Вот уже несколько лет я исследую духовные учения и пробую на себе различные практики. За эти годы ушло много важности, появилось некоторое специфическое чувство юмора, которое вылилось в цикл статей «Антиэзотерика». Однако данная статья посвящена поиску практики для всех.
То есть абсолютно всех: нищих и богатых, больных ДЦП и чемпионов мира по лёгкой атлетике, учёных и больных синдромом Дауна. Выполнять эту практику не смогут разве что люди, находящиеся в коме.
Уже много лет я слышу призывы различных эзотерических, духовных и мистических учений. Они гласят: нужен Мастер, нужно правильно питаться, нужно ехать в Тибет, нужно повторять какие-то мантры, нужно заниматься йогой, нужно вести определённый образ жизни и т.п. В такие моменты я всегда думал: «А что делать тем, кто сидит в тюрьме? Тем, кто прикован к инвалидному креслу? Тем, кто лишен ног и рук? Что делать слепо-глухо-немым? Людям, живущим в рабстве?». Наверное, этим группам населения нашей планеты остаётся только доживать свой, отягощённый кармой, век и верить в то, что они реинкарнируют в более комфортных условиях.
И вот в книгах Э. Толле я нашёл практику, которую может делать каждый. Потому что те, кто делать её уже не в силах, ни в каких практиках не нуждаются. Эта практика – наблюдение за дыханием. У В. Пелевина в книге «Затворник и Шестипалый» есть такие строки: «Истина оказалась настолько проста, что за неё даже обидно». Вот и с практикой наблюдения за дыханием так же. Она настолько проста в исполнении, не требует что-то делать, куда-то ехать, кем-то себя считать, во что-то верить, как-то по-особому жить, что многие просто не замечают её.
Возможно дело еще и в том, что практика наблюдения за дыханием не даёт личностного роста. Она не лечит раковые опухоли, не открывает в вас сверхспособности, не делает вас более привлекательным или эрудированным. По сути, она выполняет лишь две функции: останавливает ум и переносит человека в момент сейчас. Для ума, который не видит жизни вне себя – это смертельно. Именно поэтому мысль о том, что нужно наблюдать своё дыхание так быстро надоедает человеку.
Наблюдать за дыханием, не вмешиваясь в него, не сложно. Первые пять минут. Затем ум подкидывает мысли, на которые стоило бы обратить внимание, и концентрация теряется. Однако стоит возвращаться к этой практике снова и снова, тогда можно провести в наблюдении за дыханием не один час. Это очень непривычно – не думать такое долгое время. Вы можете разговаривать, заниматься спортом или писать статью, как это сейчас делаю я, ваше тело-ум настолько автоматично, что справится и без наблюдателя. Будет получаться даже лучше. Вспоминается аналогия с поваром, которому зрители и подсказчики на кухне только мешают.
В заключение я не буду призывать вас наблюдать за дыханием. Для этого не нужны сторонники или партнёры. Я не буду убеждать, что вы станете счастливее, для счастья нужна личная драма со счастливым концом, а наблюдение за дыханием этого не обеспечивает. Всё что она может дать – присутствие в моменте сейчас, а нужно это или нет, решать только вам.
Уже много лет я слышу призывы различных эзотерических, духовных и мистических учений. Они гласят: нужен Мастер, нужно правильно питаться, нужно ехать в Тибет, нужно повторять какие-то мантры, нужно заниматься йогой, нужно вести определённый образ жизни и т.п. В такие моменты я всегда думал: «А что делать тем, кто сидит в тюрьме? Тем, кто прикован к инвалидному креслу? Тем, кто лишен ног и рук? Что делать слепо-глухо-немым? Людям, живущим в рабстве?». Наверное, этим группам населения нашей планеты остаётся только доживать свой, отягощённый кармой, век и верить в то, что они реинкарнируют в более комфортных условиях.
И вот в книгах Э. Толле я нашёл практику, которую может делать каждый. Потому что те, кто делать её уже не в силах, ни в каких практиках не нуждаются. Эта практика – наблюдение за дыханием. У В. Пелевина в книге «Затворник и Шестипалый» есть такие строки: «Истина оказалась настолько проста, что за неё даже обидно». Вот и с практикой наблюдения за дыханием так же. Она настолько проста в исполнении, не требует что-то делать, куда-то ехать, кем-то себя считать, во что-то верить, как-то по-особому жить, что многие просто не замечают её.
Возможно дело еще и в том, что практика наблюдения за дыханием не даёт личностного роста. Она не лечит раковые опухоли, не открывает в вас сверхспособности, не делает вас более привлекательным или эрудированным. По сути, она выполняет лишь две функции: останавливает ум и переносит человека в момент сейчас. Для ума, который не видит жизни вне себя – это смертельно. Именно поэтому мысль о том, что нужно наблюдать своё дыхание так быстро надоедает человеку.
Наблюдать за дыханием, не вмешиваясь в него, не сложно. Первые пять минут. Затем ум подкидывает мысли, на которые стоило бы обратить внимание, и концентрация теряется. Однако стоит возвращаться к этой практике снова и снова, тогда можно провести в наблюдении за дыханием не один час. Это очень непривычно – не думать такое долгое время. Вы можете разговаривать, заниматься спортом или писать статью, как это сейчас делаю я, ваше тело-ум настолько автоматично, что справится и без наблюдателя. Будет получаться даже лучше. Вспоминается аналогия с поваром, которому зрители и подсказчики на кухне только мешают.
В заключение я не буду призывать вас наблюдать за дыханием. Для этого не нужны сторонники или партнёры. Я не буду убеждать, что вы станете счастливее, для счастья нужна личная драма со счастливым концом, а наблюдение за дыханием этого не обеспечивает. Всё что она может дать – присутствие в моменте сейчас, а нужно это или нет, решать только вам.
Обсуждения Наблюдение за дыханием – практика для всех