Гендерные различия как следствие асимметрии полов
Как известно, в биологических и социальных системах действует Закон доминирования асимметрии в системе, что обеспечивает ей выживание и развитие в целом. Проявляется этот Закон уже в том, что существуют два разных (основных) пола, обладающие разными признаками и качествами, начиная с генетического уровня и кончая своим предназначением, т.е. - своей социальной ролью.
Как известно, в биологических и социальных системах действует Закон доминирования асимметрии в системе, что обеспечивает ей выживание и развитие в целом. Проявляется этот Закон уже в том, что существуют два разных (основных) пола, обладающие разными признаками и качествами, начиная с генетического уровня и кончая своим предназначением, т.е. - своей социальной ролью.
Эти различия, обусловленные действием данного Закона, проявляются уже с момента рождения человека. Здесь следует отметить, что наряду с внешними признаками асимметрии (лицо, руки, пробор на голове и т.п.) существуют и внутренние, обусловленные психофизиологическими различиями, которые мы называем гендерными.
Рассмотрим их виды и различия: МУЖЧИНЫ (определяются мужскими гениталиями), МЕРМЫ – маскулинные гермафродиты (определяются доминированием мужских гениталий при наличии и женских), ГЕРМЫ – гермафродиты (в равной степени присутствуют мужские и женские признаки), ЖЕНЩИНЫ (определяются наличием женских гениталий) и ФЕРМЫ – феминные гермафродиты (определяются доминированием женских гениталий при наличии мужских). Однако при наличии биологических полов мы можем говорить и о существовании ГЕНДЕРА - психологического или социального пола который нами определяем как психофизиологические различия обусловленные асимметрией биологических полов.
Гендерные различия проявляются в виде соответствующей социальной роли в процессе жизнедеятельности индивида: - Доминанта по маскулинности, которая определяется как совокупность психосоматических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины. Основные маскулинные ценности: независимость, социальная успешность, высокий уровень личностных достижений. - Доминанта по феминности определяемая как совокупность психосоматических и поведенческих признаков, отличающих женщину от мужчины. Основные феминные ценности: любовь, семья, человеческие отношения. - Андрогинная (смешанная) ролевая позиция – это наличие маскулинных и феминных качеств почти в равных пропорциях.
Исследования и наблюдения ученых показали, что наличие внешних признаков по МУЖСКОМУ (МАСКУЛИННОСТЬ) и ЖЕНСКОМУ (ФЕМИННОСТЬ) типам НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЮТ С ГЕНДЕРНОЙ ДОМИНАНТОЙ личности. Рассмотрим их:
1. РАЗЛИЧИЯ НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
(М) Юноши
Доминирует полушарие, которое отвечает:
•за распознавание зрительных и музыкальных образов;
•за сознательную ориентацию в пространстве;
•за более развитое абстрактное мышление.
Доминирует оперативная память и нестандартность мышления.
Склонность к дедукции (от общего к частному).
Большая активность нейронов в структурах регулирующих моторику.
Носитель изменчивости .
(Ф) Девушки
Доминирует полушарие, которое отвечает:
• за регуляцию речи, письма и счета;
• за интуитивную ориентацию в пространстве;
• за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление.
Доминирует долговременная память и консервативность мышления.
Склонность к индукции (от конкретных примеров к общему).
Большая активность нейронов регулирующих эмоциональные процессы.
Носитель наследственности.
Количество нейронов в единице объёма мозгового вещества у женщин
на 11% больше чем у мужчин
2. РАЗЛИЧИЯ НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ
(М) Юноши
Бǒльшая масса тела, жировая составляющая около 12%. Бǒльшая физическая сила.
Мужской тип руки: более короткие и более толстые пальцы, указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии).
Слабое обоняние (один из маркёров повышенной агрессивности и жестокости).
Быстрее развивают свою моторику в силе и соразмерности движений
Для нормального физического развития требуется свободное пространство и много движения.
Менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется).
(Ф) Девушки
Меньшая масса. Жировая составляющая около 25%. Бǒльшые гибкость и подвижность.
Женский тип руки: более тонкие и удлиненные пальцы, указательный палец длиннее безымянного (как элемент женской асимметрии, обусловленный эстрогеном).
Хорошо развитое обоняние (как признак человеколюбия, доброты и нежности).
