Для начала несколько цитат.
«Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали
просто тиранами». (Сократ; 400 лет до н.э.)
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей.
«Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали
просто тиранами». (Сократ; 400 лет до н.э.)
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей.
Видимо, конец мира уже недалек.» (Свиток папируса; около 4000 лет).
Как видим, это явление – конфликт поколений, сопровождает человечество тысячелетия и поэтому можно утверждать, что у него имеются природные корни. Почему между не только разными людьми, а между даже кровно близкими возникает непонимание и взаимное отторжение?
Дело в том, что ребенок для родителей дорог и любим, так как он – воплощение их желаний. А родители для ребенка с момента рождения являются такой же данностью, как Солнце, воздух или, скажем, мебель в детской. Поэтому, в отличие от природной любви родителей к детям, в них она отсутствует и ее надо строить, что называется, с пеленок.
Позже к этой разнице добавляется еще одна. Новое поколение по природе является строителем следующей ступени развития и, естественно, отвергает многие ценности предыдущего поколения. Образно выражаясь, дети воспринимают родителей не просто как «мебель», а как «старую мебель», годную разве только на выброс.
Это явление особенно обострилось в последние 80 -100 лет, так как современный уровень развития позволяет одновременно жить 3-4 поколениям.Как же воспитать в детях уважение и любовь к старшим поколениям?
Первое, что приходит на ум – ограничить восприятие родительской любви, как некоей абсолютной данности от природы. Не случайно существует древнее библейское выражение: «Жалеющий розги ненавидит своего сына».
Иначе говоря, природную родительскую любовь обязательно надо уравновесить требовательностью и строгостью. Но возникает другой вопрос: требовательностью и строгостью в какой форме и, главное, в чем, в каком направлении?
Начнем с формы.
Можно путем принуждения заставить ребенка уважать старших. Но это на самом деле будет не уважение к старшим, а страх перед ними.
Можно действовать путем уговоров и увещеваний. Но опыт свидетельствует, что таким образом можно добиться лишь кратковременного результата.
Психологи и педагоги давно подметили природное детское стремление подражать действиям взрослых. Поэтому представляется, что единственной действенной формой воздействия на ребенка является личный пример.
А теперь подумаем: пример в каком направлении мы, старшие, можем показать нашим детям? В каком мире мы предлагаем им жить?
Реалии жизни заставляют нас обучать их жить в мире конкуренции и вражды. И по-человечески понятно инстинктивное неприятие детьми такой жизни. И это еще одна причина взаимного отторжения.
Получается, что необходимо менять взаимоотношения в обществе, меняться нам самим.
Проще говоря – если хотим изменить отношения в частной ячейке общества (между поколениями в семье), необходимо прежде менять их в обществе в целом. И когда молодые увидят, что общество уважает и ценит их, всегда стремящихся к взаимной заботе и поддержке родителей, они, естественно, также станут их уважать и любить, и им подражать.
Конфликт поколений является следствием их разобщенности. Если все совместно живущие поколения являлись бы партнерами по достижению одной общей цели, это, конечно же, способствовало бы появлению уважительно-партнерских отношений в обществе в целом и в семье в частности.
Для всех независимо от возраста общество является единственной средой существования. Хотелось бы, чтобы это было общество, в котором господствуют не конкурентно-враждебные, а взаимно — дружелюбные и заботливые отношения. Построение такого общества сегодня является уже не некоей фантастической мечтой, а настоятельной потребностью в виду нарастающего общественно-экономического и экологического кризиса.
Поэтому забота о таком обществе может быть той самой единой общей целью всех поколений. Старшие вносили бы в этот процесс свой жизненный опыт, а младшие – юношескую энергию и стремление к развитию. И тогда юность бы знала, а старость могла.
И, наконец, еще одна мысль.
Сегодня никто в системно-организованном порядке не обучается самой важной профессии в мире – быть родителем. В результате общество получает от семьи «бракованных», по-дилетантски воспитанных граждан со всеми вытекающими из этого последствиями.
