего 41% "чистых" студентов.
Вот этот эксперимент и помог учёные расставить последние точки над "I". По мнению исследователей, он особенно чётко продемонстрировал связь между моральной и физической чистотой. Студенты, очистившие руки, заодно "избавились" и от чувства вины, которая осталась после воспоминания о плохом поступке, и их участие в опыте уже тяготило. А те, которые остались с грязными руками, больше ощущали свою виновность и проявили больше желания сделать доброе, чтобы как-то искупить свой "грех".
Филипп Тетлок ( Philip Е. Tetlock) профессор из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkley), на принимавший участия в этой работе, прокомментировал исследование так:
"Когда ваше поведение связано с чем-то аморальным, и вы думаете, как себя очистить, то для этого есть два направления – одно касается нравственного поведения, а другое – физического очищения, — сказал он. – Мы можем говорить о грязных, скользких или гнилых делах. Как правило, к этому относятся как к метафорам, но, оказывается, что существует и буквальное их понимание".
Картина Маттиаса Стормера (Matthias Stomer) "Пилат, умывающий руки". Показать чистые руки – значит, убедить в безгрешности.
Но понимание это большей частью не рационально, а бессознательно. И человек, сам не думая о том, связывает свою вину с грязью.
Попытка же избавиться от виновности может приводить к парадоксальному поведению. Например, при навязчивых невротических расстройствах человек может мыть руки десятки (!) раз в день. Как показывает психотерапевтическая работа с такими людьми, дело и оказывается в ощущении какого-то давнего "прегрешения", которое человек пытается "смыть", вовсе не задумываясь о том, что он не избавляется от этой вины.
Да, как правило, он в это время думает не о виновности, а о мнимой грязи. А как показало новое исследование, на подсознательном уровне это практически одно и то же.
Но это довольно редкая проблема, и чтобы решить её, нужно разобраться с её психологической основой, а не отказываться от гигиены. Её психологи вовсе не думают отменять. Так что, даже если что-то вдруг не то, всё равно мойте руки перед едой, регулярно чистьте зубы. Ну, и так далее.
Обсуждения Чистота физическая