Быстрее развивают точность и координацию движений
Хорошо развивается физически в относительно небольшом и ограниченном пространстве.
Аккуратна при работе с предметами, большая точность движений.
3. РАЗЛИЧИЯ НА КОГНИТИВНОМ УРОВНЕ
(М) Юноши
Доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали (в основном поворотом головы).
Изучает окружающую среду и объекты, с которыми контактирует.
Познавательные потребности в форме любознательности.
Доминирует качественный подход к изучению учебного материала.
Склонность к творчеству и самостоятельности. Широкий полет фантазии и бесшабашность. Творческая деятельность носит инновационный характер.
Склонность к абстрактному мышлению и философствованию.
Синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе.
Предпочтение при обучении схемам, графикам, опорным конспектам и др
Склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность.
Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.
Предпочтение отдаётся практической деятельности.
Более развиты математические спо собности.
В основном учится неровно, но к 16–17 годам начинает совершенствоваться в избранной им области.
(Ф) Девушки
Визуальное восприятие информации в первую очередь по горизонтали (даже одним движением глаз). Изучает в первую очередь себя и своё окружение.
Познавательные потребности в форме любопытства.
Доминирует количественный подход к изучению учебного материала.
Склонность к алгоритму, шаблону и к исполнительности. Интуиция и предусмотрительность в реальных действиях и поступках.
Творческая деятельность носит декоративный характер (украшение и украшательство).
Большая предметность и практичность мышления.
Умение анализировать на эмоционально-чувственной основе.
При обучении отдаётся предпочтение стандартному текстовому материалу.
Склонность к монологу и повествованию, расчетливость.
Низкая скорость концентрации внимания, в критических ситуациях часто теряется.
Сильная тяга к вербальной деятельности.
Более развиты эстетические потребности и способности к языкам.
Раньше различают цвета и оттенки, прочнее овладевают трудовыми навыками с детства, учатся более ровно.
4. РАЗЛИЧИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ
(М) Юноши
Чаще доминирует сангвинический или холерический темперамент. Более развиты возбудительные процессы.
Быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней.
С трудом переносит стресс. Эмоциональный срыв гасится с трудом, часто через резкое действие или слово.
Более логичен и доказателен. Чаще впадает в состояние аффекта. Чувства более драматичны.
Более индивидуален (пример: занятия спортом – предпочитает по утрам бегать один).
Самохарактеристика более объективна, т.к. анализируются реальные события, факты и явления.
Нередко допускает либерализм при оценке действий других людей, особенно женщин (джентльменство).
Относительно небольшой словарный запас и объем кратковременной памяти.
Творческий характер мышления, лучшая наблюдательность и точность воспроизведения информации.
(Ф) Девушки
Чаще доминирует флегматический или меланхолический темперамент. Более развиты процессы торможения.
Адаптация к среде через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слезы).
Эмоциональный стресс переносит легче через переключение на другие эмоции или слезы.
Полагается больше на интуицию. Больше во власти настроения.
Чувства более оптимистичны. Более коллективна, например, спорт – предпочитает заниматься в группе (аэробика и т.п.).
Самооценка более субъективна, т.к. упор делается на испытываемые чувства, мечты и переживания.
Более требовательна и бескомпромисна к окружающим при исполнении контрольных функций.
Хороший объем кратковременной памяти и неплохой словарный запас.
Более высокие показатели развития внимания: избирательность, объем, переключаемость при обучении.
5. РАЗЛИЧИЯ НА УРОВНЕ ОБЩЕНИЯ (КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ)
(М) Юноши
Широкий круг общения с представителями собственного пола по разным основаниям: место жительства, общие интересы и т.п.Более постоянен в дружбе и своих привязанностях.
Стиль общения оринтирован, прежде всего, на демонстрацию физического развития и сокрытия имеющихся слабостей (боязнь несоответствия существующим стереотипам).
Легко выбирает (признаёт) лидера и ориентируется на него в своих поступках.
Воинственен и более агрессивен, чаще проявляет твердость и суровость (прямая зависимость от количества тестостерона в организме), склонность к физической агрессии.
Больше властности и дерзновения. Стремится руководить, подчиняется с трудом.
Компьютер как способ реализовать свою фантазию (способ проникновения в виртуальный мир).