Даниэль Попель
Как видим, это явление – конфликт поколений, сопровождает человечество тысячелетия и поэтому можно утверждать, что у него имеются природные корни. Почему между не только разными людьми, а между даже кровно близкими возникает непонимание и взаимное отторжение?
Дело в том, что ребенок для родителей дорог и любим, так как он – воплощение их желаний. А родители для ребенка с момента рождения являются такой же данностью, как Солнце, воздух или, скажем, мебель в детской. Поэтому, в отличие от природной любви родителей к детям, в них она отсутствует и ее надо строить, что называется, с пеленок.
Позже к этой разнице добавляется еще одна. Новое поколение по природе является строителем следующей ступени развития и, естественно, отвергает многие ценности предыдущего поколения. Образно выражаясь, дети воспринимают родителей не просто как «мебель», а как «старую мебель», годную разве только на выброс.
Это явление особенно обострилось в последние 80 -100 лет, так как современный уровень развития позволяет одновременно жить 3-4 поколениям.Как же воспитать в детях уважение и любовь к старшим поколениям?
Первое, что приходит на ум – ограничить восприятие родительской любви, как некоей абсолютной данности от природы. Не случайно существует древнее библейское выражение: «Жалеющий розги ненавидит своего сына».
Иначе говоря, природную родительскую любовь обязательно надо уравновесить требовательностью и строгостью. Но возникает другой вопрос: требовательностью и строгостью в какой форме и, главное, в чем, в каком направлении?
Начнем с формы.
Можно путем принуждения заставить ребенка уважать старших. Но это на самом деле будет не уважение к старшим, а страх перед ними.
Можно действовать путем уговоров и увещеваний. Но опыт свидетельствует, что таким образом можно добиться лишь кратковременного результата.
Психологи и педагоги давно подметили природное детское стремление подражать действиям взрослых. Поэтому представляется, что единственной действенной формой воздействия на ребенка является личный пример.
А теперь подумаем: пример в каком направлении мы, старшие, можем показать нашим детям? В каком мире мы предлагаем им жить?
Реалии жизни заставляют нас обучать их жить в мире конкуренции и вражды. И по-человечески понятно инстинктивное неприятие детьми такой жизни. И это еще одна причина взаимного отторжения.
Получается, что необходимо менять взаимоотношения в обществе, меняться нам самим.
Проще говоря – если хотим изменить отношения в частной ячейке общества (между поколениями в семье), необходимо прежде менять их в обществе в целом. И когда молодые увидят, что общество уважает и ценит их, всегда стремящихся к взаимной заботе и поддержке родителей, они, естественно, также станут их уважать и любить, и им подражать.
Конфликт поколений является следствием их разобщенности. Если все совместно живущие поколения являлись бы партнерами по достижению одной общей цели, это, конечно же, способствовало бы появлению уважительно-партнерских отношений в обществе в целом и в семье в частности.
Для всех независимо от возраста общество является единственной средой существования. Хотелось бы, чтобы это было общество, в котором господствуют не конкурентно-враждебные, а взаимно — дружелюбные и заботливые отношения. Построение такого общества сегодня является уже не некоей фантастической мечтой, а настоятельной потребностью в виду нарастающего общественно-экономического и экологического кризиса.
Поэтому забота о таком обществе может быть той самой единой общей целью всех поколений. Старшие вносили бы в этот процесс свой жизненный опыт, а младшие – юношескую энергию и стремление к развитию. И тогда юность бы знала, а старость могла.
И, наконец, еще одна мысль.
Сегодня никто в системно-организованном порядке не обучается самой важной профессии в мире – быть родителем. В результате общество получает от семьи «бракованных», по-дилетантски воспитанных граждан со всеми вытекающими из этого последствиями.
Даниэль Попель
Обсуждения Отцы и дети
Мало кто хоть в каком-то порядке обучается быть человеком.
А у говорящих животных дети, естественно, вырастают по подобию.. если не повезет..