Дух соревнования в силе, ловкости и уме. Культ силы и мужества. Стремление к силовому спорту, технике.
Интерес к самоутверждению в своей профессии на личностном уровне, способность к конкуренции в ней.
Противоположный пол – цель, а не средство (актуализирован на своих проблемах и своих возможностях). Мужской тип поведения и сексуальности обусловлен количеством тестостерона в организме. Мужчина стремится.
Неустойчивость интересов и склонностей в период полового созревания.
(Ф) Девушки
Ориентация на общение с обоими полами с предпочтением подруг (до появления друга противоположного пола после 12-13 летнего возраста).
Склонна к переменам и разнообразию в общении.
Стиль общения ориентируется, прежде всего, на установление психологической близости с подругами и уменьшение социальной дистанции с другими людьми.
Отказ от борьбы за лидерство, предпочтение отдаётся личному соперничеству.
Сострадательна и более человеколюбива, чаще проявляет нежность и заботу, но проявляет вербальную агрессивность: слухи, сплетни, насмешки и оскорбления в адрес соперниц. Старательность и послушность. Готова подчиняться, руководить – реже.
Компьютер как средство реальности (способ получения и обработки информации).
Соревнование в овладении вниманием противоположного пола.
Культ красоты и женственности. Любовь к лёгкой атлетике, танцам и т.п.
Интерес к самоутверждению среди себе подобных, на межличностном уровне.
Противоположный пол – средство для достижения своих целей (готовы манипулировать другими для этого).
Женский тип поведения и сексуальности предопределяется количеством эстрогена в её организме. Женщина ждёт.
Устойчива и настойчива в своей женской роли и предназначении с детства.
Мы не согласны с утверждением о равенстве полов по всем признакам, т.е. считаем, что М≠Ж по всем параметрам и утверждаем, что М+Ж=1, т.е. мы утверждаем, что мужчина дополняет женщину, а женщина мужчину, и только вместе они представляют из себя единый социальный феномен, такой как, например, семья. Равенство мужчин и женщин необходимо и возможно только в области их социальных прав, а вот их возможности и социальные роли и в семье, и в обществе в целом далеко не одинаковые, что и было рассмотрено выше. Однако, в последнее время наблюдается много различных публикаций и конференций где под маркой гендерного подхода рассматривается проблема равенства мужчин и женщин по чисто половым физическим признакам. Причина очевидно в том, что gender (англ) это и есть «пол» в переводе на русский язык, но мы под этим термином понимаем нечто другое, а именно психологический пол личности, обусловленный её психофизиологическими особенностями, как следствие асимметрии биологических полов.
В.Симонов
Рассмотрим их виды и различия: МУЖЧИНЫ (определяются мужскими гениталиями), МЕРМЫ – маскулинные гермафродиты (определяются доминированием мужских гениталий при наличии и женских), ГЕРМЫ – гермафродиты (в равной степени присутствуют мужские и женские признаки), ЖЕНЩИНЫ (определяются наличием женских гениталий) и ФЕРМЫ – феминные гермафродиты (определяются доминированием женских гениталий при наличии мужских). Однако при наличии биологических полов мы можем говорить и о существовании ГЕНДЕРА - психологического или социального пола который нами определяем как психофизиологические различия обусловленные асимметрией биологических полов.
Гендерные различия проявляются в виде соответствующей социальной роли в процессе жизнедеятельности индивида: - Доминанта по маскулинности, которая определяется как совокупность психосоматических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины. Основные маскулинные ценности: независимость, социальная успешность, высокий уровень личностных достижений. - Доминанта по феминности определяемая как совокупность психосоматических и поведенческих признаков, отличающих женщину от мужчины. Основные феминные ценности: любовь, семья, человеческие отношения. - Андрогинная (смешанная) ролевая позиция – это наличие маскулинных и феминных качеств почти в равных пропорциях.
Исследования и наблюдения ученых показали, что наличие внешних признаков по МУЖСКОМУ (МАСКУЛИННОСТЬ) и ЖЕНСКОМУ (ФЕМИННОСТЬ) типам НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЮТ С ГЕНДЕРНОЙ ДОМИНАНТОЙ личности. Рассмотрим их:
1. РАЗЛИЧИЯ НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
(М) Юноши
Доминирует полушарие, которое отвечает:
•за распознавание зрительных и музыкальных образов;
•за сознательную ориентацию в пространстве;
•за более развитое абстрактное мышление.
Доминирует оперативная память и нестандартность мышления.
Склонность к дедукции (от общего к частному).
Большая активность нейронов в структурах регулирующих моторику.
Носитель изменчивости .
(Ф) Девушки
Доминирует полушарие, которое отвечает:
• за регуляцию речи, письма и счета;
• за интуитивную ориентацию в пространстве;
• за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление.
Доминирует долговременная память и консервативность мышления.
Склонность к индукции (от конкретных примеров к общему).
Большая активность нейронов регулирующих эмоциональные процессы.
Носитель наследственности.
Количество нейронов в единице объёма мозгового вещества у женщин
на 11% больше чем у мужчин
2. РАЗЛИЧИЯ НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ
(М) Юноши
Бǒльшая масса тела, жировая составляющая около 12%. Бǒльшая физическая сила.
Мужской тип руки: более короткие и более толстые пальцы, указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии).
Слабое обоняние (один из маркёров повышенной агрессивности и жестокости).
Быстрее развивают свою моторику в силе и соразмерности движений
Для нормального физического развития требуется свободное пространство и много движения.
Менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется).
(Ф) Девушки
Меньшая масса. Жировая составляющая около 25%. Бǒльшые гибкость и подвижность.
Женский тип руки: более тонкие и удлиненные пальцы, указательный палец длиннее безымянного (как элемент женской асимметрии, обусловленный эстрогеном).
Хорошо развитое обоняние (как признак человеколюбия, доброты и нежности).
Быстрее развивают точность и координацию движений
Хорошо развивается физически в относительно небольшом и ограниченном пространстве.
Аккуратна при работе с предметами, большая точность движений.
3. РАЗЛИЧИЯ НА КОГНИТИВНОМ УРОВНЕ
(М) Юноши
Доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали (в основном поворотом головы).
Изучает окружающую среду и объекты, с которыми контактирует.
Познавательные потребности в форме любознательности.
Доминирует качественный подход к изучению учебного материала.
Склонность к творчеству и самостоятельности. Широкий полет фантазии и бесшабашность. Творческая деятельность носит инновационный характер.
Склонность к абстрактному мышлению и философствованию.
Синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе.
Предпочтение при обучении схемам, графикам, опорным конспектам и др
Склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность.
Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.
Предпочтение отдаётся практической деятельности.
Более развиты математические спо собности.
В основном учится неровно, но к 16–17 годам начинает совершенствоваться в избранной им области.
(Ф) Девушки
Визуальное восприятие информации в первую очередь по горизонтали (даже одним движением глаз). Изучает в первую очередь себя и своё окружение.
Познавательные потребности в форме любопытства.
Доминирует количественный подход к изучению учебного материала.
Склонность к алгоритму, шаблону и к исполнительности. Интуиция и предусмотрительность в реальных действиях и поступках.
Творческая деятельность носит декоративный характер (украшение и украшательство).
Большая предметность и практичность мышления.
Умение анализировать на эмоционально-чувственной основе.
При обучении отдаётся предпочтение стандартному текстовому материалу.
Склонность к монологу и повествованию, расчетливость.
Низкая скорость концентрации внимания, в критических ситуациях часто теряется.
Сильная тяга к вербальной деятельности.
Более развиты эстетические потребности и способности к языкам.
Раньше различают цвета и оттенки, прочнее овладевают трудовыми навыками с детства, учатся более ровно.
4. РАЗЛИЧИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ
(М) Юноши
Чаще доминирует сангвинический или холерический темперамент. Более развиты возбудительные процессы.
Быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней.
С трудом переносит стресс. Эмоциональный срыв гасится с трудом, часто через резкое действие или слово.
Более логичен и доказателен. Чаще впадает в состояние аффекта. Чувства более драматичны.
Более индивидуален (пример: занятия спортом – предпочитает по утрам бегать один).
Самохарактеристика более объективна, т.к. анализируются реальные события, факты и явления.
Нередко допускает либерализм при оценке действий других людей, особенно женщин (джентльменство).
Относительно небольшой словарный запас и объем кратковременной памяти.
Творческий характер мышления, лучшая наблюдательность и точность воспроизведения информации.
(Ф) Девушки
Чаще доминирует флегматический или меланхолический темперамент. Более развиты процессы торможения.
Адаптация к среде через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слезы).
Эмоциональный стресс переносит легче через переключение на другие эмоции или слезы.
Полагается больше на интуицию. Больше во власти настроения.
Чувства более оптимистичны. Более коллективна, например, спорт – предпочитает заниматься в группе (аэробика и т.п.).
Самооценка более субъективна, т.к. упор делается на испытываемые чувства, мечты и переживания.
Более требовательна и бескомпромисна к окружающим при исполнении контрольных функций.
Хороший объем кратковременной памяти и неплохой словарный запас.
Более высокие показатели развития внимания: избирательность, объем, переключаемость при обучении.
5. РАЗЛИЧИЯ НА УРОВНЕ ОБЩЕНИЯ (КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ)
(М) Юноши
Широкий круг общения с представителями собственного пола по разным основаниям: место жительства, общие интересы и т.п.Более постоянен в дружбе и своих привязанностях.
Стиль общения оринтирован, прежде всего, на демонстрацию физического развития и сокрытия имеющихся слабостей (боязнь несоответствия существующим стереотипам).
Легко выбирает (признаёт) лидера и ориентируется на него в своих поступках.
Воинственен и более агрессивен, чаще проявляет твердость и суровость (прямая зависимость от количества тестостерона в организме), склонность к физической агрессии.
Больше властности и дерзновения. Стремится руководить, подчиняется с трудом.
Компьютер как способ реализовать свою фантазию (способ проникновения в виртуальный мир).
Дух соревнования в силе, ловкости и уме. Культ силы и мужества. Стремление к силовому спорту, технике.
Интерес к самоутверждению в своей профессии на личностном уровне, способность к конкуренции в ней.
Противоположный пол – цель, а не средство (актуализирован на своих проблемах и своих возможностях). Мужской тип поведения и сексуальности обусловлен количеством тестостерона в организме. Мужчина стремится.
Неустойчивость интересов и склонностей в период полового созревания.
(Ф) Девушки
Ориентация на общение с обоими полами с предпочтением подруг (до появления друга противоположного пола после 12-13 летнего возраста).
Склонна к переменам и разнообразию в общении.
Стиль общения ориентируется, прежде всего, на установление психологической близости с подругами и уменьшение социальной дистанции с другими людьми.
Отказ от борьбы за лидерство, предпочтение отдаётся личному соперничеству.
Сострадательна и более человеколюбива, чаще проявляет нежность и заботу, но проявляет вербальную агрессивность: слухи, сплетни, насмешки и оскорбления в адрес соперниц. Старательность и послушность. Готова подчиняться, руководить – реже.
Компьютер как средство реальности (способ получения и обработки информации).
Соревнование в овладении вниманием противоположного пола.
Культ красоты и женственности. Любовь к лёгкой атлетике, танцам и т.п.
Интерес к самоутверждению среди себе подобных, на межличностном уровне.
Противоположный пол – средство для достижения своих целей (готовы манипулировать другими для этого).
Женский тип поведения и сексуальности предопределяется количеством эстрогена в её организме. Женщина ждёт.
Устойчива и настойчива в своей женской роли и предназначении с детства.
Мы не согласны с утверждением о равенстве полов по всем признакам, т.е. считаем, что М≠Ж по всем параметрам и утверждаем, что М+Ж=1, т.е. мы утверждаем, что мужчина дополняет женщину, а женщина мужчину, и только вместе они представляют из себя единый социальный феномен, такой как, например, семья. Равенство мужчин и женщин необходимо и возможно только в области их социальных прав, а вот их возможности и социальные роли и в семье, и в обществе в целом далеко не одинаковые, что и было рассмотрено выше. Однако, в последнее время наблюдается много различных публикаций и конференций где под маркой гендерного подхода рассматривается проблема равенства мужчин и женщин по чисто половым физическим признакам. Причина очевидно в том, что gender (англ) это и есть «пол» в переводе на русский язык, но мы под этим термином понимаем нечто другое, а именно психологический пол личности, обусловленный её психофизиологическими особенностями, как следствие асимметрии биологических полов.
В.Симонов
Обсуждения Гендерные различия как следствие асимметрии полов